Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"

Файлы: 1 файл

Зачёт)))культ).doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Билет 1

Культурология – новая научная дисциплина. Это  гуманитарная наука о сущности, закономерностях  существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Появляется в XX веке.  Культурология изучает как культуры в целом (Европейская культура, культура русского средневековья), так и отдельные явления культуры (материальную культуру, духовную, быт, искусство, религию, семью).

Т.к. культурология  – дисциплина гуманитарная, то нет  единой культурологии, теорий культуры столько, сколько крупных культурологов, каждое оригинальное культурологическое направление задает свой подход и предмет.

Исследования  культуры имеют глубокие философские  традиции (философия истории и  культуры) и привлекают внимание представителей др. наук: археологии, этнографии, психологии, социологии, истории и др.

  Попытки  обнаружить за номинальным единством,  фиксируемым понятием КР, реальное, адекватно выразить его научными  средствами – одна из главных  задач КЛ.

КЛ представляет собой вид знания, переросшего  родительскую оценку философии, хотя и находится в стадии становления уточнения своего предмета и методов. Трудности становления КЛ прежде всего вызваны сложностью, многоплановостью понятия КР.

В настоящее  время выделяются три основных подхода:

  1. Рассматривает КЛ как комплекс дисциплин, изучающих КР. Образующим моментом здесь является цель изучения КР в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.
  2. Представляет КЛ как раздел дисциплин, изучающих КР (КЛ как философия культуры)
  3. Обнаруживает стремление рассматривать КЛ как самостоятельную научную дисциплину, а это предполагает определение предмета и метода исследования, место КЛ в системе социально-гуманитарного знания.

Существуют модели современных культурологических исследований:

- классическая: с жестким разделением субъекта  и объекта по знаниям (рациональная  методология)

- неклассическая  – ориентируется  на изучении  повседневной жизни человека  на принципах номинализма, герменевтики («разъясняю, истолковываю»)

- постмодернистская – реализует феноменологический подход, переосмысливает в рамках своей КР чужие культуры.

  

Билет 2

 

Культурология – новая научная дисциплина. Это  гуманитарная наука о сущности, закономерностях  существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Культурология изучает как культуры в целом (Европейская культура, культура русского средневековья), так и отдельные явления культуры (материальную культуру, духовную, быт, искусство, религию, семью).

Т.к. культурология  – дисциплина гуманитарная, то нет единой культурологии, теорий культуры столько, сколько крупных культурологов, каждое оригинальное культурологическое направление задает свой подход и предмет.

Исследования культуры имеют  глубокие философские традиции (философия истории и культуры) и привлекают внимание представителей др. наук: археологии, этнографии, психологии, социологии, истории и др.

Появление в 20 веке особого знания о культуре, претендующего  на относительную самостоятельность  и названного культурологией обусловлено:

  1. Осознанием неспособности классической философии, в полной мере осмыслить богатый эмпирический материал.
  2. Необходимостью разработки такой методологии, которая обеспечит как адекватное исследование культуры частными науками, так и их предметное единство.
  3. Стремление к выработке «общего знаменателя. В понимании культуры в условиях резкого роста контактов разных культур, т.е. необходимого поиска их единой природы.
  4. Важностью вопроса сравнения и субординации разных культур (европейской и неевропейской)
  5. Необходимостью целостного системного анализа культуры как сферы гос.политики, принятие в ней всесторонне обоснованных управленческих решений.
  6. Необходимостью формирования культурных потребностей человека и их удовлетворение в потребительском обществе, обоснования успешной экономической деятельности в сфере массовой культуры.
  7. Тревожным ростом технократизма, рационализма, вызванным витком НТП, осознанием важности гуманитарного противовеса для сохранения стабильности существования человека.

 

Билет 3

В отечественной культурологии доминируют 2 исследовательских направления:

1) середина 60х гг. 20в –  КР рассматривалась как совокупность  материальных и духовных ценностей,  созданных человеком. Обладая  большой широтой, этот подход  отличается неопределенностью, т.к.  отсутствуют точные критерии того, что же считать ценностями КРы. Аксеологическая (ценностная) интерпретация КРы заключается в той сфере бытия человека, которую сложно назвать миром ценностей.

2) Деятельностный подход  к КРе конкретизирует 2 направления:  одно рассматривает КРу в контексте личностного становления, а другое характеризует ее как универсальное средство общественной жизни.

КР выступает как способ деятельности, передающий человеческой активности внутреннюю целостность  и особого рода направленность, выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

КЛ с неизбежностью  обращается к «археологии» КРы, выявляет ее генезис функционирования и развития, раскрывает способы культурного  наследования и устойчивости, «код» культурного развития.

Эта работа осуществляется на 3х уровнях:

1. Сохранение КРы, ее  базисных оснований скрывается  за ее вербальной и символической  оболочкой.

2.  Обновление КРы, институты  обновления знания, новационные  воздействия на «код» КРы.

3. Трансляция КРы – определенный мир КРы, как мир социализации индивидуума.

Задача КЛ построить  генетику КРы, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс  в мировом и национальном масштабах, но могла бы прогнозировать его и  в перспективе управлять им.

 

 

 

Билет 4

Задача КЛ построить  генетику КРы, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс  в мировом и национальном масштабах, но могла бы прогнозировать его и  в перспективе управлять им.

Важнейшим элементом  КЛ как системы знаний, является культур-антропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции КРных навыков. Для культуролога принципиально важно понять, что стоит за фактами КРы, какие потребности выражают ее конкретные социальные и личностные формы.

Методы КЛ –  есть единство объяснения и понимания. Каждая КР рассматривается как система  смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может  постигаться путем рационального  объяснения. Рациональное объяснение – есть мысленная реконструкция культурно - исторического процесса. Это предполагает использование идей и методов философии. Как гуманитарная наука КЛ не может ограничиваться объяснениями.

Т.к. КР адресована человеку и не имеет неживой связи с ним, поэтому КЛ для постижение предмета нуждается в понимании, т.е. в обретении целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

В культурологии  есть не только система рационального  знания, но и система внерационального понимания. Обе системы внутренне согласованы и одинаково важны.

На базе концепции  понимания была разработана методология  постижения культурно – исторических процессов – ГЕРМЕНЕВТИКА (разъясняю), как искусство и учение о способах истолковании текстов (смысл которой неясен в силу их древности или многозначности)

Идеографический метод способен отражать конкретно  – событийный мир культуры, а  также такие качества культурных явлений как: похожее – непохожее; трудно – выразимое – уникальное. Для анализа социокультурной динамики, выявления объективных причинно – следственных связей внутри культуры, выяснения функций культуры и т.д. и т.п. В культурологии широко применяются методологические условия и конкретные приемы анализа экономического, социологического, политологического исследования: структурно – функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математического анализа и массовый опрос. Только умелое сочетание всех методологических установок и приемов позволяет дать адекватную картину культурно – исторического процесса. В культурологии существует два крыла: фундаментальное и прикладное. При этом цель фундаментальной КЛ – это изучение культурных процессов и явления, возникающих и функционирующих на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей. Прикладная КЛ изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.

    

Билет 5

 

В понятие «культура» вкладывают самый различный смысл. В узком смысле понимают лишь ценности духовной жизни, а иногда это понятие  сужается и до явлений искусства, литературы. В широком смысле под культурой понимают определенную идеологию (общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику), призванную обеспечивать хозяйственные задачи. Явление культуры чрезвычайно богато, многообразно и всеобъемлюще. Поэтому культурологи давно затрудняются дать ему определение.

В своем этимологическом  значении понятие культуры всходит  к античности. Латинское слово culture означало – возделывание, обработка почвы, её культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека (термин выразил важную особенность – единство культуры человека и его деятельности).

Слово «культ»  происходит и того же источника, что  и слово «культура». В первоначальном значении определялся как «возделывать», «обрабатывать», а позднее употреблялся в значении – «почитать», «поклоняться». В эпоху Средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал.

Рождается представление  о рыцарстве как своеобразном культе доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о культуре, выражающее активное творческое начало в человеке, который тяготеет к  гармоничному, возвышенному развитию.

В настоящее  время понятие культура означает исторический уровень развития общества, творческих и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, а  также  создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура –  это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а  также иные способности и навыки человека, т.е. она вязана с человеком  и порождена тем, что он постоянно  стремится искать смысл соей жизни, совершенствовать себя и мир.

Образование и воспитание – это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения другому. КР означает приобщение человека к социуму, но осваивая накопленный ранее опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой.

Процесс социализации – это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем

индивидуализации  личности. Противоречия процесса социализации показывают, что культура – это  сложная система, вбирающая и  отражающая противоречия всего мира (социализация и индивидуализация, нормативность культуры и её свобода).

 

Билет 6

Культура –  это сложная, многоуровневая система. Строение культуры включает субстанциональные  элементы, которые опредмечиваются  в её ценностях и нормах; функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

В рамках культурологии  исследуются: мировая, национальная культура, классовая, городская, сельская, профессиональная, материальная, духовная, массовая.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Мировая КР –  синтез лучших достижений всех национальных культур. – включает физические объекты, созданные руками человека. – характеризует  деятельность с точки зрения ее влияния  на человека.

Национальная  КР – синтез культур различных  классов, соц. слоев и групп соответствующего общества. Её своеобразие проявляется  в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия) и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства) и в сферах деятельности. 

Духовная КР выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуры, философию, нравственную, правовую и религиозную  КРы.

Материальная  КР включает физические объекты, созданные  руками человека (артефакты). Материальная культура – это культура труда и материального производства, культура быта, культура отношения к собственному телу.

Таким образом, структура культур сложна и многогранна. Она включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию и т.д. 

Билет 7

В культуре, как  и многофункциональной системе, главной функцией является человеко-творческая (гуманистическая) – это так называемая 1. креативная функция. Заключается в преобразовании и освоении мира. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Востоке выработались сложные системы психотехники, медитации, техники владения своим телом и сознанием.

Как технология деятельности КР является средством:

- преобразования  мира

- общения

- познания

- управления

- оценки системы  ценностей.

Все  остальные  функции связаны с креативной и вытекают из нее:

2. Функция исторической преемственности (трансляция)

3. Информационная или коммуникативная функция. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов. Культура, которая является сложной знаковой системой – единственный механизм передачи социального опыта.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"