Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Культурологии".

Файлы: 1 файл

kulturologia-3.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Новое время - с XVII до начала XX в. - культура западноевропейских стран  обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из остального мира и которую  имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом.

Контуры новоевропейской  культуры вырисовываются в XVII столетии. Реформация уже была её зародышем. Монополия  папства на посредничество в общении  человека с Богом рухнула. Духовная атмосфера в обществе изменилась. Английская революция в XVII и французская в XVIII в. ознаменовали наступление новой эры в истории Европы и становление новой европейской культуры.

          6)современная культура.

В XX в. европейский тип  культуры распространился далеко за пределы Европы, охватив другие континенты. Имея в виду, что культура европейского типа характерна уже не только для Европы, её обычно называют «западной культурой». Хотя в разных странах у неё имеются свои особенности, можно говорить о наличии общих черт, типичных для западной культуры в целом.

Современная западная культура - это культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Её главные герои - люди, умеющие делать деньги.

 

14)  Христианизация-обращение в христианство, распространение христианства, внедрение норм христианской религии.

Изучение отечественной культуры — задача не только образовательная. Она тесно связана с другой — не менее важной, вырастить  носителей русской культуры, продолжателей  ее традиций, что будет способствовать ее сохранению как части мировой культуры, расширению границ русской культуры, диалогу культур.

 «О, светло светлая и прекрасно  украшенная земля Русская!

 Многими красотами прославлена  ты: озерами многими славишься,  реками и источниками местно-чтимыми,  горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, велениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!» .

Эти строки, проникнутые глубокой любовью к своей земле, можно  считать эпиграфом к данному  тексту. Они составляют начало древнего литературного памятника «Слово о погибели Русской земли». К сожалению, сохранился только отрывок, который был обнаружен в составе другого произведения — «Повести о житии Александра Невского». Время написания «Слова» — 1237 — начало 1246 г.

 Каждая национальная культура  — это форма самовыражения  народа. В ней проявляются особенности национального характера, миросозерцания, менталитета. Любая культура уникальна и проходит свой, неповторимый путь развития. Это в полной мере относится и к русской культуре. Ее можно сравнивать с культурами Востока и Запада лишь в той мере, в которой они взаимодействуют с нею, оказывают влияние на ее генезис и эволюцию, связаны с русской культурой общей судьбой.

 Попытки понять отечественную  культуру, определить ее место  и роль в круге иных культур  сопряжено с определенными сложностями.  Их можно подразделить на следующие: сильное тяготение исследователей к компаративистскому подходу, постоянной попытке сравнительного анализа нашей культуры и культуры Западной Европы и почти всегда не в пользу первой; идеологизация конкретного культурно-исторического материала и его трактовка с тех или иных позиций, в ходе которой одни факты выдвигаются на первый план, а те, которые не вписываются в концепцию автора, игнорируются.

"Русская идея" — понятие,  с помощью которого можно, следуя  за философами XIX—XX столетий, объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину развития российской культуры, в частности и в особенности философии. Но и на исходе нашего века и второго тысячелетия наблюдается новая вспышка интереса к ушедшим в прошлое спорам и к тем выдающимся мыслителям, которые в них участвовали. Ибо сходные темы и проблемы стали вновь волновать россиян и всех тех, кому небезразличны судьбы России.

1  Любовь к России, к Родине  — характер русского, точнее, российского патриотизма. Патриотизм и критическое отношение к России, к российскому, значит, многонациональному народу, в частности к народу русскому — совместимы ли они? Патриотизм как пробуждение национального самосознания, его исторические фазы и роль в "национальной идентификации" россиян.

2  Историческая миссия России  и ее народа. Утверждение о  русском народе-мессии, возрождение  идеи о России как "третьем  Риме". Различия между "миссионизмом" и "мессианизмом".

3  Исторический путь России, его своеобразие и его пересечение с путями других народов, стран, регионов.

   а) Россия и Запад. 

   б) Россия и Восток. Россия  как Евразия. 

4  Русская душа", или специфика  национального характера русского  народа.

5  Своеобразие российской национальной  культуры. Специфика российской философии. "Национальные" ценности и ценности общечеловеческие.

6  Российская государственность.  Специфика решения проблем свободы,  права, демократии, реформ и революции  в России. Особая социальная роль  и ответственность российской интеллигенции.


Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"