Соотношение культуры и цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Культурология — одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке философии, социологии, психологии и многих других наук. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.
Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли А. Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом Оствальдом в 1909 году, который под «культурологией» понимал науку, изучающую культуру, общие закономерности культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры.

Содержание работы

Введение
1. Проблема, связанная с определением понятия «культура» и попытки ее определения
2. Структура и функции культуры
3. «Культура» и «цивилизация», проблема соотношения понятий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Соотношение культуры и цивилизации

 

Содержание

 

 

 Введение

 

1. Проблема, связанная с определением  понятия «культура» и попытки  ее определения

 

2. Структура и функции культуры

 

3. «Культура» и «цивилизация»,  проблема соотношения понятий

 

 Заключение

 

 Список литературы

 

Введение

 

 

 Культурология — одна из  молодых научных дисциплин, формирующаяся  на стыке философии, социологии, психологии и многих других  наук. Она синтезирует знания  различных наук о культуре  в целостную систему, формируя  представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.

 

 Идея выделения культурологии  в самостоятельную область знания  обычно связывается с именем  известного американского антрополога  Лесли А. Уайта. Однако впервые  этот термин был предложен  немецким философом Оствальдом в 1909 году, который под «культурологией» понимал науку, изучающую культуру, общие закономерности культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры.

 

 Предметом культурологии является  происхождение, функционирование  и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, изучает разумную человеческую форму существования.

 

 Среди основных задач культурологии  выделяются следующие:

 

- анализ культуры как системы  культурных феноменов;

 

- выделение типов связей между  элементами культуры;

 

- исследование типологии культур  и культурных единиц;

 

- разрешение проблем социокультурной  динамики;

 

- исследование культурных кодов  и коммуникаций.

 

 Культурология в нынешнем  ее видении представляется как  наука о наиболее общих законах  развития культуры как системы  со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом.

 

 Предметом культурологии являются  объективные закономерности общечеловеческих  и национальных культурных процессов,  «живые» памятники и явления  материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей.

 

 Под культурологией понимают  науку, которая описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик. К собственно культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как целостный объект познания.

 

 Структурно культурологические  науки могут быть сгруппированы  в три блока:

 

- гуманитарно-культуроведческие,  осуществляющие в основном описание  культурных объектов и их классификацию  по внешним признакам;

 

- социально-культурологические, осуществляющие научную систематизацию культурных явлений по их сущностным признакам и объяснение их генезиса и функций, а также их места в системе иных явлений;

 

- прикладные культурологические, разрабатывающие технологии и  методы трансляции культурных норм и ценностей.

 

1. Проблема, связанная с определением  понятия «культура» и попытки  ее определения

 

 

 Исходной проблемой культурологии  является проблема; что же такое,  собственно, культура? Сегодня исследователи  насчитывают более 500 определений и понятия «культуры».

 

 Самое короткое и самое  емкое определение предложил  американский ученый М. Херсковиц:  «Культура — это часть человеческого  окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления  пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и многое другое)». Условно выделяют материальную культуру (материальные орудия, продукты человеческого труда, технику, жилища и т. п.) и духовную культуру (искусство, науку, религию, идеологию, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания).

 

 Первоначально слово «культура»  восходит к латинскому «сulturа», что означает возделывание, обработку  почвы. Впоследствии, в V в. до  н. э., знаменитым Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование.

 

 Заслуга Цицерона состоит  в том, что именно он впервые  применил слово «сulturа» в ином, т. е. переносном смысле —  применительно к воздействию  на человеческий ум. И сразу же «сulturа» стала противостоять другому латинскому понятию — «naturа», т. е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, внеприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

 

 Основываясь на этом первоначальном  значении введенного в обиход  термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Видимо, это дало основание великому немецкому философу Гегелю дать следующее определение культуры: «Культура — это созданная человеком «вторая природа»». С одной стороны, культура может пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт. Поэтому можно встретить такое, например, определение: «Культура есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии - материальных предметов, текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению» (Б.В. Бирюков, Р.Х. Зарипова, С.Н. Плотников). С другой стороны, расширенное толкование понятия «культура», может привести его к отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием — «общество». Будучи очень близкими, они тем не менее не тождественны. Культура, например, в отличие от общества, не включает в себя биологические, демографические элементы.

 

 Но это далеко еще не  все трудности при определении  понятия «культура», постоянно меняющегося  и развивающегося. То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, то позднее — перестало ею быть. К примеру, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Потом же, когда человек поставил на поток их производство, — это перестало быть фактом культуры. И сегодня многое из того, что творит человек, культурой не является. Так, когда человек изобрел письмо и с его помощью стал передавать информацию, — это явилось великим культурным событием. Современный человек, пишущий на заборе или стене учебной аудитории матерные слова, создает все, что угодно, но только не культуру. Учитывая вышеперечисленные сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие аспекты: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксиологический; 4) гуманистический; 5) нормативный; 6) социологический.[4, 6c]

 

 Культура — это чрезвычайно  сложное, многообразное явление,  пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура — ядро, основа, «душа» общества:

 

- это — материальные и духовные  ценности человека;

 

- это — способ жизнедеятельности  людей;

 

- это — их отношения между  собой;

 

- это — своеобразие жизни  наций и народов;

 

- это — уровень развития  общества;

 

- это — накапливаемая в истории  общества информация;

 

- это — совокупность социальных  норм, законов, обычаев, традиций;

 

- это — религия, мифология,  наука, искусство, политика;

 

- это — особая знаковая  система и т. д.

 

 

2. Структура  и функции культуры

 

 

 Когда  речь идет о структуре культуры, то имеется в виду, что устойчивые  элементы культурной системы  (нормы, образцы, институты, группы, статусы и т.п.) находятся в  определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабильность социокультурной системы, ее воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта.

 

 Структура  культуры и социальная структура  не совпадают в абсолюте, но, безусловно, коррелируют между собой. Современные  исследователи фиксируют тенденции возрастания воздействия культуры на все сферы социальной жизни, на социальную стратификацию. Именно в культуре ищут и находят наиболее эффективные инструменты для объяснения социальных процессов.

 

 Культура  может быть структурирована по разным основаниям. Так, если за критерий берется структура общественной жизни, то тогда мы говорим о политической, экономической, правовой, религиозной, научной, технической, художественной культуре. Иногда можно обнаружить в этом перечне нравственную культуру и культуру межэтнических отношений. Мы полагаем, что нравственная культура в ее ценностном, аксиологическом срезе пронизывает все элементы общественной жизни, а межэтнические отношения — это именно отношения, и поэтому их следует рассматривать в другом контексте.

 

 Если  в качестве критерия рассматривать  культуру как специфический способ  освоения действительности, то составляющими  элементами структуры культуры  будут являться знания, технологии (умения) и значимости (ценности).

 

 Наиболее  обоснованная и логически стройная морфологическая модель культуры предложена Э.А.Орловой'. Ее модель позволяет выявить соотношение универсальных и специфичных характеристик в строении определенной культуры. В структуре культуры выделяются две области: обыденной и специализированной культуры. В специализированной деятельности можно выделить три функциональных блока:

 

- культурные  аспекты социальной организации  (хозяйственная, политическая, правовая  культура);

 

- социально  значимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура);

 

- каналы  трансляции социально значимого  опыта (образование, просвещение,  массовая культура).

 

 В обыденной  культуре выделены аналоги специализированной  деятельности. Так, организационному  блоку соответствует домашнее хозяйство, межличностные отношения, мораль (нравственность), познавательному блоку — суеверия, обыденная эстетика, «народная мудрость», практическое знание, трансляционному — передача культурного опыта посредством игры, слухов, бесед, советов и т. п. Обыденную культуру человек осваивает в среде его повседневного общения — это семья, друзья, одноклассники, соседи и т. п., через образцы деятельности, поведения, оценивания, обычаи и нравы, а также через средства массовой коммуникации.

 

 Каждый  взрослый человек включен одновременно в профессиональную деятельность и в обыденную, повседневную жизнь, он является носителем и той, и другой культуры, и можно проследить взаимосвязь между этими сферами на уровне личности, выделить факторы, влияющие на изменение тех или иных знаний, навыков и норм. В ряде случаев у человека могут возникать напряжения, связанные с рассогласованностью, разбалансировкой этих двух сфер. Следует заметить, что и в обществе в целом возникают такого рода напряжения и даже конфликты, и тогда мы фиксируем ситуацию культурного конфликта в системе межкультурной коммуникации. Напряжения и конфликты могут возникать как «по горизонтали», например, между правовой культурой и моралью обыденной жизни, так и «по вертикали», например, между экономической и правовой культурами.

 

 Все  более и более важную роль  в системе межкультурной коммуникации  играют механизмы распространения  продуктов культуры. Сегодня мы  живем в техногенной цивилизации,  в которой принципиальным образом  изменились средства, способы, каналы  и технологии передачи культурной информации, влияющие на объемы и скорость этой передачи. Произошла глобализация информационных процессов, практически снявшая вопрос о государственных, политических и иных границах. В новом информационном пространстве выживает только то, что массово востребовано, а таким свойством обладают стандартизованные, унифицированные продукты массовой культуры, потребителем которой и является человек-масса (Ортега-и-Гассет), который ощущает себя таким как все, и не только не удручен, но и доволен этой неотличимостью, для него жить — это плыть по течению, не силясь перерасти себя. Д. Белл, объяснявший особенности современного общества возникновением массового производства и потребления, следующим образом интерпретирует понятие «масса»:

 

- масса — недифференцируемое  множество;

 

- масса — синоним невежественности (каку Ортеги-и-Гассета);

 

- масса — механизированное  общество, где человек воспринимается  как придаток техники;

 

- масса — бюрократизированное  общество, в котором личность  теряет свою индивидуальность;

 

- масса — толпа, которая не  рассуждает, а повинуется страстям.

 

 Таким образом, массы, по  Д. Беллу, — воплощение стадности,  унифицированности, шаблонности.

 

 Отношение к массовой культуре  чаще всего неоднозначно: ее высокомерно презирают, высказывают обеспокоенность в связи с ее натиском, в мягком варианте относятся снисходительно, но неизбежно потребляют.

 

 Распространение массовой культуры  не означает исчезновения культуры  элитарной, хотя конфликтность  безусловна. Было бы упрощением, однако, представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке все человеческое (мотив антиутопий Дж. Оруэлла, О. Хаксли, Р. Шекли, Р. Брэдбери). Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать ее и исключительно в ключе идеологическом, как это было еще совсем недавно. Для того чтобы избежать подобных ошибок, можно проанализировать следующие аспекты проблемы:

 

- социальные процессы, способствующие  появлению и развитию массовой  культуры;

 

- отличие массовой культуры от народной;

 

- влияние технологической революции;

 

- фактор моды в распространении  продуктов массовой культуры;

 

- социальные и психологические  механизмы массовой культуры;

 

- роль мифологем.

 

 В работах современных исследователей  можно найти разные указания на время появления массовой культуры: некоторые полагают, что она существовала даже в древнейших цивилизациях. Мы же согласны с теми, кто считает, что массовая культура — продукт современной цивилизации с характерными для нее чертами урбанизации и всеобщего образования. Почти до начала XX века существовали достаточно четко разделявшиеся элитарная культура и народная. Первая была распространена в городах, среди тех, кто имел возможности получить соответствующее образование и воспитание. Вторая создавалась часто людьми неграмотными, но являющимися носителями традиций.

 

 Процесс урбанизации, переселивший  значительные массы крестьян  и мелкой буржуазии в города, привел к тому, что люди, оторвавшись  от природы, питавшей народную  культуру, не в состоянии были приобщиться к городской культуре, которая требовала не только элементарных навыков чтения и письма, но и гораздо большей образованности, времени и материальных возможностей. Новая городская масса нуждалась в доступных ей формах культуры. В ситуации принципиально изменившихся форм трансляции социокультурного опыта, когда на смену передачи знания и опыта от учителя к ученику приходит трансляция институционализированная, содержание вынужденно унифицируется, упрощается вследствие необходимости его «перевода» с языка специализированного, которым владеют немногие, на язык обыденного понимания. Бурно развивавшиеся параллельно с этими процессами средства массовой коммуникации привели к созданию индустрии массовой культуры. Выделяют следующие сферы проявления массовой культуры:

Информация о работе Соотношение культуры и цивилизации