Социокультурные различия Запада и Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является определение культурологического смысла понятий «Восток» и «Запад», а также проведение сравнительного анализа культур Запада и Востока.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- определить типологические характеристики, особенности культур Запада и Востока;
- изучить причины возникновения концепции «Восток-Запад» и провести сравнительный анализа культур Запада и Востока;
- рассмотреть место культуры России в изучаемой концепции.

Содержание работы

Введение
1. Оценка учёных и философов Востока и Запада
1.1 Восток
1.2 Запад
2. Противоречия Восточной и Западной цивилизации
2.1 Понятие природы у европейца и человека Востока
2.2 Традиции Востока и Запада
2.3 Религия
2.4 Восточное и Западное понимание свободы
3. «Восток как «Запад», или зрелость восточной традиции и современности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Сама контра.docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

от середины I тыс. до н.э. н до XVII в.;

период  ХVII-XX вв. (для его обозначения используются два основных термина: период новоевропейской культуры или период техногенной цивилизации).

С учетом других критериев, и, прежде всего представленности в европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычно в этом случае говорят (имея в виду первый большой период) об эпохах античной, греческой и римской, культуры, о культуре эпохи средневековья и о культуре Возрождения (с этой последней эпохи некоторые авторы начинают отсчет новоевропейской культуры). В рамках второго большого периода часто выделяют культуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культурную эпоху конца XVIII - начала XIX в. Этот начальный отрезок новоевропейской культуры совпадает хронологически с эпохой буржуазных и национальных революций в Западной Европе и Америке. Он является также временем утверждения экономическое формации общества (капитализма).

Вторая  половина XIX - XX в. характеризуются по-разному. Но совершенно очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западной техногенной цивилизации - несмотря на постоянный поток обновлений и ряд социальных и национально-государственных катаклизмов - стабилизируется. В том числе и в отношении все более широкого охвата ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур. В итоге современная западная культура оценивается то в русле шпенглеровской мифологемы "Заката Европы", то в оптимистических и одновременно явно евроцентристских тонах.

 

2. Противоречия Восточной и Западной  цивилизации

В устойчивости Восточной цивилизации и состоит  первая особенность Востока. Запад  движется вперед как бы рывками. И  каждый рывок (Античность, Средневековье  и т.д.) сопровождается крушением  старой системы ценностей, а также  политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает  как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются  в старое и растворяются в нем.

Восток  очень гибок, он способен вобрать  и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного  строя) не только не уничтожили китайское  государство, но даже не прервали его  существования. И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень  скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.

Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке  сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении  западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие  бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

2.1 Понятие  природы у европейца и человека  Востока

Второй  важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло  связи с природой.

Любимым доводом европейских колонизаторов  в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей  Востока тем, что те были неспособны создать сами (машинами, новейшим оружием  и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций.

Европейцы в своем развитии пошли самым  простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы  они начали возмещать созданием  громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать  себя ее частью. Более того, природа  в их понимании стала чем-то вроде  врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями, еще бы - природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети".

В отличие  от европейцев человек Востока никогда  не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное  несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать  свои душу и тело. Мир воспринимался  им, как единое целое, и человек  в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз  так, то цель человека - не вражда, а  стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться  не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и  государства должны развиваться  естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в  жизни которых нет ничего лишнего, случайного.

Стили различных  боевых искусств Востока сложились  в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как  она воздействует на его организм. Например, эффективность ударов (в  боевых искусствах) в различные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени дня.

Люди  Востока были убеждены в том, что  лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования  обретет гармонию и цельность  в себе самом. Ибо ему полностью  чужды зло и стремление разрушать.

Культура  Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в очень давние времена  ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии  до н.э. в Китае существовала уже иероглифическая письменность. Несколько позднее были изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до н.э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил.

2.2 Традиции  Востока и Запада

Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и  в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком  прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.

Все здесь  непрестанно повторяется, несколько  видоизменяясь, но сохраняя обязательно  черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло  прийти писать в стиле Гомера. А  на Востоке на протяжении 3000 лет  можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.

Любое неоправданное  нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ  Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем "в храме танцы, в  которых танцоры выстраивались  в восемь рядов". Поскольку в  древности такие праздники мог  давать только император, Конфуций с возмущением заявляет: "Если это можно вынести, то, что же тогда нельзя выносить?!". Он же создал целую теорию (до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности".

2.3 Религия

Отношение к религии является одним из важнейших  показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе.

Главным в конфуцианстве были вопросы  этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской  этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять", конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имен"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Боги  не очень-то волновали Конфуция. Они, конечно, установили эти самые правила  в незапамятные времена. Но этим, в  общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. "Богов я почитаю, но держусь от них подальше" - вот  жизненный принцип Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно 551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями.

Боги  не властвуют над природой, а являются ее частью и находятся в зависимости  от нее. Пример: на Западе монахи вели праведный  аскетический образ жизни, так как  он угоден Богу и обеспечивает райское  блаженство. В индуизме же аскетизм - способ сравняться с богами, а иногда и превзойти их. Отшельник-аскет  благодаря ему приобретал от Вселенной такую силу, что мог налагать на богов проклятье и насылать на них всяческие несчастья. Зная могучую силу аскетизма, ему нередко следуют и сами боги. Только в индуизме можно встретить такую, с точки зрения европейца, комичную картину: могущественнейший бог Шива, способный одним дыханием стереть всю Вселенную в порошок, ведет жизнь аскета и побирается по дорогам. На это подаяние и существует его семья. Периодически такая жизнь становится ему в тягость, и он горько жалуется на свою несчастную долю (остальные, мол, боги живут в довольстве, а он нищенствует). Однако понимая, что в аскетизме источник его сверхъестественной силы, он не отказывается от него. В довершение всех несчастий у него возникают скандалы с женой, потому что подаяний он приносит мало и т.д.

Еще одной  религией, возникшей на Востоке и  ставшей впоследствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда одновременно является и неким космическим  разумом, с которым стремятся  слиться его последователи путем  освобождения от суетных желаний  и страстей, привязывающих людей  к земле, заставляющих рождаться  вновь и вновь в разных обликах. Таким образом, достигнув нирваны (просветления), человек переходил  в новое качество - неземное.

И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как таковой вообще отсутствует. Вместо него имеется Дао (путь) - некая  первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя им, человек становится совершенным.

Религии Востока - это, прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования  окружающего мира.

Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока  составляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого  человека в разных обликах, причем будущий  человеческий облик надо было заслужить  праведной жизнью. В противном  случае можно было возродиться кем  угодно. Подобная теория породила представление  о вечном движении всего живого в замкнутом цикле (все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь).

Отсюда  происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы. Вот как рассуждает Конфуций, заехавший  в разбойничьи земли: "Если небу угодно погубить мудрость, заключенную  во мне - так и будет. А если нет, то, что могут сделать мне эти  разбойники?"

Существуют  ли на Западе такие учения? Ничего подобного  нет ни в одной европейской  религиозной доктрине. Согласно Священному Писанию, Господь создал мир и  человека, но Бога и его тварей заведомо нельзя приравнивать друг к другу. Собственно говоря, проповедь равенства Бога и человека как раз и есть главная  примета ереси. Иисус сказал: "Я  и Отец - одно" и был распят за богохульство, а девять веков спустя за те же идеи казнили исламского мистика  Халладжа. Но именно к этому сводятся представления Востока о настоящей религиозности!

Чему  же тогда учат западные религии? Явно не тому, как ощутить свое равенство  Богу; это напротив, страшная ересь. Западные религии объясняют, как  установить и поддерживать должные  взаимоотношения с названным  Богом. Как же их установить? Только благодаря принадлежности к избранному сообществу, наделенному свыше уникальными  правами. Ветхозаветный бог вступил  в соглашение только с одной социальной группой, одним народом - иными словами, единственным, что свято на Земле. Как примкнуть к этой группе? 10 мая 1970 года, в Израиле законодательно подтвердили традиционный ответ: первейшим  условием права на гражданство в  этом мифовдохновленном государстве является рождение от матери-еврейки. Как достигается сходная богоизбранность в христианстве? Благодаря вочеловечению Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека (что, на взгляд христианина, представляет собой поистине чудо, тогда как на Востоке настоящим Богочеловеком считается всякий, просто лишь немногие до конца сознают свое подлинное естество). С Христом нас роднит наша человечность, а его Божественность, в свою очередь, соединяет нас с Богом. Но как на деле вступают в такие взаимоотношения с единственным Богочеловеком? Путем крещения и, следовательно, духовного членства в его Церкви - опять же, благодаря принадлежности к собственному социальному институту.

Информация о работе Социокультурные различия Запада и Востока