Символика цвета в различных культурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:12, реферат

Описание работы

Средневековая символика цвета объясняет строгую религиозную догматику (исламскую, христианскую, конфуцианскую, буддийскую или синтоистскую и т.д.). Каждый цвет или особый символ соответствовал канону религии, замена или искажение его считались преступным отступлением от истины. Например, в Индии и Китае символика цветов была строго канонизирована. В отличие от этого в Японии сосуществовало несколько цветовых канонов, закрепленных разными религиями.

Содержание работы

Символика цвета………………………………………………………………3
Цвет и магия у первобытных народов……………………………………….5
Цветовая символика в древней Индии и Китае…………………………….10
Индия……………………………………………………………………...10
Китай……………………………………………………………………...11
Цветовой символизм древних народов Ближнего Востока,
центральной Азии и Египта………………………………………………… 13
Цветовая символика Ислама…………………………………………….......15
Цветовые символы Христианства…………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

КУЛЬТОРОЛОГИЯ.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

      Новосибирский филиал 

      Реферат по курсу: «Культорология» 

      На  тему: «Символика цвета в различных  культурах» 
 

                                                                    Выполнила:

                         Студентка Гр. ФК - 28

                                                                                        Ковтонюк Е.Н. 

                                  Проверил:

                                                                                            __________________

                                                       __________________ 
 
 
 
 

      Новосибирск 2011

Содержание

  1. Символика цвета………………………………………………………………3
  2. Цвет и магия у первобытных народов……………………………………….5
  3. Цветовая символика в древней Индии и Китае…………………………….10
    1. Индия……………………………………………………………………...10
    2. Китай……………………………………………………………………...11
  4. Цветовой символизм древних народов Ближнего Востока,

    центральной Азии и Египта………………………………………………… 13

  1. Цветовая символика Ислама…………………………………………….......15
  2. Цветовые символы Христианства…………………………………………...17
  3. Заключение…………………………………………………………………...20
  4. Список использованных источников……………………………………….21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СИМВОЛИКА ЦВЕТА

    С древнейших времен была замечена тесная связь цвета с психикой, способность  его воздействовать на эмоции и физиологические  функции человека. Об этом говорят бесчисленные археологические и этнографические данные о ритуальной и военной раскраске древних и примитивных народов; об этом  свидетельствуют также мифология и фольклор всего мира. Цвета воздействуют на всех людей по-разному в зависимости от социальной и национальной принадлежности или от условий, в которых воспринимается цвет.

    Эмоциональное действие цвета имеет две главные  причины:

1. непосредственно  физиологическую – возбуждающее  или успокаивающее действие;

2. ассоциации, которые с ним связываются.

    Но  никак нельзя говорить о ясно выраженном общем эмоциональном характере  каждого цвета, потому что обе  причины обусловливаются социальной принадлежностью и индивидуальными  особенностями каждого человека. Поэтому вопрос эмоционального воздействия  цвета на человека является чрезвычайно сложным.

    В природе человека глубоко заложено стремление к ясности, радости, красоте. Отсюда и любовь человека к красивым краскам, гармоничным сочетаниям, радующим глаз. Цвет вызывает у человека различные  чувства: сильное возбуждение, покой, равнодушие, ощущение холода или тепла, что воздействует на физиологию и психику. Возможно, из-за эмоционального воздействия цвета человек наделил его определенным символическим значением.

    С давних времен у того или иного  народа начала складываться определенная гамма любимых цветов. Национальные цвета исторически объяснимы и традиционны, они соответствуют характеру и темпераменту народа, окружающей его природе: красно-желто-черные цвета испанцев и спокойные бело-голубые цвета финнов. Чем ближе к экватору, тем большая тяга людей к открытым ярким цветовым сочетаниям.

    Средневековая символика цвета объясняет строгую  религиозную догматику (исламскую, христианскую, конфуцианскую, буддийскую или синтоистскую и т.д.). Каждый цвет или особый символ соответствовал канону религии, замена или искажение его считались преступным отступлением от истины. Например, в Индии и Китае символика цветов была строго канонизирована. В отличие от этого в Японии сосуществовало несколько цветовых канонов, закрепленных разными религиями. Помимо этого здесь всегда было большое стремление к тонкому восприятию цвета, но не к рациональному, а к субъективному, личностно-интимному. Тенденция к подобному восприятию цвета у японцев разрушала привнесенные ими освященные религиозным культом отношения к цвету. Внимание и любовь к цвету отражают их чуткое и чрезвычайно тонкое чувство природы.

    Помимо  религиозно-мистериальной значимости цвета олицетворяли социально-функциональные и половозрастные деления общества. Например, в Европе цвета делились на несколько категорий, которые соответствовали определенным сословиям общества.

    С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом  был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут  магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на "белую" и "черную" свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны. 
 

ЦВЕТ  И МАГИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ  НАРОДОВ

    В наскальной живописи первобытных народов  чаще всего встречаются три цвета – белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание этих красок нельзя объяснить легкостью их добычи. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. Особая заслуга здесь принадлежит английскому этнографу В. Тэрнеру (1983), собравшему большой фактический материал по «цветовой классификации» у первобытных народов.

    Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых  они апеллировали к силам добра  и жизни или защищались от воздействия  злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал  злых. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти. Белый цвет для древних не имел отрицательных значений, и тем более, не являлся символом смерти, траурным цветом. Жизнь представлялась первобытными людьми как последовательность рождений и смертей. Умерший член племени не считался исчезнувшим без следа, окончательно ушедшим в небытие. Смерть рассматривалась как трансформация, переход в новое качество. Умерший, либо воплощался во вновь родившемся члене племени, либо становился духом, божеством. Поэтому присутствие белого на похоронах (раскрашивание покойника белой краской и т.д.) не носит негативного характера, а указывает на «новую жизнь» умершего соплеменника.

    Белый цвет использовался как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы не могли нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помечены белой краской, либо имели амулеты белого цвета.

    Важную  роль играл белый и в ритуале  жертвоприношения. Добрым богам и  духам стремились приносить в  жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое. Для первобытных людей белый - не только наглядно-чувственный символ, но и понятие, выражающее основные морально-этические принципы поведения. Так у ряда африканских народов до сих пор существует обычай клясться своей печенью. Если дающий клятву хочет подчеркнуть, что его намерения честные и он не питает никаких злых умыслов, то специально указывает на то, что у него "белая печень". Имеет смысл, поэтому, говорить о регламентирующей роли белого в поведении первобытных людей, как своеобразного критерия, с помощью которого люди организовывали свое поведение. В этом аспекте белый цвет можно рассматривать как психологический знак - т.е. средство управления человека своими психическими функциями и поведением. Как указывает В. Тэрнер (1983), у Ндембу есть понятие "белого поведения". Оно означало быть явным для соплеменников, т.е. - не уединяться, не замышлять плохого и т.д., другими словами, быть "чистым".

    В этом аспекте белый цвет можно  рассматривать как психологический  знак – т.е. средство управления человека своими психическими функциями и поведением.

    Этот  цвет получил значения блага, жизни, здоровья и т.п. Кроме этого, белый  – свет, день, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо. Оптически, белый – эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей и поведения. Таковы основные психобиологические источники символики белого цвета, позволяющие понять его магическое значение в жизни первобытного человека.

    Вторым  важнейшим цветом в жизни первобытных  людей был черный цвет. Если белый  означал свет, то черный – мрак, если белый – жизнь, то черный – смерть, белый – чистота и порядок, черный – грязь и хаос. Тем  самым, черный – антипод белого. Оптически, контраст белого и черного наиболее сильный; также контрастны и символические значения этих двух цветов. Белый и черный относятся к дуальным символам. Черный – антитезис белого, противоположная сторона жизни. Все самое негативное в жизни первобытных людей выражал черный. Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имели черный цвет. В отличие от «белой» «черная магия» апеллирует к силам зла, и приводит человека к гибели и проклятию.

    Наиболее  важные значения черного – небытие, смерть, хаос, разрушение. Черный цвет используется в магических ритуалах, тема которых связана со смертью, окончанием или прерыванием чего-либо, вмешательством в жизнь человека враждебных ему сил и т.п. Отсюда становится понятна роль черного в ритуале инициации. Раскрашивание черным цветом тел посвящаемых, означало их ритуальную смерть – окончание предыдущего этапа существования. Черный также использовался для защиты от сглаза и порчи, но смысл этой символической защиты в сравнении с белым другой. Если над белым зло, по мысли первобытного человека в принципе, не властно, то использование черного означало, что его носитель не обладает ничем, что могло бы быть достойным зависти. Исходя из этого, на лица новорожденных наносили черные точки, чернили животных, дома (черный краеугольный камень) и т.д.

    Черный  считался цветом злого колдовства и  ведовства. К "черным магам" относились со страхом и враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве, наносили черную краску. Выражение - "у  него черная печень" означает человека со злыми намерениями.Несмотря на то, что все негативное в жизни первобытного человека символизировалось черным, этот цвет обладал не только отрицательными значениями, но и положительными, то есть, в отличие от белого, являлся амбивалентным символом. Например, у племен засушливых районов Африки черный почитается как цвет дождевых туч, а люди с особо черными волосами считаются красивыми. Интересна связь черного с половым влечением. У Ндембу черный считается цветом, возбуждающим половую страсть, поэтому женщины этого племени специально чернят свои половые органы. В случае удачного полового акта в первую брачную ночь у порога молодоженов рассыпают черный пепел.

    Истоки  символики черного также необходимо искать в психобиологическом опыте  первобытных людей. Черный – это отсутствие света, ночь, когда активность человека снижена, и он не может хорошо ориентироваться в окружающем, становится беззащитным перед стихиями и хищниками. Черный – отсутствие сознания, сон, подобный смерти, цвет пепелища и распада. Черная река – река смерти и забвения. У первобытных людей черный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира, Скрытый Источник, из которого исходит первоначальная (черная, оккультная или бессознательная) мудрость.

    Заключает триаду «основных» цветов для первобытных людей красный цвет. В отличие от белого и черного он относится к хроматическим цветам.

    Символические значения красного определяются «видом»  крови:

1. кровь  животных;

2. кровь  последа (роженицы);

3. кровь  всех женщин (менструальная кровь);

4. кровь  процедуры обрезания крайней плоти;

5. кровь  убийства;

6. кровь  колдовства и ведовства (связанная  с некрофагией).

    Все "красные вещи" разделяются  на две категории, в зависимости  от того, приносят они добро или  зло. Но, независимо от своей валентности, все "красные вещи" обладают силой, т.к. кровь - сила, без нее человек умирает.

    Сила  – главное значение красного и  этим объясняется его роль в качестве магического средства. Например, в  ритуале, посвященном рождению ребенка, новорожденному наносились красные  точки на голову и другие части тела для того, чтобы он рос здоровым и сильным. Рисунок красной руки перед входом в первобытную пещеру служил для отпугивания злых демонов. Раскрашивание красной краской лиц воинов, магически, должно было придать им силу и храбрость и одновременно устрашить врагов. Как символ силы, красный использовался и в качестве средства от сглазов и наговоров.

    Уже первобытные люди считали красный  лечебным цветом, способным заживлять  раны и возвращать здоровье. С этой целью к пораженным участкам тела прикладывались красные тряпки или глина. Также они наносили кровь на предметы, которые хотели оживить. Важную роль красный цвет играл в обрядах очищения. Члены племени, участвовавшие в процедуре обрезания, должны были на протяжении определенного времени носить на руках и шее предметы красного цвета. В сочетании с белым цветом красный составляет так называемую "жизнеутверждающую пару", символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство. В паре с белым нивелируются отрицательные значения красного и, наоборот, сочетание красного и черного усиливает негативные стороны красного цвета, придает ему зловещий характер, и с точки зрения древней магии, символизирует злые силы.

Информация о работе Символика цвета в различных культурах