Социальные институты культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:53, реферат

Описание работы

Целью данной работы является подробное описание социальных институтов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ видов социальных институтов.
2. Рассмотреть феноменологию социальных институтов.
3. Проанализировать функции и особенности социальных институтов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………….…3
1 Социальные институты культуры…………………………………………..…4
1.1 Понятие «социальный институт»……………………………………………4
1.2 Виды социальных институтов…………………………………………….....7
1.3 Общие признаки социальных институтов…………………………………11
1.4 Функции и дисфункции социальных институтов…………………………14
1.5 Динамика социальных институтов………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………....22
Список использованных источников…………………………………………..24

Файлы: 1 файл

социальные институты.docx

— 42.61 Кб (Скачать файл)

 

Например, институт семьи  включает в себя: - совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); - общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства); - переплетение ролей и статусов (статусы и  роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью  которых осуществляется семейная жизнь.

К неосновным политическим институтам относятся, например, институты  судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается  бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции  социальных связей некоторое время  еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается. 

Социальные институты  различаются по функционально-целевому назначению, предмету регуляции, строению и способу воздействия (официальные  и неофициальные, формальные и неформальные институты). Любой социальный институт предполагает наличие устойчивых признаков  объектов социальной регуляции, которые  определяются объективным положением индивида в системе общественных отношений, и фиксируется в социальном статусе. Социальный статус проявляется  в динамической форме, его поведенческим  воплощением служит социальная роль - взаимообусловленность людей в  рамках конкретного социального  института формализована, благодаря  наличию норм. 

 

 

 

1.3 Общие признаки социальных институтов

 

К числу основных признаков  социальных институтов относятся: 

Символы – образы, представления  об институте, отражающие в концентрированном  виде его специфические черты (напр. кольца, обручение-институт семьи; флаг, гимн, герб-институт политики; крест, алтарь, библия-институт религии т.п.);

Основные роли – образы поведения (отец, мать, ребенок- институт семьи; учитель, ученик-институт образования и т.п.);

Физические черты –  материальные воплощения социального  института (здания, вещи, предметы);

Кодексы поведения – способ ролей и осуществление социального  контроля (семейные запреты; правила  учащихся; контракты; вера; и т.п.).

Эти признаки не являются строго нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических  материалов о различных институтах современного общества. У одних из них (прежде всего формальных, таких как армия, суд и др.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других, неформальных либо только возникающих, - менее отчетливо.

К числу общих признаков  социального института можно отнести:

- выделение определенного  круга субъектов, вступающих в  процессе деятельности в отношения,  приобретающие устойчивый характер;

- определенную (более или  менее формализованную) организацию;

- наличие специфических  норм и предписаний, регулирующих  поведение людей в рамках социального института;

- наличие социально значимых  функций института, интегрирующих  его в социальную систему и  обеспечивающих его участие в  процессе интеграции последней. 

Но в целом они являются удобным инструментом для анализа  процессов институциолизации социальных образований.

Символы - образы, представления  об институте, отражающие его специфические  черты в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления  социального контроля. 

Некоторые институты в  обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью  не развился или находится в упадке.

Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного  развития.

Институциональные связи, как  и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную  систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).

С внешней стороны (формальной) социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С внутренней (содержательной) стороны – это определенный набор норм, ценностей, целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне представляет собой совокупность лиц (судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы и пр.), учреждений (суды, прокуратуры, исправительные учреждения и т.д.), а также используемых ими материальных средств (здания, оборудование, финансы и пр.). С содержательной стороны социальный институт юстиции представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих выполнение данной социальной функции. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Функции и дисфункции социальных институтов

 

Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)

Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

Социологический подход фиксирует  особое внимание на социальных функциях института и его нормативной  структуре. В частности, реализация институтом социально значимых функций  обеспечивается наличием в рамках социального института целостной системы стандартизированных образцов поведения, т.е. ценностно-нормативной структуры.

К числу основных функций, которые социальные институты выполняют  в обществе, относятся:

- регулирование деятельности  членов общества в рамках социальных  отношений;

- создание возможностей  для удовлетворения потребностей членов общества;

- обеспечение социальной  интеграции, устойчивости общественной  жизни;

- социализация индивидов.

Социальные институты  отличаются друг от друга своими функциональными  качествами. Наряду с основными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), отправление ритуалов (религия) и др.

Общество устроено так, что  ряд институтов выполняют несколько  функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции  могут специализироваться сразу  несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет  не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство  людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.

На заре своего возникновения  государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.

Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих  вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала  заниматься также образованием, экономической  деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные  школы, гимназии и др.), попечительством.

Нарушение нормативного взаимодействия института с социальной средой называется дисфункцией социального института. Дисфункция социального института - падение его престижа и авторитета в обществе в результате неэффективного его функционирования, плохого удовлетворения социальных потребностей. 

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены,

всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз,

не заявляются.

С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности  целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального  престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений  дисфункции социального института  является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к  жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения  существующих норм и правил. В своих  крайних формах активность подобного  рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых  экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в  спекуляцию, взяточничество, кражи  и т.п. Исправление дисфункции может  быть достигнуто изменением самого социального  института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Изменения социальных институтов могут быть вызваны внутренними  и внешними причинами. Первые связаны  с неэффективностью существующих институтов, с возможным противоречием между  существующими институтами и  социальными мотивациями; вторые –  со сменой культурной ориентации в  развитии общества (в обществах переходного  типа, переживающих системный кризис, когда происходит изменение общественных потребностей).

Проблему для современного общества составляет противоречие между  институциональными комплексами государства, одни из которых стремятся к профессионализации своей деятельности, что неизбежно  влечет определённую их закрытость, недоступность  для окружающих, а другие должны действовать как прямой канал  выражения интересов самых разнообразных  групп общества.

Условия успешного функционирования социальных институтов:

- четкое определение цели  и круга выполняемых действий;

- рациональное разделение  труда и его рациональная организация;

-деперсонализация действий;

- конфликтное включение  в глобальную систему институтов.

Взаимосвязанная система  институтов обеспечивает удовлетворение потребностей членов общества, регулирует их поведение и развитие общества в целом.

Социальные институты  выполняют в обществе функции  социального управления и социального  контроля как одного из элементов  управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных  условий, нарушение которых наносит  ущерб социальной системе. Основными  объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов  обусловлено их потребностями. Эти  потребности могут быть удовлетворены  различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности. 

В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы  в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение  определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское  обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную  свободу творчества, поиска новых  художественных форм; ученые и специалисты  обязываются исследовать новые  проблемы и осуществлять поиск новых  технических решений и т. д. 

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными  средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. Это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.). 

Информация о работе Социальные институты культуры