Сибирская икона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

В последние годы вырос интерес к изучению истории иконописания и иконопочитания в Сибири как к важной стороне художественной и духовной культуры сибиряков. Исследователями намечены основные этапы бытования икон в Сибири и выявлены некоторые художественные особенности сибирских икон [1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10, 11]. Настоящая работа, основанная на изучении икон в собрании Тальменского краеведческого музея, а также находящихся у частных владельцев на территории Тальменского района, ставит целью ввести в научный оборот новые материалы, выделить стилистико-хронологические группы сибирских икон и поставить вопрос о сохранении и дальнейшем изучении памятников сибирской иконописи. Под последней

Содержание работы

Введение
3
§1. Старейшие иконы
4
§ 2. Иконы сибирских народных мастеров
8
§ 3. Украинские иконы
12
§ 4. Охрана иконописного наследия
16
Список используемой литературы
17

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 724.66 Кб (Скачать файл)

Композиция. Сюжетная часть  размером 258 х 216 мм. Выделена черной рамкой шириной 1,5 - 2 мм. Поля коричневые, по краям зеленая и красная опушь. В левой нижней половине сюжета изображен Илия в пустыни. На нем коричневый хитон и накидка из овчины. Правее в центре нижней части иконы Илия и Елисей (в черном хитоне и красном гиматии) готовятся перейти Иордан, изображенный зеленовато - голубой полосой. Размеры идущих в 1,5 раза меньше сидящего Илии. Правее и выше - Елисей с распростертыми руками, над ним в верхней трети сюжетной части по высоте Илия в огненном облаке уносится на колеснице, запряженной крылатыми конями. В левом верхнем углу лучи пробиваются через сектор стилизованных желто - зеленых облаков. Общий колорит - серо - коричневый. Живопись иконы довольно неискусна. Укороченные фигуры, непропорционально длинные пальцы рук и босых ног, аляповатые белильные оживки на лицах свидетельствуют, что автор иконы не был профессиональным иконописцем. Видно. Что автор копировал старые образцы не вполне понимая их. Пророку Илие приданы некоторые особенности иконографии Иоанна Крестителя (плащ из шкур). Волшебная мелоть, которую уносящийся на небо Илия кидает Елисею принял вид какого - то фантастического рога изобилия и т.п.

Ранее мы датировали икону "Св. Георгий Победоносец" концом 19 - началом 20 века (9). В настоящее время мы склонны датировать обе иконы  более ранним временем, что будет  аргументированно ниже.

Икона "Архистратиг Михаил Архангел" (26). Доска 225 х 80 х 25. Глубокие торцевые шпонки прямоугольного сечения. На нижнем лицевом ребре - следы косых зарубок. Ковчега и паволоки нет. Левкас, темпера, золочение, позднейшее поновление маслом.

Утраты. Первоначальное изображение  сильно попорчено по крайней мере двукратным поновлением. В центральной части сюжета красочный слой полностью утрачен, на поверхность выступает левкас. Основной рисунок угадывается по граням - крылатый всадник с трубой на крылатом коне, скачущем галопом направо. В настоящее время наиболее различимая часть сюжета - конь - выделена красной краской под которой видно золоченое изображение. Предварительно икона имела поля шириной 16 х 22 мм., но при поновлении верхняя часть доски была закрашена светло - коричневой, а нижняя черной краской из - под которой местами проглядывают синие и зеленые пятна. Посередине иконы, в нижней ее части - голубое пятно полукруглой формы. В левом верхнем углу Иисус Христос в виде Эммануила над стилизованным бело - черным облаком.

Икона "Св. Параскева Пятница" (27). Доска 215 х 175 х 25. На тыльной стороне один односторонний трапецивидный в сечении сужающийся паз для шпонки. Тыльная сторона и три торца (кроме нижнего) тонированы серо - коричневым оттенком. Ковчега нет. Вместо паволоки использована бумага. Тонкий слой левкаса, темпера, золочение.

Утраты. Красочный слой покрыт сетью кракелюр, наиболее крупные  из которых заложены по структурным  трещинам древесины. По углам и краям - незначительные утраты красочного слоя и грунта. В сюжетной части местами  имеются утраты красочного слоя и  грунта. В сюжетной части местами  имеются утраты красочного слоя до левкаса размером 2 - 5 мм., а на изображении короны - длиной 30 мм. И шириной от 6 до 20 мм. В правой верхней четвери сюжета - глубокая выщерблина диаметром 6 мм. Золочение сохранилось относительно хорошо.

Композиция. Сюжетная часть  размером 162 х 135 мм. Выделена тонкой черной рамкой. Поля коричневые, по краям следы красной опуши. Фон гладкий золоченый. В левом верхнем углу - Иисус Христос в виде Эммануила над стилизованным голубым облаком. Изображение святой поясное, анфас. В левой руке крест, в правой в жесте благословения. На святой корона, синяя туника с красными обшлагами, красный мафорий и светло-коричневый плат. На мафории - желтой краской ассист. Вокруг голов Иисуса Христа и святой - нимбы в виде тонкой красной окружности. На уровне плеч надпись черной краской.

Обращают на себя внимание неестественно длинные пальцы рук  святой и плоское с широким  носом лицо, черты которого выделены темно - коричневыми линиями. В целом  изображение близко к лубку.

Все перечисленные иконы  имеют общие технологические  и отчасти стилистические черты. Для них характерно использование  древесины хвойных пород, отказ  от ковчега и паволоки (заменяемой иногда бумагой), одинаковое оформление рамок, преобладающий коричневый колорит, отход от канонического изображения  персонажей, некоторая аляповатость рисунка и живописи, близость к лубку. Напрашивается вывод, что все иконы эти являются произведениями народных сибирских иконописцев. Датировать их можно периодом упадка в сибирском церковно - монастырском иконописании, последовавшим после секуляризации церковных земель в 1764 году. В дальнейшем до последней четверти 19 века спрос на иконы в Сибири в значительной степени удовлетворялся за счет работы иконописцев - самоучек из народа. В конце 19 - начале 20 века возрос приток икон из Европейской России, а в ряде городов Сибири появились иконописные мастерские, рассчитанные на массовое производство икон. Однако традиции народного иконописания в Сибири сохранились до 1930 - х годов ( 8 ).

Датировка вышеописанных  памятников из собрания Тальменского краеведческого музея представляется следующей. Наиболее древними на наш взгляд являются "Св. Георгий Победоносец" и "Огненное восхождение Пророка Илии", стиль которых наиболее близок к трактовке данных сюжетов на иконах 17 - 18 веков. Датировать их можно концом 18 - первой половиной 19 веков. "Св. Параскева Пятница", тяготеющая к лубку, очевидна должна датироваться второй половиной - концом 19 века. Дату иконы "Архистратиг Михаил Архангел" трудно установить из - за плохой сохранности, но скорее всего она создана в середине 19 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Украинские иконы

Одним из последствий реформы 1861 года явилось переселение части  крестьян из Европейских губерний Российской империи, где ощущался земельный  голод, в Сибирь. В дальнейшем миграционное движение со спадами и подъемами  продолжалось до начала гражданской  войны и после. Большинство переселенцев прибыли из Рязани, Поволжья, Польши, Украины. В Боровлянскую и Тальменскую волости (современный Тальменский район) особенно много украинцев приехало в 1911 - 14 гг. До сих пор те части населенных пунктов Нижнего Причумышья, где селились выходцы из Украины, носят название "хохлы".

Благодаря переселенцам в  Сибири появились новые элементы материальной и духовной культуры, одним из которых является религиозная  живопись. К настоящему времени нами выявлено на территории Тальменского района четыре украинские иконы второй половины 19 - начала 20 века.

" Св. Серафим Саровский" (1). В  настоящее время не доступна изучению. Имеется только черно - белая фотография, снятая в искажающем икону ракурсе. Высота - около 1,0 метра. Глубокий ковчег с отвесной лузгой, толстый слой левкаса. О прочих технологических особенностях судить трудно.

Сохранность довольно хорошая. В нижней части видна сетка  глубоких трещин по левкасу, но красочный  слой утрачен только на двух небольших  участках.

Композиция. Сюжет решен  традиционно для этого типа икон. На переднем плане - Св. Серафим Саровский  с непокрытой склоненной головой, в  левой руке - четки, правая прижата  к груди. За его спиной - строения монастыря. Наиболее примечательной деталью  является фон иконы, сплошь состоящий  из сложных переплетающихся узоров геометрического и растительного  орнамента, сочетающего барочные и  народные традиции. Среди деталей  орнамента - стилизованные листья и  мальтийские кресты. Орнаментом украшены и поля иконы.

Икона любопытна сочетанием старых и новых принципов. К первым относится следование классической технологии, ко вторым - применение приемов  профессиональной живописи западно - европейского стиля. Орнамент фона характерен для поздней "парадной" украинской иконописи. Икона изготовлена в хорошей мастерской, предположительно в Киеве, во второй половине 19 века.

"Жены - Мироносицы". 62,5 х 43,5 х  3. Дерево, левкас, темпера, масло.  Состоит из трех досок шириной  16, 32,5 и 14 см. Сзади по всей длине  иконы прямоугольная врезная  шпонка 3,6 х 4 см. Для крепления  шпонки использованы железные  гвозди. Верх доски вырезан по  контуру фигур.

Сохранность. Кракелюры красочного слоя по неровностям основы. Незначительные утраты красочного слоя в виде выщерблин, особенно по нижнему краю. На лице левого персонажа - глубокие трещины.

Композиция. Три погрудные фигуры. Центральная выступает вперед, частично закрывая две другие. В левой руке сосуд с (мирром), правая приподнята в жесте обращения, взгляд устремлен на зрителя. Левая фигура с наклоненной головой, глаза потуплены. В левой руке сосуд. Правая фигура - голова приподнята, взгляд устремлен вверх, в левой руке - ларец.

Икона выполнена с большим  мастерством и производит сильное  впечатление на зрителя. Лица персонажей не портретны, с очень схожими  чертами, но различны психологически, по запечатленным на них эмоциям. Можно сказать, что это один и  тот же человек в разных психологических  состояниях. На наш взгляд в образах  жен - мироносиц здесь запечатлены Вера - Надежда - Любовь. Об этом говорят сосредоточенность левой фигуры (Вера), целеустремленность средней (Надежда), эйфоричность правой (Любовь).

Икона - великолепное произведение религиозной украинской живописи второй половины 19 века. Возможно обращение к украинским собраниям позволит установить школу, а то и автора "Жен - Мироносиц", вероятно прошедшего хорошую школу живописи.

"Богоматерь Знамение" - " Христос Вседержатель" (3). Двусторонняя икона. Составлена из трех досок длиной по 353 мм. и шириной 107,68 и 117 мм., толщина 24 мм. Вверху торцевая шпонка. На нижней части доски и прилегающих краях боковых - следы неровного обруба. Предположительно икона составляла часть, какой - то более крупной композиции. Ковчега нет. Паволока из фабричной ткани бордового цвета, левкас, темпера, масло, золочение.

Сохранность. Шпонка сломана, икона распадается на доски. Паволока разорвана. По разрывам и краям красочный  слой и левкас утрачены. На лице богоматери красочный слой так же утрачен.

Композиция. "Богоматерь Знамение". Поясная. По краю досок  красная опушь. Двойная рамка со скругленными краями - с краю белая 1 мм., внутри черная 4 мм. На черных углах - белые виньетки. Фон золоченый гладкий. Нимб изображен тонкой красной чертой. Поднятые руки повернуты раскрытыми ладонями к зрителям.

"Христос Вседержатель". Поясная. Оформление рамки - как и у другой стороны. Глава непокрыта. Лицо юное, розовощекое, черные кудри до плеч. Правая рука благословляет, в левой держава и скипетр. На кайме одежды - белой краской имитация вышивки.

Предположительно икона  выполнена одаренным художником - самоучкой на рубеже 19 - 20 веков.

"Предста Царица" (4). Составлена из 2-х досок. Общий размер 690 х 570 х 12. Две встречные сужающиеся шпонки трапецевидного сечения. Не деформирована. Ковчега, паволоки, левкаса и вообще грунта нет. Краска нанесена прямо на дерево, возможно только промазанное клеем.

Сохранность. По неровностям  основы красочный слой местами утрачен  вертикальными полосками шириной  до 15 мм., длиной до 5 м., то же - по углам иконы. В левой части - незначительное повреждение в виде черных тонких полос.

Композиция. В центре на троне, спинка которого обрамлена украшениями  в барочном стиле - Иисус Христос  в царском облачении, короне, с  державой и скипетром. У трона  вполоборота стоят: слева - богоматерь, справа - Иоанн Предтеча.

Фон зеленый, гладкий, в нижней части - голубовато - зеленый. По краям  желтая опушь шириной 1,5 см. Украшения спинки стула желтое. Иисус Христос изображен анфас, с раздвоенной бородкой и черными кудрявыми волосами, лежащими на плечах. На голове, от которой исходит сияние - желто - розово - голубая корона. На нем одеяние красного цвета, с голубым отложным воротником и золотыми и коричневато - золотая узорная мантия с горностаевой оторочкой. Под его ногами - черная подушечка с золотыми кистями. Под левой рукой на колене держава (более напоминающая пушечное ядро), в руке золотой скипетр. Правая рука поднята в благословляющем жесте, указательный и средний пальцы перекрещены. Мария и Иоанн изображены в профиль. Мария протягивает Христу правую руку. На ней белый плащ, синяя туника, розово - коричневая одежда неясного покроя.

У Иоанна Кретителя в руках крест, на нем сандали, зеленый плащ и одежда из шкур, обнажающая левое плечо. С обоих сторон спинки трона дугой надпись желтыми буквами : " селъ еси на престоле судай правду".

Икона относится к довольно редкому типу "Предста Царица", сводящему трех главных персонажей деисусного ряда - Иисуса Христа, Богоматерь и Иоанна Предтечу - в одном сюжете (5). Особенностью данной иконы является царственный образ Иисуса Христа и более простонародные и приниженные образы Богоматери и Иоанна Предтечи. Лику Иисуса Христа придано определенное сходство с внешностью императора Александра III. Предположительно икона написана к его восшествию на престол, а надпись над троном - наивный крестьянский призыв к монарху о соблюдении справедливости.

Живопись иконы аляповата и неискусна и наверняка принадлежит одному из народных украинских "богомазов". Датировать икону следует началом 1880 - х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 4. Охрана иконописного наследия

С 1970-х годов возрос интерес  к старине. В результате появились  полуподпольные коллекционеры антиквариата, в т.ч. икон, причем многих из них отличали корысть и невежество, а в лучшем случае - только собирательский азарт. Данные обстоятельства не способствовали сохранности икон, а так же приводили к полной утрате исторических сведений об их бытовании. Со второй половины 1980-х голов активной сбор икон начали священно - служители возрождающейся православной церкви. По некотрым сведениям

Информация о работе Сибирская икона