Шпаргалка по "Культуровогии МГУП"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 00:31, шпаргалка

Описание работы

Термин культура латинского происхождения означает определённые действия по обработке, преобразованию, возделыванию чего-либо, т.е. изменение природы под действием человека. Уровень развития культуры играет не последнюю роль для человечества. Понятие человечества раскрывает неразрывную связь с обществом, передаёт представление о природе, стране и эпохе в целом. Культурология использует понятие наука, которое означает производство объективных знаний.

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ  ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

  1. Культурология как наука. Объект, предмет и задачи культурологии.

   Культурология – это  наука о культуре, её сущности, происхождении исторических типов,  закономерностей, движущих силах,  внутренней логике и субъекте культуры.

Термин культура латинского происхождения  означает определённые действия по обработке, преобразованию, возделыванию чего-либо, т.е. изменение природы под действием  человека. Уровень развития культуры играет не последнюю роль для человечества. Понятие человечества раскрывает неразрывную связь с обществом, передаёт представление о природе, стране и эпохе в целом. Культурология использует понятие наука, которое означает производство объективных знаний.

Культурология – это наука, которая  изучает закономерности культурного развития общества.

Наука имеет предмет, методы, задачи, структуру, особенности…

Культурология как наука сформировалась в 17 веке благодаря Гегелю, Сорокину, Фрейду, Данилевскому.

Культурология занимается не только самой культурой, но и изучением особых механизмов, которые эту культуру создают, обуславливают её историческое развитие, т.е. в целом её определяют.

Изучение культуры изнутри стремление понять сущность протекающих процессов  с научной точки зрения и есть культурология.

Объектом культурологии является сама культура. Предметом являются особенности возникновения, зарождения, становления, последующего развития, изучение кризисов культуры и их последствий.

Культурология не могла не развиваться  под действием исторических процессов. Особое влияние на неё оказывали внутренние процессы в государстве, войны, научные открытия, индустриализация.

Наука делится на следующие разделы: теорию, историю и прикладную культурологию.

Наука может пониматься как уровень  развития различных сторон человеческой деятельности, например: культура речи, культура жилища, культура социальных отношений…

В 1960 году Уайт ввёл предмет культурология  как дисциплину.

 

  1. Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.

 

  1. Термин «культура». Понятие культуры: проблема определения.

 

 Культура (лат. «возделывать»)  – совокупность всех видов  чел. деятельности (дух. и матер.) и результаов этой деятельн., передаваемая  последующим поколениям в предметных, матер. носителях (ср-вах труда,  изделяиях). Духовная: науч. идея, худ., музыкал. произведение, книга. Матер.: воплощение идей, творчества знаний – станок, завод и т.д. Худож. культура – искусство. Мировая – достижение культур разных народов. Национал. культура. Культура социал. общностей – городская, сельская, 1.Культура: понятие, структура и функции культуры.

молодеж. Производственная. Культура быта.

Ф-ции: познавательная т(культура дает целостное представление об эпохе, нациях (наука)), информативная (обмен  знаниями), коммуникативная (общение), регулятивная (нормативная – регулирует поступки связано с определением различных сторон видов общественной и личной деятельности людей), знаковая (устный или письм. язык, литер., музык. язык), ценностная (формирует ценности человека).

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).

В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей. Культура исторически  сформировалась в конечном счете  как способ духовного освоения действительности, как духовное производство.

Культура характеризуется, прежде всего, способностью продуцировать, сохранять  и транслировать духовные ценности различных форм и типов.

Главная функция культуры - сохранять  и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его.

Проблема, связанная с  определением понятия «культура» и  попытки ее преодоления

 

Слово культура - в лексиконе практически  каждого человека. Но в это понятие  вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие – более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые свершении», т.е. хозяйственные задачи.Явления культуры изучают множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия.Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Для археологии культура связана с изучением дошедших до нас предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография изучает проявления культуры того или иного народа во всем ее многообразии и целостности. Для истории искусства культура – прежде всего художественная деятельность человека и ее результаты. «Образ культуры» во всех науках представлен по-разному.Термин «культура» восходит к латинскому cultura, которое означало возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличии от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действий природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету.Культура не существует вне человека.1 Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет. В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:

1. Описательные определения, восходящие  в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э. Тайлора.

Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в  себя книги, картины, знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие  роль традиций и социального  наследия, доставшихся современной  эпохе от предшествовавших этапов  развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие  значение принятых правил и  норм. Культура - это образ жизни  индивида, определяемый социальным  окружением.

4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

5. Психологические определения,  исходящие из решения человеком  определенных проблем на психологическом  уровне. Здесь культура есть особое  приспособление людей к природному  окружению и экономическим потребностям и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теорий  обучения: культура – это поведение,  которому человек научился, а  не получил в качестве биологического  наследства.

7. Структурные определения, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения:  культура - это поток идей, переходящих  от индивида к индивиду посредством  особых действий, т. е. с помощью  слов или подражаний.

9. Символические определения: культура – это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Каждая из перечисленных групп  определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, т. е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. Этот перечень свойств не дает достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Киевской Руси или Новгорода.

 

  1. Культура как система. Структура и функции культуры.

  Понятие «культура» центральное  в культурологии. Слово происходит от латинского — возделывание почвы — культивирование, изменение природного объекта человеком. В средние века слово «культура» ассоциировалось с признаками личного совершенствования человека. В Возрождение под личным совершенством понимают соответствие гуманистическому идеалу. С точки зрения просветителей, культура означала «разумность», считалось, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями науки и искусства. Это была концепция, назв. «эвдемонической» (эвдемонизм — направление, считающее счастье высшей целью человеческой жизни).

Со 2-й половины 19 в. понятие «культура» приобретает статус научной категории. Понятие культуры многозначно, сейчас поэтому существует около тысячи ее определений. В современной культурологии распр. технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. Деятельностная — рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека. Ценностная — подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни, и культура в ней рассматривается как воплощение должного в реальное. Технологическая — культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни.

Структура. Основополагающими является понятия культурной статики и культурной динамики. Первая характеризует культуру в покое и неизменности, вторая — рассматривает культуру как процесс в движении. Базисные элементы культуры существуют в двух видах: материальном и духовном. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, быта, топоса (жилища, дома, деревни, города), отношения к собственному телу, физическая культура. Духовная культура включает познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную культуры. Существуют виды, которые невозможно отнести к материальной или духовной, например экономическая, политическая, экологическая, эстетическая. Культурное наследие — термин культурной статики — нечто ценное и почитаемое, созданное прошлыми поколениями и выдержавшее испытание временем и передающееся следующим поколениям. Культурные универсалии — нормы, ценности, правила, присущие всем культурам.

Функции. Главная — человеко-творческая. Информационная — функция передачи социального опыта. Познавательная — накопление которой богатейших знаний о мире, создавая возможности для его освоения. Регулятивная — регулирование труда, межличностных отношений, быта, опирается на понятия: мораль и право. Знаковая функция представляет собой определенную знаковую систему культуры, предполагая владение ею (язык, письмо). Ценностная — отражает качественное состояние культуры. По уровню и качеству культурных ценностей судят степени культурности человека.

 

  1. Творческая деятельность человека. Культура и творчество.

 Творчество — деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации. Творческая деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество всегда предполагает наличие субъекта творческой деятельности (творца).

По словам Достоевского: «там где образование начиналось с техники, там не наблюдалось Аристотеля». У технической и у гуманитарной цели и методы разные. Гуманис означает человек т. е. гуманитарная культура это культура внутренняя она действует на чувства, разум позволяет шире смотреть на познание вообще, ум стает более гибок. Без гуманитарной культуры техническая ставит только цели, и выполняет их машинально

 

  1. Человек в мире культуры. Культура и свобода.

Свобода кончается там, где начинается свобода другого человека или по словам Бекона: «Свобода — это осознанная необходимость». Табу уже появл. В первобытном обществе, так как без правил чел. жить не может. Свобода ограничивалась всегда правилами и законами. И со временем эти законы менялись, так табу в древности гласили: не иметь детей с родственниками, зарождение морали и этики. Этика — это система норм нравственного поведения человека. В средневековье этика была на низком уровне. Можно было вытирать руки об скатерть, сморкаться, но уже оставались права на собственность. С эпохами нормы правил требовали все больше внимания. Так в 18 веке выходит книга «Юное зерцало», в кот. Описаны нормы поведения, о кот. Мы бы сейчас, не задумываясь, выполняем. Например, при людях не ковыряем вилкой в зубах. То есть свободы как таковой нет, цензор должен быть внутри чела. Гегель сказал, что свобода — это хотеть и быть лишь самим собой. Человеку не возможно приобрести свободы извне больше, чем он обладает ей изнутри. Только свободный человек способен на творчество.

Культура (лат. «возделывать») — сoвокупность всех видов чел. деятельности (дух. и матер.) и результатов этой деятельн., передаваемая последующим поколениям в предметных, матер. носителях (ср-вах труда, изделиях).

Культура непременно связана  с человеком, с его осознанным и активным жизнетворчеством. Чем богаче духовный мир человека, — тем выше духовное состояние целого общества. Но человек должен поделиться накопленным результатом культуры. Т. е. рассказать, материализовать в звуковой или материальной форме.

 

  1. Язык и культура. Языки культуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Культуровогии МГУП"