Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:12, реферат
Средневековая символика цвета объясняет строгую религиозную догматику (исламскую, христианскую, конфуцианскую, буддийскую или синтоистскую и т.д.). Каждый цвет или особый символ соответствовал канону религии, замена или искажение его считались преступным отступлением от истины. Например, в Индии и Китае символика цветов была строго канонизирована. В отличие от этого в Японии сосуществовало несколько цветовых канонов, закрепленных разными религиями.
Символика цвета………………………………………………………………3
Цвет и магия у первобытных народов……………………………………….5
Цветовая символика в древней Индии и Китае…………………………….10
Индия……………………………………………………………………...10
Китай……………………………………………………………………...11
Цветовой символизм древних народов Ближнего Востока,
центральной Азии и Египта………………………………………………… 13
Цветовая символика Ислама…………………………………………….......15
Цветовые символы Христианства…………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованных источников……………………
Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах - в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов, как об этом говорится в "Откровении" Иоанна. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений, даже белый саван означает, как и у первобытных народов, переход в иной, "лучший" мир, очищение от грехов и только в этом состоит его "траурность".
Символика
других цветов амбивалентна, причем, в
различные отрезки
Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, - и его любовь к людям.
Как и в императорском Риме, пурпурный в средние века считался царственным цветом. Члены королевской семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния (но более темных оттенков, с преобладанием синего). В настоящее время, когда королевские особы больше не злоупотребляют пурпуром в своих одеждах, сохранился обычай "пурпурного траура" в западноевропейских королевских домах.
Фиолетовый
и синий считались
В отличие от трансцендентного синего, зеленый являлся больше "земным", означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения - коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета, что, возможно, лежит в основе поверья о зеленых глазах, как знаке завистливости и жадности человека).
Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха (красный в определенных ситуациях также символизировал грех - неправедную кровь), дьявола и ада, а также - смерти. В значениях черного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект "ритуальной смерти", смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества. Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл, особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.
Продолжало
существовать и отношение к цвету,
как магическому средству. Это
касается, прежде всего, средневековой
алхимии. Цвета в алхимии делились на "высшие"
и "низшие". К "высшим" относились
цвета известной нам "триады" - белый,
черный и красный. Они символизировали
три стадии "Великого Превращения":
первичную материю (черный), ртуть (белый)
и серу (красный) результатом которого
было создание "камня" (золотой). Черный
соответствует стадии брожения, гниения,
затемнения, раскаяния; белый - состоянию
просветления, восхождения, откровения
и прощения; красный - ступени страдания,
возвышения и любви. Золотой обозначал
славу. Главным, исходным цветом (порождающим
все остальные цвета) в этой триаде считался
черный. Оставшиеся цвета входили в группу
"низших" или "вторичных". В алхимии
существовала цветовая систематика химических
элементов и специфические цветовые наименования.
Например, серебро именовалось "белой
королевой".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.
Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения - менялась их трактовка и отношение к ним, - ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций. Последние зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не лишается своего "первоначального" смысла и не превращается в фикцию. Как писал В. Ван Гог: "краски сами по себе что-то выражают". Иными словами, цвет - не "чистая доска", на которую человек волен записать, все что ему вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Как указывает А.Ф. Лосев: "никто, никогда не воспринимает цвет без этих и подобных впечатлений... красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мы сами. Возбужденность - его объективное свойство".
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ