Социально-культурная деятельность России XIX века - начала XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является изучение общественно-просветительского движения , внешкольного образования и досуга в России XIX века - начала XX века .
Задачи исследования. Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
выяснить определения «общественно-просветительское движение» и «внешкольного образование» , а так же объём этих понятий ;
изучить деятельность Народников , как основногонаправления культурно-просветительской деятельности и внешкольного образования ;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 68.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Досуг  в России XIX века - начала XX века : тенденции и специфика .

§2.1  Досуг, его этимология и характерные черты .

 

Слово «досуг» со значением  свободного или удобного времени ( по досугу – по умению , при случае ) употреблялось в Русском государстве ещё в середине 15 века .

В научной литературе по славянской этимологии , а также ряду толковых словарей слово «досуг» трактуется довольно широко и означает время , достаточное для какой-либо цели , праздное , свободное от нужных дел время , свободное от работы или занятий , досужее время по умению или при случае и даже безделье .

Досуг – свободное , незанятое время , гулянки , гулячая пора , простор от дел 14. Следовательно , уже в XIX веке слово «досуг» имело современное нам толкование . Об этом говорят и употреблявшиеся в то время пословицы , приводимые В.И. Далем : «Был бы друг , будет досуг» ; «Рабочее время , а досугу час» и другие .

Но здесь мы находим  и другое значение слова , образованное от того же корня : «Досужий , умеющий , способный к делу , ловкий , искусный , хороший мастер своего дела или мастер на все руки» .

«Досуг – свободное  от работы время . В часы досуга . На досуге ; досужий – свободный от дела , праздный . Досужее время . Появляющийся на досуге , от безделья . Досужие мысли . Досужие сплетни .»15

В современной литературе досуг не представлен как целостный  объект анализа . Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых , развлечение, удовольствие , игра, свободное время , нерабочая деятельность , свобода , рекреация и т.д.

В современной социально-культурной ситуации досуг предстаёт как  общественно осознанная необходимость . Общество кровно заинтересованно в эффективном использовании свободного времени людей – в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни .

В современной теории и  практике термин «досуг» наиболее часто  употребляется в трёх значениях  : как синоним свободного времени ( его части ) , как синоним нерабочей ( свободной ) деятельности с различными модификациями , как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент .

Досуг характеризуется как  часть времени , свободного от обычной или сверхурочной работы , а также от времени , затраченного на поездку на работу или другие действия . Они происходят за пределами деятельности , направленной на заработки : удовлетворение личных потребностей в еде , сон , забота о здоровье и внешности , а так же многочисленные , семейные , социальные , гражданские и религиозные обязанности , которые человек выполняет в своё свободное время .

В настоящее время большинство  учёных не разделяет , а наоборот , более полно идентифицирует понятия «досуг» и «свободное время» . Практически они слились . Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей , досуг предстаёт как та часть общего бюджета времени человека , которая остаётся после вычета необходимых временных затрат на работу ( учёбу ) , удовлетворение физиологических потребностей ( сон , питание и т.д. ) и реализацию неотложных домашних , семейных обязанностей .

Досуг – необходимый и  неотъемлемый элемент образа жизни  каждого человека . Поэтому досуг всегда предстаёт перед нами в контексте реализации интересов личности , связанных рекреацией , саморазвитием , самореализацией , удовольствием , оздоровлением и т.д.

Свободное время представляет собой «часть внерабочего времени (границах суток , недели , год ) , остающееся у человека (группы , общества)за вычетом разного рода непреложных , необходимых затрат 16.

Что касается рекреации , то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений : отдых и восстановление . Таким образом подразумевается , что рекреация , рекреационная деятельность осуществляется в рамках досуга , свободного времени .

Таким образом , досуг , досуговое ( или рекреационное ) время – это часть социального времени личности , группы или общества в целом , которая используется для сохранения , восстановления и развития физического и духовного здоровья человека , его интеллектуального совершенствования .

Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей . Во первых , в отличие от трудовой деятельности , которая выполняется в рабочее время и связана с жестокой организацией и обязательной регламентацией , досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности . Эту деятельность в своё свободное время человек волен выполнять или не выполнять по своему собственному усмотрению . Во вторых , если цель трудовой деятельности состоит прежде всего в производстве необходимых средств и условий жизни , то в процессе досуговой деятельности такой конечный результат не имеет для человека принципиального значения , важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения , которое он испытывает во время того или иного досугового занятия . В-третьих , обладая огромным диапазоном видов своего проявления , досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека , в других – его пассивное расслабление , в одних случаях отличается конструктивностью , ярко выраженной творческой направленностью , в других может носить деструктивный , антисоциальный , даже криминальный характер .

Для досуга как  социально-культурной категории характерно динамичное развитие процессов , одновременно охватывающих и различные социальные слои населения , и огромную сферу , называемую культурным пространством . К этим процессам относятся :

рост или стагнация  досуговой квалификации ;

непрерывное группообразование  в сфере свободного времени , которые обуславливает неизбежное размежевание , интеграцию , здоровую конкуренцию досуговых общностей .

Анализ концепций досуга и досуговой деятельности последних десятилетий позволяет судить о большой разноголосице в представлениях о досуге как объекте научного исследования . В научной литературе 60-80-х гг. самотолкование понятия «досуг» напоминает смесь самых различных и часто не поддающихся научной классификации терминов : отдых , развлечение , удовольствие , игра , свободное время , нерабочая ( непрофессиональная ) среда деятельность , свобода , рекреация и т.д. Проводившиеся дискуссии по поводу дефиниций досуга отражали и по сей день отражают поиски наиболее адекватного выражения и понятии «досуг» тех или иных исследуемых реальных процессов . Гуманизация науки в 60-70 –х гг. в целом побудила к постепенному переходу от традиционного понимания досуга как времени к пониманию досуга как деятельности . Сегодня в связи с движением нашего общества к духовному обновлению досуг помимо своих узко рекреационных и профессиональных целей служит сферой духовного возвышения человека , его нравственного и эстетического совершенствования , активного участия в культурном творчестве .17

 

 

§2.2 Виды досуга .

 

Говоря о свободном времени, следует различать два основных его типа:

1) рекреационный (отдых  и восстановление сил после  работы),

2) рационально-потребительский (с материальной и духовной точки зрения).18

          К довольно ранним и устойчиво  сложившимся относятся медико-биологические  (курортологические , оздоровительные) концепции досуга . Основу этих концепций составляет разработка механизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов , контакт с которыми , естественно , возможен лишь в нерабочее , свободное время . Целям использования досугового времени как способа оздоровления , адаптации человека к неизвестным условиям природы и социальной среды , снятие стрессов служит расширению сети исторически сложившихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров и зон как в России , так и за рубежом . К ним относятся , например , побережья теплых морей – Черного и Азовского , Прибалтика ( Юрмала , Паланга , Пярну ) , Карпаты , Кавказские Минеральные Воды . В последние десятилетия была предпринята попытка освоения новых курортных центров : Иссык-Кульского и Киргизии , побережье Каспийского моря в Азербайджане, горных районов Северного Кавказа , Средней Азии , Сибири . К широко известным в мире традиционным средиземноморским курортам на юге Франции ( Ницца , Канны и др. ) в настоящее время прибавилось Балеарские и Канарские острова в Атлантике , Мальта и Сардиния на Средиземном море , прибрежные территории Италии , Испании , Греции и других стран .

К особенностям лечебно-профилактических центров относятся то , что в отличие от больниц и поликлиник лечение в них осуществляется в благоприятных природных и климатических условиях , используются лечебные грязи и минеральные воды , купания и ходьба на свежем воздухе , соблюдается санитарный режим , проводится гигиеническая и лечебная гимнастика , а также то , что эти центры носят многопрофильный характер либо специализируются на лечении определённых болезней ; одни из них функционируют в течении всего года , хотя численность отдыхающих связана с сезоном , деятельность других зависит от сезонных условий . Лечебно-профилактическое обслуживание , как правило , высчитано на отпускной период , реже – на конец рабочей недели и конец рабочего дня (профилактории).

Отдельную группу составляют культурологические и социально-культурные концепции досуга . Во главу угла они ставят содержательное исполнение свободного времени . Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования , воспитания личности и социальной культуры , личностных и гражданских качеств , расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями , наследием каждого народа .

Основную ставку эти концепции  досуга делают на многофункциональное  использование культурного комплекса  как средства рекреации и отдыха людей . Культурный комплекс в данном случае представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной культуры . Так , например , в обобщенное понятие культурного комплекса в целом России , его столицы Москвы , одной из московских улиц- Арбата или типичного российского малого города Суздаля включается огромное число элементов . Это их история , памятники архитектуры и архитектурные ансамбли , музеи , где хранятся произведения изобразительного искусства , скульптуры и продукция прикладных ремёсел ,-

все культурные ценности , несущие в себе определённые стиль и вкусы людей , и сами люди с их обычаями , традициями , костюмами , языком , особенностями хозяйственной деятельности и быта . Кроме социокультурной среды в культурный комплекс входят и природа . Музеи и усадьбы не воспринимаются вне окружающего их ландшафта , полей и лугов , лесов , парков , естественных и искусственных водохранилищ .19

 

§2.3 Классовость ,  как особенность досуга и его специфические черты в разных социальных слоях населения   в России XIX века - начала XX века.

 

В процессе социологических  исследований установлено , что на содержание формы культурной деятельности в сфере досуга существенное влияние оказывает принадлежность человека к определённой социальной группе , его культурная ориентация , условия и образ жизни , предшествующий опыт досуговой деятельности , информация о возможности удовлетворения досуговых потребностей20 . Так классовая стратификация досуга была главным признаком досуга в России XIX века - начала XX века.

Досуг в крестьянской среде. В XIX веке возникает новый по содержанию и форме  жанр  устного народного творчества. Новизна содержания частушек -  отражение  в  них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX веков.

    Слово «частушка» - первоначально одно  из  названий  коротких, «частых» (в отличие от «протяжных», «долгих») песен . Частушки  -  главный жанр  крестьянской лирической поэзии в последнее столетие . Мир и взаимоотношения людей в них  изображаются  с точки  зрения  деревенского  человека.  Они  исходят  от   крестьянина (преимущественно в образе девушки или парня), к нему же обращены.

     

 

    Новизна частушек  все же такова , что не позволяет противопоставлять их старинным песням , говорить о разрыве с ними . Частушки возникают на глубокой основе русских песенных традиций развивают и обогащают их, вбирая в себя возможности и качества  жанров и видов русской крестьянской песни.

    Короткие припевки  издавна были известны на Руси. Они  исполнялись на  свадьбах,  при  различного  вида  играх  и  хороводах   во   время календарных праздников (святки,  масленица,  красная  горка,  семик  и др.), имели обрядовый, "утилитарный" характер, т.е.  это  были  песни- заклинания, просьбы, призывы, побуждающие участников обряда или игры к какому-либо действию. У частушек, в отличие  от  их  предшественников, нет этого качества "утилитарности":  они  -  "чистая"  лирика,  поются обычно  одна  за   другой   без   особого   выбора,   не   обязательно сопровождаются действиями (плясками).

    К началу XX века  хороводы у сельских жителей  практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались.

Досуг дворянства.    В конце XIX-XX веков получили  распространение аристократические клубы и кружки по  интересам  различных  направлений: художественные , литературные , музыкальные , любителей балета и др., которые  объединяли узкий круг людей из высших слоев дворянского сословия. Со второй половины XIX века в либерально  настроенных  дворянских кругах  стало  возрастать число   людей,   посвящавших свой   досуг общественной работе, направленной на развитие  народного образования. Их силами создавались бесплатные школы  для  бедных ,  организовывались народные чтения в парках и садах.

   Досуг мещанства . Последние десятилетия XIX-XX веков были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали  воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и  кружки, в  конце  XIX  века  появились  первые  народные   университеты.   Эти образовательные  учреждения  посещались  малоимущими  и  не   имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и  заводов,  которые  в этот период представляли собой уже достаточно  крупный  слой  в  среде городского населения. В начале XX века  в  целях  своего собственного просвещения  рабочие  стали  создавать   самодеятельные   организации: "общества самообразования рабочих". На рубеже XIX-XX  веков в России появились первые  Народные  дома,  ставящие  своей  целью  организацию разумных развлечений для народа. В связи с нарастанием революционного движения в  начале  XX  века общественные  формы  просвещения   все   чаще   стали   использоваться представителями различных политических движений для  пропаганды  своих идей. Под прикрытием различных занятий в кружках, в вечерне-воскресных школах проводились беседы на политические темы или чтение политической литературы.

Информация о работе Социально-культурная деятельность России XIX века - начала XX века