Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Культурологии".
♦ Ролевые нормы определяют характер поведения человека в соответствии с выполняемой им социальной ролью. Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга.
Аксиологический подход
Аксиологический подход
свойственен гуманистической
Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход. Его принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.
8) В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.
Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация.
Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство). Культурный опыт человечества выражен и в текстах.
Культура выражает себя и через мир символов – знаков, не имеющих предметного значения, но через которые открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, превосходящими возможности языка (эти средства – гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно—символический язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).
Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период (включающий дикость и варварство) - от 50 - 20 тыс. лет до н. э. до конца 4 тыс. до н. э. Эпоха дописьменной культуры - это эпоха устной традиции. В эту эпоху знания выражались в форме обыденного житейского рассказа или находили воплощение в мифе, легенде и предании.
Основным культурным кодом дописьменных культур был мифологический. Своеобразие мифа в том, что он сочетал в себе как реальные знания и наблюдения, так и фантазию, вымысел, веру. Важным средством передачи и хранения информации в дописьменной культуре являлось искусство.
Письменные культуры
формируются на рубеже 4 - 3 тыс. до н.э.-
Месопотамии, Древнем Египте, Древнем
Китае. Появление письменности было
связано с усложнением
Появление экранной культуры было связано с возникновением кинематографа. Первый киносеанс был устроен изобретателями - братьями О. и Л. Люмьер в Париже 28 декабря 1895 года. Было показано несколько коротеньких фильмов: "Выход работниц из ворот фабрики", "Прибытие поезда", "Игра в карты", "Кормление младенца" и даже комический эпизод "Политый поливальщик". Начав с документа, хроники, кино уже на втором десятилетии своего существования попыталось инсценировать сюжеты и персонажи литературных произведений, появились крупные планы, менялись точки съемок и отдельно снятые кадры объединялись монтажом.
Следующим этапом в развитии экранной культуры стало появление телевидения и компьютера, в котором современные ученые видят итог эволюции книги и того культурного кода, который основан на линейном способе письма.
9) культурная динамика
1) изменения внутри культуры и
во взаимодействии разных
Кризис культуры
понятие, фиксирующее
ситуацию, возникающую в результате
разрыва между культурой со всеми
ее институтами и структурами
и резко изменившимися
10) понятия «цивилизация» и «культура» отличаются сложностью и многозначностью. Нам представляется более правильным считать эти понятия взаимодополняющими. Если культура характеризует человека, меру его развития, способы самовыражения в различных видах деятельности, то понятие «цивилизация» определяет социальное бытие самой культуры. Современная мировая цивилизация не исходный пункт, а результат сложной и длительной эволюции первоначально отдельных, локальных цивилизаций, в том числе и тех, которые были затем разрушены, уничтожены более сильными.
Культура 20 века отразила кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация
Человек с присущей ему
индивидуальностью и творческим
потенциалом оказывается
Попытки отказа от преемственности
в культуре, создания «новых» (нетрадиционных)
и конструирование «
11) Типология культуры
- классификация культур по типу
и определение места
Задача типологизации культуры состоит в том, чтобы представить конкретно-историческое бытие культуры в виде некоторой целостной органичной системы, установив ее собственный внутренний механизм функционирования и развития. Еще лучше, если предлагаемые принципы типологизации позволят представить движение культуры в качестве всемирно-исторического процесса. При этом, если законы развития, имеющие всеобщий характер, могут быть абстрагированы от конкретно-исторического субстрата культуры, то законы функционирования могут быть представлены только как непосредственное самодвижение именно этого и только этого субстрата. Отсюда и столь распространенные убеждения, что культуры, будучи уникальными, не подчинены действию каких-либо объективных законов.
12) Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. В современной культурологии под "Западом" подразумевается европейская, американская и австралийская культура, под "Востоком" - культура стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Запад разнообразен, Восток еще более пестр, тем не менее у этих двух "противоположных" типов культуры можно выделить присущие им черты, отличительные особенности. Назовем главные из них.
1. Западные и восточные
культуры различаются
2. Западная традиция
подчеркивает активное
3. В рамках западной и восточной культур различным было отношение к природе. В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика - более мудрым.
4. Западная и восточная культура различаются пониманием человека и его отношением к обществу, государству. В европейской культуре сформировалось понимание человека как автономной, независимой личности, наделенной естественными правами (данными от рождения), которые должно гарантировать государство. В отличие от Запада на Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение перед властью. Для восточных обществ характерны значительная роль государства и коллективистские традиции.
5. Западная и восточная
культура отличаются
6. Неодинаковым было соотношение разных видов культуры на Западе и Востоке. Важная черта восточной культуры - это тесное переплетение философских, научных и религиозных идей. Восточная культура исключает их противопоставление. На Востоке наука рассматривалась прежде всего как средство совершенствования человека
13) В качестве основных исторических типов культуры рассматриваются:
1)первобытная культура;
Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры является синкретизм - нерасчленённость, недифференцированность её форм, свойственная их неразвитому состоянию. Другая важная особенность этой культуры - её бесписьменность. Это обусловливает медленность накопления информации в обществе и вытекающие отсюда слабые темпы культурного и социального развития.
2)античная культура;
Эпоха античной культуры начинается с образования греческих полисов - городов-государств в начале I тыс. до н.э. - и завершается падением Римской империи в V в. н.э.
Античная культура на протяжении всего времени своего существования остаётся в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.
3)средневековая культура;
Средневековье - это тысячелетие,
условными историческими рамкам
Первая из них - это традиции дряхлеющей греко-римской культуры. Они сохранялись в немногих культурных центрах, но новых идей дать уже не могли.
Вторая сила - дух варварства. Носителями его были различные народы, населявшие провинции Римской империи и вторгавшиеся в неё извне.
Христианство было третьей и самой могущественной из сил, определявших путь культурного развития Европы. Оно опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира, и ввело в сознание людей новые гуманистические установки.
4)культура эпохи Возрождения;
Эпохой Возрождения (или Ренессанса) называют период XIV-XVI вв., который стал переломным в истории западноевропейской культуры. Возрождение - это культурная революция, которая подорвала устои средневекового мировоззрения и создала духовные предпосылки нового типа общества, формирующегося в Европе в XVII-XIX вв. Два основных идейных движения определили облик этой эпохи.
5)культура Нового времени;