Сибирская икона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

В последние годы вырос интерес к изучению истории иконописания и иконопочитания в Сибири как к важной стороне художественной и духовной культуры сибиряков. Исследователями намечены основные этапы бытования икон в Сибири и выявлены некоторые художественные особенности сибирских икон [1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10, 11]. Настоящая работа, основанная на изучении икон в собрании Тальменского краеведческого музея, а также находящихся у частных владельцев на территории Тальменского района, ставит целью ввести в научный оборот новые материалы, выделить стилистико-хронологические группы сибирских икон и поставить вопрос о сохранении и дальнейшем изучении памятников сибирской иконописи. Под последней

Содержание работы

Введение
3
§1. Старейшие иконы
4
§ 2. Иконы сибирских народных мастеров
8
§ 3. Украинские иконы
12
§ 4. Охрана иконописного наследия
16
Список используемой литературы
17

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 724.66 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре

 

 

Историко-филологический факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Сибирская икона

 

 

Выполнила:

студентка 21 группы

очного отделения

Фараонова Оксана

Анатольевна

Проверил: ст.пр., к.ф.н.Фёдорова О.А.

 

 

 

Тара – 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

§1. Старейшие иконы

4

§ 2. Иконы сибирских народных мастеров

8

§ 3. Украинские иконы

12

§ 4. Охрана иконописного наследия

16

Список используемой литературы

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы вырос  интерес к изучению истории иконописания и иконопочитания в Сибири как к важной стороне художественной и духовной культуры сибиряков. Исследователями намечены основные этапы бытования икон в Сибири и выявлены некоторые художественные особенности сибирских икон [1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10, 11]. Настоящая работа, основанная на изучении икон в собрании Тальменского краеведческого музея, а также находящихся у частных владельцев на территории Тальменского района, ставит целью ввести в научный оборот новые материалы, выделить стилистико-хронологические группы сибирских икон и поставить вопрос о сохранении и дальнейшем изучении памятников сибирской иконописи. Под последней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Старейшие иконы

Заселение русскими Нижнего  Причумышья началось не позднее второго десятилетия XVIII века, а возможно и немного раньше [12]. Первые поселенцы имели, как правило, северорусские корни и в большинстве случаев были старообрядцами, стремившимися на новые места из-за гонений духовных и светских властей. В своих странствованиях старообрядцы не расставались с иконами, как правило, старого письма или изготовленными мастерами-единоверцами, ориентировавшимися на старые образцы. С иконами обращались очень бережно, регулярно очищая их от загрязнений и сохраняя столетиями. Нередко хранили их в сундуках, доставая только на время молитв, чтобы они не попали на глаза посторонним. Собрания старых икон были в семьях старообрядческого происхождения еще накануне Великой Отечественной войны [13]. В настоящее время старые иконы сохранились единицами. Нам известны 3 экземпляра, 2 из которых устная традиция определенно связывает со старообрядцами.

Апостолы Петр и Павел [14]. Доска 316х267х28 мм. Ковчег 231х203 мм. глубиной 2-3 мм. Паволока, левкас, темпера, золочение. Шпонки торцовые, прямоугольного сечения толщиной 15, глубиной 23 мм. На тыльной стороне вырезана надпись: "Ивану мироновцю".

Сохранность. Практически  полностью утрачен (до левкаса) золоченый  фон в верхних 2/3 изображения, а также золоченые одежды и нимб Иисуса Христа. Вдоль верхней половины левого ребра краска осыпалась на ширину 5-7 мм, на верхнем левом углу на площади в 1 кв. см утрачен и левкас. Справа на нижнем поле глубокая царапина длиной 25 мм. В остальном сохранность изображения очень хорошая, без повреждений и потемнений.

Композиция. В нижней трети - поземь зеленого и сине-зеленого цвета. На ней, слегка ⌠на цыпочках лицом к лицу, обращенные к зрителям в 3/4 стоят Петр (слева) со свитком в левой руке и правой рукой, простертой к Павлу, и Павел с Евангелием в руках. Оба в синих хитонах, у Петра - гиматий желтый, у Павла - фиолетовый, на гиматиях - золотистая инакопь. Над апостолами, в центре, - поясное изображение Иисуса Христа в позе благословения на белом фоне, верхний контур которого выполнен в виде стрельчатой арки. Под Христом -декоративная красная полукружная волнистая рамка, украшенная цепочкой тройных белых кружков. Поля коричневые, по внешним краям - опушь из красной и синей линий шириной по 4 мм.

Икона близка к стилистике строгановской школы, с которой  Д.И. Ровинский [15] связывал происхождение сибирской иконописи, а также к образцам поморского письма. Автор - безусловно профессионал, обладавший высоким мастерством и техникой миниатюриста. Лики, волосы, бороды и одежда апостолов выписаны с виртуозной тонкостью. Прекрасно передана возрастная осанка персонажей - стройного Петра и согбенного Павла. Следует отметить, что апостол Павел часто ассоциировался старообрядцами с мятежным протопопом Аввакумом. Можно предположить, что автор иконы в момент ее написания или до этого работал в сольвычегодских иконописных мастерских или следовал образцам этой школы. Икону можно датировать концом XVII- началом XVIII века.

Огненное восхождение пророка Илии [16]. Доска 165х140х16 мм, слегка изогнутая в сторону лицевой стороны. Один трапециевидный в сечении паз для односторонней суживающейся шпонки длиной 125 и шириной 35-10 мм. Ковчег 128-105 мм глубиной 2-3 мм., лузга скошена. Левкас. Паволока не выявлена.

Сохранность. В центре правого  края ковчега - утрата красочного слоя и левкаса шириной 1 и длиной 5 см (видна доска). Такие же утраты в правом углу и в нижнем поле у левого угла. Сеть мелких кракелюр, преимущественно в нижней части. Позднейшее частичное грубое поновление масляной краской в верхней части сюжета. Сохранность основной части сюжета хорошая, без утрат и потемнений.

Композиция. Сложный симультанный сюжет, изображение несколько отличается от канонического. Пророк Илия фигурирует на иконе 5 раз. В центре - он изображен в пустыне (в пещере). Слева вверху он перед двумя персонажами, молодым и старым, рядом каменная башня, на вершине которой горит огонь. Очевидно, это сцена состязания Илии со жрецами Ваяла. Слева внизу - спящий Илия, над ним склонился ангел. Справа внизу Илия и Елисей переходят Иордан. Справа вверху Илия на колеснице с крылатыми конями в огненном облаке, держит в опущенной руке свой волшебный плащ, под ним - Елисей (Илия и Елисей везде подписаны). Позднейшей закраске подверглась колесница с конями (видно слабо). Поля коричневые.

Эту икону также отличает тонкость письма, приближающаяся к  миниатюре. Несомненно и высокое мастерство автора. Размер иконы явно говорит, что это дорожный образ. Старообрядцы почитали пророка Илию - страстного обличителя пороков царя Ахава и его двора. Вознесение Илии на огненной колеснице на небо (огненное восхождение) ассоциировалось у них с гарью (самосожжением), что и придавало популярность этому сюжету в их среде. Можно предполагать, что икона была написана в Сибири иконописцем, учившимся у мастеров северного письма. Предположительная датировка - конец XVII- начало XVIII века.

Архистратиг Михаил Архангел [17]. Доска 310х252х22 мм, выгнутая в лицевую сторону. С боковых торцов и тыльной стороны оклеена дощечками толщиной 3-6 мм (очевидно, кипарисовыми). Ковчег 227х198 мм, глубиной 2-3 мм., лузга скошена. Паволока, левкас, темпера, золочение. Два встречных паза для односторонних, трапециевидных в сечении шпонок, не достигающих противоположных сторон (длина 237, ширина 37-45, глубина 11 мм). На верхнем поле - нечитаемая надпись, выпаленная золочеными буквами.

Сохранность. На фоне, а также  на одежде персонажа красочный слой и позолота частично утрачены, местами виден левкас, но сюжет сохранился удовлетворительно. Точечные механические повреждения, преимущественно в области лица персонажа. Кракелюры по трещинам и неровностям основы. В нижней части по графьям частичное изъявление красочного слоя.

Композиция. В верхнем  левом углу - Иисус Христос в  виде Эммануила за столом с хлебами  предложения и потиром. В верхней  части фон гладкий в нижней трети (поземь) - пейзаж в виде стилизованных горок коричневого цвета. Михаил Архангел изображен в виде крылатого всадника на крылатом, скачущем галопом направо коне. Корпус всадника параллелен картинной плоскости, лицо повернуто влево в 3/4, на голове княжеская корона. В устах труба, обращенная раструбом влево вниз, в правой, поднятой вверх руке - Евангелие. Левой рукой копьем (нарисовано тонкой черной линией) Архангел поражает царство дьявол, изображенное подземельем, в котором рушатся объятые огнем башни. На полях - следы позолоты. Живопись иконы достаточно изящна и профессиональна, но ниже по мастерству, чем у двух предыдущих.

Образец, на который ориентировался автор, легко выявляется - это икона  из собрания П.Д. Корина, которую В.И. Антонова атрибутировала как поволжскую икону XVII века [18]. В.Г. Брюсова же отнесла ее к заонежским северным письменам, датировав 1660-ми гг. [19]. Мы склоняемся к последней версии. Автор тальменской иконы, очевидно, пользовался готовыми прорисями, что хорошо видно по совпадению изображения развивающегося конца перевязи на

 тальменской и карийской иконах. Как показала Н.Г. Велижанина, подобная иконография Михаила Архангела характерна, в основном, для Сибири [4. С. 163-165]. В Европейской России распространен, преимущественно, другой тип. Михаил Архангел, предводитель небесного воинства, был широко популярен в Сибири, в том числе и в Причумышье. Именно этому святому была посвящена первая церковь на данной территории - Тальменская, построенная в 1765 году и долго остававшаяся единственной [20]. ⌠Небесного воеводу чтили и старообрядцы, поскольку тот поразил дьявола, олицетворявшего для них никонианскую церковь и преследующую их государственную систему. Такие настроения были широко распространены и долго сохранялись. В 1838 г. инспектировавший деревню Пещерскую (современный Залесовский район) депутат Ложников описал буйное празднование дня Архистратига Михаила Архангела (8 ноября старого стиля), сопровождающееся угрозами в адрес властей. [21]

Икону из Тальменского музея можно атрибутировать довольно четко. Оклеивание липовых досок - основ для икон - кипарисовыми для их сохранности от жуков-точильщиков применялось, причем не очень часто, в Оружейной палате Московского кремля со второй половины XVII века [22]. Можно предположить, что некоторые из таких досок попадали и в Сибирь, очевидно в первую очередь - в епархиальную иконописную мастерскую в Тобольске. Известно, что там работали сольвычегодские и великоустюжские мастера, ориентировавшиеся на северные письма [5. С. 127-128]. Но с последней трети XVII века в официальном сибирском иконописании ощущаются украинские и западноевропейские влияния и формируется так называемое сибирское барокко [5. С. 133-136]. Исходя из этого логично предположить, что икона Архистратиг Михаил Архангел была написана в Сибири, мастером северорусской школы, связанным с Тобольской епархиальной мастерской, во второй половине XVII века. В таком случае очень вероятно, что данная икона находилась в иконостасе тальменской церкви Михаила Архангела, возможно в качестве дара сибирского иерарха[23].

Таким образом, несмотря на массовую утрату икон в послереволюционный период, возможно обнаружение довольно ранних для Сибири икон второй половины XVII - первой половины XVIII веков. Можно  выделить некоторые их характеристики. Прежде всего это довольно полное следование классической технологии и высокое качество работы, и как следствие - в целом хорошая сохранность при незначительных поновлениях или отсутствии таковых. Для ранних сибирских икон также характерно довольно высокое художественное мастерство с ориентацией на известные стили XVII века Европейской России и специфика выбора и трактовки сюжетов.

§ 2. Иконы сибирских народных мастеров

В Тальменском краеведческом музее находятся 4 иконы предварительно атрибутированные нами как сибирская народная иконопись второй половины 18 - 19 века.

Икона "Георгий Победоносец" (24). Доска (предположительно сосна) 264х309х25 мм., со слабой выпуклостью в сторону изображения. На тыльной стороне - один паз со вставкой и гвоздик для подвешивание с остатками текстильной бечевки. На доске есть небольшие сучки. Ее тыльная сторона и торцы приобрели серо-коричневый оттенок в результате естественного или искусственного тонирования.

Утраты. По лицевым ребрам верхнего и нижнего торцов - многочисленные мелкие выщерблены. В правом углу - косая волосная царапина длиной 45 мм и рядом - другая, 17 мм. На красочном слое ряд волосных трещин, располагающихся вертикально, по направлению волокон древесины. Все вышеописанные повреждения незначительны и прослеживаются, в основном, на полях, вне сюжета. В сюжетной части иконы, в верхней половине, красочный слой на значительной площади утрачен (около 4% от сюжетной части). Судя по остаткам, здесь осыпалась золотая краска. На месте утраченной краски на поверхность выступает грязно-белый слой, покрытый многочисленными мелкими трещинами усыхания - очевидно грунтовка, предположительно - левкас. В правой части иконы, в области лица женского персонажа - сеть тонких, но глубоких царапин длиной до 10 мм.

Композиция. Ковчега икона  не имеет и тканью не оклеена. Рамка  иконы имеет с боков ширину 25-26, вверху и внизу 30-31 мм. Структура  ее от краев к сюжету такова: 1) красно-коричневая полоса

 шириной 1,5-2 мм; 2) черная  полоса 2,5-3,5 мм; 3) желто-коричневая с  черными разводами полоса 17-23 мм; и 4) черная полоса 1-1,5 мм.

Икона "Огненное восхождение  пророка Илии" (25). Доска (предположительно лиственница) 264 х 312 х 23 с выпуклостью  в сторону изображения. С тыльной  стороны два сквозных паза для  шпонок. Тыльная часть коричневато - серого цвета, предположительно пропитка чесночным соком. Ковчега нет. Вместо паволоки использована бумага. Левкас, темпера, золочение. На нижнем и верхнем  торце - следы грунтово - красочного слоя.

Сохранность. Изображение  сильно потемневшее. В центре две  трещины, заложенные по структуре древесины. Первая в 125 мм. от левого края, волосная, начинается от верхнего торца и идет вниз на 180 мм., слабо нарушая красочный слой. Вторая, расположенная в 26 мм вправо от первой начинается в 70 мм. От верхнего торца и идет до нижнего торца. В середине трещины по ее сторонам в двух местах уничтожен красочный слой полосками 25 х 6 и 20 х 10 мм. Вдоль правой рамки в верхней части сюжета часть красочного слоя осыпалась, обнажая левкас. Осыпание красочного слоя заметно и в других местах верхней трети сюжета, в основном, где использовались золотые краски. Иногда эти точки группируются в пятна диаметром до 2 - 8 мм. В верхней части иконы имеются несколько царапин шириной 0,3 - 0,5 мм. И длиной 15 - 20 мм., как старых, так и относительно свежих. Правое лицевое ребро иконы имеет с нижнего торца глубокую трещину шириной 1,5 мм.. являющуюся трещиной радиального усыхания древесины. С ней связана выщерблина грунтово - красочного слоя в нижней правой части ионы треугольной формы 26 х 20 мм. Поверхность иконы покрыта мелкими кракелюрами, местами краска сгриблена.

Информация о работе Сибирская икона