Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 13:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"
Письменность проходит в своем развитии 3 этапа: 1. пиктограмма – схем. рисунок; 2. иероглиф – более условное изображение; 3. алфавит (в 7 в. до н.э. в Финикии). Основными носителями письменного кода культуры являются священные книги (Книга мертвых, Завет и т.д.)
Новая перестройка культурного кода происходит во второй половине 15 в. (эпоха Возрождения). Она была связана с возникновением книгопечатания. В 1445 г. И. Гуттенберг создал печатный станок. Первым изданием стала библия. К кон. 15 в. в Европе было уже 1100 типографий, в кот. печаталась лит-ра по всем отраслям знаний на всех языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию просвещения и образования. Окончательно новый культурный код утверждается во второй половине 18 в. В основу культурного кода зап. Европы Нового времени было положено научное знание.
Экранная культура берет свое начало с возникновением кинематографа - 28.12.1895 (братья Люмьер). В конце 20-х годов и 20 века была решена проблема синхронизации звука и изображения на экране. Началась эра звукового кино (1928г.) Следующим этапов в развитии экранной культуры стало появление телевидения, затем компьютера, в кот. современные ученые видят итог эволюции книги. Благодаря широкому распространению компьютеров каждый человек получил свободный выход в мир информации. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Благодаря глобальным компьютерным сетям мир становится более взаимосвязанным, целым. Специалисты отмечают, что информационная и компьютерная революция имеет некоторые негативные последствия. Компьютерная революция может привести к снижению индивидуального начала общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации (и труда). Личное общение отходит на второй план.
Билет 11
Среди философов жизни
первой половины XX века выделяется
немецкий философ, все
"Закат Европы" - главное произведение
О.Шпенглера, которое сразу сделало его
европейской и даже мировой знаменитостью.
Шпенглер рассматривает историю как совокупность
циклов, кругов, которые проходит вся культура.
Она совершает предназначенный ей судьбой
цикл рождения, расцвета и умирания. Нынешняя
западная культура, согласно Шпенглеру,
вступила в последнюю стадию этого процесса
и близится к своей гибели.
Итак, центральная тема произведений
Шпенглера - это история.
Сама история конкретизируется у Шпенглера
в понятии КУЛЬТУРА. Поэтому
Шпенглера еще в большей степени, чем Ницше,
можно назвать философом культуры.
Автор "Заката Европы" принципиально
антинаучен и антитеоретичен. Он исключает
самою возможность научного рассмотрения
тех вопросов, о которых он пишет. Мистическая
интуиция, прозрение ясновидца - вот применяемые
им средства для создания своей философии
истории.
Исходным понятием для Шпенглера, как
и для всей философии жизни, является "ЖИЗНЬ".
В отличие от Дильтея, она отнюдь не сводится
к духовной жизни, но включает, как и у
Бергсона, сильнейшую биологическую, точнее
виталистическую тенденцию. Шпенглер
принимает некое творческое жизненное
начало, сходное с жизненным порывом Бергсона,
но без присущего тому религиозного оттенка.
В этом начале он видит наиболее глубокую
основу и исток всей культурной жизни
человечества.
Шпенглер - воинствующий иррационалист,
и он продолжает линию критики разума,
характерную для философии жизни. Совершенно
в духе своих предшественников Шпенглер
противопоставляет природу истории. Он
упрекает историков в том, что они пытались
применять к истории естественнонаучный
подход. На историю смотрели как на природу,
как смотрит на свой объект физик, и действовали
соответствующим образом. Шпенглер говорит,
что проникнутые духом позитивизма историки
XIX века старались уничтожить границу
между природой и историей, и притом в
пользу природы.
Для Шпенглера история - это вовсе не наука.
Наука, говорит он, всегда есть естествознание.
История же - это вообще не знание, а переживание.
История, по Шпенглеру, это само живое
бытие. Жизнь есть первое и последнее;
жизнь лишена системы, программы, разума.
Эти соображения показывают преемственность
философии жизни, потому что это почти
буквальное повторение высказываний Ницше,
Дильтея и Бергсона.
Но в одном пункте Шпенглер удаляется
от Дильтея. Противоположность природы
и истории, по Шпенглеру, определяется,
скорее, не различием их объектов, а различными
методами познания.
К НЕОКАНТИАНЦАМ
Баденской школы - Виндельбанду и Риккерту
- приближается Шпенглер, противопоставляя
природу и историю не по их объектам, а
по их методам познания. Природа, по Шпенглеру,
есть результат деятельности интеллекта,
результат познания. История же есть результат
созерцания, интуиции.
Согласно Шпенглеру, наука, логика убивают
жизнь.
В полном согласии с Бергсоном и Ницше
Шпенглер говорит, что наука нужна вовсе
не для понимания действительности, а
для ее приспособления. Интеллект и опирающаяся
на него наука имеют практическое, техническое
значение. Со времени своего возникновения
наука, по Шпенглеру, стала "служанкой
технической воли к власти". Это - прямое
заимствование у Ницше, который также
утверждал, что познание работает как
орудие "воли к власти" и никакого
другого значения не имеет.
Две идеи вызывают особое возражение
Шпенглера: идея исторической закономерности
и идея общественного прогресса. Первую
он заменяет идеей круговорота, а вторую
- идеей судьбы.
"Судьба, - говорит Шпенглер, - слово,
содержание которого надо чувствовать".
Кто не в состоянии этого сделать, пусть
не занимается историей, потому что "познанию
природы можно научиться, но знатоком
истории можно только родиться".
В такой позиции отчетливо проявляется
элитарный характер методологии философии
жизни. Рациональное мышление в принципе
доступно каждому и демократично. Интуиция,
инстинктивное схватывание - это уже привилегия.
Для Шпенглера является аксиомой, что
понять исторический процесс, усвоить
уроки истории могут лишь избранный, а
всей остальной массе остается только
воспринимать их откровения.