Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Культурологии".

Файлы: 1 файл

kulturologia-3.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

1) Культурология - наука, формирующаяся на стыке социальногои гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающаякультуру как целостность, специфическую функцию и модельчеловеческого бытия.

В России культурология  связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

 

Предмет культурологи:

1.Исследование  процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

2.Исследование  общества с точки зрения его  способностей к созданию условий  для духовного творчества развитой  личности.

^

3.Исследования  содержания и форм феноменов  культуры, их пространственно-временные  взаимосвязи.

4.Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

^

5.Исследования  культурного контекста различных  исторических явлений, теорий  социальных систем.

Культурология представляет собой комплекс отраслей или разделов научного знания. Принято выделять следующие подразделы: 
 
* теория и методология культуры (философия культуры, история культурологической мысли); 
 
* история культуры (мировая художественная культура); 
 
* прикладная и эмпирическая культурология (социология культуры, антропология, культура массовых коммуникаций и т.д.).

 

 

2)  Культурология - изучает общество и человека, но взятых в их "культурном" бытии, их отношениях по поводу культуры, её возникновения, развития и изменения в будущем.

Культурология - это наука, изучающая культуру. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания.

 

Поскольку у социальных и гуманитарных наук имеется один, единый, объект исследования, изучения, то все эти науки тесно взаимодействуют друг с другом в изучении этого объекта. Это предопределяет то обстоятельство, что культурология имеет тесные связи с другими науками: философией, историей, литературоведением, искусствоведением и т. д.

Факт единства, взаимодействия разнообразных наук об обществе и человеке в нём не должен закрывать от нас и сохраняющиеся различия в предметах этих наук, а значит, и специфику тех рекомендаций, которые они вырабатывают для практики, чувственной деятельности человека. Культурология изучает культуру общества, человека. Исторически культура и общество предстают в качестве обособленных относительно друг друга образований.

 

Культура носит абсолютный характер, обеспечивая обществу и  человеку преимущества в их существовании, коммуникациях, контактах друг с другом, во взаимоотношениях с окружающей человека природой.

 

Ни литература, ни искусство, ни история, ни другие науки не решают вопроса  о принадлежности тех или иных общественных явлений, событий, поступков, персонажей к миру культуры. Но никто не сомневается, что они - продукт общества, человека.

Историческая "раздельность" общества и его культуры вызывает необходимость  конструирования и особой отрасли  знания, науки, которая изучала бы общество, человека как культурные (или некультурные) образования. И эту задачу решает культурология.

 

3) 3 раздела культурологи: теория,история,морфология культуры. Теория- совокупность взаимосвязанных убеждений,не противоречащих друг другу. В теории культуры главными вопросами являются –закономерности развития культуры(динамика,развитие), - культурный кризис: ситуация возникающая в результате разрыва между культурой со всеми институтами ,структурами и резкоизменившимися условиями общественной жизни.

Социокультурная динамика:  изменения  черт культуры во во времени и пространстве,в результате воздействия внешних и внутренних сил. Морфология-учение о формах.

   Исторический путь, пройденный  человечеством от древности до  настоящего времени, сложен и  противоречив. На этом пути зачастую  соединялись прогрессивные и регрессивные явления — стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. Чем старше делалось человечество, тем сложнее и масштабнее становились проблемы его существования, и в поисках способов их разрешения главную роль всегда играла культура, которая адаптировала человека к постоянно меняющимся условиям жизни, помогала ему найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке.

 

 Слово «культура» — одно  из наиболее употребительных  сегодня, как в научном, так и в практическом обиходе. Мы используем его легко, почти не задумываясь о его содержании. Между тем это одно из наиболее сложных понятий, используемых человеком, поскольку оно имеет множество смыслов. Различные аспекты развития культуры довольно давно привлекли внимание философов, историков, психологов, социологов, этнологов, археологов, лингвистиков. Однако только в XX в. ученые осознанали потребность в специальном межпредметном исследовании культуры. Это и послужило основой для возникновения самостоятельной научной дисциплины о культуре, получившей название культурология.

 

 Выделению культурологии в  самостоятельную область знания  предшествовали длительное развитие  других наук о человеке и  накопление многочисленных фактов  о его духовной жизни. Таким образом, культурология как наука о культуре возникла в середине XX в. в ответ на потребность сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

 

 Значительные успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII—XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера. Он стал рассматривать культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура раскрывает сущностные силы человека, причем у разных народов они значительно различаются, и поэтому в реальной жизни мы можем наблюдать различные стадии и эпохи в развитии культуры. В это же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, его духовные способности.

 

 Происхождение термина «культурология»  принято связывать с именем  американского культурного антрополога  Лесли Алвина Уайта, предложившего  название для новой науки о культуре. Именно он в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил ее общетеоретические основы. Настаивая на необходимости науки о культуре, Уайт предпринял попытку вычленить предмет ее исследования, отграничив его от предметов смежных с нею наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, как утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология — закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он прочил культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира

 

4)   Метод культурологии

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического  и исторического подхода к  изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).

5) В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Помимо этой есть и другая классификация  подходов к пониманию культуры, условно  их называют антропологическим, социологическим  и философским. Суть первого подхода — в признании самоценности культуры каждого народа, ее уникальности, рассмотрение ее как основы образа жизни отдельного человека или общества

Социологический подход: культура осмысливается как фактор образования и организации жизнедеятельности общества. С позиций этого подхода, культура препятствует хаотизации общественной жизни, привнося в нее организованность и упорядоченность. Внутренняя логика общественного развития задается культурой, т.е. совокупностью произведенных в обществе ценностей.

И, наконец, еще одно понимание культуры — философское. Этот подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры, а предполагает проникновение в их сущность путем выявления закономерностей, базисных характеристик и т.д.

Любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют его культуру. Среди подобных явлений — знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи, язык, символика и коды, институты, орудия, технологии, ритуалы и многое другое.

 

 

6)Морфология культуры – это учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии — обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами[1][2]. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[3]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

    Формы культуры:

1)   высокая, или  элитарная культура - изящное искусство,

классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой; 

 

2)   народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции,

обычаи;  представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов

 

3)   массовая культура - культура, сложившаяся с развитием  средств

массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

 Доминантная культура  — ценности, традиции, взгляды и  т. п., разделяемые лишь частью  общества. Но эта часть имеет  возможность навязывать их всему  обществу либо в силу тою,  что она составляет этническое  большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Склонность оценивать  культуру своей нации как хорошую  и правильную, а другую культуру — как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм».

 

7)  Ценности воз­никают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности. Ценность — не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нем человек. Решающее значение при этом имеют сложившиеся в культуре представления об объектах и о том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои желания и потребности. Ценность надо отличать от полезности и от истины. Так, ценная вещь может быть совершенно бесполезной, а полезная — не иметь ценности. Цен­ность реально существующих материальных и духовных благ. Она тем выше, чем больше приближается к идеалу.

Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания.

 

Нормы — это только такие регулятивы, которые общепризнанны  и одобряемы обще­ством. Это предпи­сания («надо»), запреты («нельзя»), разрешения и рекомендации («можно»). Это социокультурные  механизмы управления человеческим поведением. Они складываются в обыденной жизни общества, передаются из поко­ления в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

♦     Общекультурные нормы, которые распространяются на всех членов общества. Это правила поведения в публичных местах, правила вежливости, гражданские права и обязанности и т. п.

♦     Групповые  нормы, к которым относятся стандарты  поведения, характерные для некоторого класса, социальной группы, сообщества или организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"