Социокультурные различия Запада и Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является определение культурологического смысла понятий «Восток» и «Запад», а также проведение сравнительного анализа культур Запада и Востока.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- определить типологические характеристики, особенности культур Запада и Востока;
- изучить причины возникновения концепции «Восток-Запад» и провести сравнительный анализа культур Запада и Востока;
- рассмотреть место культуры России в изучаемой концепции.

Содержание работы

Введение
1. Оценка учёных и философов Востока и Запада
1.1 Восток
1.2 Запад
2. Противоречия Восточной и Западной цивилизации
2.1 Понятие природы у европейца и человека Востока
2.2 Традиции Востока и Запада
2.3 Религия
2.4 Восточное и Западное понимание свободы
3. «Восток как «Запад», или зрелость восточной традиции и современности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Сама контра.docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  – 

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

Факультет Дистанционного обучения

Реферат

по дисциплине «Культурология»

на тему: «Социокультурные различия Запада и Востока»

 

Вариант № 10

 

Работу выполнил(а) студент(ка)

Сальникова Ю.А.

группа 1-1э/с

г. Орел

Замечания по работе

 

 

 

Работу проверил(а)


 

 

 

Отметка о зачете                                  дата «____» _________20   г.

Подпись преподавателя  ________________

 

 

 

г. Орел, 2013г.

 

Оглавление:

 

Введение

1. Оценка  учёных и философов Востока  и Запада

    1.1 Восток

    1.2 Запад

2. Противоречия  Восточной и Западной цивилизации

    2.1 Понятие природы у европейца и человека Востока

    2.2 Традиции Востока и Запада

    2.3 Религия

    2.4 Восточное и Западное понимание свободы

3. «Восток как «Запад», или зрелость восточной традиции и современности

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В  рамках изучения типов культур  наиболее популярной явлется концепция «Запад-Восток». Популярность данной концепции долгое время объяснялась ее универсальностью, объективными основаниями ее создания. Однако уже не одно десятилетия существуют вопросы, ставящие под сомнение справедливость и универсальность. Одним из таких вопросов является место российской культуры в системе Восток-Запад. В связи с этим актуальность темы работы становиться очевидным фактом.

Разделение  культур на западные и восточные  подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно - экономических и политических структур

Восток  и Запад такое разделение, конечно, условно для культурологии. Это одни из главных культурных и духовных центров в мире. Многие так и разделяют культуру на Восточную и Западную. Последователей каждого из направлений достаточное количество, трудно сказать, что больше предпочитает человечество "Восточную" или "Западную" модели культуры. На Востоке и Западе свои тенденции развития, отличия, направления и есть даже сходства, хотя они и противостоят друг другу. В наше время стремительного роста модернизации и даже постмодернизации трудно сказать европеизируется ли Восток, а Запад наоборот, интересуется им, или они различны, и не понять им друг друга.

Под Востоком понимается культура таких стран, как  Япония, Китай, Индия, некоторые арабские страны, а под Западной цивилизацией страны Западной Европы, а сейчас на первом месте выступает Америка, по моему мнению.

Культуры  Запада и Востока во многом различны и даже противоположны, и можно  выделить присущие им черты.

Конечно, восточная цивилизация была и  остаётся более устойчивой, предстаёт  как сплошная линия. Восточная культура очень гибкая, в ней основы цивилизации  оставались и остаются незыблемыми.

Западная  культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ  жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. На Западе цивилизация  двигалась вперёд как бы рывками, которые несли с собой крушение старой системы ценностей, политических и экономических структур. Новые  веяния разрушали некоторые устои  цивилизации.

Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить  хрупкую гармонию мира человек, культуры востока предпочитает не вмешиваться  в развитие мира, а стоять на стороне  пассивного созерцателя течения  жизни и бытия. Восток - это некое  воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование  плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире).

Западный  человек, в отличие от человека Востока  имеет другой менталитет, другие взгляды  на жизнь, природу, бытность и т.д. Действительно  ли Восток и Запад так сильно противостоят друг другу, или они ассимилируют между собой.

Для того чтобы сравнить культуры запада и  востока нужно учесть отличия  по многим аспектам, то есть различия в  искусстве, науке, религии, моральных  устоях, политических устройствах, и  составляющих этого.

 Целью  работы является определение  культурологического смысла понятий  «Восток» и «Запад», а также  проведение сравнительного анализа  культур Запада и Востока. 

 Задачи  исследования заключаются в следующем: 

- определить  типологические характеристики, особенности культур Запада и Востока;

- изучить  причины возникновения концепции  «Восток-Запад» и провести сравнительный  анализа культур Запада и Востока; 

- рассмотреть  место культуры России в изучаемой  концепции. 

 Методами  исследования обозначенных выше  вопросов является сбор, изучение  и анализ информации по обозначенным  выше вопросам. В качестве источников  информации целесообразно использовать  учебную литературу и публикации  в специализированных периодических  изданиях.

 Степень  изученности проблемы исследования  можно охарактеризовать как высокую  благодаря большому интересу  к ней со стороны исследователей.

 Структура  работы отвечает требованиям  последовательного решения поставленных  задач. В первой части работы  целесообразно определить типологические характеристики культур Запада и Востока. Вторая часть работы будет посвящена сравнительному анализу культур Запада и Востока и определению места культуры России в изучаемой концепции.

 

1. Оценка учёных и философов  Востока и Запада

Приведем  основные сравнительные характеристики, в которых можно найти общее  и различное в культурах Востока  и Запада.

Запад есть запад, восток

есть  восток, не встретиться

им никогда. Лишь у подножья

Престола  Божья в день

страшного суда.

Эти строки, принадлежащие великому английскому  писателю Редьярду Киплингу, и по сей день, привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к традициям востока (философии, искусствам, медицине).

Под восточной  цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время  на Западе успели одна за другой смениться  несколько цивилизаций.

1.1 Восток

В центре внимания учёных востоковедов находились история и культура восточного народа, Китай, Индия, и арабо-мусульманский  мир. В ХIХ в. были открыты следы древних цивилизаций Ближнего Востока, в ХХ в. - древнейшая цивилизация в Южной Индии. В общих трудах, созданных классиками востоковедения Г. Масперо, Эд. Мейером, Б.А. Тураевым, главное внимание уделялось описанию и характеристике культурной религиозной и политической истории древних цивилизаций. Широкое распространение получила концепция феодального характера древневосточных обществ. В трудах советских историков (В.В. Струве, В.И. Авдиев, Б.Б. Пиотровский, М.А. Коростовцев, И.М. Дьяконов) была разработана концепция рабовладельческого общества.

В философско-историческом осмыслении (Гегель, Соловьёв) Восток представлялся  в качестве первой исторической ступени  всемирного развития человечества ("деспотия", "свобода одного" как первый шаг к свободе у Гегеля, символ "бесчеловечного Бога" у Соловьёва). В теориях замкнутых культур  и локальных цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби) линейная историческая схема была отброшена и казавшийся (на европейском фоне) более или  менее единым Восток предстал своего рода "россыпью" самобытных культурно  исторических образований. В современных типологических схемах, восходящих к Веберу, китайская, индийская и ближневосточная цивилизации были осознанны в качестве основных и самостоятельных форм культуры и общества - наряду с европейской, создавшей в экономике, социальной и политической сферах, в области духовной культуры такое своеобразие, которое выводит Запад за рамки общецивилизованной "нормы" присутствующей при всех модификациях в обществах и культурах Востока.

Это привело  к существенному переосмыслению самой парадигме "Восток-Запад". Место представления об их взаимной диалектической связи (как единства противоположностей) заняло теперь представление  о традиционности (нормальности) цивилизаций  востока и отклонений от традиции европейского (западного) способа цивилизационно-исторического существования.

Согласно  этой точке зрения, именно "Восток" в широком смысле слова, стал колыбелью  мировой цивилизации и человеческой культуры. Для всех его локальных  социокультурных образований было характерно стремление к сохранению "веками выработанной жёсткой нормы" устойчивого социального порядка и сложившихся религиозных и моральных стандартов поведения. Сущность этих социальных систем по Васильеву, определяется азиатским способом производства, характерным для всех неевропейских докапиталистических обществ (первичность - основанного на власти - собственности государственного сектора и вторичность сектора частнособственного), и сводится к консервативной стабильности. С другой стороны, по Генону, восточные цивилизации существенно не противоречат друг другу в силу следования изначальному "высшему принципу" (хотя уже от части и утраченному и открыто не выступающему в мировоззрениях, рассчитанных на массовое поведение). Однако при обоих объяснениях оказывается понятным то обстоятельство, что в современном мире мы видим, с одной стороны, цивилизации оставшиеся стоять на традиционных позициях, таковы цивилизации Востока, с другой стороны - антитрадиционную цивилизацию или цивилизацию современного Запада.

1.2 Запад

Если  Восток представлен в культуре целым  рядом локальных цивилизаций  или, по крайней мере, тремя основными  потоками цивилизационно-исторического существования (Ближний Восток, Китай, Индия), то соотносимая с ним европейская (западная) культурно-историческая традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха и на основе критомикенской культуры. Эта последовательность исторических эпох такова:

классическая  эллинская культура;

эллинистически-римская  ступень;

романо-германская культура христианского средневековья;

новоевропейская культура.

Три последние  ступени можно рассматривать (на фоне антично-греческой классики) и как своеобразные вариативные формы вестернизации традиционной культуры римлян и германцев, а затем - и всей романо-германской Европы. У Гегеля и Тойнби две первые и две вторые эпохи объединены в самостоятельные цивилизационно-исторические формообразования (античный и западный миры). Для Маркса европейские античность и средневековье, хотя и образуют параллель обществам Востока, базирующимся на азиатском способе производства, все же составляют вместе с ними единую докапиталистическую ступень исторического развития, за которой следует резко противостоящая ей универсально-капиталистическая эпоха нового времени.

Так или  иначе, но у истоков и в самих  основаниях всех обществ и культур  европейской (западной) цивилизационной традиции находится нечто невообразимое с нормальной (традиционной или восточной) точки зрения: хозяйство, общество, государство, культура, целиком лежащие на плечах одного единственного, самостоятельно, на свой страх и риск осуществляющего свои "труды и дни", свою деятельность и общение человека. Человека-общества, человека-государства, человека-мировоззрения, действительно целостной личности, свободной и самостоятельной в мыслях, словах и поступках, Одиссея (как говорит М.К. Петров). И, может быть, совсем не случайно начинают и завершают пути, пройденные европейской духовной культурой, "Одиссея" Гомера и "Улисс" Джеймса Джойса: вместе с Одиссеями в европейскую культуру вошли и укрепились в ней рынок и демократия, гражданское общество и свободное личностное мировоззрение.

Важнейшими  изобретениями европейской культуры на языково-знаковом уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой сфере являются философия в указанном выше значении этого понятия и наука как специфическая форма познавательной деятельности, характерная для последней эпохи существования западной культурной традиции. Грань между "софийной" и "сциентизированной" формами культуры вообще (а также в отношении специфики соответствующих мировоззренческих форм) столь значительна, что очень часто выделяют лишь два крупных периода в движении европейской культуры, взятой в ее относительной самостоятельности от социально-экономической и национально-этнической областей проявления цивилизационно-исторической жизни. А именно:

Информация о работе Социокультурные различия Запада и Востока