Шпаргалка по "Культуровогии МГУП"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 00:31, шпаргалка

Описание работы

Термин культура латинского происхождения означает определённые действия по обработке, преобразованию, возделыванию чего-либо, т.е. изменение природы под действием человека. Уровень развития культуры играет не последнюю роль для человечества. Понятие человечества раскрывает неразрывную связь с обществом, передаёт представление о природе, стране и эпохе в целом. Культурология использует понятие наука, которое означает производство объективных знаний.

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Цивилизации древности сохраняли  из первобытного общества: зависимость от природы, мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природные циклы. Зависимость людей от природы уменьшалась. Главным, что знаменовало переход от первобытности к древним цивилизациям, было начало организованной производственной деятельности человека ― «аграрная революция».

Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменением характера взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных отношений, вызванных ростом городов.

От человека требовалось уже  не простое повторение принятых образцов поведения, а размышление, анализ собственных действий и состояний.

Новые возможности хранения и передачи информации дала письменность.

Древние цивилизации исключали  чужака и презирали неполноправного, причем презирали откровенно и спокойно, не прибегая к лицемерию или оговоркам. И в то же время именно в лоне древних цивилизаций зарождались принципы всечеловеческого единства и нравственного совершенствования личности, осознание ею возможности выбора и ответственности. Эти принципы утвердились вместе с появлением и развитием мировых религий, которые непременно предполагали привлечение на свою сторону верующих, сознательно выбирающих данную веру, а не принадлежащих к ней по закону рождения. В дальнейшем именно мировые религии сыграли роль одного из факторов цивилизационной интеграции.

 

  1. Культура Древнего Египта: культурологическая характеристика.

  Египет - гос-во возникло в  долине Нила 6000 лет назад. Во  главе гос-ва фараон – абсолют.  власть. Он признавался сыном  бога. Египтяне поклонялись многим  богам. Бог солнца – Ра, Изида-  плодародия. Поклоялись животным, растениям предметам. Верили в бессмертие души, возник заупокойный культ. Условием загробной  жизни считали сохранение тела умершего (мумии, пирамиды). Пирамида Хеопса в Гизе. Строили 20 лет сотни тысяч людей. Жилые дома из кирпича, храмы из камня. Нашли неразграбленой гробницу Тутанхамона. Перед храмами и дворцами воздвигал обелиски с иероглфами. Сфинксы перед заупокойными храмами. Голова – изображение фараона, а тело льва. Лит-ра: поучения песни, заклинания, жизнеописания. Музыка: культовая, придворная, народная, это лиры барабаны арфы. Наука: матем., карты звезд. неба, медицина (учение о кровообращении и сердце, мумификация), календарь, часы, географ. карты. Школы при храмах обучали писцов. Позднее обучали всех мальчиков от 5 до 16 лет. Чтению, письму, счету. Дети знати в воен. школах. Завоевания Александра Македонского положили конец существованию древнего Египта. В 332до н.э становится частью его гос-ва.

 

 

  1. Культура Древней Месопотамии: культурологическая характеристика.

  Месоп. (двуречье) – земли лежащие  между р. Тигр и Евфрат. Раннюю культуру двуречья обозначают как шумеров-аккадскую. Письменность –клинопись, позднее – алфавитное письмо. Шумеры авторы сборников медицин. рецептов. Религия – правитель считался потомком богов, культ умерших царей. Важнейшая в шумерской лит-ре – Сказание о Гельгамеше (странствия царя г. Урука), разные мифы. После этой цивилизации была Вавилония. Центр – г.Вавилон. При царе Хамурапи появ. Свод законов написанный клинописью на 2метр. камен. столбе. В них отразилась хоз. жизнь, быт и нравы жителей. Царь богов  - бог Вавилона Магдук. Волю бога знали только жрецы(заклинали духов, беседовали с богами. люди покарялись их воле). Храм бога Мардука – Вавилонская башня. Внутри деревянная статую бога, покрытая золот. пластинами. В 8в. до нэ ассирийцы завоевали Вавилонское царство. Их царь Ашурбанипал в своем дворце в Ниневии собрал библиотеку клинописных текстов (10ки тыс.). Заменитые: Вавилон. башня, висячие сады Семирамиды. Изобретение письменности, астрономии, математики, 60ричная система счета (час = 60мин, 1 мин = 60сек, круг на 360°).

  1. Религия и мифология в древнем мире.

  Для первобытной культуры характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложный синтез тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытным искусством и моралью.

Огромное влияние религия оказала  на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Мифы являются отражением исторических событий того времени, общественной жизни и быта греков архаического периода. Гомеровский эпос («Илиада» и «Одиссея») является важным источником для изучения древнейшего периода истории Греции, о котором нет других письменных свидетельств.

Кроме того, древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения  античного театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честь популярного и любимого во многих областях Греции бога Диониса.

Древнегреческая мифология оказала  большое влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубене, Шекспир, Моцарт и многие другие композиторы, писатели и художники.

Библейские мифы, в том числе главный миф — о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными для искусства. Основными сюжетами живописи на протяжении многих веков были евангельские сюжеты, художники по-разному трактовали Рождество и Крещение Христа, Тайную Вечерю, Распятие, Воскресение и Вознесение Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова Христос представлен как высший идеал человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения.

Храм — это не только место богослужения, это — крепость, эмблема силы и независимости государства или города, исторический памятник. Таким образом, храмы, являясь культовыми сооружениями, имели и большое культурное значение; в них воплотились история страны, традиции и художественные вкусы народа.

Религия оказала большое влияние  на литературу. Три основные мировые религии — буддизм, христианство и ислам — дали миру три великие книги — Веды, Библию и Коран.

 

 

 

  1. Античная культура: культурологическая характеристика. Общее и особенное в культурах античной Греции и Рима.

 Рождается в Италии. Складывается из 3-х элементов: культура этрусков, культура италиков, культура латинов. 754-753г до н. э. дата основания Рима. Изначально государство носило милитаристический характер. Территория с сев — Англия, юг ― Африка, зап — Испания, вост — Иран. Очень динамичная к-ра, была самой молодой в Др мире. Вбирает элэементы греческой культуры, в частности пантеон богов: центральный Зевс — Юпитер (громовержец), его жена Гера — Юнона (покровительница домашнего очага и материнства), Афина — Миневра (богиня мудрости), Афродита — Венера (богиня любви), ее муж Гефест — Вулкан (кузнец), ее возлюбленный Арес — Марс (бог войны), Артемида — Диана (богиня охоты), Гермес — Меркурий (покровит ремесла, воров, науки), Посейдон — Нептун, Аид — Плутон (бог загробного мира). Покровительница Рима — Веста (богиня домашнего очага). Для римской к-ры характерна ярко выраженная мысль о богоизбранности римского народа, который несет миру порядок и знания. Культивируются идеи порядка, государственности, слова (ораторское мастерство). Развивается право, история, появляются аналы — летописи. Римляне строят дороги, города, самая ранняя — Апиева дорога, центральное место дорог Форум (золотой столб) с центре Рима. Переосмысливают греческую архитектуру, строили куполообразные храмы, во 2 в до н. э.. изобрели бетон, оконное стекло, впервые стали применять подъемные краны, апалубку. Образец архитектуры — Колизей (проводились состязания гладиаторов). Любили заезды колесниц. Деятели к-ры: Литра: поэты Гораций «Памятник», Овидий «Метаморфозы», Вергилий «Энеида», Август; Философия — Цицерон «Трактат о природе Богов», Лукреций «Трактат о природе вещей», Аврелий «Трактат наедине с собой». В конце 4 в н. э. Римская империя распалась в 396г на Западную, с центром в Риме и Восточную — Константинополь. Их развитие протекает по-разному: на Западе более быстро, в 497г — Рим был разрушен варварскими (германскими) племенами. На этой тер-рии начинается синтез культур германских племен и античной к-ры, в результате возникают варварские королевства, самое крупное — Франков, оно распадается на 3. 5-10век — были заложены основы Европейской государственности, языков, народов, экономической базы.

 

8―6 вв. до н. э. Получил название ранний или царский, т. к. во главе стоял выборный царь. В 509 г до н. э последний царь был изгнан и в Риме установилась республика. 5―4 вв. до н.э. ранняя римская республика. В 510 г. до н. э Рим становится аристократической рабовладельческой респуб., которая создала систему контроля органов управления (сенат консулы народ. собрание). 3-1в. до нэ расцвет римской республики и ее культуры. Сложилась гражданская община Рима. Военным подвигу и славе принадлежит центр. место. Отмечается влияние греч культуры. Рабы греки стали учителями, литераторами. Улицы Рима украшают мрамор. статуями из Греции. 1-5в нэ период римской империи: 1-2расцвет, 3-5упадок. В 27г до нэ установили власть 1 лица — императора. 2 мифа: 1римский миф- власть Рима над миром; 2миф Августа- миротворца, избавителя от воин. Эти темы — основные в культуре. В лит-ре знаменитые поэты Вергилий, Гораций, Овидий. Большой труд историка Ливия- «История Рима от основания города». Плутарх автор жизнеописания греческих и римских деятелей. Здание храм всех богов Пантеон в Риме. Настенная живопись, фрески. Строительство амфитеатра (Колизея) в Риме. в Риме появ. 1е конные статуи( конная статуя Марка Аврелия). Выражением высших почестей императору полководцу служило строительство триумфальных арок. В строит-ве римлями исп. 4 архитектур. ордера: тосканский, дорический, ионический и коринфский. Строители изобрели бетон, вызвало распространение арочно-сводчатых конструкций. В 3м веке в полит. жизни Рима появ. кризис.: частая смена импер., гражд. войны, натиск германцев — привели к разрухе. В 476 г. — конец империи. Кризис затронул и культуру: пропал интерес к фил-ии и науки, чаще обращались к религии, культам и суевериям. В культуре упадка появ. скульптурный портрет. Бюст императоров украшали дворцы.

 

  1. Культура Древней Греции: общая характеристика.

  В античной культуре главенствовали категории: мера и размеренность, симметрии, ритм и гармония. Чувство порядка и мера одно из важнейших. Отдавали предпочтение архитектуре и скульптуре. Искусство прославляло и возвеличивало человека. «Илиада» и «Одиссея» — шедевры Гомера. Демократия и гуманизм — главные идеи древнегреческой культуры. В 770г. до н.э. были игры в честь Зевса Олимпийского и с тех пор были каждые 4 года, место проведения — Олимпия. Достижение архитектуры связаны со строительством храмов (Храм Аполлона в Коринфе, Посейдона в Пестуне). Развитие керамики, вазовой росписи. Дети 7—16 вв. обучались в частных платных школах, им преподавались грамота, литература, математика. Воплощением мудрости стал великий Сократ. Босой в золотом плаще он давал уроки всем, не брал платы. Гиппократ — свод сочин. по медицине. Театр (см. 14-й вопрос). 3 велик афинских драматурга: Эсхил, Софокл, Еврипид. В Афинах был в честь победы греков над персами ансамбль Акрополь (самый большой храм Порфенон). Эллинестич. времени отличает гигантомания. Появ. камен. театры, библиотеки, сооружения практического назначения (Фаросский маяк). Статуя Колосса Родосского. Классич. формы искусства сложились в рамках демократич. полиса и поэтому воплощали идеал чела-гражданина. Тенденция эллинестич. скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частного личного, а не обществ-го как раньше. Позже появляется движение в скульптуре (после захвата Македонского). Стремились к калагатии — единство духа и тела.

Античная Греция не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры народов Востока. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, они определили свой собственный путь социально-политического развития, в философских поисках и в художественно-эстетическом осмыслении мира.

Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия, искусство, общественно-политическая жизнь. Античный гуманизм прославляет лишь физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии было тело человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе воспитания. Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек — животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям.

 

 

 

  1. Культура Древнего Рима: общая характеристика.

 Рождается в Италии. Складывается из 3-х элементов: культура этрусков, культура италиков, культура латинов. 754-753г до н. э. дата основания Рима. Изначально государство носило милитаристический характер. Территория с сев — Англия, юг ― Африка, зап — Испания, вост — Иран. Очень динамичная к-ра, была самой молодой в Др мире. Вбирает элэементы греческой культуры, в частности пантеон богов: центральный Зевс — Юпитер (громовержец), его жена Гера — Юнона (покровительница домашнего очага и материнства), Афина — Миневра (богиня мудрости), Афродита — Венера (богиня любви), ее муж Гефест — Вулкан (кузнец), ее возлюбленный Арес — Марс (бог войны), Артемида — Диана (богиня охоты), Гермес — Меркурий (покровит ремесла, воров, науки), Посейдон — Нептун, Аид — Плутон (бог загробного мира). Покровительница Рима — Веста (богиня домашнего очага). Для римской к-ры характерна ярко выраженная мысль о богоизбранности римского народа, который несет миру порядок и знания. Культивируются идеи порядка, государственности, слова (ораторское мастерство). Развивается право, история, появляются аналы — летописи. Римляне строят дороги, города, самая ранняя — Апиева дорога, центральное место дорог Форум (золотой столб) с центре Рима. Переосмысливают греческую архитектуру, строили куполообразные храмы, во 2 в до н. э.. изобрели бетон, оконное стекло, впервые стали применять подъемные краны, апалубку. Образец архитектуры — Колизей (проводились состязания гладиаторов). Любили заезды колесниц. Деятели к-ры: Литра: поэты Гораций «Памятник», Овидий «Метаморфозы», Вергилий «Энеида», Август; Философия — Цицерон «Трактат о природе Богов», Лукреций «Трактат о природе вещей», Аврелий «Трактат наедине с собой». В конце 4 в н. э. Римская империя распалась в 396г на Западную, с центром в Риме и Восточную — Константинополь. Их развитие протекает по-разному: на Западе более быстро, в 497г — Рим был разрушен варварскими (германскими) племенами. На этой тер-рии начинается синтез культур германских племен и античной к-ры, в результате возникают варварские королевства, самое крупное — Франков, оно распадается на 3. 5-10век — были заложены основы Европейской государственности, языков, народов, экономической базы.

Информация о работе Шпаргалка по "Культуровогии МГУП"