Символы культуры и искусства Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
Минули тысячелетия , но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы . Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели. "Вырезанные на камне изображения - это магические знаки," -говорил римский поэт Лукиан , живший в I веке нашей эры.

Содержание работы

1.Древнее царство Египет.
1.1.Источники и историография Древнего Египта
1.2.Страна и население
1.3.Возникновение государства в Египте.
1.4.Источники права
1.5.Объединение Египта.

2.Боги Древнего Египта
2.1. Боги Древнего Египта.
2.2.Обожествляемые животные
2.3.Заупокойный культ. "Книга мертвых".
2.4.Храмы и жрецы Древнего Египта
2.5.Душа в представлении египтян

3. ПИРАМИДЫ
3.1. Пирамиды Древнего Египта.
3.2.Пирамида Хеопса

4.СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Итоги и Заключение.
4.1.СЛОЖЕНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА
4.2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА
4.3.ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА
4.4.ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА
4.5. ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ЭХНАТОНА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ
4.6.ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 360.00 Кб (Скачать файл)

 

1 .  Олимп, Осса, Пелион—горы в Фессалии (Греция). По грече-        ским мифам, восставшие против богов титаны, для того чтобы добраться до неба, стали громоздить горы одну на другую.

2. Плеяды — созвездие, состоящее из семи звезд.

 

3. Фаюмский оазис стал знаменит  тех пор, как в его древних          гробницах были найдены чудесные, полные жизни портреты людей,   живших за два десятка веков до нашего времени. Портреты были написаны замечательными художниками на тонких деревянных досках. По древнему обычаю эти доски клали в гробницу, желая сохранить внешний облик умершегопосле его смерти.

 

4. Фараон Джосер—первый царь III династии (3000 г. до н. э.).

 

6. М. Г о н е и м. Утерянная пирамида. М., 1959.

 

7. Эйфелева башня, выстроенная в Париже в 1889 г., имеет высоту 300 м. Высота известного небоскреба Эмпайр-билдинг в Нью-Йорке, имеющего 105 этажей, достигает 380 м. Это сооружения, выстроенные в конце XIX—начале XX в. А пирамида Хуфу, внутри которой свободно может поместиться Исаакиевский собор, находящийся в Ленинграде, была построена пять тысяч лет назад.

 

8. Талант—мера веса и денежная единица в древнем мире.

10. Возможно, это был нож из обсидиана.

11. VI династия относится к 2600—2400 гг. до н. э.

 

12. Pa — бог солнца, верховное божество египтян.

13.Г. Картер и А. М е и с. Гробница Тутанхамона. М., 1959.

 

 

3.2.Пирамида  Хеопса

 

Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около 2551 - 2528 до Р. Хр.).

Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и  помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой Китайской  стены, то пирамида Хеопса - самое большое  сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком.

Ее высота составляет 146,6 м, что примерно соответствует пятидеся-тиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230х230 м. На таком пространстве свободно могли бы поместиться одновременно пять крупнейших соборов мира: собор святого Петра в Риме, собор святого Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, а также флорентийский и миланский соборы. Из строительного камня, пошедшего на возведение пирамиды Хеопса, можно было бы построить все церкви Германии, созданные в нашем тысячелетии.

Юный фараон Хеопс отдал приказ о строительстве пирамиды сразу же после смерти своего отца Снофру. Как и все предыдущие фараоны со времен Джосера (примерно 2609 -2590 до Р. Хр.), Хеопс хотел быть погребенным после своей смерти в пирамиде.

Как и его предшественники, он считал, что его пирамида должна превосходить своими размерами, великолепием и роскошью все другие пирамиды. Но прежде чем первый из более чем двух миллионов блоков, из которых сложена пирамида, был вырублен в каменоломне на восточном берегу Нила, были проведены сложные подготовительные работы. Сначала нужно было найти подходящую площадку для строительства пирамиды. Вес огромного сооружения составляет 6 400 000 тонн, поэтому грунт должен был быть достаточно прочным, чтобы пирамида не ушла в землю под действием собственного веса. Строительную площадку выбрали южнее современной египетской столицы Каир, на выступе плато в пустыне в семи километрах западнее селения Гиза. Эта прочная скалистая площадка была в состоянии выдержать вес пирамиды.

Сначала выровняли поверхность площадки. Для этого вокруг нее построили водонепроницаемый вал из песка и камней. В образовавшемся квадрате вырубили густую сеть небольших каналов, пересекающихся под прямым углом, так что площадка стала похожа на огромную шахматную доску. Каналы заполнили водой, высоту уровня воды обозначили на боковых стенках, затем воду спустили. Каменотесы вырубили все, что выступало над гладью воды, и каналы вновь заложили камнем. Основание пирамиды было готово.

Свыше 4000 человек - художников, архитекторов, каменотесов и прочих ремесленников - выполняли эти подготовительные работы около десяти лет. Лишь после этого можно было приступать к сооружению самой пирамиды. Как сообщает греческий историк Геродот (490 - 425 г. до Р. Хр.), строительство продолжалось еще лет двадцать, около 100 000 человек трудилось над сооружением огромной гробницы Хеопса. Только на редис, лук и чеснок, добавлявшиеся к пище строительных рабочих, было израсходовано 1600 талантов, т.е. приблизительно 20 млн. современных немецких марок.

Данные о количестве рабочих подвергаются сомнению многими современными исследователями. По их мнению, для такого количества людей просто не хватило бы места на строительной площадке: более 8000 человек не смогли бы производительно трудиться, не мешая друг другу. В период сооружения пирамиды Египет был богатой страной. Ежегодно с конца июня до ноября Нил выходил из берегов и заливал своими водами прилегающие поля, оставляя на них толстый слой ила, превращавшего сухой песок пустыни в плодородную почву. Поэтому в благоприятные годы можно было снимать до трех урожаев в год - зерно, фрукты и овощи. Итак, с июня по ноябрь крестьяне не могли трудиться на своих полях. И они были рады, когда каждый год в середине июня в их деревне появлялся писец фараона, составлявший списки желающих работать на строительстве пирамиды.

Почти все желали этой работы, а значит, она была не подневольным, а добровольным трудом. Это объяснялось  двумя причинами: каждый участник строительства  во время работы получал жилье, одежду, питание и скромное жалованье. Через четыре месяца, когда воды Нила сходили с полей, крестьяне возвращались в свои деревни. Кроме того, каждый египтянин считал своим естественным долгом и делом чести участвовать в сооружении пирамиды для фараона. Ведь всякий, кто вносил свою лепту в выполнение этой грандиозной задачи, надеялся, что и его коснется частица бессмертия богоподобного фараона. Поэтому в конце июня нескончаемые потоки крестьян устремлялись в Гизу. Там их размещали во временных бараках и объединяли в группы по восемь человек. Можно было начинать работу.

Переплыв на лодках на другой берег Нила, мужчины направлялись в каменоломню. Там они вырубали каменную глыбу, обтесывали ее с помощью  кувалд, клиньев, пил и буравов  и получали блок нужных размеров - со сторонами от 80 см до 1,45 м. Используя канаты и рычаги, каждая группа устанавливала свой блок на деревянные полозья и на них по бревенчатому настилу перетаскивала его к берегу Нила. Парусная лодка переправляла рабочих и блок весом до 7,5 тонн на другой берег.

По выложенным бревнами дорогам камень доставляли волоком на строительную площадку. Тут наступала очередь самой тяжелой работы, поскольку краны и другие подъемные устройства еще не были изобретены. По наклонному въезду шириной 20 м, построенному из кирпичей из нильского ила, полозья с каменным блоком при помощи канатов и рычагов затягивали на верхнюю площадку строящейся пирамиды. Там рабочие укладывали блок на указанное архитектором место с точностью до миллиметра.

Чем выше поднималась  пирамида, тем длиннее и круче  становился въезд и все больше уменьшалась верхняя рабочая площадка. Поэтому работать становилось все тяжелее.

Затем наступала очередь  самой опасной работы: укладки  „пирамидона" – верхнего блока  высотой девять метров, волоком затянутого наверх по наклонному въезду. Сколько человек погибло, выполняя только эту работу, мы не знаем. Так через двадцать лет завершилось возведение корпуса пирамиды, которая состоит из 128 слоев камня и на четыре метра выше Страсбургского собора. К этому времени пирамида выглядела примерно так же, как она выглядит сейчас: это была ступенчатая гора. Однако на этом работа не закончилась: ступени были заложены камнями, так что поверхность пирамиды стала хотя и не вполне гладкой, но уже без выступов.

В завершение работ четыре треугольные  внешние грани пирамиды были облицованы плитами из ослепительно белого известняка. Края плит были пригнаны так точно, что между ними невозможно было вставить даже лезвие ножа. Даже с расстояния в несколько метров пирамида производила впечатление гигантского монолита. Внешние плиты были отполированы до зеркального блеска с помощью самых твердых шлифовальных камней. По свидетельству очевидцев, на солнце или при лунном свете гробница Хеопса загадочно сверкала, как огромный светящийся изнутри кристалл. " Однако пирамида Хеопса не состоит сплошь из камня. Внутри нее находится разветвленная система ходов, которая через большой ход длиной 47 м, так называемую большую галерею, ведет к камере фараона - помещению длиной 10,5 м, шириной 5,3 м и высотой 5,8 м. Она целиком облицована гранитом, но не украшена никаким орнаментом. Здесь стоит большой пустой гранитный саркофаг без крышки. Саркофаг был внесен сюда еще во время строительства, так как он не проходит ни в один из ходов пирамиды. Такие камеры фараонов есть почти во всех египетских пирамидах, они служили последним пристанищем фараона.

После смерти тщательно  забальзамированное   тело властителя помещали в погребальную камеру пирамиды.  Внутренние органы умершего помещали в специальные герметические сосуды, так называемые канопы, которые ставили рядом с саркофагом в погребальной камере. Итак, бренные останки фараона находили свое последнее земное пристанище в пирамиде, а „ка" умершего покидало гробницу. „Ка", по египетским представлениям, считалось чем-то вроде двойника человека, его „вторым я", которое покидало тело в момент смерти и могло свободно перемещаться между земным и загробным миром. Покинув погребальную камеру, „ка" устремлялось на вершину пирамиды по внешней ее облицовке, настолько гладкой, что никто из смертных не смог бы по ней передвигаться. Там уже находился отец фараонов - бог солнца Ра в своей солнечной ладье, в которой умерший фараон начинал свое путешествие в бессмертие.

В последнее время  некоторые ученые высказывают сомнение в том, что Большая пирамида действительно была усыпальницей фараона Хеопса. В пользу такого предположения они выдвигают три аргумента:

• Погребальная камера, вопреки обычаям того времени, не имеет никаких украшений.

• Саркофаг, в котором  должно было покоиться тело умершего фараона, лишь грубо отесан, т.е. окончательно не готов; крышка отсутствует.

• И, наконец, два узких хода, по которым через небольшие отверстия в корпусе пирамиды в погребальную камеру проникает воздух снаружи. Но мертвые в воздухе не нуждаются - вот еще один весомый аргумент в пользу того, что пирамида Хеопса не была местом погребения.

Более 3500 лет внутренность Большой пирамиды не была потревожена никем: все входы в нее были тщательно замурованы, а саму гробницу, по представлениям египтян, охраняли духи, готовые умертвить каждого, кто попытается проникнуть в нее.

Вот почему грабители  появились  здесь   гораздо  позже.  Первый,  кто проник внутрь пирамиды Хеопса, был халиф Абдалла аль-Ма'мун (813 - 833 после Р. Хр.), сын Гаруна аль-Рашида. Он проложил туннель к погребальной камере в надежде обнаружить там сокровища, как и в других гробницах фараонов. Но не нашел ничего, кроме помета обитавших там летучих мышей, слой которого на полу и на стенах достигал 28 см. После этого интерес грабителей и искателей драгоценностей к пирамиде Хеопса пропал. Но на смену им пришли другие расхитители. В 1168 г. после Р. Хр. часть Каира была сожжена и полностью разрушена арабами, не желавшими, чтобы она попала в руки крестоносцев. Когда же потом египтяне принялись за восстановление своего города, они сняли блестящие белые плиты, покрывавшие пирамиду снаружи, и использовали их для постройки новых домов. Еще и сейчас эти плиты можно увидеть во многих мечетях старой части города. От прежней пирамиды остался лишь ступенчатый корпус - такой она предстает ныне перед восторженными взорами туристов. Вместе с облицовкой пирамида лишилась также своей вершины, пирамидона, и верхних слоев кладки. Поэтому сейчас ее высота уже не 144,6 м, а 137,2 м. Сегодня вершина пирамиды представляет собой квадрат со сторонами примерно 10 м. Эта площадка в 1842 г. стала местом проведения необычных празднеств. Прусский король Фридрих Вильгельм IV, известный своей любовью к искусству, отправил в долину Нила экспедицию под руководством археолога Рихарда Лепсиуса с целью приобретения древнеегипетских предметов искусства и других экспонатов для создаваемого в Берлине Египетского музея (он был открыт в 1855 г.).

15 октября, в день  рождения короля, Лепсиус в сопровождении  нескольких бедуинов поднялся  на пирамиду и, как он сам  сообщает, под троекратные возгласы: „Да здравствует король!" водрузил  на вершине флаг с прусским орлом. Так же своеобразно Лепсиус отметил и Рождество 1842 г. В Сочельник он зажег на верхней площадке Большой пирамиды рождественские огни, а в камере фараона поставил в саркофаг Хеопса молодую пальму, которую украсил небольшими подарками для участников экспедиции. И какими бы странными и комичными ни казались нам эти церемонии сегодня, они принесли неожиданный успех. После появления в газетах сообщения о прусском орле на вершине пирамиды, воздвигнутой 4000 лет назад, интерес к величайшим творениям древности, присущий до тех пор лишь духовной элите, стал достоянием самых широких слоев общества.

4.СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ  И ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

                           

                4.1.СЛОЖЕНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА                      

                                          ( 4  тысячелетие до  н.  э. )

  

  Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнительно цельное представление о слагавшемся здесь обществе памятники дают начиная с 5 тысячелетия до н. э. Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивались навесы и шатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. С образованием классового общества в таких хижинах в течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население Египта. Жилища вождей племен выделялись вначале лишь своими размерами; святилища также устраивали в больших хижинах, причем на такой хижине или в ее ограде укрепляли фетиш почитавшегося духа. Постепенно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич- сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позднее стеной. Древнейший вид жилища- яма- послужил образцом и для погребений, которые имели форму овальной ямы и были выстланы циновками. Таким образом, все первоначальные виды жилищ, святилищ и гробниц восходят к первобытному жилью человека; они и мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Общие черты в планировке и оформлении дома, дворца, храма и гробницы сохранялись и впоследствии в архитектуре рабовладельческого Египта. С изобретением кирпича могилы стали делаться прямоугольными и обкладываться кирпичом. Такие гробницы появились у наиболее обеспеченной верхушки общества- рядовые общинники по-прежнему погребались в овальных ямах. Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившее различие в форме жилищ, отразилось и на различии погребений. 

                       4.2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО  ЦАРСТВА                           

                                         (  3200 - 2400  гг.  до  н.  э. )

    Период Древнего царства  был временем сложения всех  форм египетской культуры. Уже  с ранних времен в египетском  искусстве ведущее положение  занимала архитектура, причем  издревле основными сооружениями  были монументальные гробницы  царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные “домики для души”.

Информация о работе Символы культуры и искусства Древнего Египта