Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:07, курсовая работа
Целью этой работы является изучение общественно-просветительского движения , внешкольного образования и досуга в России XIX века - начала XX века .
Задачи исследования. Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
выяснить определения «общественно-просветительское движение» и «внешкольного образование» , а так же объём этих понятий ;
изучить деятельность Народников , как основногонаправления культурно-просветительской деятельности и внешкольного образования ;
Введение
Бичом всего современного мира и в частности России является , что духовное , морально-нравственное и интеллектуальное развитие низших , необеспеченных слоёв населения , которое в XIX века - начала XX века предоставлялось общественно-просветительской деятельностью интеллигенции и культурно-просветительскими организациями , того времени , находится на низком уровне и на много страшнее то , что данная культурная деградация принимает всё большие и большие обороты из года в год.
Актуальность исследования данной темы курсовой работы заключается в том , что в современной России XXI века , переживающей постиндустриальную модернизацию, сложилась ситуация, в какой-то степени аналогичная той, что была в России периода либеральной модернизации второй половины XIX века - начала XX века.
В настоящее время , к сожалению , государство не в состоянии содержать все образовательные и досуговые учреждения за счёт казны . Коммерциализация образования в стране стала знамением нового времени. С одной стороны, благодаря открытию целого ряда коммерческих высших учебных заведений, число студентов в стране удвоилось, по сравнению с советским периодом времени. С другой стороны, на общем фоне падения уровня жизни у значительной части россиян, коммерциализация образования привела к тому, что образование, особенно высшее, да и полное среднее тоже, перестало быть доступным всем слоям российского населения. Сегодня нарастает тревожная тенденция увеличения числа детей школьного возраста, не обучающихся в школе. Растет число малограмотных и безграмотных детей и подростков .
Злободневность данной темы так же обусловлена тем , что во многих регионах России, особенно в российской глубинке, в настоящее время сложилась неблагоприятная ситуация с организацией досуга молодежи и населения вообще. Система советских культурно-просветительных учреждений разрушена. Благодаря ее существованию в течение продолжительного времени, досуг советских граждан был организован в культурно-просветительном плане. Сегодня посещение клубов, библиотек, театров, музеев для большинства населения перестало быть нормой культурного досуга. Свободное время молодежи заполняется праздным времяпровождением, в лучшем случае, приобщением к массовой попкультуре, не дающей подлинно духовного развития человеческой личности.
Объектом изучения данной курсовой работы является общественно-просветительское движение , внешкольное образование и досуг в России XIX века - начала XX века .
Предметом исследования являются
особенности и специфика
Научная разработанность . В отечественной истории и истории педагогики , внешкольного образования и просвещения по объекту исследования имеется достаточно обширный материал .
Российский учёный в области педагогики и истории педагогики , доктор педагогических наук , профессор , академик АПН РСФСР Евгений Николаевич Медынский , чьи исследования представляют значительную научную ценность и посвящены в основном значению , методам , техникам и организации внешкольного образования и просветительской работы .
Нельзя обойти вниманием известного российского педагога, ученого , методиста начальной школы, деятеля народного образования Василия Порфирьевича Вахтерова , внесший значительный вклад в педагогическую теорию и практику.
Большое значение имеют также церковные источники, не обладавшие официальным статусом. В первую очередь это пресса. Привлечение, кроме либеральных, ряда церковных периодических изданий («Русской беседы», «Христианского чтение», «Домашней беседы для народного чтения») позволило отследить реакцию традиционного общества на происходившие изменения в сфере начального народного образования.
Также С. А. Пиналов , Г. И. Чернявский , А. П. Виноградов , чьи работы были посвящены культурно-просветительской работе в период первой русской революции ( 1905-1907 гг. ) ; В. А. Зеленко – практик внешкольного образования и теоретик общественно-просветительской работы в России.
Целью этой работы является изучение общественно-просветительского движения , внешкольного образования и досуга в России XIX века - начала XX века .
Задачи исследования. Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
Положения выводимые на защиту :
Культурно-просветительское работа в России XIX века - начала XX века – народное движение составляющее основу просветительской деятельности того времени , организованное интеллигенцией ( теоретиками и практиками внешкольного образовании ) для повышения уровня грамотности низших социальных слоёв .
Досуг в России XIX века - начала XX века отличался классовостью и был направлен на восстановление физических и духовных сил разных слоёв населения с помощью заполнения свободного времени рекреативной деятельностью .
Глава 1 . Общественно-просветительское движение и внешкольное образование в России XIX века - начала XX века .
§1.1 Понятия «общественно-просветительского движения» , «внешкольного образования» и объём этих терминов .
Представляется важным обратиться к истории определения понятия внешкольного образования и общественно-просветительской работы . Термин «внешкольное образование» стал применяться в России с середины 90-х годов XIX в. Практик и историк российского образования В. И. Чарнолусский1 отмечал, что в начале XX в. существовали различные толкования внешкольного образования. Сам он к сфере внешкольного образования относил разнообразные учреждения, служащие для удовлетворения умственных и художественных потребностей всего населения". Е. Н. Медынский2 термин «внешкольное образование» считал неудачным, так как, по его мнению, образование только и может быть внешкольным, а то, что принято называть «школьным образованием», это обучение, подготовка к образованию. Задачей же внешкольного образования является всестороннее развитие личности. В послеоктябрьский период он ограничивал содержание внешкольного образования ликвидацией безграмотности и распространением социалистической и коммунистической культуры. Многие исследователи, рассматривая вопросы внешкольного образования в России, не давали его определения, просто перечисляли формы внешкольно-просветительской деятельности, к которой относили народные чтения, воскресные школы и вечерние курсы для взрослых, школьные и народные библиотеки и читальни, продажу дешевой литературы через книжные склады, (В. П. Вахтеров, Б. Б. Веселовский, Н. В. Чехов)3. Внешкольное образование как совокупность культурно- просветительных учреждений и мероприятий для взрослых, появившихся во второй половине XIX в. определяли В. А. Зеленко Л. Фрид подобное этому определение содержалось в первом и втором издании Большой советской энциклопедии"4. В третьем издании БСЭ даётся более полное определение внешкольного образования: «Внешкольное образование совокупность форм культурно-просветительной, общеобразовательной и воспитательной работы среди взрослого населения. Термин "внешкольное образование" появился во второй половине XIX в. и получил распространение в России, когда в целях просвещения в ряде европейских стран стали создаваться народные библиотеки, народные дома, народные университеты, воскресные школы, рабочие клубы и др. культурно-просветительные учреждения для взрослых.». Исследователи А. Пиналов, Г. И. Чернявский и А. П. Виноградов не разграничивают использование терминов «внешкольное образование» и «культурно-просветительная работа», замещая один другим в зависимости от определённого хронологического периода. Т. А. Пархоменко также ставит знак равенства между культурно-просветительной деятельностью и внешкольным образованием. Она относит появление первых культурно- просветительных организаций в России к концу XVIII первой половине XIX в. Это были платные публичные библиотеки и лекции, недоступные широким слоям населения. Б. К.-Г. Тебиев рассматривает внешкольное образование не только как совокупность форм культурно-просветительной и образовательно- воспитательной работы со взрослыми, но и как одно из важнейших направлений в общественно-педагогическом движении в России конца XIX начала XX в. Он считает, что внешкольное образование в России выступало в качестве социального института, стоявшего в оппозиции к официальной педагогике и школе, что в сознании передовой российской общественности внешкольное образование ассоциировалось с понятием «внеправительственное», то есть ограничивающее вмешательство государства в данную область духовной жизни народа, что история внешкольного образования в России это история борьбы демократических сил против антинародной политики царизма".
§1.2 Народники , как основное направление общественно-просветительской деятельности и внешкольного образования .
Народничество, идеология
и движение разночинной интеллигенции,
господствовавшие на буржуазно-демократическом
этапе освободительной борьбы в
России (1861—95) и отражавшие интересы
крестьянской демократии. Соединяя радикальную
буржуазно-демократическую
Народничество в России — «это целое миросозерцание... Громадная полоса общественной мысли»5 . Оно оказало влияние на развитие литературы (Народничество А. Некрасов, Г. И. Успенский, Народничество Златовратский и др.), живописи (передвижники), музыки (композиторы «Могучей кучки»), историографии (В. И. Семевский, А. Я. Ефименко и др.), экономической науки (земская статистика) и др.
Истоки движения Народничество относятся ко времени революционной ситуации 1859-1861, когда под влиянием пропаганды «Колокола» и «Современника» демократическая интеллигенция впервые попыталась вести революционную работу в народе.
В Петербурге, Одессе и Киеве
создали сеть рабочих кружков, где
вначале проводили
С народниками связано явление, которое уникально в мире и никогда, ни до этого, ни после, больше не повторялось в истории России — массовое «хождение в народ». Весной 1874 года тысячи молодых людей по всей России пошли в народ с пропагандой народной революции во имя свободы, безвластия, общинности. Против царского единовластия и деспотизма. Они выполняли самую простую и физически трудную работу, устраивали мастерские, пытались учить и воспитывать крестьянских детей и т. д. Они страстно верили во всероссийский крестьянский бунт. И, как оказалось, напрасно. Народ остался глух к их проповедям. Более того, крестьяне связывали молодых ораторов и сдавали полиции. Арестовано было около 4 тысяч человек. Сотни их оказались в тюрьмах, на каторге.7
§1.3 Значение общественно-просветительской деятельности и внешкольного образования в русской культуре XIX века - начала XX века .
Культурно-просветительная деятельность интеллигенции началась в России в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века, развивалась волнообразно (от подъема к спаду и снова к подъему) в период либеральных реформ и активно продолжалась в последующее время, вплоть до революционных событий 1917 года.
У её истоков стояла народническая интеллигенция. Именно в ее среде родилась идея возвращения со стороны интеллигенции народу долга, в котором, как признавала сама интеллигенция, она была перед народом. Интеллигенция просвещенная и образованная, занимаясь умственным трудом, жила за счет физически трудившегося народа, темного, суеверного, неграмотного, не имевшего доступа к образованию и культуре. И передовые умы интеллигенции озаботились поиском путей возвращения народу своего долга в виде знаний. Одним из таких путей стала частная и общественная деятельность по повышению культурного и образовательного уровня народа.
Интеллигенция пошла в народ, чтобы учить и лечить его, защищать его интересы в суде и перед чиновниками, чтобы организовать его здоровый и разумный досуг, отвлечь его от пагубной привычки к пьянству и хулиганству.
Интеллигенция стремилась дать народу все те учреждения образования и культуры, которыми пользовалась сама. Так возникли просветительные учреждения частной и общественной инициативы - воскресные школы, народные чтения, народные бесплатные библиотеки-читальни, народные дома, народные университеты, народные театры и т.п. Само название этих учреждений, открываемых в то время интеллигенцией для народа, было весьма символичным. Все они получили эпитет - "народных".8
Со временем круг участников
культурно-просветительного движения
стал расширяться. Профессора и студенты
университетов, преподаватели училищ,
учителя и учительницы школ, священнослужители,
передовые представители
Информация о работе Социально-культурная деятельность России XIX века - начала XX века