Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:53, реферат
Целью данной работы является подробное описание социальных институтов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ видов социальных институтов.
2. Рассмотреть феноменологию социальных институтов.
3. Проанализировать функции и особенности социальных институтов.
Введение…………………………………………………………..…………….…3
1 Социальные институты культуры…………………………………………..…4
1.1 Понятие «социальный институт»……………………………………………4
1.2 Виды социальных институтов…………………………………………….....7
1.3 Общие признаки социальных институтов…………………………………11
1.4 Функции и дисфункции социальных институтов…………………………14
1.5 Динамика социальных институтов………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………....22
Список использованных источников…………………………………………..24
Например, институт семьи включает в себя: - совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); - общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства); - переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.
К неосновным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д.
Любой социальный институт
возникает и функционирует, выполняя
ту или иную социальную потребность.
Если такая потребность становится
незначительной или совсем исчезает,
то существование института
Социальные институты различаются по функционально-целевому назначению, предмету регуляции, строению и способу воздействия (официальные и неофициальные, формальные и неформальные институты). Любой социальный институт предполагает наличие устойчивых признаков объектов социальной регуляции, которые определяются объективным положением индивида в системе общественных отношений, и фиксируется в социальном статусе. Социальный статус проявляется в динамической форме, его поведенческим воплощением служит социальная роль - взаимообусловленность людей в рамках конкретного социального института формализована, благодаря наличию норм.
1.3 Общие признаки социальных институтов
К числу основных признаков социальных институтов относятся:
Символы – образы, представления об институте, отражающие в концентрированном виде его специфические черты (напр. кольца, обручение-институт семьи; флаг, гимн, герб-институт политики; крест, алтарь, библия-институт религии т.п.);
Основные роли – образы поведения (отец, мать, ребенок- институт семьи; учитель, ученик-институт образования и т.п.);
Физические черты – материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы);
Кодексы поведения – способ
ролей и осуществление
Эти признаки не являются строго нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них (прежде всего формальных, таких как армия, суд и др.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других, неформальных либо только возникающих, - менее отчетливо.
К числу общих признаков социального института можно отнести:
- выделение определенного
круга субъектов, вступающих в
процессе деятельности в
- определенную (более или менее формализованную) организацию;
- наличие специфических
норм и предписаний,
- наличие социально значимых
функций института,
Но в целом они являются удобным инструментом для анализа процессов институциолизации социальных образований.
Символы - образы, представления
об институте, отражающие его специфические
черты в концентрированном
Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.
Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.
Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).
С внешней стороны (формальной)
1.4 Функции и дисфункции социальных институтов
Функция (от лат.- исполнение, осуществление) – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)
Функция социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.
Социологический подход фиксирует особое внимание на социальных функциях института и его нормативной структуре. В частности, реализация институтом социально значимых функций обеспечивается наличием в рамках социального института целостной системы стандартизированных образцов поведения, т.е. ценностно-нормативной структуры.
К числу основных функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:
- регулирование деятельности
членов общества в рамках
- создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;
- обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;
- социализация индивидов.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами. Наряду с основными существуют специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим, например, наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), отправление ритуалов (религия) и др.
Общество устроено так, что
ряд институтов выполняют несколько
функций одновременно и в то же
время на выполнение одной функции
могут специализироваться сразу
несколько институтов. К примеру,
функцию воспитания или социализации
детей выполняют такие
На заре своего возникновения государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.
Церковь создавалась ради
решения важных мировоззренческих
вопросов и установления высших нравственных
нормативов. Но со временем она стала
заниматься также образованием, экономической
деятельностью (монастырское хозяйство),
сохранением и передачей
Нарушение нормативного взаимодействия института с социальной средой называется дисфункцией социального института. Дисфункция социального института - падение его престижа и авторитета в обществе в результате неэффективного его функционирования, плохого удовлетворения социальных потребностей.
Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены,
всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз,
не заявляются.
С содержательной точки зрения,
дисфункция выражается в неясности
целей деятельности института, неопределенности
функций, в падении его социального
престижа и авторитета, вырождении
его отдельных функций в «
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворенная общественная
потребность может вызвать к
жизни стихийное появление
Изменения социальных институтов
могут быть вызваны внутренними
и внешними причинами. Первые связаны
с неэффективностью существующих институтов,
с возможным противоречием
Проблему для современного
общества составляет противоречие между
институциональными комплексами государства,
одни из которых стремятся к
Условия успешного функционирования социальных институтов:
- четкое определение цели и круга выполняемых действий;
- рациональное разделение
труда и его рациональная
-деперсонализация действий;
- конфликтное включение
в глобальную систему
Взаимосвязанная система институтов обеспечивает удовлетворение потребностей членов общества, регулирует их поведение и развитие общества в целом.
Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.
В каждом обществе существуют
институты, осуществляющие гарантии свободы
в определенных видах деятельности
- свободу творчества и нововведений,
свободу слова, права на получение
определенной формы и величины дохода,
на жилье и бесплатное медицинское
обслуживание и т. д. Например, литераторы
и артисты имеют
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. Это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).