Символы культуры и искусства Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели. "Вырезанные на камне изображения - это магические знаки," -говорил римский поэт Лукиан , живший в I веке нашей эры.

Содержание работы

1.Древнее царство Египет.
1.1.Источники и историография Древнего Египта
1.2.Страна и население
1.3.Возникновение государства в Египте.
1.4.Источники права
1.5.Объединение Египта.

2.Боги Древнего Египта
2.1. Боги Древнего Египта.
2.2.Обожествляемые животные
2.3.Заупокойный культ. "Книга мертвых".
2.4.Храмы и жрецы Древнего Египта
2.5.Душа в представлении египтян

3. ПИРАМИДЫ
3.1. Пирамиды Древнего Египта.
3.2.Пирамида Хеопса

4.СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Итоги и Заключение.
4.1.СЛОЖЕНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА
4.2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
4.3.ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА
4.4.ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА
4.5. ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ЭХНАТОНА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ
4.6.ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 360.00 Кб (Скачать файл)

    По представлениям обитавшего  в долине Нила первобытного  человека, загробная жизнь являлась  подобием земной, и умерший человек  так же нуждался в жилище  и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

    Гробницы знати, так  называемые “мастаба”, состояли  из подземной части, где ставили  гроб с мумией, и массивной  надземной постройки. Подобные  постройки времени I династии  имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так  как камень приходилось привозить  издалека и втаскивать с помощью  насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов  и свободных людей можно было построить столь гигантские сооружения.

   

    Особое внимание, которое  зодчие конца Древнего царства  уделяли оформлению храмов, плодотворно  отразилось на общем развитии  архитектуры того времени. В  частности, возник третий, основной  тип египетской колонны - в виде связок бутонов лотосов. Появляется новый вид зданий - так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.

 

4.3.ИСКУССТВО  СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

                            (  21  в.  -  начало  19  в.  до  н.  э. )

    Частые грабительские войны, которые вели фараоны Древнего царства, так же как и производившиеся ими гигантские строительные работы, подорвали экономическую мощь Египта и привели к ослаблению царской власти. Правители областей, номархи, начали борьбу против фараона, и около 2400 г. до н. э. Египет распался на отдельные области. В 21 в. до н. э. началось новое объединение страны. Это объединение было нужно основной массе рабовладельцев, так как только при едином государственном управлении оросительной системой, которая питалась одной для всей страны большой рекой, в Египте могло успешно развиваться земледелие.

    В течение 21 в. шла  напряженная борьба между номами. Победителями вышли южные номы, во главе которых стояли правители  Фив. Эти номархи, получив власть  над всей долиной Нила, образовали XI династию фараонов. После нового объединения страны  правители этих областей не сразу подчинились фараонам-фиванцам и неоднократно устраивали заговоры с целью захвата престола.

    Несмотря на сложную  политическую обстановку, Аменемхет I и его преемники, опираясь на основную массу рабовладельцев, сумели сохранить единство страны и укрепить ее внутреннее и внешнее положение. Одновременно с укреплением внутреннего положения страны шло завоевание соседних областей, в первую очередь Нубии, откуда поступали рабы и золото.

    Общий хозяйственный  подъем, рост ряда городов, усилившийся  обмен- все это способствовало  расцвету культуры. Время Среднего  царства справедливо считается  одним из наиболее значительных  периодов развития литературы и искусства Древнего Египта.

    Очень важным моментом  явилось возобновление строительства  пирамид. 

Усыпальница Ментухотепов была наиболее выдающимся памятником XI династии. Удачный  выбор места и смелое применение увенчанных пирамидой колоннад позволили зодчему добиться гармоничного сочетания двухъярусного леса колонн с бесконечными вертикалями скал, хорошо выделяющих ярко сверкающее на солнце желтовато-белое здание храма.

    Естественно, что столь  замечательный памятник имел  существенное значение в развитии египетской архитектуры, в частности для фиванского зодчества Нового царства.

    Однако в архитектуре  Среднего царства он остался  единичным явлением, так как возобновившееся  при Аменемхете I строительство царских  гробниц в виде пирамид и  стремление фараонов начала XII династии всемерно подражать памятникам Древнего царства заставили египетских зодчих вернуться к образцам этого периода.

 

              

  4.4.ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ  НОВОГО ЦАРСТВА             

                     Искусство  времени  XVIII  династии  ( 16 - 15 вв. до н. э. )

    Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и наиболее известные архитектурные памятники.

    Храм времени XVIII династии представлял собой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад был обычно обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. Вход в храм имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. Перед пилоном ставились два обелиска и колоссальные статуи царя. За пилоном находился открытый двор, окруженный колоннадами, и само здание храма, заключавшее в себе несколько колонных залов, молельни со статуями богов и подсобные помещения (библиотека, кладовые и др.). Колонные залы обычно имели более высокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет. Такое построение залов, допускавшее их естественное освещение, получило в храмах Нового царства широкое применение и явилось наряду с усилением роли колоннад и скульптур отличительной чертой храмовой архитектуры этого периода.

    К подобному типу относятся  самые крупные храмы Нового  царства, в том числе и оба  прославленных храма бога Амона  в Фивах - Карнакский и Луксорский. Первый из них был главным  храмом бога Амона и официальным верховным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак, ставший как бы огромным каменным архивом истории Египта, так как на его стенах высекались сведения о важнейших исторических событиях - летописи, изображения битв, имена царей. С другой стороны, Карнак является и важным источником для изучения египетского искусства, потому что над его созданием работали лучшие мастера, а в его залах стояло множество статуй.

В архитектуре XVIII династии большое  место занимали заупокойные царские храмы. Местом погребений фараонов стали Фивы; их усыпальницы расположились на западном берегу Нила, где издревле были кладбища. Гробницы отделились теперь от заупокойных храмов; для большей сохранности они высекались теперь в отдаленных ущельях скал, а храмы возводились внизу, на равнине. Идея такого нового оформления царской усыпальницы принадлежала выдающему зодчему Инени, о роли которого в создании нового типа храма уже говорилось выше.

    Заупокойные царские  храмы строились теперь так же, как и другие храмы XVIII династии; постепенно развиваясь, они превратились в монументальные здания с массивными пилонами и аллеями сфинксов. Особенно был велик храм Аменхотепа III1, от которого сохранились лишь две гигантские статуи фараона, стоящие перед пилоном. Эти статуи, названные впоследствии греками колоссами Мнемона, достигают 21 м в высоту.

    Особое место среди  царских заупокойных храмов занимает  храм царицы Хатшепсут, знаменитой  женщины-фараона (конец 16 в. до  н. э.). Она построила свой храм у скал Деир-эль-Бахри около Фив, рядом с храмом царей XI династии Ментухотепов, родоначальников фараонов-фиванцев, желая этим подчеркнуть свою принадлежность к их роду и тем самым оправдать правомерность своего столь необычного для женщины обладания престолом. Этими же побуждениями объяснялось и стремление уподобить ее храм храму Ментухотепов. Однако храм Хатшепсут явно превосходил последний как размерами, так и богатством декорировки. Грандиозный по масштабам, украшенный множеством скульптур, храм Хатшепсут являлся гармоничным сочетанием трех возвышавшихся одна над другой террас с высеченными в скалах залами, фасады которых были оформлены колоннадами. Наклонные плоскости пандусов прекрасно связывали чередующиеся линии горизонтальных террас и вертикальных колонн в одно целое и являлись в то же время продолжением линий дороги, которая шла из долины; строгие протодорические колоннады выступали на фоне высоких отвесных скал. В святилище было свыше двухсот статуй. Богатству оформления храма соответсвовала и внутренняя отделка – с золотыми и серебряными плитами полов, инкрустированной бронзой дверей и т. д. Строителем этого замечательного храма был Сенмут, один из талантливейших зодчих Египта и человек, близкий к царице.

   

            4.5. ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ЭХНАТОНА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ

                                     ( конец 15  – начало  14  в.  до  н. э. )     

    Конец XVIII династии –  это период, имевший совершенно  исключительное значение в истории  египетского искусства.

    Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств знати и тесно связанного с ней жречества; это обогащение усиливало влияние придворной знати и жречества и противопоставляло их царской власти. В результате началось новое обострение отношений между фараоном и рабовладельческой знатью, разбогатевшими жрезами, особенно жрецами гланого египетского храма бога Амона-Ра в Фивах. Обострение вылилось в открытый конфликт в начале 14 в. при фараоне Аменхотепе IV. Этот фараон провел большую социальную и религиозную реформу.

    Стремясь подорвать авторитет  жречества, опиравшийся на культы  древних богов, Аменхотеп IV выдвинул  новое учение, объявив единым  истинным божеством солнечный  диск под именем бога Атона.  Храмы старых богов были закрыты,  их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что значит «Небосклон Атона».По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется “амарнским”. Сам он также принял новое имя – Эхнатон – “Дух Атона”.

    Естественно, что не  менее резкий перелом должен  был произойти и в искусстве,  столь тесно связанном в Египте  с религией. И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм. Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели и ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

    Насколько своеобразны  дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходим, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты  инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта . В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами и даже особые помещения для зверинца.

    Раскопки Ахетатона познакомили  нас и с жилищами знати, которые  также строились из кирпича,  из камня же делались лишь  базы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером около 70%55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22%25 м. Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие – приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб знати как размерами (10%8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати. Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам. Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69%69,5 м, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня.

    Расцвету искусства Ахетатона  внезапно был положен конец.  Реформы Эхнатона не могли  закрепиться, так как рядовые  свободные люди не получили  никаких существенных преимуществ,  и вскоре после смерти фараона его второй преемник и зять, совсем молодой Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством. Последние восстановили прежний порядок, воспользовавшись недовольством внутри страны. Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Значение искусства Амарны не ограничилось временем ближайших преемников Эхнатона; оно сыграло существенную роль и в сложении искусства периода XIX династии, а тем самым и всего искусства второй половины Нового царства в целом.

 

                4.6.ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА

                                               (  14 – 12 вв.  до  н.  э. )

    Время правления XIX династии было для Египта годами нового политического и экономического подъема. Походы Сети I и Рамсеса II вернули часть азиатских владений, был заключен союз с хеттами, упрочено господство в Нубии. В итоге войн усилился приток рабской силы и различных богатств, что позволило возобновить широкую строительную деятельность. Но внутри страны при кажущемся спокойствии шла приглушенная борьба фараонов со знатью и жречеством, принявшая теперь иные формы. Так, Рамсес II не порывая явно с вновь усилившимся фиванским жречеством, все же принимает меры для его ослабления. Продолжая внешне сохранять за Фивами положение столицы Египта, расширяя храмы Амона и оставляя гробницы своей династии в Фивах, Рамсес делает фактической столицей родной город своих предков Танис, названный им Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»). Выдвижение этого города было обусловлено его выгодным военно-стратегическим положением – близостью к Сирии.

Информация о работе Символы культуры и искусства Древнего Египта