Шпаргалка по "Культуровогии МГУП"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 00:31, шпаргалка

Описание работы

Термин культура латинского происхождения означает определённые действия по обработке, преобразованию, возделыванию чего-либо, т.е. изменение природы под действием человека. Уровень развития культуры играет не последнюю роль для человечества. Понятие человечества раскрывает неразрывную связь с обществом, передаёт представление о природе, стране и эпохе в целом. Культурология использует понятие наука, которое означает производство объективных знаний.

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Под языком культуры в широком смысле понимаются те средства- знаки, формы, символы, тесты, - которе позволяют людям  вступать вокммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры- это и универсальная  форма осмысления реальности, в которую организуются вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия,образы и прочие смысловые конструкции (нисители смысла) подобного рода. Культура не может существовать без системы коммуникации, обмена информацией, согласованных представлений о тех или иных явлениях и событиях.

 В современной культурологической  науке проблема языка определяется  как проблема междисциплинарного  характера. Трудно представить  ее анализ без привлечения  данных логики, философии, антропологии, семиотики (междисциплинарная наука о знаковых системах, которая позволяет культурологам, анализируя отдельные языковые системы, воспринять культуру как сложный знаковый механизм) и герменевтика (разьяснять. Истолковывать,одна из древнейших наук,герменевтика, или экзегетика, пратиковалась как искусство и учение о способах истолкования текстов, первоначальный смысл которых не ясен, в силу их древности, многозначности или таинственности.

 Совокупность знаков и набор  правил их сочетания в языке  культуры всегда конечны, а потому ограниченны по отношению к тому многообразию явлений и смыслов, которые передаются с их помощью. Поэтому закрепился смысл в языке- означение.

Сущ.два вида языков Естественный(словестный, лингвистический) и и специльный (ЭВМ,символические языки исп. В химии и физике, язык несуществующих народов(эльфийский,отлантический итд)язык Эсперанто(универсальный международный язык), филологический язык,жаргоные  языки

  1. Линеарная модель развития культуры.

 ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ  РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ  (лат. linea — полоса, проведённая льняной бечевкой, от linum — лён) — концепция развития культуры, базирующаяся на общей идее социального прогресса. В соответствии с данным типом социокультурной динамики, прямолинейность культурного прогресса предопределяет неизбежность прохождения каждым обществом всех необходимых стадий развития. В рамках линейной концепции развития культуры выделяют два направления (соответствующие основным типам социокультурных изменений): эволюционное и революционное.Эволюционная теория культуры зарождается в работах французских философов XVII в., которые, рассматривая историю человечества, впервые выделили понятия «цивилизованности» в противопоставлении «варварству», а также в работах американского учёного Л. Моргана (1818-1881), который в развитии общества выделил такие основные стадии, как дикость, варварство и цивилизация. Сущность эволюционной концепции культуры состоит в представлении социокультурного развития общества как поступательного движения вперёд от примитивных к сложнейшим культурным формам и видам взаимодействий. 
Так, анализируя культуру первобытного общества, английский исследователь Э. Тэйлор (1832-1917) приходит к выводу о том, что развитие каждого общества происходит прямолинейно — от простейших форм к более сложным.  
Рассматривая факторы, влияющие на процесс развития культуры, другой английский учёный, один из основателей социологии, автор эволюционной концепции развития общества, Г. Спенсер (1820—1903) выделял в качестве главного фактора социокультурных изменений усложнение социальной структуры общества, а французский исследователь Э. Дюркгейм (1858-1917) усматривал причину изменений в разделении и специализации труда. Ф. Теннис (1855-1936), один из основателей немецкой школы социологии, рассматривал развитие общества как постепенный переход от традиционного типа к современному, который предопределяется изменениями в системе социальных связей и типах регулирования социальных отношений, а именно — переходом от регулирования общественных отношений на основе обычаев и традиций к государственному регулированию с помощью системы правовых норм. 
К эволюционной теории культуры относят и концепции индустриального и постиндустриального общества. 
Американский экономист и социолог У. Ростоу (р. 1916) в середине 60-х гг. XX в., исходя из изменений в характере производства и потребления, выделил в развитии общества традиционную и индустриальную стадии.  
В1973 г. выдающийся американский политолог и социолог Д. Белл (р. 1919) выдвинул концепцию постиндустриального общества, согласно которой человечество проходит в своём развитии три стадии — доиндустриальную (или аграрную), индустриальную и постиндустриальную, каждой из которых соответствует определённый тип производства и уровень развития технологий — сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг. 
Для постиндустриальной стадии, которую называют информационной, а также технотронной (3. Бжезинский), технологической (Ж. Элюль) сверхиндустриальной или супериндустриальной (Э. Тоффлер), основными продуктами потребления становятся услуги и знания, а главными технологиями - информационные технологии. 
К эволюционному направлению в научных концепциях развития культуры можно отнести и религиозный эволюционизм П. Тейяра де Шардена (1881-1955).  
Современный неоэволюционизм в изучении культуры представлен работами Ю. Стюарда, Дж. Морока и др. 
Революционная концепция социокультурных преобразований связана, прежде всего, с марксизмом.  
Согласно концепции выдающегося немецкого ученого К. Маркса (1818-1883), общество в своём развитии обязательно проходит пять стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. 
Каждая из этих стадий представляет собой целостную общественноэкономическую формацию, в развитии которой решающую роль играют экономические отношения.  
Переход от одной формации к другой происходит путём социальной революции.

 

  1. Плюралистическая модель развития культуры.
  2. Психоаналитическая концепция культуры.
  3. Игровая концепция культуры.

 

  1. Первобытная культура: общая характеристика.

 Первобытная культура — самая длительная в истории человечества. Время возникновения определить точно не возможно, может быть она современно человечеству как биологическому виду. Сохраняется в некоторых районах земного шара до сих пор. Важнейшие черты первобытной культуры синкретизм — недиффиренцированность, неразделенность ее форм, возникающая в следствии их слабого развития (например и обычай и мораль и право и этикет, существуют в это время как единое целое). Первобытная культура бесписьменна, следствием этого являются очень медленные темпы накопления информации и соответственно культурного и социального развития. Первобытная культура была магической, жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуалов, которые представлялись ему столь же необходимыми как трудовые действия. На закате первобытной культуры у людей развивается мифологическое мировосприятие, человек переносит на окружающий мир свойства, которые замечает в самом себе, предметы представляются ему одушевленными наделенными волей, сознанием и эмоциями. Мифы складываются в целостную картину мира, единообразно объясняющую и природные и социальные явления.

Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм — поклонение животным и деревьям. В первобытном обществе был распространен и фетишизм — почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.

Постепенно  оформляются более сложные представления  о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей.

 

  1. Религия и искусство в первобытной культуре.

 Научное понимание соотношения религии и искусства невозможно без изучения их генезиса. Проблема происхождения религии и искусства вызывала и вызывает в настоящее время острые дискуссии. Споры, ведущиеся между учеными разных специальностей (археологами, этнографами и т. п.) по вопросам происхождения искусства и религии, вызваны отчасти тем обстоятельством, что в распоряжении ученых находятся лишь отрывочные, разрозненные факты, относящиеся к первобытной эпохе, а также тем, что истолкование археологических источников (дошедших до нас наскальных изображений, предметов мелкой пластики, орнамента и т. п.) не является, как правило, однозначным и создает возможность нескольких гипотетических суждений. Однако это лишь одна сторона дела. Другая - и гораздо более важная — состоит в том, что проблема происхождения религии и искусства была и остается ареной острой идеологической борьбы, борьбы идеализма и религии против научного, материалистического мировоззрения. Поэтому как методологические предпосылки, так и выводы многих буржуазных ученых определяются их общими философскими, мировоззренческими позициями, что неизбежно накладывает отпечаток на интерпретацию ими известных науке фактов.

Первобытное искусство было открыто  лишь во второй половине XIX в. В археологии в это время существовало мнение о первобытном человеке как о  „троглодите", который стоял на весьма низкой ступени развития культуры и чья жизнь ограничивалась лишь удовлетворением основных материальных потребностей. Поэтому первые находки в Европе гравюр на кости оленя с превосходно выполненными изображениями животных первоначально датировались исследователями началом нашей эры, в то время как в действительности они были созданы минимум на десять тысяч лет раньше. Открытие цветных изображений животных в испанской пещере Альтамире в 1879 г. было встречено с недоверием большинством археологов. Яркость, живость и совершенство первобытных изображений столь контрастировали с привычными представлениями о „троглодитах", что понадобилось четверть века (и открытие аналогичных изображений в ряде других пещер на юге Франции), чтобы признать подлинность альтамирской первобытной живописи. Лишь в начале XX в. было общепризнано, что первобытный человек эпохи верхнего палеолита активно занимался художественным творчеством и оставил нам ряд наскальных изображений, скульптур и гравюр, отличавшихся художественной зрелостью и совершенством. В этой связи возникал вопрос: каковы были мотивы, заставлявшие первобытного человека заниматься художественным творчеством?

Большинство зарубежных исследователей, опираясь на так называемую магическую концепцию возникновения искусства, считали, что наскальные изображения и скульптуры, найденные в пещерах, создавались первобытными людьми в магических целях. Вокруг этих изображений и скульптур устраивались магические обряды, которые призваны были обеспечить успешную охоту на животных, а также их размножение, что гарантировало удачную охоту в будущем. Отсюда делался общий вывод, согласно которому искусство якобы вырастает из магии, из религии. Например, известный западногерманский исследователь первобытного искусства Герберт Кюн писал: „Живописные изображения были всегда связаны с культом, не только в ледниковую эпоху, но и позднее, в мезолитическую, в эпоху неолита, бронзы, и, наконец, на протяжении всех средних веков, вплоть до настоящего времени". Искусство, так же как и религия, по мнению Г. Кюна, есть „путь человека к раскрытию вечной тайны божества", есть один из способов приблизиться к богу.

Действительно, многие наскальные изображения  в пещерах и скульптуры, найденные  в них, создавались и использовались для магических целей.

Однако никак нельзя считать, что все первобытное искусство связано с магией. Известны многие произведения первобытного искусства (гравюры, статуэтки), которые выполнены на орудиях труда и предметах домашнего обихода. Так, например, найдены копьеметалки, на ручках которых вырезаны изящные фигурки козлика, куропатки, других животных. Многие бытовые вещи эпохи палеолита украшены орнаментом. Все подобные предметы использовались для производственных или бытовых, но не культовых надобностей. Здесь эстетическое освоение мира не было связано с первобытной религией.

Но дело не только в  этом. Сам факт связи первобытного искусства с магией отнюдь не свидетельствует  о том, что оно возникло из магии. Как указывают многие исследователи, первобытное сознание носило синкретический, слитный, недифференцированный характер. В нем переплетались и сливались мифологические и магические образы и представления, зачатки эстетического освоения мира, первоначальные нормы, регулировавшие поведение людей, и, наконец, первые эмпирические знания об окружающих людей предметах и явлениях. Исследования советских ученых (А. П. Окладникова и др.) показали, что произведения искусства неразрывно связаны со всей жизнедеятельностью первобытных людей, что они полифункциональны, т. е. удовлетворяют одновременно несколько их жизненных потребностей. Слитность, недифференцированность, синкретизм первобытного сознания не означает, что одни его элементы (эстетические) возникли из других (магических). Следует, напротив, подчеркнуть, что общественные потребности, вызвавшие к жизни первобытное искусство и первобытную магию, не только отличны друг от друга, но и противоположны.

Эстетическое отношение  к миру и его эстетическое освоение возникают на основе и в процессе трудовой, производственной деятельности людей. Процесс труда есть не только процесс присвоения человеком продуктов природы. Он есть вместе с тем, как показал Маркс, процесс "очеловечивания" природы, в ходе которого человек запечатлеваег в предметах труда свои цели, способности, опыт и умение. Используя свойства, закономерности природных вещей, человек преобразует, формирует эти вещи согласно своему замыслу, своей цели. Он выявляет их внутренние возможности, реализует их в нужном для него направлении и одновременно воплощает в предметах свои способности и силы Создавая предметы для утилитарных целей, человек в то же время стремится реализовать в них „меру", заложенную объективно в каждом предмете, наилучшим образом выявить в них такие свойства, как симметрия, гармония, ритм. При этом человек наслаждается самим процессом творчества, способностью овладеть каждым предметом, подчинить его своим целям. Так, в процессе трудовой деятельности возникает впервые как сторона этого процесса эстетическое отношение к миру. В дальнейшем это отношение развивается, усложняется, охватывает все больший круг объектов и, наконец, отделяясь от утилитарного процесса производства, выступает как специфическая форма деятельности, самостоятельная форма освоения мира. Рождается искусство.

Таким образом, эстетическое освоение мира и его высшая форма -искусство — появляются в процессе творческого, свободного труда человека, основанного на подчинении ему сил природы, в процессе все более полной реализации человеческих способностей, умений и знаний. Можно сказать, следовательно, что искусство есть одно из проявлений свободы человека.

Как известно, социальные истоки религии вообще и магии  как одной из ее первых форм прямо  противоположны. Религия возникает  как порождение и отражение бессилия первобытных людей перед лицом  природы, ее рождает страх перед неведомыми и чуждыми явлениями окружающего мира, неспособность овладеть ими. Первобытная магия тесно связана с процессом труда, но связь эта весьма своеобразная. Магия представляет собой совокупность фантастических, иллюзорных представлений и колдовских действий, с помощью которых первобытные люди пытаются Добиться практических результатов (удачной охоты, рыбной ловли, победы над врагами-иноплеменниками и т. п.) в тех случаях, когда у них отсутствует уверенность в возможности добиться этих результатов с помощью реальной практики. Английский этнограф Б. Малиновский удачно определил социально-психологическую почву магии, охарактеризовав ее как „колебания между надеждой и страхом". Предпринимая магический обряд, первобытные люди, с одной стороны, страшатся воздействия на их жизнь неведомых для них и неконтролируемых ими сил (например, исчезновения дичи в лесу, рыбы в реке или океане, внезапного массового заболевания сородичей, нападения врагов и т. п.), а с другой - надеются на то, что данный обряд предохранит их от бедствий и несчастий, которых они боятся. Отсюда ясно, что социальной основой первобытной магии является практическое бессилие людей, их зависимость от природных и социальных сил, которыми они не в состоянии овладеть и природы которых они не понимают. Следовательно, религия и магия как одна из ее форм представляют собой отражение и проявление несвободы людей.

Исходя из этого, можно  сделать вывод, что эстетическое освоение мира порождено принципиально  иной общественной потребностью, чем  потребность в религии, в магии. Исторически существовавшая в силу особенностей общественного сознания той эпохи тесная связь между художественным творчеством и магическими ритуалами отнюдь не означает, что первобытное искусство возникло из магии. С марксистской точки зрения вообще нелепо ставить вопрос о возникновении одного элемента первобытной надстройки из другого элемента: каждый из этих элементов имеет свои специфические истоки в системе материальной жизнедеятельности первобытных людей.

 

  1. Специфика культуры ранних цивилизаций. Древность и первобытность: общее и особенное.

  Древние цивилизации при  всей их несхожести между собой представляют все же некое единство в отличие от прежних состояний общества и культуры.

Возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Культуровогии МГУП"