Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:11, контрольная работа
Древнеславянская мифология сложна по своей структуре и богата по содержанию. К сожалению, до наших дней дошло очень мало источников, описывающих верования древних славян, и существ, соседствующих с ними в те времена. Во-первых, славянская мифология настолько древняя что, большинство историй существовало лишь в устной форме. Во вторых, история славянского народа была такова, что верования людей несколько раз менялись насильственным образом, при этом уничтожались практически все упоминания о прежних мировоззрениях.
Существуют также добрые колдуны, их называют знахарями. Знахарь наказывает ведьм и колдунов, может отнять у них способность к колдовству, снимает порчу, вылечивает людей.
К рассматриваемой
категории относятся также
Волколак чаще всего имеет облик обычного человек, и только некоторые черты выдают в нем оборотня: задние ноги у него имеют колена вперед, как у человека, а не назад, как у волка; у него человеческая тень, горящие, как угли глаза, он всегда бегает один. В момент превращения человека в волколака руки его обрастают шерстью и становятся звериными лапами, человек встает на четвереньки, вместо человеческого голоса он издает волчий вой. Обратное првращение происходит иным способом: оборотень становится человеком, когда надевает рубашку, вкушает пищу и слышит звон колокола. Волколаками могли становиться добровольно, принудительно или это было предопределено судьбой. По собственному желанию волколаками становились ведьмы, колдуны и т.д.
Блуд – мифологический персонаж, который сбивал людей с дороги, заставлял их блуждать в лесу, заводил в болото, непроходимые чащи. Этот персонаж известен у всех славян. Обычно им становились души детей, умерших некрещеными. Блуд не имеет определенного облика: мог принимать вид женщины, птицы и т.д. Иногда блудом называлась некая безликая сила, которая овладевала человеком, и он терял способность ориентироваться даже в знакомой местности.
Черт – носитель абсолютного зла. Представление об этом персонаже сложилось еще в дохристианскую эпоху, а с момента христианизации трансформировалось под воздействием представлений о бесе. Индивидуальные особенности черта стирались, он начинает восприниматься как любой персонаж, имеющий отношение к нечистой силе. Но все же за ним сохранились и мифологические мотивы. Черт принимает облик животного, особенно козлика, овечки, ягненка. Встречая на своем пути человека, он заставляет его нести себя, а потом с хохотом исчезает. Черт может принимать и человеческий образ, но чем-то выдает себя: хромотой, косоглазием, рожками, конскими копытами.
4. Языческий календарный цикл
Древние славяне делили год на два периода – лето и зиму, осень и весна являлись началом лета или зимы.
Лето в ряде славянских языков означает “год”, а исчисление времени называется летоисчислением, но лето и зима тоже делились на две части, это приходилось на те дни, когда эти поры года были в разгаре. Можно предполагать, что в древнеславянском языческом аграрном календаре также было четыре точки, делящие год как бы на четыре части, но они не совпадали с современным европейским делением года на сезоны. Древние деление подчинялось периодам солнечного цикла.
Благовещение приходилось на весеннее равноденствие, Воздвиженье – осеннего равноденствия. Это рубежи, когда земля пробуждалась “ото сна” и “отходит ко сну”. Почти у всех славян эти дни связаны с культом змей. На Благовещение они выходят, Воздвиженье – уходят. Если начать пахать землю до этого праздника из неё будет капать кровь. Нарушения запретов до этого праздника могло привести к бездождию, засухе, другим бедам и напастям. Широко известно использование земли в клятвах (клали в рот, на голову, ели).
Два другие временные рубежа – Рождество (зимой) и Рождество святого Иоанна Предчети (Ивана Купалы – 7.VII нов. стиль.) – почти совпадал с зимним и летним солнцеворотом.
Для славянских обрядов годового цикла характерен культ деревьев, особенно дуб, у восточных славян – березы, в меньшей мере клена, явора, липы, вербы. У южных славян обряд сжигания рождественского полена (дубового) на домашнем очаге. Достаточно часто в ритуалах использовалась солома. Она связана с погребальным обрядом: начинается и кончается на соломе.
Славянский аграрный календарь связан с культом предков.
По языческим
верованиям покойники (“родители”) активно
влияют на судьбу землепашца, создает
благоприятные и
Древние славяне не желали членения “того света” не выделяли ада и рая (это приходит с принятием христианства). Они верили в единый загробный мир, который мог находиться далеко за морем, далеко на небесах, далеко в подземном царстве.
С принятием христианства народный календарь был подчинен церковному календарю, цикличному празднованию христологичных и богородичных праздников, дней особо почитаемых святых. Эта последовательность сакральных действий не отменяла, а наоборот, укрепляла параллельную с христианской славянскую народную, языческую годовую обрядность.
В годичном
календарном цикле успешно
У восточных славян большинство обрядов приходится на дни, связанные с Пасхой, Троицей, Рождеством, Купалой, Благовещением.
Древние, языческого происхождения
действия, связанные с магией первого
дня. Такие действия совершаются
чаще на Рождество, имитируются
Заключение
Какие виды источников можно еще использовать, чтобы трансформировать, древнеславянские языческие верования?
“О войне с готами” П. Кесарийского
“Слова аб iдалах”, которое дошло до нас в копиях XIV–XV вв. и является разъяснением одного из слов Григория Назианзина (VI в.)
“Аповесць мiнулых гадоў”
“Деяния гамбургских епископов” Адама Бременского (1074–75)
“Славянская хроника” Гельмольда (1167–1168)
“Слова аб палку Iгаравым”
Некоторые данные можно найти у хрониста начала 12 в. Козьмы Пражского
В сочинениях восточных купцов и путешественников 10 в. ибн Фадлана, аль-Масурди
“Деяния датчан” Саксона Грамматика – скандинавский источник второй половины 12 в.
Различные сочинения
раннехристианской эпохи
В виде источника выступают тексты народной словесности (сказки, пословицы, поговорки)
Они немногочисленны, сохранилось только несколько пластических образов древних славянских божеств, немногочисленные фрагменты культовых построек.
В то же время необходимо помнить, что славяне в язычницкий период не знали письменности. Практически все, что нам известно о верованиях древних славян из исторических источников, критически прошло через мировосприятие авторов этих источников, которые не были язычниками и большей частью выступали против данных представлений.
Список источников и литературы
Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л.,