Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"

Файлы: 1 файл

Зачёт)))культ).doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

4. Семиотическая (знаковая) функция. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижением культуры невозможно. Язык -  это средство общения людей. Литературный язык – это средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра, для овладения знаниями естественных наук. Естественные науки (физика, математика, биология) тоже располагают собственными знаковыми системами.

5. Гносеологическая функция. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в генофонде человечества.

6. Регулятивная (нормативная) функция – опирается на нормативные системы (мораль и право)

7. Аксиологическая функция – отражает качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует определенные ценности, потребности.

8. Релаксационная функция – заключается в искусстве физического и психического расслабления, разрядки, которую дает культура.

9. Синтезирующая (человекотворческая) – в ней находят свое выражение все перечисленные функции. Миф в древности заменял науку, религию, политику, экономику. Т.е. он выполнял все функции, которые выполняет культура в современном мире.

 

 

Билет 8

 

Сам термин и  понятие культуры имеют 3 значения:

  1. Пайдея – воспитание гармонично-развитого человека, личности, гражданина полиса.
  2. Космологизм
  3. Микро/макро (космос по единому закону логоса)

Вся античная культура соразмерна человеку.

Несомненно, в  этой обращенности к человеку и состоит  непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека, выступающий целью культурного процесса.

Без греческой культуры не существовало бы ни античности, как  исторической эпохи, ни западно-европейского мира культуры.

Цель культуры: развить в человеке разумную способность суждений и эстетического чувства прекрасного, что и позволяло ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных.

Но в эпоху  эллинизма общество перестало нуждаться  в гражданах: город входил в необъятную империю и от человека требовались не гражданская смелость и полисные добродетели умеренности и справедливости, а способность прожить незаметно, сохранить себя, добиться отороксии (невозмутимости духа) в условиях социальной нестабильности и неконтролируемых политических событий.

Сомнения во всех ценностях: крайний скепсис, цинизм с одной стороны  догматическая  вера в судьбу и предопределения  с другой, характеризуют растерянность  античного человека перед лицом  социальных катаклизмов, авторитарной власти и мелкого самоуправства. Как следствие возникла потребность в чуде, духовом абсолюте, как в средстве выражения осознаваемой человеком зависимости от неуправляемых и неподвластных ему социальных процессов.

Вся античная культура строилась вокруг единой, основной и исходной общественной формы античного мира – самостоятельного города-государства. Античный полис – “город-государство” представлял собой самостоятельную политическую, экономическую, торгово-ремесленную, производственно-культурную единицу. Полис был высшей общественной ценностью, высшей духовной ценностью, высшей священной ценностью. Гражданин полиса – гражданин общества, изгнанный из города-полиса, изгонялся из общества вообще, его нигде не принимали, а путь оставался один – бродяжничество, разбой, государственная измена.

 

Билет 9

Средневековая культура – это культура христианская; отрицая языческое отношение  к миру, сохранила основные достижения античной культуры.

Политеизму (многобожие) средневек. культура противопоставляет  монотеизм. Натурализму (интересу к  предметному миру) – духовность, культивирование, интерспекции (самонаблюдение); геданизму (культ удовольствия) – аскетический идеал; познанию через наблюдение и логику – книжное знание (опирающееся на библию).

Пристально вглядываясь  в глубины собственной души средневековый человек обнаружил неповторимость, уникальность и неисчерпаемость личности.

В средневековой  культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности, ликвидируется пантеистическое  признание единства природы и  бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм бога и мира; признание креационизма (сотворенности мира), это признание перерастает в концепцию постоянного творения. Божественная символика, развитая в мире заставляла человека вчитываться в письмена бога, природа виделась огромным хранилищем символов.

Отмечая универсальность  средневекового символизма, исследователи  обычно подчеркивают особую роль книги. Оказавшись перед лицом необозримого мира человек увидел, что в нем  действуют законы и норм, неподвластные человеческому разуму, но тем с большей радостью и надеждой он осознал, что в нем есть Высший разум и Высшая справедливость.

Счастье и свобода  человека не в его автономизации, а в осознании того духовного  родства, в котором он находится  со всевышним.

Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление  ограниченности, как культивирование  неисчерпаемости, бездонности личности, как её постоянное совершенствование.

 

 

 

Билет 10

   Просвещение  стремилось к целостному восприятию культуры человеч-ва, пытаясь понять сущее как рез-т активного действия мировых сил в природе и культуру как продукт деятельности чел. разума. Иммануил Кант – различил 2 мира: мир природы и мир свободы. Развивает теорию морали, доказывая, что нравственные поступки может осуществлять только свободный человек (внутренняя свобода чела – мера его самоуважения). В этом суть гуманистической конц-ции Канта. Чел – высшая культурная ценность и любые попытки принижения и порабощения личности соображениями экономич-кой, политич-ой, идеологич-кой и прочей целесообразности бесчеловечны и антикультурны. По Канту: мир природы (жестокость, зло) и мир свободы (культура, мораль) так бы и разошлись если бы их не связала великая сила красоты (искусство). Высшее проявление (этот вывод Канта с восторгом был принят европейским романтизмом). Иоганн Гердер (1744-1803) – «О происхождении языка». Язык, пробудивший чела от природного сна не только сплотил людей, но и способствовал развитию науки, ремесел, искусства. Язык выполняет трансляционную функцию (передача опыта одного поколения другому, общение м/у людьми). В своей целостности мысли, общество и язык являются особой человеческой формой жизни. Культуру Гердер понимал весьма широко, выделяя важнейшие её части: язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство, религию. Гердер был одним из предшественников полицентрических концепций мировой культуры. Мощным диссонансом оптимизму представителей XVIII в. прозвучала критика культурных основ человеческого общ-ва. Вдохновителем стал Жан – Жак Руссо (1712-1778). Он хар-ет цивилизацию (для эпохи просвещения: культура=цивилизация) как плод и источник неравенства. Понятие отчуждения: политич-го (правительство от подданных и потребностей человека), социальноно-экономическое (частная собственность), моральное (нравственное оскудение в погоне за лучшей жизнью), психологич-кое (одиночество), общекультурное (фальшь в искусстве, науке, и отношениях м/у людьми). В философской системе Гегеля (1770-1831) культура в диалектическом восхождении духа (творчестве). Творчество – создание нового, но такого нового, которое не забывает, не уничтожает старое, а сохраняет его в себе как момент собственной истории. Гегель разум возводит в ранг фурдаментальной силы исторического процесса. Для индивида способ приобщения к мировой культуре – это проделать для себя в кратчайший срок тот путь, который духовно уже пройден человеч-вом. С т.з. Гегеля, развитие мир. культуры обнаруж. такую целостность и логику, которые не могут быть объяснены суммой усилий отдельных индивидов. Сущность культуры не в преодолении биологич. начал в челе и не в творческой фантазии выдающих личностей, а в духовном приобщении индивида к «мировому разуму», подчиняющему себе как природу, так и историю». Панлогизм (идеалист. воззрение, в основе которого - разум) гегелевской концепции человеческой культуры явился высшей отметкой, кульминацией рационалистической тенденции Просвещения, отразившей в себе мироощущение прогрессивных восходящих соц. сил. Но повседневный опыт свидетельствовал: страсти, инстинкты сильнее доводов рассудка. Слепая воля к жизни и воля к власти – вот главные виновники и творцы мирового зла, они, а не разум вершат судьбы человеч-ва.

 

Билет 16

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются  и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон. Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно свести к трем основным.

В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего подхода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой.

Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.

Классификация цивилизации. Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии: 1) аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального общества; 2) индустриальную, связавшую с капитализмом.

Существуют также  и другие классификации. Так, в зависимости  от масштаба рассмотрения цивилизация  может быть глобальной, то есть мировой, континентальной (например, европейской), национальной (французская, английская), региональной (североафриканская). Иногда к цивилизации относят материальную культуру, а под собственно культурой имеют в виду духовную культуру. При всем разнообразии существующих точек зрения на цивилизацию они во многом совпадают относительно рядя ее черт. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются: 1) образование государства; 2) возникновение письменности; 3) отделение земледелия от ремесел; 4) расслоение общества на классы; 5) появление городов. При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение. В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для нее характерны устойчивая цивилизация, малоподвижность, порядок и дисциплина. Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало, стремление к возвышенному идеалу.

 

 

 

 

Билет 17

В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды:  
эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. до н.э.),  
героический или гомеровский (ХІ - ІХ в до н.э.),  
архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.),  
классический (V-ІV до н.э.),  
эллинистический

В 12-13 вв. до н.э. в Греции состоялся распад первобытного строя и появилось патриархальное рабовладельчество, которое в 8-6 вв. до н. э. стало основой экономической и политической жизни общества. Возникло товарно-денежное хозяйство, которое сосредоточилось в рабовладельческих городах-государствах (полисах). Ключевую роль в это время сыграли два города-государства - Афины и Спарта. В Древнегреческих полисах сформировалась могучая духовная культура, которая оказала большое влияние на развитие цивилизации многих стран мира. Сегодня мы используем слова, понятия, названия, имена, выражения которые дошли до нас именно из культуры Древней Греции.  
Основой общественной жизни в античных государствах был полис, то есть город-государство который объединял город и окружающие земли с селами.  
Полис был самостоятельной политической, хозяйственной и культурной единицей, объединение свободных граждан. С 6 в до н. э. у большинства полисов установилась демократическая форма правления, которая охраняла права всех граждан, делала их сознательными и активными участниками политической жизни.  
Почти все граждане полисов были грамотными. Городами-государствами управляли коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовладельческая демократия, она воспитала у греков особенное мировосприятие, потому что общественным идеалом стал свободный и политически активный человек.

Именно такой  человек был главным объектом и смыслом культуры. Герой египетской, месопотамской или индийской  культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом  и его стихийными силами, герой  же культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п.  
Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве гигантомании, отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду. Образцом того удачного вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской. Высота фигуры соответствует росту средней гречанки-девушки, в ней нет никакой помпезности и показного величия, но зато столько поднесенного спокойствия, красоты женского тела, выражено в мраморе.  
За Гераклитом, в греческой культуре человек рассматривается как смертный БОГ, а БОГ - как бессмертный человек.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"