Символика цвета в различных культурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:12, реферат

Описание работы

Средневековая символика цвета объясняет строгую религиозную догматику (исламскую, христианскую, конфуцианскую, буддийскую или синтоистскую и т.д.). Каждый цвет или особый символ соответствовал канону религии, замена или искажение его считались преступным отступлением от истины. Например, в Индии и Китае символика цветов была строго канонизирована. В отличие от этого в Японии сосуществовало несколько цветовых канонов, закрепленных разными религиями.

Содержание работы

Символика цвета………………………………………………………………3
Цвет и магия у первобытных народов……………………………………….5
Цветовая символика в древней Индии и Китае…………………………….10
Индия……………………………………………………………………...10
Китай……………………………………………………………………...11
Цветовой символизм древних народов Ближнего Востока,
центральной Азии и Египта………………………………………………… 13
Цветовая символика Ислама…………………………………………….......15
Цветовые символы Христианства…………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

КУЛЬТОРОЛОГИЯ.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

    Символические значения красного объясняются его  связью в сознании древних с кровью. Красный - третья река верховного Бога, цвет одной из самых важных жидкостей человеческого организма. Причем, связь красного с кровью для первобытного сознания более существенна, чем с огнем.

    В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и желтый. Но эти цвета не являются "самостоятельными". Желтый "тяготеет" (в символическом плане) к белому, а синий - к черному.

    Принципиальное  сходство цветовой символики у первобытных  народов различных частей света  позволяет трактовать цветовую триаду как архетип человека. Для первобытного человека три "основных" цвета - сокращенное обозначение больших областей его психобиологического опыта. Так как источник этого опыта - природа человека, он является всеобщим для всех людей. Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально схожим в самых различных культурах. 

ЦВЕТОВАЯ  СИМВОЛИКА В ДРЕВНЕЙ  ИНДИИ И КИТАЕ

    В Индии и Китае с древности  и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы. Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические значения цветов во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных культурах.

ИНДИЯ

    Вот, что об этом говорится в Чхандогья  Упанишаде (комментарии Шанкарачарьи): "красный цвет (материального) огня - цвет первоогня, белый цвет (материального) огня - цвет первичных вод, черный цвет (материального) огня - цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение - это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны". Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен (трехчастен). Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная часть (черный) становится калом; средняя часть превращается в плоть (красный); и, наконец, наиболее легкая часть становится мыслью (белый). То же верно и в отношении выпитой воды, распадающейся в организме человека на три части: мочу (черный), кровь (красный) и прану (белый).

    В другом философском произведении Санкхьякарике  Ишваракришны три "основных" цвета  соответствуют трем гунам или "нитям  существования мира" - саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает "бытие", ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна - раджас (красный) представляет собой активное начало, порождающее карму. Третья гуна - тамас (черный) может быть понята как состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии.

    На  этих примерах видно, что в Древней  Индии "основные" цвета являлись символами главных мировых (космических) сил, составляющих частей мироздания.

    Основа  основ для древних индийцев - солнце (Брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определенного цвета, может  постигаться только в мышлении, а  не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует понятие "невидимого света", "черного солнца" и др.

    Свет  и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма являлась инобытием  света. В "Ригведе" это единство выражено следующим образом: огонь, чистый и яркий в небе, оставляет  черные полосы на земле (или обгоревшем предмете); дождь, черный в небе (в виде дождевых облаков), становится прозрачным на земле.

    Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет (Махабхарата). Цвет богини любви - белый, смерти (Кали) - черный и  красный, богини материнства - красный, т.к. она связана с принципом творения, активности, который выражается красным цветом. В целом, добрые боги и силы обозначались белым цветом, а злые - черным или сочетанием черного и красного. 

КИТАЙ

    В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий. Согласно эзотерическим учениям три ряда символов (оттенки цветов, составные и природные элементы, чувства и реакции) исходят из общего источника, действующего на глубочайших уровнях действительности.

    К списку "основных" цветов в Древнем Китае добавились синий (зеленый) и желтый. У древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.

    Цвет  и символизируемая им стихия для  китайцев не были жестко связаны друг с другом. У одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов в зависимости от состояния  этой силы или стихии. Так светло-синий  являлся символом полуденного неба, а черный с небольшой долей красного (Сюань) - предрассветного, означая зарождение света в недрах мрака.

    В китайской символике цвет выражал  социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией  императорской фамилии. Цвета делились на "благородные" и для простого народа, как об этом говорится в "книге песен".

    В учении о первосущностях Инь и  Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь - черный (синий).

    Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой символикой Древней Индии и Китая, можно сделать вывод о его принципиальном сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у самых различных культур, разделенных между собой во времени и пространстве. Цветовая символика мировых начал имеет древнейшее происхождение, возможно, доиндоевропейское, а дошедшие до нас памятники представляют собой более поздние философские спекуляции на данную тему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЦВЕТОВОЙ  СИМВОЛИЗМ ДРЕВНИХ  НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА, ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕГИПТА 

    Во  многом сходный характер цветовой символики  мы встречаем и у древних народов  Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта. Одним из самых распространенных культов у народов, живших на этих территориях, был культ солнца, света, а также наиболее близкого подобия солнца - огня (зороастризм). Как и в Древней Индии, солнце почиталось верховным божеством, источником жизни и блага. Поэтому отношение к тому или иному цвету зависело от того, насколько он был "солнечным" - светлым и ярким. Цветами, в наибольшей степени похожими на солнечный свет были белый и золотой (желтый). Поэтому эти цвета считались божественными. Они были цветами богов, священных животных, жрецов. Священным цветом почитался и красный. В Египте красный лотос был символом крови, пролитой Осирисом. Как и в Китае, этот цвет считался цветом благородного сословия, воинов, царей. Однако отношение к красному не было однозначным. Для ветхозаветных евреев красный означал кровопролитие, войну, вину и грех. Красный символизировал и гнев Иеговы. Следует также отметить, что древнееврейское слово "чувство" или "страсть" происходит от глагола quin'ah ("краснеть"). Осирис - бог произрастания и царства мертвых изображался зеленым цветом, который содержит две противоположные тенденции: жизни и смерти, т.е. является амбивалентным символом. Зеленый входил в любимое цветовое сочетание древних египтян: зеленый – белый - красный.

    Важное  символическое значение в Древнем  Египте имел голубой или синий  цвет, соответствующий истине. В  связи с этим, особо ценился синий камень лазурит. Этот же цвет символизировал небо - жилище Ра (верховного Бога Солнца). Черный считался цветом злых демонов, дьявола. Как и в других культурах, ему приписывались, как правило, негативные значения - зла, греха, несчастья.

    Таким образом, цветовая символика народов  Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта не имела сколь либо существенного  своеобразия или отличий по сравнению  с другими народами Древнего мира. Цветовая триада являлась господствующей, и значения, составляющих ее цветов аналогичны уже нам известным. Можно отметить, более выраженную амбивалентность красного цвета (у древних евреев), но не выходящую за рамки его традиционных значений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЦВЕТОВАЯ  СИМВОЛИКА ИСЛАМА 

    В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем, в цветовой символике Ислама много оригинального. Запрещение Исламом изображения людей, животных и т.д. способствовало тому, что цвет становится одним из главных выразительных средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни.

    В Коране свет, а также наиболее светлые  и яркие цвета, являются символами  блага, божественного начала, но, как  и в христианстве, не отождествляются  с Богом.

    Белый выражает чистоту и духовность. В  споре невольниц из "Тысяча и  одна ночь" белый называется "лучшим из цветов".

    Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д. Считался лечебным цветом (Омар Хайям). Вместе с  тем, желтому соответствовали и  негативные значения, в частности, как  символа желудочных заболеваний.

    Красный для мусульман не столь амбивалентен по содержанию как в других культурах. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую "жизненную силу". Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета - рубины и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. Символизировал он и любовную страсть. Вера в "великую силу красного" была настолько сильной, что считалось за лучшее не показывать камни красного цвета маленьким детям, а также животным, которых он мог испугать или возбудить. В поэтическом творчестве мусульман были широко распространены "красные символы", например, красная роза означала страстную любовь.

    Почитаемым  и "священным" считался зеленый  цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый  символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета означали жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. Драгоценные камни зеленого цвета были любимы мусульманами больше любых других.

    Синий и фиолетовый (цвета тени), как  и в Христианстве, ценились за их трансцендентный, мистический характер. Синий и фиолетовый - цвета мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет имел и значение обманчивости земной жизни, миража.

    Весьма  существенной особенностью исламской  цветовой символики являлся не столь  негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет. Священный камень храма Кааба - черный. Черный - цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени аббасидских халифов. Вместе с тем, у черного сохранились и негативные ассоциации: грязи, греха, злых дел.

    Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но, если цвет замутнен, нечист, "грязен", то он теряет для мусульманина всякую привлекательность. Как и в Средневековой Европе, это, прежде всего, относится к серому и коричневому. Они - цвета несчастья и нищеты. Серый - цвет пыли и праха, противоположность яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным о бренности их существования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЦВЕТОВЫЕ  СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА 

    Наиболее  существенное отличие "языческого" периода цветовой символики от "христианского" заключается, прежде всего, в том, что  свет и цвет окончательно перестают  отождествляться с Богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.

    Согласно  христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не сводится к свету. Свет, особенно, видимый, только одна из ипостасей  Бога. Поэтому средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя  свет и цвет, как проявления божественного, тем не менее, указывают, на то, что они (цвета) могут быть и обманными (от Сатаны) и отождествление их с Богом представляет собой заблуждение и даже грех. Жесткой связи между определенным цветом и мистическими силами, как это наблюдается ранее, практически, уже нет. Божественную сущность необходимо постигать внутренним, трансцендентным созерцанием, а не обольщаться внешней яркостью и красивостью.

Информация о работе Символика цвета в различных культурах