Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:07, курсовая работа
Целью этой работы является изучение общественно-просветительского движения , внешкольного образования и досуга в России XIX века - начала XX века .
Задачи исследования. Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих задач:
выяснить определения «общественно-просветительское движение» и «внешкольного образование» , а так же объём этих понятий ;
изучить деятельность Народников , как основногонаправления культурно-просветительской деятельности и внешкольного образования ;
Глава 2. Досуг в России XIX века - начала XX века : тенденции и специфика .
§2.1 Досуг, его этимология и характерные черты .
Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени ( по досугу – по умению , при случае ) употреблялось в Русском государстве ещё в середине 15 века .
В научной литературе по славянской этимологии , а также ряду толковых словарей слово «досуг» трактуется довольно широко и означает время , достаточное для какой-либо цели , праздное , свободное от нужных дел время , свободное от работы или занятий , досужее время по умению или при случае и даже безделье .
Досуг – свободное , незанятое время , гулянки , гулячая пора , простор от дел 14. Следовательно , уже в XIX веке слово «досуг» имело современное нам толкование . Об этом говорят и употреблявшиеся в то время пословицы , приводимые В.И. Далем : «Был бы друг , будет досуг» ; «Рабочее время , а досугу час» и другие .
Но здесь мы находим и другое значение слова , образованное от того же корня : «Досужий , умеющий , способный к делу , ловкий , искусный , хороший мастер своего дела или мастер на все руки» .
«Досуг – свободное от работы время . В часы досуга . На досуге ; досужий – свободный от дела , праздный . Досужее время . Появляющийся на досуге , от безделья . Досужие мысли . Досужие сплетни .»15
В современной литературе досуг не представлен как целостный объект анализа . Само понятие «досуг» часто толкуется и понимается как отдых , развлечение, удовольствие , игра, свободное время , нерабочая деятельность , свобода , рекреация и т.д.
В современной социально-
В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трёх значениях : как синоним свободного времени ( его части ) , как синоним нерабочей ( свободной ) деятельности с различными модификациями , как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент .
Досуг характеризуется как часть времени , свободного от обычной или сверхурочной работы , а также от времени , затраченного на поездку на работу или другие действия . Они происходят за пределами деятельности , направленной на заработки : удовлетворение личных потребностей в еде , сон , забота о здоровье и внешности , а так же многочисленные , семейные , социальные , гражданские и религиозные обязанности , которые человек выполняет в своё свободное время .
В настоящее время большинство учёных не разделяет , а наоборот , более полно идентифицирует понятия «досуг» и «свободное время» . Практически они слились . Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей , досуг предстаёт как та часть общего бюджета времени человека , которая остаётся после вычета необходимых временных затрат на работу ( учёбу ) , удовлетворение физиологических потребностей ( сон , питание и т.д. ) и реализацию неотложных домашних , семейных обязанностей .
Досуг – необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека . Поэтому досуг всегда предстаёт перед нами в контексте реализации интересов личности , связанных рекреацией , саморазвитием , самореализацией , удовольствием , оздоровлением и т.д.
Свободное время представляет собой «часть внерабочего времени (границах суток , недели , год ) , остающееся у человека (группы , общества)за вычетом разного рода непреложных , необходимых затрат 16.
Что касается рекреации , то этот термин представляет собой совокупность следующих этимологических значений : отдых и восстановление . Таким образом подразумевается , что рекреация , рекреационная деятельность осуществляется в рамках досуга , свободного времени .
Таким образом , досуг , досуговое ( или рекреационное ) время – это часть социального времени личности , группы или общества в целом , которая используется для сохранения , восстановления и развития физического и духовного здоровья человека , его интеллектуального совершенствования .
Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей . Во первых , в отличие от трудовой деятельности , которая выполняется в рабочее время и связана с жестокой организацией и обязательной регламентацией , досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности . Эту деятельность в своё свободное время человек волен выполнять или не выполнять по своему собственному усмотрению . Во вторых , если цель трудовой деятельности состоит прежде всего в производстве необходимых средств и условий жизни , то в процессе досуговой деятельности такой конечный результат не имеет для человека принципиального значения , важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения , которое он испытывает во время того или иного досугового занятия . В-третьих , обладая огромным диапазоном видов своего проявления , досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека , в других – его пассивное расслабление , в одних случаях отличается конструктивностью , ярко выраженной творческой направленностью , в других может носить деструктивный , антисоциальный , даже криминальный характер .
Для досуга как социально-культурной категории характерно динамичное развитие процессов , одновременно охватывающих и различные социальные слои населения , и огромную сферу , называемую культурным пространством . К этим процессам относятся :
рост или стагнация досуговой квалификации ;
непрерывное группообразование в сфере свободного времени , которые обуславливает неизбежное размежевание , интеграцию , здоровую конкуренцию досуговых общностей .
Анализ концепций досуга и досуговой деятельности последних десятилетий позволяет судить о большой разноголосице в представлениях о досуге как объекте научного исследования . В научной литературе 60-80-х гг. самотолкование понятия «досуг» напоминает смесь самых различных и часто не поддающихся научной классификации терминов : отдых , развлечение , удовольствие , игра , свободное время , нерабочая ( непрофессиональная ) среда деятельность , свобода , рекреация и т.д. Проводившиеся дискуссии по поводу дефиниций досуга отражали и по сей день отражают поиски наиболее адекватного выражения и понятии «досуг» тех или иных исследуемых реальных процессов . Гуманизация науки в 60-70 –х гг. в целом побудила к постепенному переходу от традиционного понимания досуга как времени к пониманию досуга как деятельности . Сегодня в связи с движением нашего общества к духовному обновлению досуг помимо своих узко рекреационных и профессиональных целей служит сферой духовного возвышения человека , его нравственного и эстетического совершенствования , активного участия в культурном творчестве .17
§2.2 Виды досуга .
Говоря о свободном времени, следует различать два основных его типа:
1) рекреационный (отдых и восстановление сил после работы),
2) рационально-потребительский (с материальной и духовной точки зрения).18
К довольно ранним и устойчиво
сложившимся относятся медико-
К особенностям лечебно-профилактических центров относятся то , что в отличие от больниц и поликлиник лечение в них осуществляется в благоприятных природных и климатических условиях , используются лечебные грязи и минеральные воды , купания и ходьба на свежем воздухе , соблюдается санитарный режим , проводится гигиеническая и лечебная гимнастика , а также то , что эти центры носят многопрофильный характер либо специализируются на лечении определённых болезней ; одни из них функционируют в течении всего года , хотя численность отдыхающих связана с сезоном , деятельность других зависит от сезонных условий . Лечебно-профилактическое обслуживание , как правило , высчитано на отпускной период , реже – на конец рабочей недели и конец рабочего дня (профилактории).
Отдельную группу составляют культурологические и социально-культурные концепции досуга . Во главу угла они ставят содержательное исполнение свободного времени . Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования , воспитания личности и социальной культуры , личностных и гражданских качеств , расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями , наследием каждого народа .
Основную ставку эти концепции
досуга делают на многофункциональное
использование культурного
все культурные ценности , несущие в себе определённые стиль и вкусы людей , и сами люди с их обычаями , традициями , костюмами , языком , особенностями хозяйственной деятельности и быта . Кроме социокультурной среды в культурный комплекс входят и природа . Музеи и усадьбы не воспринимаются вне окружающего их ландшафта , полей и лугов , лесов , парков , естественных и искусственных водохранилищ .19
§2.3 Классовость , как особенность досуга и его специфические черты в разных социальных слоях населения в России XIX века - начала XX века.
В процессе социологических исследований установлено , что на содержание формы культурной деятельности в сфере досуга существенное влияние оказывает принадлежность человека к определённой социальной группе , его культурная ориентация , условия и образ жизни , предшествующий опыт досуговой деятельности , информация о возможности удовлетворения досуговых потребностей20 . Так классовая стратификация досуга была главным признаком досуга в России XIX века - начала XX века.
Досуг в крестьянской среде. В XIX веке возникает новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX веков.
Слово «частушка» - первоначально одно из названий коротких, «частых» (в отличие от «протяжных», «долгих») песен . Частушки - главный жанр крестьянской лирической поэзии в последнее столетие . Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека. Они исходят от крестьянина (преимущественно в образе девушки или парня), к нему же обращены.
Новизна частушек все же такова , что не позволяет противопоставлять их старинным песням , говорить о разрыве с ними . Частушки возникают на глубокой основе русских песенных традиций развивают и обогащают их, вбирая в себя возможности и качества жанров и видов русской крестьянской песни.
Короткие припевки издавна были известны на Руси. Они исполнялись на свадьбах, при различного вида играх и хороводах во время календарных праздников (святки, масленица, красная горка, семик и др.), имели обрядовый, "утилитарный" характер, т.е. это были песни- заклинания, просьбы, призывы, побуждающие участников обряда или игры к какому-либо действию. У частушек, в отличие от их предшественников, нет этого качества "утилитарности": они - "чистая" лирика, поются обычно одна за другой без особого выбора, не обязательно сопровождаются действиями (плясками).
К началу XX века хороводы у сельских жителей практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались.
Досуг дворянства. В конце XIX-XX веков получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные , литературные , музыкальные , любителей балета и др., которые объединяли узкий круг людей из высших слоев дворянского сословия. Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных , организовывались народные чтения в парках и садах.
Досуг мещанства . Последние десятилетия XIX-XX веков были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения. В начале XX века в целях своего собственного просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации: "общества самообразования рабочих". На рубеже XIX-XX веков в России появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию разумных развлечений для народа. В связи с нарастанием революционного движения в начале XX века общественные формы просвещения все чаще стали использоваться представителями различных политических движений для пропаганды своих идей. Под прикрытием различных занятий в кружках, в вечерне-воскресных школах проводились беседы на политические темы или чтение политической литературы.
Информация о работе Социально-культурная деятельность России XIX века - начала XX века