Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"
Билет 1
Культурология – новая научная дисциплина. Это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Появляется в XX веке. Культурология изучает как культуры в целом (Европейская культура, культура русского средневековья), так и отдельные явления культуры (материальную культуру, духовную, быт, искусство, религию, семью).
Т.к. культурология – дисциплина гуманитарная, то нет единой культурологии, теорий культуры столько, сколько крупных культурологов, каждое оригинальное культурологическое направление задает свой подход и предмет.
Исследования культуры имеют глубокие философские традиции (философия истории и культуры) и привлекают внимание представителей др. наук: археологии, этнографии, психологии, социологии, истории и др.
Попытки
обнаружить за номинальным
КЛ представляет собой вид знания, переросшего родительскую оценку философии, хотя и находится в стадии становления уточнения своего предмета и методов. Трудности становления КЛ прежде всего вызваны сложностью, многоплановостью понятия КР.
В настоящее время выделяются три основных подхода:
Существуют модели современных культурологических исследований:
- классическая:
с жестким разделением
- неклассическая
– ориентируется на изучении
повседневной жизни человека
на принципах номинализма,
- постмодернистская – реализует феноменологический подход, переосмысливает в рамках своей КР чужие культуры.
Билет 2
Культурология – новая научная дисциплина. Это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Культурология изучает как культуры в целом (Европейская культура, культура русского средневековья), так и отдельные явления культуры (материальную культуру, духовную, быт, искусство, религию, семью).
Т.к. культурология – дисциплина гуманитарная, то нет единой культурологии, теорий культуры столько, сколько крупных культурологов, каждое оригинальное культурологическое направление задает свой подход и предмет.
Исследования культуры имеют глубокие философские традиции (философия истории и культуры) и привлекают внимание представителей др. наук: археологии, этнографии, психологии, социологии, истории и др.
Появление в 20 веке
особого знания о культуре, претендующего
на относительную
Билет 3
В отечественной культурологии доминируют 2 исследовательских направления:
1) середина 60х гг. 20в –
КР рассматривалась как
2) Деятельностный подход к КРе конкретизирует 2 направления: одно рассматривает КРу в контексте личностного становления, а другое характеризует ее как универсальное средство общественной жизни.
КР выступает как способ деятельности, передающий человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность, выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.
КЛ с неизбежностью обращается к «археологии» КРы, выявляет ее генезис функционирования и развития, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития.
Эта работа осуществляется на 3х уровнях:
1. Сохранение КРы, ее
базисных оснований скрывается
за ее вербальной и
2. Обновление КРы, институты обновления знания, новационные воздействия на «код» КРы.
3. Трансляция КРы – определенный мир КРы, как мир социализации индивидуума.
Задача КЛ построить генетику КРы, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс в мировом и национальном масштабах, но могла бы прогнозировать его и в перспективе управлять им.
Билет 4
Задача КЛ построить генетику КРы, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс в мировом и национальном масштабах, но могла бы прогнозировать его и в перспективе управлять им.
Важнейшим элементом КЛ как системы знаний, является культур-антропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции КРных навыков. Для культуролога принципиально важно понять, что стоит за фактами КРы, какие потребности выражают ее конкретные социальные и личностные формы.
Методы КЛ –
есть единство объяснения и понимания.
Каждая КР рассматривается как система
смыслов, имеющая свою сущность, свою
внутреннюю логику, которая может
постигаться путем
Т.к. КР адресована человеку и не имеет неживой связи с ним, поэтому КЛ для постижение предмета нуждается в понимании, т.е. в обретении целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.
В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания. Обе системы внутренне согласованы и одинаково важны.
На базе концепции понимания была разработана методология постижения культурно – исторических процессов – ГЕРМЕНЕВТИКА (разъясняю), как искусство и учение о способах истолковании текстов (смысл которой неясен в силу их древности или многозначности)
Идеографический метод способен отражать конкретно – событийный мир культуры, а также такие качества культурных явлений как: похожее – непохожее; трудно – выразимое – уникальное. Для анализа социокультурной динамики, выявления объективных причинно – следственных связей внутри культуры, выяснения функций культуры и т.д. и т.п. В культурологии широко применяются методологические условия и конкретные приемы анализа экономического, социологического, политологического исследования: структурно – функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математического анализа и массовый опрос. Только умелое сочетание всех методологических установок и приемов позволяет дать адекватную картину культурно – исторического процесса. В культурологии существует два крыла: фундаментальное и прикладное. При этом цель фундаментальной КЛ – это изучение культурных процессов и явления, возникающих и функционирующих на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей. Прикладная КЛ изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.
Билет 5
В понятие «культура» вкладывают самый различный смысл. В узком смысле понимают лишь ценности духовной жизни, а иногда это понятие сужается и до явлений искусства, литературы. В широком смысле под культурой понимают определенную идеологию (общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику), призванную обеспечивать хозяйственные задачи. Явление культуры чрезвычайно богато, многообразно и всеобъемлюще. Поэтому культурологи давно затрудняются дать ему определение.
В своем этимологическом значении понятие культуры всходит к античности. Латинское слово culture означало – возделывание, обработка почвы, её культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека (термин выразил важную особенность – единство культуры человека и его деятельности).
Слово «культ» происходит и того же источника, что и слово «культура». В первоначальном значении определялся как «возделывать», «обрабатывать», а позднее употреблялся в значении – «почитать», «поклоняться». В эпоху Средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал.
Рождается представление
о рыцарстве как своеобразном
культе доблести, чести и достоинства.
В эпоху Возрождения
В настоящее время понятие культура означает исторический уровень развития общества, творческих и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки человека, т.е. она вязана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл соей жизни, совершенствовать себя и мир.
Образование и воспитание – это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения другому. КР означает приобщение человека к социуму, но осваивая накопленный ранее опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой.
Процесс социализации – это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем
индивидуализации личности. Противоречия процесса социализации показывают, что культура – это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира (социализация и индивидуализация, нормативность культуры и её свобода).
Билет 6
Культура – это сложная, многоуровневая система. Строение культуры включает субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в её ценностях и нормах; функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.
В рамках культурологии исследуются: мировая, национальная культура, классовая, городская, сельская, профессиональная, материальная, духовная, массовая.
В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.
Мировая КР – синтез лучших достижений всех национальных культур. – включает физические объекты, созданные руками человека. – характеризует деятельность с точки зрения ее влияния на человека.
Национальная КР – синтез культур различных классов, соц. слоев и групп соответствующего общества. Её своеобразие проявляется в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия) и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства) и в сферах деятельности.
Духовная КР выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуры, философию, нравственную, правовую и религиозную КРы.
Материальная КР включает физические объекты, созданные руками человека (артефакты). Материальная культура – это культура труда и материального производства, культура быта, культура отношения к собственному телу.
Таким образом, структура культур сложна и многогранна. Она включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию и т.д.
Билет 7
В культуре, как и многофункциональной системе, главной функцией является человеко-творческая (гуманистическая) – это так называемая 1. креативная функция. Заключается в преобразовании и освоении мира. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Востоке выработались сложные системы психотехники, медитации, техники владения своим телом и сознанием.
Как технология деятельности КР является средством:
- преобразования мира
- общения
- познания
- управления
- оценки системы ценностей.
Все остальные функции связаны с креативной и вытекают из нее:
2. Функция исторической преемственности (трансляция)
3. Информационная или коммуникативная функция. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов. Культура, которая является сложной знаковой системой – единственный механизм передачи социального опыта.