Смысл и содержание понятия культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:03, реферат

Описание работы

Настоящий реферат состоит из двух частей. В первой раскрывается происхождение слова «культура» и его понимание в различных эпохах; во второй – его смысл, определение.

Содержание работы

Введение 2
1. Происхождение слова «культура». 2
1.1. У истоков культурологии. 2
1.2. Понятие «культуры» на Западе и востоке. 3
1.3. Термин «культура» XVII-XX вв. 7
2. Смысл термина «культура». 10
2.1. Определение культуры. 10
2.2. Аксиологическая и антропологическая трактовка культуры. 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

реферат.культура.docx

— 58.52 Кб (Скачать файл)

    Идея культуры как совершенства человека надолго сохраняется в истории общества. Для эпохи Возрождения идеал человека — это его богоподобие, или культурное совершенство человека, заключающееся во всестороннем развитии: физической гармонии, нравственном совершенстве и умственном богатстве личности. Это должен быть человек деятельный, активный, творческий. Именно в творчестве человек подымается до богоравности: он способен создавать, он, единственный в мире, выступает как демиург (греч. demiurgos «мастер, творец»), он несет в себе созидающее начало, как и Бог, он — творец. Культура этого времени включает в себя и человека, соответствующего такому идеалу, и продукты человеческого гения.

 

 

 

    1. Термин «культура» XVII-XX вв.

 

Совершенство  человека имело определенное значение в понимании культуры также и  в эпоху Просвещения. Однако в  это время изменилось само понятие  совершенства. Разум, занявший главное  место в осмыслении мира, поставил знак равенства между совершенством  человека и его разумностью. Например, Вольтер (1694—1778), исходя из критерия разумности, противопоставлял культурность и дикость. Французские теоретики XVIII века считали, что цель культуры — сделать людей счастливыми. Философ и писатель Дени Дидро (1713— 1784) в «Энциклопедии или толковом словаре наук, искусств и ремесел» в различных статьях о ремеслах создал гимн разумной человеческой деятельности и различным профессиям. Клод Гельвеций (1715— 1771) полагал, что причина всех бедствий и несчастий людей — в невежестве, выйти же из моря своих бед можно только при посредстве просвещения.

Лишь Руссо  увидел противоречие в современном  ему обществе. Он отмечает разрыв между  внутренним и внешним, должным и  желаемым, общественной пользой и  личным эгоизмом. Несправедливость общества по отношению к низшим слоям, блеск  и духовная нищета высших - все это вместе с другими внешними сторонами жизни: предметами быта и особенно

 

 

7

роскоши, манерами поведения, за которыми не стоит истинное отношение,- выступает  как цивилизация (лат. civilis «гражданский»), которую Руссо считал самым тяжким врагом естественного, природного начала в человеке, врагом, несущим разрушение, аморальность и прочие элементы деструктивности. Культура же для Руссо — естественное состояние человека, когда разум и чувства не противоречат друг другу, а человек в единстве с природой становится целостным: его чувства разумны, а разум окрашен искренними чувствами.

Таким образом, французские просветители увидели  культуру как счастливую и разумную деятельность свободного человека в  свободном обществе, противопоставив  ей цивилизацию как внешнюю, формальную сторону жизни и отношений  людей.

Путь разрешения противоречия между культурой и  цивилизацией искали мыслители более  поздних времен. Кант видел выход  из этого противоречия в морали, немецкий драматург и теоретик искусства Фридрих Шиллер (1759—1805) — в эстетическом сознании, считая, что эстетическое воспитание и красота спасут мир, а его соотечественник великий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) — в философии как вершине логического мышления. Для них культура представляла собою область духовной свободы человека.

На основании  этих рассуждений и собственной  исследовательской деятельности немецкий просветитель Иоганн Гердер (1744 — 1803) впервые делает вывод о том, что культура человечества существует в многообразии типов и форм, которые последовательно сменяют друг друга, образуя путь духовной эволюции человека. Рассматривая и сравнивая обычаи и способы жизнедеятельности различных народов, он приходит к мысли о том, что культура — это постепенное развитие духовного мира человечества в целом, раскрытие способностей человеческого разума.

В XIX веке появляются представления о культуре как системе ценностей, а также как о неких локальных образованиях, каждое из которых возникает в конкретном месте земного шара, в определенный период времени, проходит стадии возникновения, становления, расцвета, а затем угасания и гибели. К этому времени было накоплено знание о греческой и римской культурах, появились находки, связанные с культурами Междуречья и Египта. Русский социолог Н.Я.Данилевский (1822—1885) в книге «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию об особых культурно-исторических типах, которые развиваются каждый своим специфическим путем, назвал среди них старые, нисходящие культуры, обозначил русский (славянский) тип культуры как качественно новый.

Немецкий  историк и философ Освальд Шпенглер (1880—1936) в книге «Закат Европы» (1918—1922) анализирует судьбы различных локально-исторических типов культуры. Он считает, что европейская культура

 

 

8

исчерпала возможности своего развития, поэтому она вырождается в  цивилизацию, а это обстоятельство, по мнению ученого,— признак ее грядущей гибели.

И все-таки центральным  элементом культуры для мыслителей XIX века выступает личность, ее активная деятельность в мире, ее попытки найти справедливость и свободу. В произведениях искусства мы встречаем именно такую личность, которая в своем противостоянии злу и пороку то одерживает победу, то терпит поражение, но именно за ней авторы признают черты идеала.

XX век, особенно явственно обнаруживший противоречия между человеком и обществом, природой и обществом и в самом обществе, открыл для себя внутреннее многообразие культуры, различные ее уровни и формы, существующие в одном и том же времени и пространстве, ее внутреннюю противоречивость. Появляются представления об элитарной и массовой культуре (испанский философ и публицист Хосе Ортега-и-Гасет, 1883—1955), пролетарской и буржуазной культуре (русский врач, философ, экономист, основатель Пролеткульта А.А.Богданов, 1873—1928) и, наконец, в середине века— гуманитарной и технической культуры. Английский писатель и физик Чарлз Сноу (1905-1980) утверждал, что гуманитарная и техническая культуры не только противоположны, но и совершенно не связаны друг с другом и существуют автономно.

Однако многие ученые заметили, что разрыв между  ними и их противопоставление невозможны, поскольку современная наука  не создается в узкоспециальной  среде. Она связана не только с  процессом творчества, невозможного без воображения, фантазии, эмоций, что чаще относят к искусству  или религии, но и с моралью  и этикой, которые позволяют совершить  правильный выбор в наиболее сложных  и ответственных областях технического знания.

Во время  анализа причин Чернобыльской катастрофы было сказано, что к этому могла  привести деятельность таких людей, которые «не опирались на плечи  Толстого и Достоевского». У этих людей не было необходимого запаса человечности, который дает только культура в целом без искусственного противопоставления ее видов и форм.

Следует заметить, что в современных теориях  культуры существуют и нигилистические  взгляды. Они раскрываются в понятиях контркультуры или антикультуры, в некоторых направлениях массовой культуры, в полном отрицании наличия  культуры в обществе.

В целом проблема культуры в обществе и науке многоаспектна, сложна и внутренне противоречива, поэтому особенно важно иметь  представление о существующих определениях этого феномена.

 

 

 

 

9

  1. Смысл термина «культура».

 

    1. Определение культуры.

 

    Предметом культурологии  выступает понятие культуры. Объектом  культурологии являются живые  люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой - совокупность результатов их деятельности.

    К настоящему времени  ученые насчитывают более 500 определений  культуры. Они разбили их на  несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую - те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества.

Культура - социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

    Такова палитра разногласий  в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками,- одежду и книги, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты,- а также все, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т. д.

    В повседневной жизни  понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.

    Во-первых, под культурой  подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

    Во-вторых, под культурой  понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации

 

10

 

(элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

    В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишённых культуры.

    Хотя слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, а И.В. Киреевский в понятие «просвещение» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 60-е годы XIX века новый термин входит в русские словари, а в 80-е утверждается в научной и художественной литературе.

    В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый — господство над природой с помощью знания и ремесел, второй - духовное богатство личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа, Кант (1724—1804) и Гегель (1770—1831), почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его термином «Bildung» (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.

В XX веке антропологи, изучающие примитивные  пароды, придали этому слову новое  значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира,- система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни,

 

11

составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.

    В современном языке термин «культура» употребляется очень часто преимущественно в двух значениях — «широком» и «узком». В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни: обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В «узком смысле» границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

    Приверженцы более узкого  подхода к пониманию культуры  считают неправильным распространять  ее на всю совокупность общественных  явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никакие  назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм — все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить это к сфере культуры?

    Если нечто направлено  на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура — только то, что содействует развитию, а не деградации человека.

    Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институт (религию, науку, семью, экономику, право).

    Во втором — она  ограничивается историей и теорией  художественной культуры, искусства.  В первом случае больший акцент  поставлен на социологических,  антропологических, этнографических методах и данных, во втором — на искусствоведческих, философских и литературоведческих.

Второй, узкий подход предполагает, что культура — это а) сфера  общества, б) аспект общества или видов  общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке  все общество разделяют на несколько сфер — социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспектном» подходе

 

 

 

12

общество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют восемь сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанные выше.

    Классическим считается  определение культуры, которое в  1871 году предложил Эдуард Тэйлор (1832— 1917)— выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии; хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сформулировать так:  Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Информация о работе Смысл и содержание понятия культура