Социально-культурная деятельность России XIX века - начала XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является изучение общественно-просветительского движения , внешкольного образования и досуга в России XIX века - начала XX века .
Задачи исследования. Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
выяснить определения «общественно-просветительское движение» и «внешкольного образование» , а так же объём этих понятий ;
изучить деятельность Народников , как основногонаправления культурно-просветительской деятельности и внешкольного образования ;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 68.83 Кб (Скачать файл)

Введение

Бичом всего современного мира и в частности России является , что духовное , морально-нравственное и интеллектуальное развитие низших , необеспеченных слоёв населения , которое в XIX века - начала XX века предоставлялось общественно-просветительской деятельностью интеллигенции и культурно-просветительскими организациями , того времени , находится на низком уровне и на много страшнее то , что данная культурная деградация принимает всё большие и большие обороты из года в год.

Актуальность исследования  данной темы курсовой работы заключается в том , что в современной России XXI века , переживающей постиндустриальную модернизацию, сложилась ситуация, в какой-то степени аналогичная той, что была в России периода либеральной модернизации второй половины XIX века - начала XX века.

 В настоящее время , к сожалению , государство не в состоянии содержать все образовательные и досуговые учреждения за счёт казны . Коммерциализация образования в стране стала знамением нового времени. С одной стороны, благодаря открытию целого ряда коммерческих высших учебных заведений, число студентов в стране удвоилось, по сравнению с советским периодом времени. С другой стороны, на общем фоне падения уровня жизни у значительной части россиян, коммерциализация образования привела к тому, что образование, особенно высшее, да и полное среднее тоже, перестало быть доступным всем слоям российского населения. Сегодня нарастает тревожная тенденция увеличения числа детей школьного возраста, не обучающихся в школе. Растет число малограмотных и безграмотных детей и подростков .

Злободневность данной темы так же обусловлена тем , что во многих регионах России, особенно в российской глубинке, в настоящее время сложилась неблагоприятная ситуация с организацией досуга молодежи и населения вообще. Система советских культурно-просветительных учреждений разрушена. Благодаря ее существованию в течение продолжительного времени, досуг советских граждан был организован в культурно-просветительном плане. Сегодня посещение клубов, библиотек, театров, музеев для большинства населения перестало быть нормой культурного досуга. Свободное время молодежи заполняется праздным времяпровождением, в лучшем случае, приобщением к массовой попкультуре, не дающей подлинно духовного развития человеческой личности.

Объектом изучения данной курсовой работы является общественно-просветительское движение ,  внешкольное образование и досуг в России XIX века - начала XX века .

Предметом исследования являются особенности и специфика общественно-просветительского  движения ,  внешкольного образования и досуга в России XIX века - начала XX века .

Научная разработанность . В отечественной истории и истории педагогики , внешкольного образования и просвещения по объекту исследования имеется достаточно обширный материал .

Российский учёный в области педагогики и истории педагогики , доктор педагогических наук , профессор , академик АПН РСФСР Евгений Николаевич Медынский , чьи исследования представляют значительную научную ценность и посвящены в основном значению , методам , техникам и организации внешкольного образования и просветительской работы .

Нельзя обойти вниманием известного российского педагога, ученого , методиста начальной школы, деятеля народного образования Василия Порфирьевича Вахтерова , внесший значительный вклад в педагогическую теорию и практику.

Большое значение имеют также  церковные источники, не обладавшие официальным статусом. В первую очередь  это пресса. Привлечение, кроме либеральных, ряда церковных периодических изданий («Русской беседы», «Христианского чтение», «Домашней беседы для народного чтения») позволило отследить реакцию традиционного общества на происходившие изменения в сфере начального народного образования.

Также  С. А. Пиналов , Г. И. Чернявский , А. П. Виноградов , чьи работы были посвящены культурно-просветительской работе в период первой русской революции ( 1905-1907 гг. ) ; В. А. Зеленко – практик внешкольного образования и теоретик общественно-просветительской работы в России.

Целью этой работы является изучение общественно-просветительского  движения , внешкольного образования и досуга в России XIX века - начала XX века .

Задачи исследования. Для  достижения данной цели представляется необходимым решение следующих  задач:

    • выяснить определения «общественно-просветительское движение» и «внешкольного образование» , а так же объём этих понятий ;
    • изучить деятельность Народников , как основногонаправления культурно-просветительской деятельности и внешкольного образования ;
    • определить значение общественно-просветительской деятельности и внешкольного образования в русской культуре XIX века - начала XX века ;
    • выяснить роль выдающихся деятелей культурно-просветительского движения и внешкольного образования ;
    • раскрыть этимологию понятия «досуг» и выяснить характерные черты досуга в России XIX века - начала XX века ;
    • выяснить виды досуга ;
    • рассмотреть классовость , как особенность досуга в России XIX века - начала XX века и специфические черты досуга в разных социальных слоях населения   ;

 

     Положения выводимые на защиту :

Культурно-просветительское работа в России XIX века - начала XX века – народное движение составляющее основу просветительской деятельности того времени , организованное интеллигенцией ( теоретиками и практиками внешкольного образовании ) для повышения уровня грамотности низших социальных слоёв .

Досуг в России XIX века - начала XX века отличался классовостью и был направлен на восстановление физических и духовных сил разных слоёв населения с помощью заполнения свободного времени рекреативной деятельностью .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 . Общественно-просветительское движение и внешкольное образование в России XIX века - начала XX века .

§1.1  Понятия «общественно-просветительского движения» , «внешкольного образования» и объём этих терминов .

Представляется важным обратиться к истории определения понятия  внешкольного образования и общественно-просветительской работы . Термин «внешкольное образование» стал применяться в России с середины 90-х годов XIX в. Практик и историк российского образования В. И. Чарнолусский1 отмечал, что в начале XX в. существовали различные толкования внешкольного образования. Сам он к сфере внешкольного образования относил разнообразные учреждения, служащие для удовлетворения умственных и художественных потребностей всего населения". Е. Н. Медынский2 термин «внешкольное образование» считал неудачным, так как, по его мнению, образование только и может быть внешкольным, а то, что принято называть «школьным образованием», это обучение, подготовка к образованию. Задачей же внешкольного образования является всестороннее развитие личности. В послеоктябрьский период он ограничивал содержание внешкольного образования ликвидацией безграмотности и распространением социалистической и коммунистической культуры. Многие исследователи, рассматривая вопросы внешкольного образования в России, не давали его определения, просто перечисляли формы внешкольно-просветительской деятельности, к которой относили народные чтения, воскресные школы и вечерние курсы для взрослых, школьные и народные библиотеки и читальни, продажу дешевой литературы через книжные склады, (В. П. Вахтеров, Б. Б. Веселовский, Н. В. Чехов)3. Внешкольное образование как совокупность культурно- просветительных учреждений и мероприятий для взрослых, появившихся во второй половине XIX в. определяли В. А. Зеленко Л. Фрид подобное этому определение содержалось в первом и втором издании Большой советской энциклопедии"4. В третьем издании БСЭ даётся более полное определение внешкольного образования: «Внешкольное образование совокупность форм культурно-просветительной, общеобразовательной и воспитательной работы среди взрослого населения. Термин "внешкольное образование" появился во второй половине XIX в. и получил распространение в России, когда в целях просвещения в ряде европейских стран стали создаваться народные библиотеки, народные дома, народные университеты, воскресные школы, рабочие клубы и др. культурно-просветительные учреждения для взрослых.». Исследователи А. Пиналов, Г. И. Чернявский и А. П. Виноградов не разграничивают использование терминов «внешкольное образование» и «культурно-просветительная работа», замещая один другим в зависимости от определённого хронологического периода. Т. А. Пархоменко также ставит знак равенства между культурно-просветительной деятельностью и внешкольным образованием. Она относит появление первых культурно- просветительных организаций в России к концу XVIII первой половине XIX в. Это были платные публичные библиотеки и лекции, недоступные широким слоям населения. Б. К.-Г. Тебиев рассматривает внешкольное образование не только как совокупность форм культурно-просветительной и образовательно- воспитательной работы со взрослыми, но и как одно из важнейших направлений в общественно-педагогическом движении в России конца XIX начала XX в. Он считает, что внешкольное образование в России выступало в качестве социального института, стоявшего в оппозиции к официальной педагогике и школе, что в сознании передовой российской общественности внешкольное образование ассоциировалось с понятием «внеправительственное», то есть ограничивающее вмешательство государства в данную область духовной жизни народа, что история внешкольного образования в России это история борьбы демократических сил против антинародной политики царизма".

§1.2 Народники , как основное направление общественно-просветительской деятельности и внешкольного образования .

Народничество, идеология  и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуазно-демократическом  этапе освободительной борьбы в  России (1861—95) и отражавшие интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную  буржуазно-демократическую антифеодальную программу с идеями утопического социализма, Народничество одновременно выступало и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны. С начала 60-х гг. образовалось два течения: революционное и либеральное. Разночинная интеллигенция, опираясь на революционно-демократические идеи и нигилизм Д. И. Писарева, создала теорию революционного народничества. Народники верили в возможность достижения социализма, минуя капитализм, через освобождение крестьянской общины — сельского «мира». «Бунтарь» М. А. Бакунина предрекал крестьянскую революцию, фитиль которой должна была зажечь революционная интеллигенция. П. Н. Ткачев был теоретиком государственного переворота, после совершения которого интеллигенция, проведя необходимые преобразования, освободит общину. П.Л.Лавров обосновал идею тщательной подготовки крестьян к революционной борьбе. С начала пролетарского этапа ведущая роль в освободительном движении перешла к рабочему классу во главе с марксистско-ленинской партией. В движении Народничество участвовали представители многих национальностей России, идеология Народничество своеобразно преломлялась в условиях различных национальных районов страны.

Народничество в России —  «это целое миросозерцание... Громадная  полоса общественной мысли»5 . Оно оказало влияние на развитие литературы (Народничество А. Некрасов, Г. И. Успенский, Народничество Златовратский и др.), живописи (передвижники), музыки (композиторы «Могучей кучки»), историографии (В. И. Семевский, А. Я. Ефименко и др.), экономической науки (земская статистика) и др.

Истоки движения Народничество  относятся ко времени революционной ситуации 1859-1861, когда под влиянием пропаганды «Колокола» и «Современника» демократическая интеллигенция впервые попыталась вести революционную работу в народе.

В Петербурге, Одессе и Киеве  создали сеть рабочих кружков, где  вначале проводили общеобразовательные  занятия, а затем перешли к  социальной пропаганде. Из числа рабочих  вырастали пропагандисты (П. А. Алексеев, С. И. Агапов и др.), которые вели пропаганду на фабриках и заводах Москвы, Иваново-Вознесенска  и Тулы. Вторая «Земля и воля», «Народная  воля», «Чёрный передел» организовывали рабочие кружки, выпускали прокламации  во время стачек петербургских рабочих. Чернопередельцы издавали для рабочих и крестьян газету «Зерно» (1880—1881), народовольцы — «Рабочую газету» (1880—1881).6

С народниками связано  явление, которое уникально в  мире и никогда, ни до этого, ни после, больше не повторялось в истории  России — массовое «хождение в  народ». Весной 1874 года тысячи молодых  людей по всей России пошли в народ  с пропагандой народной революции  во имя свободы, безвластия, общинности. Против царского единовластия и деспотизма. Они выполняли самую простую и физически трудную работу, устраивали мастерские, пытались учить и воспитывать крестьянских детей и т. д. Они страстно верили во всероссийский крестьянский бунт. И, как оказалось, напрасно. Народ остался глух к их проповедям. Более того, крестьяне связывали молодых ораторов и сдавали полиции. Арестовано было около 4 тысяч человек. Сотни их оказались в тюрьмах, на каторге.7

 

§1.3 Значение общественно-просветительской деятельности и внешкольного образования в русской культуре XIX века - начала XX века .

Культурно-просветительная  деятельность интеллигенции началась в России в конце 50-х - начале 60-х  годов XIX века, развивалась волнообразно (от подъема к спаду и снова  к подъему) в период либеральных  реформ и активно продолжалась в  последующее время, вплоть до революционных  событий 1917 года.

У её истоков стояла народническая  интеллигенция. Именно в ее среде  родилась идея возвращения со стороны  интеллигенции народу долга, в котором, как признавала сама интеллигенция, она была перед народом. Интеллигенция просвещенная и образованная, занимаясь умственным трудом, жила за счет физически трудившегося народа, темного, суеверного, неграмотного, не имевшего доступа к образованию и культуре. И передовые умы интеллигенции озаботились поиском путей возвращения народу своего долга в виде знаний. Одним из таких путей стала частная и общественная деятельность по повышению культурного и образовательного уровня народа.

Интеллигенция пошла в  народ, чтобы учить и лечить его, защищать его интересы в суде и  перед чиновниками, чтобы организовать его здоровый и разумный досуг, отвлечь  его от пагубной привычки к пьянству и хулиганству.

Интеллигенция стремилась дать народу все те учреждения образования  и культуры, которыми пользовалась сама. Так возникли просветительные  учреждения частной и общественной инициативы - воскресные школы, народные чтения, народные бесплатные библиотеки-читальни, народные дома, народные университеты, народные театры и т.п. Само название этих учреждений, открываемых в то время интеллигенцией для народа, было весьма символичным. Все они получили эпитет - "народных".8

Со временем круг участников культурно-просветительного движения стал расширяться. Профессора и студенты университетов, преподаватели училищ, учителя и учительницы школ, священнослужители, передовые представители дворянства, чиновничества, инженеры, врачи, агрономы, фабрично-заводская администрация, фабриканты - вот далеко не полный перечень участников начавшегося в стране культурно-просветительного движения.

Информация о работе Социально-культурная деятельность России XIX века - начала XX века