Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:03, реферат
Настоящий реферат состоит из двух частей. В первой раскрывается происхождение слова «культура» и его понимание в различных эпохах; во второй – его смысл, определение.
Введение 2
1. Происхождение слова «культура». 2
1.1. У истоков культурологии. 2
1.2. Понятие «культуры» на Западе и востоке. 3
1.3. Термин «культура» XVII-XX вв. 7
2. Смысл термина «культура». 10
2.1. Определение культуры. 10
2.2. Аксиологическая и антропологическая трактовка культуры. 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16
ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра: «Прикладной психологии и социологии»
Реферат
на тему:
«Смысл и содержание понятия «культура»»
Выполнил: Федотов В.Н.
Учебный шифр: 10-ЭСк-202
Факультет: заочный; механический
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2012г
Содержание
Введение
1.1. У
истоков культурологии.
1.2. Понятие
«культуры» на Западе и востоке.
1.3. Термин
«культура» XVII-XX вв.
2. Смысл термина «культура».
2.1. Определение
культуры.
2.2. Аксиологическая и антропологическая трактовка культуры. 13
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Настоящий реферат состоит
из двух частей. В первой раскрывается
происхождение слова «культура»
Изучая историческое
становление термина «культура»
Вот одно из кратких
определений этого слова: «
1. Происхождение слова «культура».
Культурология — сравнительно молодая наука, сформировавшаяся в особую научную дисциплину лишь в XX веке. Но культура как предмет
изучения стала приковывать к себе интерес философов и историков начиная с XVII века. Само же слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина во второй половине XVIII века – «века Просвещения».
В поэтическом трактате «Земледелие» римский писатель Марк Порций Катон (234—149 до н. э.) впервые по отношению к возделыванию земли употребил слово “cultura” (обработка, улучшение, возделывание), обозначив им процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. Автор заметил, что своим трудом земледелец вносит в мир природы человеческое начало, выращивая растения, в которые вложены не только труд, но и знание: он изменил, «культивировал» их. Этот смысл слова со временем не только сохранился, но и расширился, включив в себя процессы, связанные с другими сферами человеческой деятельности, которые воплощают в себе человеческие цели, волю и желания. Для римлян противоположностью понятию «cultura» было понятие «natura» (природа).
2
Объектом воздействия может стать и сам человек. Об этом говорил римский политический деятель, писатель и оратор Цицерон (106—43 до н. э.). Он полагал, что при помощи философии можно «возделывать» ум человека и развивать в нем качества, дающие ему возможность стать достойным римлянином, «первым среди мужей». Для Цицерона и его современников занятие философией было не только средством «улучшения ума.
Одной из важнейших тем, волновавших европейскую общественную мысль в этот период, была «сущность», или «природа», человека.
Выдающиеся мыслители Англии, Франции, Германии поднимали вопрос о специфике человеческого бытия, о том, что в жизни людей обусловлено «человеческой природой» и что эту «человеческую природу» формирует. Осмысление специфики образа жизни человека породило потребность в специальном понятии, отражавшем такие особенности человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира.», но и основой уважения духовного начала в человеке.
У других народов мира также сложились понятия, фиксирующие действия и качества, ставшие результатом изменений человеком природного начала в окружающем мире и в самом себе.
У греков существовало понятие пайдейа (paideia), которым они обозначали особые качества эллина, отличающие его от варвара. С их точки зрения, грубая естественность варвара - результат его почти природного состояния, эллин же - человек, который воспитан как гражданин полиса: ему присущи чувство гордости за свое государство, состояние свободы, владение красивым певучим языком, поклонение величественным богам, общественный образ жизни. «Пайдейа» — это прежде всего воспитанность и образованность. Воспитанность для эллина — гармония души и тела: в прекрасном теле обретается прекрасная душа. При этом микромир, микрокосм отдельного человека должен находиться в гармонии с Космосом, понимаемым как упорядоченность всего мира в целом, и эллин, обладающий «пайдейа», соразмерен космической гармонии. Традиции греческого полиса воспринимались как часть, элемент космического порядка, поэтому истинный представитель полиса должен им соответствовать и выполнять его установления. Вечный порядок, Космос предстает в греческой мифологии прекрасным, но и неотвратимым, как судьба. Поэтому эллин бесстрашно принимает на себя любые удары судьбы или отважно противостоит им. Критерий образованности воплощали в себе и Академия Платона, и школа, созданная Аристотелем,- Ликей, в которых культивировалось стремление к энциклопедическому знанию. Такое знание предполагало не только
3
многообразные сведения о мире, но
их систематизацию и изучение сущности
вещей. И Платон, и Аристотель являли
собой тот идеал
Таким образом, если римляне в своем осмыслении места человека в мире противопоставили понятия natura и cultura, говоря о воздействии человека на окружающий мир, то Греция и восточный мир противопоставили природное и культурное начала в самом человеке. В Европе в разных сочетаниях сохранились римские и греческие представления о культуре.
Восточная культура также создала аналогичные понятия. В Китае со времен Конфуция полагали, что есть качество, присущее «благородному мужу» (не в смысле его рождения в аристократической среде, а по развитию и воспитанию),— это жэнь (человеколюбие), без которого не может быть ни правителя, ни мудреца, ни человеческого достоинства. В Индии понятие дхарма означало высший моральный закон, познание которого предполагало слияние человека с космосом при посредстве самоуглубления, отрешения от земной суеты, самосовершенствования, то есть опять-таки воспитания, целенаправленного воздействия, но теперь уже, в отличие от римского понимания, на самого себя. Исламский Восток имел понятие джахилийа, связанное с доисламским «неведением», «незнанием», в противоположность тому, что понимается как просвещенность, правоверность — ильм. Но помимо религиозных соображений о правильности и неправильности взглядов на мир в арабском языке были слова, прямо противоположные: джахиль — необузданный, жестокий, дикарь и халим — спокойный, добродетельный, рассудительный человек.
В Европе долгое время понятие «культура» требовало рядом с собой пояснения: agri cultura — обработка земли, juris cultura — выработка законов и правил поведения, cultura lilterare — выработка правил письменности и так далее. И только в XVII веке немецкий юрист Самюэль Пуфендорф (1632—1694) употребил это понятие как самостоятельный научный термин.
Понимание термина «культура» менялось с развитием знаний и самого общества, с изменением условий жизни людей. Не случайно у разных народов выработались похожие понятия, свидетельствующие о том, что люди отметили свою особую роль в мире, специфику деятельности, меняющей мир, вносящей в него нечто, самому миру не свойственное, но окрашенное человеческим отношением, человеческими потребностями, имеющее некое иное качество. И лучшие умы человечества стремились понять и объяснить это качество.
Античность понимала «пайдейа» и культуру как некую тайну бытия, позволяющую человеку быть подобным и даже равным богам, создавать то, чего нет в природе. Греческое мировоззрение представляло мир как живой
4
организм, управляемый слепой и неведомой судьбой. Поэтому действия человека, вносящие в этот мир нечто новое, требовали объяснения. И объяснения последовали. Платон (ок. 428—348 до н. э.) предполагал, что причиной созидательной деятельности людей становятся эйдосы (греч. eidos «форма, сущность») — идеи, созданные богами и живущие в памяти людей как парадигма (греч, paradeigma «пример, образец»), модель, на основании которой создается все богатство вещей и теорий, складывается понимание добра, блага, красоты и истины. Его ученик Аристотель объяснил деятельность людей как подражание природе и, одновременно, как поиск формы, придающей природному материалу необходимую определенность.
Но в поисках причин появления мира вещей главное место все же отводилось человеку, его действиям, его поведению гражданина, его возможности подняться до уровня богоподобия, позволяющего стать «мерой всех вещей». Это качество — высочайшее отличие человека от природы, дающее ему главные достоинства — свободу и разум.
Римская античность, более практичная по своей сути, ввела понятие «культура» в связи с земледелием. Идея Цицерона о «возделывании души» предположила особый образ жизни римского гражданина, которого должно отличать от варвара личное достоинство, отсутствие пороков, служение республике, а эти качества, по убеждениям римского мыслителя, формирует в нем философия.
Таким образом, в античности понятие культуры вбирает в себя самого человека в том виде, каким он должен быть в представлении сограждан, и деяния, возвышающие его до уровня богов. Тайна его бытия - это тайна творчества, тайна создания того, что до человека не существовало в мире.
Средневековье попыталось разрешить эту тайну, отдав в ведение Бога первопричину созидания, возделывания как души и тела, так и всего мира вещей. И если для античного человека идеал был досягаем на земле, то для средневекового «он становится таковым только вне земного бытия. Культура для него совершенство, которого можно достигнуть, только следуя заветам религии и религиозной морали.
Средневековая социальная иерархия углубила и ужесточила различия между всеми слоями общества. Если даже в спесивом Риме любой вольноотпущенник мог вырваться из своего социального слоя и стать банкиром или врачом, а простой воин разбогатеть за счет военной добычи, то в средние века выйти за рамки своего класса стало практически невозможно. Поддержанное церковными установлениями разделение общества предписывало каждому слою вести отличный от других образ жизни, что сказывалось и на понимании культуры. Так, прежде всего можно выделить городскую и сельскую культуру.
Город был средоточием различных учреждений светской и духовной власти, в нем находилась резиденция сеньора или другого властелина. Здесь
5
осуществлялись торговля и обмен,
функционировал рынок рабочей силы,
трудились многочисленные ремесленники,
располагались меняльные
В сельской среде, занятой неизменной, освященной вековыми традициями деятельностью, была сильна роль древнейших верований, обычаев, суеверий. Здесь связь человека с природой теснее, чем в городе, поэтому ей придавалось более важное значение, а сельский житель - и непосредственнее, и консервативнее горожанина. Поскольку сельская культура была связана с фантастическими представлениями о мире, с календарными праздниками и сохранением языческих культов, ее главным началом оставалась традиция.
Особое представление о культуре было в религиозно-церковной среде. Монашеская и монастырская жизнь связывала культуру с постулатами религии, с самоотверженным служением Богу, с отречением от земных благ. Но в то же время монастырская культура обозначала и книжную грамотность, сохранение и переписку книг, так как лишь при монастырях были библиотеки, сохранявшие письменное наследие прошлого и настоящего. Благодаря монастырям среди многих войн эпохи уцелели не только священные, но и светские книги. Это обусловило и еще одно качество этой культуры: знание текстов, главным образом текстов Священного писания, и множества комментариев к ним. Ученый муж средневековья смотрел на мир через это знание, он соотносил с ним свой опыт жизни и при помощи точных цитат давал объяснение мира. Основным предметом его знания был священный текст. Так ученая культурность создает тип религиозной философии — схоластику, которая славится умением вести диспуты и строить доказательства на основе множества цитат и ссылок на авторитеты, среди которых непререкаемым был авторитет Священного писания.
Интегративным же началом средневековой культурности было божественное совершенство, к которому должен стремиться каждый на протяжении своей земной жизни и которое проявляется не столько в разуме и знании, сколько в вере. Она не оставляет места сомнениям, и только она
6
может приобщить любого человека к божественной благодати, хотя и совершенство, и благодать2, и, следовательно, культура понимались различно в сельской и городской среде, бюргерами и цеховыми ремесленниками, рыцарями и монахами, в высших слоях общества и у простонародья.