Символы культуры и искусства Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели. "Вырезанные на камне изображения - это магические знаки," -говорил римский поэт Лукиан , живший в I веке нашей эры.

Содержание работы

1.Древнее царство Египет.
1.1.Источники и историография Древнего Египта
1.2.Страна и население
1.3.Возникновение государства в Египте.
1.4.Источники права
1.5.Объединение Египта.

2.Боги Древнего Египта
2.1. Боги Древнего Египта.
2.2.Обожествляемые животные
2.3.Заупокойный культ. "Книга мертвых".
2.4.Храмы и жрецы Древнего Египта
2.5.Душа в представлении египтян

3. ПИРАМИДЫ
3.1. Пирамиды Древнего Египта.
3.2.Пирамида Хеопса

4.СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Итоги и Заключение.
4.1.СЛОЖЕНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА
4.2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
4.3.ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА
4.4.ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА
4.5. ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ЭХНАТОНА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ
4.6.ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 360.00 Кб (Скачать файл)

Раскопки возле пирамиды Джосера  открыли целый «город мертвых», окружавший усыпальницу фараона. Вокруг были построены мастабы — гробницы членов царской семьи и приближенных к фараону вельмож. Здесь же находился и заупокойный храм, где совершались жертво-, приношения в честь умершего фараона. При раскопках храма археологами был открыт зал, украшенный самыми древними в мире колоннами. Правда, это были еще не обычные круглые колонны, они лишь наполовину выступали из  стен, но Имхотеп задолго до греческих архитекторов создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады.5

Заупокойный храм и пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по замыслу архитектора, составляли единый архитектурный ансамбль.                 

Пространство возле  пирамиды было тщательно изучено археологами еще

в начале нашего века. Однако египетский ученый Мохаммед Гонейм обратил внимание на одну из террас юго-восточнее пирамиды Джосера. Тщательный осмотр, произведенный Гонеймом, обнаружил остатки каменных стен, осколки обработанного известняка и алебастра,                                         

Гонейм решил произвести раскопки. Работы вскрыли остатки кладки из больших неотесанных камней. Это был фундамент массивной ограды, такой же, какая в свое время окружала и пирамиду Джосера. Верх этой ограды был разобран еще в древности. Потом открылась под толстым слоем песка и щебня хорошо сохранившаяся часть ограды — рабочие назвали ее Белой стеной. Она была великолепна — облицована белым шлифованным известняком, украшена нарядными выступами.

Несомненно, стена ограждала  пирамиду. Но где же следы самой  гробницы, столь же древней, как до сих пор единственная в своем роде пирамида Джосера?

Гонейм решил искать остатки пирамиды в центре участка и оказался прав. Из-под многометровой толщи песка, щебня и строительного мусора появилась нижняя массивная ступень древней гробницы. Высота ступени равнялась 7 м. Гонейм определил, что эта пирамида должна была иметь семь ступеней. Следовательно, она была на одну ступень выше прославленной пирамиды Джосера. Высота открытой пирамиды должна была достигать 70 м. Но если остатки пирамиды были погребены под глубоким слоем песка, значит, и само захоронение цело. Надо было его искать. Возле нижней ступени пирамиды был обнаружен ход, вырубленный в скале. Это был длинный коридор с разветвлениями.

В части галерей были найдены вещи, которые только увеличивали интерес к центральному погребению, доказывая, что гробница в древности не была ограблена. Гонейм нашел множество каменных и глиняных сосудов, золотые украшения, коробочку для притираний, сделанную из золота, большое количество прекрасных чаш из порфира.

Но самой  ценной находкой были печати на маленьких  сосудах из темнокрасной глины. На печатях Гонейм прочел имя Сехемхет, что означало «могучий телом» — это было неизвестное до сих пор имя фараона одной из древнейших династий. Интерес к неведомому владыке, погребенному в пирамиде, возрос еще больше. Египетские газеты были полны статьями с загадочными и сенсационными заголовками вроде: «Сияние золота из гробницы фараона» или «Золотые россыпи недостроенной пирамиды». Все с нетерпением следили за ходом работ.

После долгих поисков, многих разочарований, с большим риском (несколько раз камни обваливались в подземных ходах) ученому удалось проникнуть в усыпальницу.

В незаконченном, наспех вырубленном центральном  зале (строительный мусор не был  убран, а его только выгребли в соседние галереи) стоял великолепный алебастровый саркофаг. Когда археолог внимательно осмотрел саркофаг, он был поражен — крышки у саркофага не было. Высеченный из цельной глыбы алебастра, он был закрыт с торцовой стороны дверцей, которая опускалась и поднималась в пазах. С волнением Гонейм убедился в том, что, после того как саркофаг был поставлен в усыпальницу, к нему никто не прикасался — сверху был положен погребальный венок из истлевших цветов и трав, вернее то, что осталось от погребального венка, возложенного на саркофаг 4700 лет назад.

В день, назначенный  для открытия саркофага неизвестного доныне фараона, подземный склеп заполнила толпа ученых-египтологов, фото- и кинорепортеров, журналистов. Затаив дыхание, собравшиеся следили за тем, как рабочие приступили к подъему тяжелой алебастровой дверцы. В глубоком молчании саркофаг открыли. Он был пуст. Потрясенный Гонейм тщательно осмотрел саркофаг. На его стенках были только следы, оставленные инструментами, с помощью которых мастера высверливали и выдалбливали внутренность саркофага. Никогда и никто не был погребен в этой великолепной гробнице. Щебень и строительный мусор, неубранные из галерей и переходов, незаконченный вид самой усыпальницы, недостроенная пирамида, пустой саркофаг — все это представляло загадку для египтологов.6

Тайну недостроенной  пирамиды было трудно разгадать. Может быть, фараон, для которого предназначалась гробница, неожиданно умер, а его преемник не счел нужным продолжать строительство. Может быть, произошли еще какие-либо важные события, неизвестные нам (как неизвестным до последнего времени было имя самого царя Сехемхета), которые вынудили фараона внезапно прервать строительство пирамиды. Тайна остается тайной. Но загадки, возникшие перед учеными, рано или поздно разрешаются ими. Так было и со многими другими памятниками, открытыми на древней египетской земле.

Многое было неясным  и в самой большой пирамиде, построенной фараоном Хуфу (или по-гречески Хеопсом),  жившим в XXVIII в. до н. э.

Почти пять тысяч лет  стоит эта огромная пирамида. Высота ее достигала 147 м (сейчас из-за обвала вершины ее высота равна 137 м), а каждая из сторон по длине составляет 233 м. Для того чтобы обойти пирамиду Хуфу кругом, нужно пройти около километра. Вплоть до конца XIX в. пирамида Хуфу являлась самым высоким сооружением на земле.7 Ее грандиозные размеры поражали всех, кто был в Египте. Недаром первые русские путешественники, попавшие в Египет, называли пирамиды «рукотворными горами».

Ученые подсчитали, что пирамида Хуфу была сложена из 2 300 000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причем каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна  к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа.

       Камни  плотно примыкали один к другому и держались собственной тяжестью. Точность работы каменотесов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие грандиозные памятники человеческого труда, пользова-лись еще каменными орудиями. В каменоломнях на правом берегу Нила, недалеко от древней столицы Египта  Мемфиса, тысячи рабочих добывали камень для подстройки пирамиды. По обозначенным на известняковой скале границам каменного блока рабочие выдалбливали в камне глубокие борозды. Эта работа отнимала много сил и труда. Выдолбив углубления в борозде, рабочие забивали в них клинья из сухого дерева и поливали их во-дой. Мокрое дерево начинало разбухать, трещина увеличивалась, и глыба откалывалась от скалы. Отколотый камень вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов, сплетенных из папируса (такие канаты были найдены в древних каменоломнях). Известняковые глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на вместе. Каменотесы работали с помощью целого набора инструментов, изготовленных из дерева, камня и меди. Этот труд, конечно, был более легким, чем работа по добыванию камня, но и тут приходилось от зари до зари трудиться под палящим солнцем. В известном поучении древнеегипетского писца Ахтоя, в котором он рассказывает своему сыну Пиопи о различных профессиях, говорится: «Каменотес ищет работу по всякому твердому камню,  когда же он кончает, руки его опускаются, он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина его согнуты». Это поучение было написано писцом, жившим  в эпоху Среднего царства.8 А пирамиды были построены за много веков до этого, и вряд ли труд каменотеса того  времени был более легким, чем во времена писца Ахтоя.        Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на другой берег Нила. К месту постройки их  подвозили, погрузив на специальные деревянные салазки. Древнегреческий историк Геродот, посетивший Египет  в V в. до н. э., был первым ученым, который подробно сообщил собранные им сведения о пирамидах. Труд Геродота представлял собой обширное повествование, состоящее из девяти книг, в одной из которых он описывал свое путешествие в Египет. Первая глава прославленной «Истории» Геродота, начиналась словами: «Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того чтобы от времени не изгладились из нашей памяти деяния людей, а также чтобы не были бесславно забыты огромные и удивления достойные сооружения, исполненные частью эллинами, частью варварами». Геродот добросовестно и обстоятельно записал рассказы египтян о том, как создавались пирамиды. Одна только дорога, по которой доставляли камни из каменоломен к месту, где воздвигалась пирамида, строилась около десяти лет. Сама эта дорога, широкая, выложенная по бокам шлифованным камнем, украшенным различными изображениями, по словам Геродота, была удивительным сооружением.

После каменотесов лицевую  сторону облицовочного камня  обрабатывали шлифовальщики. Они работали с помощью шлифовального камня, воды и песка. В результате длительной обработки поверхность плиты становилась гладкой и блестящей. После этого камни считались готовыми для постройки.

На известняковой скале, расчищенной от песка, гравия и камня, строители возводили громаду пирамиды, укладывая блоки гигантскими ступенями. Среди этих блоков, по словам Геродота, не было ни одного, который не достигал бы 9 м.

По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы, строилась наклонная  насыпь. Впоследствии ее разравнивали. По ней строители, подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжелые камни, которые с помощью деревянного рычага устанавливали на место. Сколько людей погибало под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у недостроенных еще стен пирамиды! И это в течение долгих двадцати лет. Когда кладка пирамиды была закончена, ее ступени, закладывались облицовочными блоками. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и укладывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба.  Геродот рассказывает, что постройка пирамиды Хуфу длилась около двадцати лет. Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100 000 человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный зной, нечеловеческий труд делали свое дело. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых глыб не было. Все делалось только с помощью живой человеческой силы. Даже если принять во внимание, что Геродот допустил ряд явных преувеличений и неточностей, то все равно приведен-|ные им цифры дают представление о грандиозном размахе работ, предпринятых Хеопсом для создания колоссальной усыпальницы. В этом же рассказе Геродот упоминает о надписи, сделанной на пирамиде, в которой указывалась сумма, издержанная на лук, чеснок и редьку для рабочих. 0на равнялась 1600 талантам.9 «Если же это действительно так, — восклицает Геродот, — то сколько же должно быть издержано на железные орудия для работы, на пищу и одежду рабочих?».

 Все погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной ее грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают ученые, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших  размеров (10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в камеру, вырытую под ее основанием. Учеными были прослежены также и две вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона Хуфу. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хуфу, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию, но имя фараона, который решил прославить себя постройкой небывалой по великолепию пирамиды, в течение многих столетий было ненавистно населению Египта.                                         

Второй по величине после  гробницы Хуфу считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.

Вблизи от пирамиды Хафра поднимается  из песка пустыни холм. Высота его  около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс — фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им было не под силу, но изуродовали они его основательно.

«Отец ужаса» — так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещенный яркой луной, когда глубокие тени придают его чертам особую выразительность.

Кого  же изображает эта колоссальная статуя, почему она оказалась в таком  близком соседстве с пирамидами? На голове статуи повязка, которую носили только фараоны. Ученые считают, что это статуя фараона Хафра, которая входила в ряд сооружений, связанных с гробницей фараона.

В древнем  Египте не всякий смертный имел право  приближаться к пирамиде — этому «вечному горизонту», за который «зашел» фараон (о фараоне не говорили, что он умер,—он «заходил» за горизонт, подобно солнцу; египетские цари называли себя сыновьями солнца).    Для того чтобы желающие могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором  расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм — нечто вроде приемной залы умершего царя. Массивные  прямоугольные столбы из полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания были тщательно отполированы.

    Свет падал из небольших отверстий, пробитых в верхней части стен, и создавал торжественный полумрак, в котором особенно величественными казались темные статуи  фараона — владыки, принимающего почтительных гостей.    От этого торжественного зала к пирамиде вел длинный  крытый коридор. Его стены и пол также были сделаны  из полированного гранита. По этому коридору в пирамиду везли тело фараона в тяжелом саркофаге из ценного камня.

    Для того  чтобы сохранить от тления  тело царя, которое было обиталищем его души (у египтян она называлась Ка), его бальзамировали. Подробный рассказ о процессе бальзамирования нам сохранил древнегреческий писатель   Диодор, живший в I в. н. э. У Геродота также говорится о бальзамировании покойников. Умершего приносили в помещение для бальзамирования. Труп клали на пол и к нему приближался человек, который назывался начер-тателем знака. На левом боку тела он намечал чертой место, где должен был проходить разрез. Затем подходил другой человек и эфиопским камнем 10 делал на трупе разрез, после чего обращался в бегство, так как по обычаю в него с проклятиями бросали камнями все присутствовавшие. Эти проклятия составляли древний религиозный ритуал, связанный с нанесением увечья умершему. После этого к телу приступали непосредственно бальзамировщики. Один железными крюками через ноздри извлекал из черепа часть мозга. Оставшийся мозг растворяли впрыскиванием различных сильных снадобий. Через рану в боку вынимались внутренности, которые обмывались пальмовым вином и благовонными эссенциями. Потом их обматывали в тонкую льняную материю и вкладывали в специальные сосуды-канопы, сделанные из глины, алебастра или порфира. Крышки каноп были сделаны в виде различных голов. В канопу с крышкой, изображавшей человеческую голову, складывали желудок и кишки, в ка-нопе с головой шакала лежали легкие и сердце, а сосуд с головой кобчика предназначался для печени. В это время тело умершего сначала натирали кедровым маслом и промывали внутри пальмовым вином. Затем на 40 дней клали его в специальный щелочной раствор. Потом снова промывали вином и пропитывали различными ароматическими смолами, предохраняющими от гниения. Наполнив внутренность тела ароматическими веществами, разрез зашивали и передавали набальзамированный труп специальным одевальщикам, которые украшали его. Часто золотили ногти на руках и ногах, вставляли глаза из хрусталя или слоновой кости. На пальцы рук и ног надевали кольца. Нарядив таким образом умершего, одевальщики покрывали все тело слоем клея и начинали обматывать его тонкими льняными бинтами. Обертывали, тщательно обматывая, пальцы рук и ног и все тело по нескольку раз, так что длина этих бинтов составляла несколько сотен метров. Таким образом приготавливалась мумия — нетленное обиталище для духа Ка, который должен был жить вечно.

Информация о работе Символы культуры и искусства Древнего Египта