Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:03, реферат
Настоящий реферат состоит из двух частей. В первой раскрывается происхождение слова «культура» и его понимание в различных эпохах; во второй – его смысл, определение.
Введение 2
1. Происхождение слова «культура». 2
1.1. У истоков культурологии. 2
1.2. Понятие «культуры» на Западе и востоке. 3
1.3. Термин «культура» XVII-XX вв. 7
2. Смысл термина «культура». 10
2.1. Определение культуры. 10
2.2. Аксиологическая и антропологическая трактовка культуры. 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16
В этом определении органично
Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор — все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру.
2.1. Аксиологическая и
антропологическая трактовка
Термин «культура» в научном языке с самого начала был средством,
с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития
«человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке
« - в противоположность природному, стихийному, животному бытию.
Однако эта идея допускала неоднозначное толкование. С одной стороны, культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления
13
пороков общества. Ее развитие связывали с просвещением и воспитанием людей. В конце XVIII — начале XIX века его часто заменяли словами «просвещенность», «гуманность», «разумность».
А с другой стороны, культура рассматривалась как имеющийся
в действительности, реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, обусловленный достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. А когда речь идет о реально существующей культуре определенного народа и определенной эпохи, то обнаруживается, что в ней далеко не все возвышает человека и способствует его духовному совершенствованию. Любая реальная культура несет в себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности (например, религиозные распри, преступления, войны).
Необходимость разрешить это противоречие стимулировала последующую эволюцию представлений о содержании понятия «культура». В ходе этой эволюции определились два подхода: аксиологический, опирающийся на первый из отмеченных аспектов идеи культуры, и антропологический, рассматривающий культуру во втором аспекте.
Аксиологический (ценностный) подход к истолкованию содержания понятия «культура» исходит из того, что она есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинства человека и способствует их развитию, поэтому не всякий результат деятельности человеческого разума может называться достоянием культуры. Культура должна пониматься как совокупность лучших творений человеческого духа, высших непреходящих духовных ценностей, созданных человеком. Аксиологический взгляд на культуру сужает ее сферу, относя к ней лишь ценности — позитивные результаты деятельности людей и исключая из нее такие явления, как преступность, рабство, социальное неравенство, наркомания и многое другое, что нельзя считать ценностью. Но ведь подобные явления постоянно сопровождают человеческое бытие и играют в нем немаловажную роль, и невозможно понять культуру какой-либо страны или эпохи, если игнорировать их существование.
Вопрос о том, что можно и что нельзя считать ценностью, всегда решается субъективно. Восхищаясь ценностями, выработанными в своей культуре, люди нередко склонны не замечать или принижать ценности, имеющиеся в других культурах (например, европоцентризм считает ценности европейской культуры высшими достижениями культурного развития человечества, а все остальные культуры - находящимися на более низких уровнях развития). Субъективизм аксиологического взгляда на культуру, в сущности, заводит его в тупик, а некоторые из его последствий вплотную сближаются с идеями
национализма и расизма.
14
Антропологическое понимание культуры предполагает, что культура
охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. С этой точки зрения в культуре наряду с разумным есть и много неразумного. Культура как реальный исторически развивающийся образ жизни людей охватывает все многообразие видов человеческой деятельности, включая в себя все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях. Эволюция антропологического подхода к трактовке культуры фактически привела к распаду общего содержания этого понятия на ряд частных представлений, отражающих отдельные стороны и проявления культуры.
Однако обе эти трактовки культуры лишь фиксируют различные проявления и стороны культуры, но не объясняют ее сущности. Аксиологический подход высвечивает ценностный аспект явлений культуры,
но игнорирует другие ее проявления; антропологический подход, охватывая более широкий круг культурных феноменов, не в состоянии раскрыть связи между ними. Понять культуру как целостное социальное образование возможно только на уровне теоретического анализа и обобщения фактического материала. От эмпирического описания явлений культуры необходимо перейти к разработке теории, раскрывающей ее сущность. Такого рода теорией является информационно-семиотическая концепция культуры.
Заключение
Культура представляет собой сложное и многогранное социальное явление и служит важнейшим фактором и наглядным показателем достигнутого уровня общественного прогресса. Освоение и исследование различных аспектов культуры, изучаемых целым комплексом наук: философией, социологией, этнографией, психологией, историей и т.д. - свидетельствует об огромном научном интересе к данному явлению, имеет непреходящее жизненное значение и актуальность. Теоретическая значимость и практическая необходимость изучения культуры выдвигается всем ходом общественного развития.
Слово «культура» употребляется во многих значениях. «Культура» - научное понятие, имеющее свою историю, связанную с историей познания мира человеком и человечеством. Ни одно научное понятие, пожалуй, не вызывает столько противоречивых истолкований, сколько понятие «культура». В книге американских социологов Кребера и Клакхона «Культура. Краткий обзор концепций и дефиниций» приводится около трехсот различных, противоречащих друг другу определений культуры. С
15
тех пор, как вышла эта книга в 60-х годах XX века, количество дефиниций культуры стремительно увеличивалось. Это одно из свидетельств сложности, неоднозначности, неординарности данного понятия.
Но культура - это не только научное понятие, требующее творческого осмысления, это реальная практическая проблема общественного развития, В той или иной степени проблема культуры встает перед всеми странами и народами, более того, она сама есть прямое порождение и следствие исторического процесса. Именно практическое значение культуры делает ее предметом теоретических размышлений различных философских школ и течений.
Список используемой литературы.
16
1 Философский энциклопедический словарь. М., 1997
2 Благодать — в христианстве божественная сила, обеспечивающая человеку избавление от греха, достижение добродетельной жизни, спасение и воссоединение с богом.