Соотношение культуры и цивилизации
Содержание
Введение
1. Проблема, связанная с определением
понятия «культура» и попытки
ее определения
2. Структура и функции культуры
3. «Культура» и «цивилизация»,
проблема соотношения понятий
Заключение
Список литературы
Введение
Культурология — одна из
молодых научных дисциплин, формирующаяся
на стыке философии, социологии,
психологии и многих других
наук. Она синтезирует знания
различных наук о культуре
в целостную систему, формируя
представления о сущности, функциях,
структуре и динамике культуры как таковой.
Идея выделения культурологии
в самостоятельную область знания
обычно связывается с именем
известного американского антрополога
Лесли А. Уайта. Однако впервые
этот термин был предложен
немецким философом Оствальдом
в 1909 году, который под «культурологией»
понимал науку, изучающую культуру, общие
закономерности культурно-исторического
процесса и специфики человеческой культуры.
Предметом культурологии является
происхождение, функционирование
и развитие культуры как специфически
человеческого способа жизни. Культурология
рассматривает культуру в ее конкретных
формах, изучает взаимодействие элементов
культуры: традиций, норм, обычаев, социальных
институтов, культурных кодов, идеологий,
изучает разумную человеческую форму
существования.
Среди основных задач культурологии
выделяются следующие:
- анализ культуры как системы
культурных феноменов;
- выделение типов связей между
элементами культуры;
- исследование типологии культур
и культурных единиц;
- разрешение проблем социокультурной
динамики;
- исследование культурных кодов
и коммуникаций.
Культурология в нынешнем
ее видении представляется как
наука о наиболее общих законах
развития культуры как системы
со сложной внутренней структурой,
находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи
с другими системами и обществом в целом.
Предметом культурологии являются
объективные закономерности общечеловеческих
и национальных культурных процессов,
«живые» памятники и явления
материальной и духовной культуры,
факторы и предпосылки, управляющие возникновением,
формированием и развитием культурных
интересов и потребностей людей, их участием
в создании, сохранении и передаче культурных
ценностей.
Под культурологией понимают
науку, которая описывает, классифицирует
и объясняет феномен культуры в совокупности
его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных
и знаково-коммуникативных характеристик.
К собственно культурологическим могут
быть отнесены лишь те исследования, в
которых культура представлена как целостный
объект познания.
Структурно культурологические
науки могут быть сгруппированы
в три блока:
- гуманитарно-культуроведческие,
осуществляющие в основном описание
культурных объектов и их классификацию
по внешним признакам;
- социально-культурологические,
осуществляющие научную систематизацию
культурных явлений по их сущностным признакам
и объяснение их генезиса и функций, а
также их места в системе иных явлений;
- прикладные культурологические,
разрабатывающие технологии и
методы трансляции культурных норм
и ценностей.
1. Проблема, связанная с определением
понятия «культура» и попытки
ее определения
Исходной проблемой культурологии
является проблема; что же такое,
собственно, культура? Сегодня исследователи
насчитывают более 500 определений
и понятия «культуры».
Самое короткое и самое
емкое определение предложил
американский ученый М. Херсковиц:
«Культура — это часть человеческого
окружения, созданная самими людьми
(это здания, одежда, способы приготовления
пищи, воспитания детей, социальное
взаимодействие, религия, наука, искусство,
техника, орудия труда, предметы быта,
язык, традиции и обычаи и многое другое)».
Условно выделяют материальную культуру
(материальные орудия, продукты человеческого
труда, технику, жилища и т. п.) и духовную
культуру (искусство, науку, религию, идеологию,
нормы морали и поведения, формы образования
и воспитания).
Первоначально слово «культура»
восходит к латинскому «сulturа»,
что означает возделывание, обработку
почвы. Впоследствии, в V в. до
н. э., знаменитым Цицероном этот
термин был перенесен на человека и стал
означать его воспитание и образование.
Заслуга Цицерона состоит
в том, что именно он впервые
применил слово «сulturа» в ином,
т. е. переносном смысле —
применительно к воздействию
на человеческий ум. И сразу же «сulturа»
стала противостоять другому латинскому
понятию — «naturа», т. е. природа. В данном
контексте слово «культура» стало означать
явление созданное, внеприродное. Именно
с тех пор мир культуры, любой его предмет
или явление воспринимаются не как следствие
действия природных сил, а как результат
усилий самих людей, направленных на совершенствование,
обработку, преобразование того, что дано
непосредственно природой.
Основываясь на этом первоначальном
значении введенного в обиход
термина, исследователи достаточно
единодушно в самом широком смысле слова
под культурой понимают все то, что создается,
используется, совершенствуется человеком.
Видимо, это дало основание великому немецкому
философу Гегелю дать следующее определение
культуры: «Культура — это созданная человеком
«вторая природа»». С одной стороны, культура
может пониматься очень широко, характеризуя
все основные сферы жизнедеятельности
человека и общества: материальное производство,
социально-экономические отношения, сферу
духовного развития, быт, человеческий
опыт. Поэтому можно встретить такое, например,
определение: «Культура есть совокупность
достижений общества в его материальном
и духовном развитии - материальных предметов,
текстов и идей, сохраняемых и используемых
обществом от поколения к поколению» (Б.В.
Бирюков, Р.Х. Зарипова, С.Н. Плотников).
С другой стороны, расширенное толкование
понятия «культура», может привести его
к отождествлению с другим, не менее сложным
и очень емким понятием — «общество».
Будучи очень близкими, они тем не менее
не тождественны. Культура, например, в
отличие от общества, не включает в себя
биологические, демографические элементы.
Но это далеко еще не
все трудности при определении
понятия «культура», постоянно меняющегося
и развивающегося. То, что на ранних
стадиях развития человека и общества
было культурой, то позднее — перестало
ею быть. К примеру, изобретение колеса
было выдающимся явлением культуры. Потом
же, когда человек поставил на поток их
производство, — это перестало быть фактом
культуры. И сегодня многое из того, что
творит человек, культурой не является.
Так, когда человек изобрел письмо и с
его помощью стал передавать информацию,
— это явилось великим культурным событием.
Современный человек, пишущий на заборе
или стене учебной аудитории матерные
слова, создает все, что угодно, но только
не культуру. Учитывая вышеперечисленные
сложности, современная наука пришла к
необходимости выделения конкретных аспектов
культуры как общественного явления. В
настоящее время в культурологической
литературе принято выделять следующие
аспекты: 1) генетический; 2) гносеологический;
3) аксиологический; 4) гуманистический;
5) нормативный; 6) социологический.[4, 6c]
Культура — это чрезвычайно
сложное, многообразное явление,
пронизывающее буквально все
сферы жизни и деятельности общества и
человека. Культура — ядро, основа, «душа»
общества:
- это — материальные и духовные
ценности человека;
- это — способ жизнедеятельности
людей;
- это — их отношения между
собой;
- это — своеобразие жизни
наций и народов;
- это — уровень развития
общества;
- это — накапливаемая в истории
общества информация;
- это — совокупность социальных
норм, законов, обычаев, традиций;
- это — религия, мифология,
наука, искусство, политика;
- это — особая знаковая
система и т. д.
2. Структура
и функции культуры
Когда
речь идет о структуре культуры,
то имеется в виду, что устойчивые
элементы культурной системы
(нормы, образцы, институты, группы,
статусы и т.п.) находятся в
определенном соотношении и взаимодействии
между собой, обеспечивая стабильность
социокультурной системы, ее воспроизводство,
возможность трансляции культурного опыта.
Структура
культуры и социальная структура
не совпадают в абсолюте, но, безусловно,
коррелируют между собой. Современные
исследователи фиксируют тенденции возрастания
воздействия культуры на все сферы социальной
жизни, на социальную стратификацию. Именно
в культуре ищут и находят наиболее эффективные
инструменты для объяснения социальных
процессов.
Культура
может быть структурирована по разным
основаниям. Так, если за критерий берется
структура общественной жизни, то тогда
мы говорим о политической, экономической,
правовой, религиозной, научной, технической,
художественной культуре. Иногда можно
обнаружить в этом перечне нравственную
культуру и культуру межэтнических отношений.
Мы полагаем, что нравственная культура
в ее ценностном, аксиологическом срезе
пронизывает все элементы общественной
жизни, а межэтнические отношения — это
именно отношения, и поэтому их следует
рассматривать в другом контексте.
Если
в качестве критерия рассматривать
культуру как специфический способ
освоения действительности, то составляющими
элементами структуры культуры
будут являться знания, технологии
(умения) и значимости (ценности).
Наиболее
обоснованная и логически стройная морфологическая
модель культуры предложена Э.А.Орловой'.
Ее модель позволяет выявить соотношение
универсальных и специфичных характеристик
в строении определенной культуры. В структуре
культуры выделяются две области: обыденной
и специализированной культуры. В специализированной
деятельности можно выделить три функциональных
блока:
- культурные
аспекты социальной организации
(хозяйственная, политическая, правовая
культура);
- социально
значимое знание (религиозная, художественная,
философская, научная культура);
- каналы
трансляции социально значимого
опыта (образование, просвещение,
массовая культура).
В обыденной
культуре выделены аналоги специализированной
деятельности. Так, организационному
блоку соответствует домашнее хозяйство,
межличностные отношения, мораль (нравственность),
познавательному блоку — суеверия, обыденная
эстетика, «народная мудрость», практическое
знание, трансляционному — передача культурного
опыта посредством игры, слухов, бесед,
советов и т. п. Обыденную культуру человек
осваивает в среде его повседневного общения
— это семья, друзья, одноклассники, соседи
и т. п., через образцы деятельности, поведения,
оценивания, обычаи и нравы, а также через
средства массовой коммуникации.
Каждый
взрослый человек включен одновременно
в профессиональную деятельность и в обыденную,
повседневную жизнь, он является носителем
и той, и другой культуры, и можно проследить
взаимосвязь между этими сферами на уровне
личности, выделить факторы, влияющие
на изменение тех или иных знаний, навыков
и норм. В ряде случаев у человека могут
возникать напряжения, связанные с рассогласованностью,
разбалансировкой этих двух сфер. Следует
заметить, что и в обществе в целом возникают
такого рода напряжения и даже конфликты,
и тогда мы фиксируем ситуацию культурного
конфликта в системе межкультурной коммуникации.
Напряжения и конфликты могут возникать
как «по горизонтали», например, между
правовой культурой и моралью обыденной
жизни, так и «по вертикали», например,
между экономической и правовой культурами.
Все
более и более важную роль
в системе межкультурной коммуникации
играют механизмы распространения
продуктов культуры. Сегодня мы
живем в техногенной цивилизации,
в которой принципиальным образом
изменились средства, способы, каналы
и технологии передачи культурной информации,
влияющие на объемы и скорость этой передачи.
Произошла глобализация информационных
процессов, практически снявшая вопрос
о государственных, политических и иных
границах. В новом информационном пространстве
выживает только то, что массово востребовано,
а таким свойством обладают стандартизованные,
унифицированные продукты массовой культуры,
потребителем которой и является человек-масса
(Ортега-и-Гассет), который ощущает себя
таким как все, и не только не удручен,
но и доволен этой неотличимостью, для
него жить — это плыть по течению, не силясь
перерасти себя. Д. Белл, объяснявший особенности
современного общества возникновением
массового производства и потребления,
следующим образом интерпретирует понятие
«масса»:
- масса — недифференцируемое
множество;
- масса — синоним невежественности
(каку Ортеги-и-Гассета);
- масса — механизированное
общество, где человек воспринимается
как придаток техники;
- масса — бюрократизированное
общество, в котором личность
теряет свою индивидуальность;
- масса — толпа, которая не
рассуждает, а повинуется страстям.
Таким образом, массы, по
Д. Беллу, — воплощение стадности,
унифицированности, шаблонности.
Отношение к массовой культуре
чаще всего неоднозначно: ее высокомерно
презирают, высказывают обеспокоенность
в связи с ее натиском, в мягком варианте
относятся снисходительно, но неизбежно
потребляют.
Распространение массовой культуры
не означает исчезновения культуры
элитарной, хотя конфликтность
безусловна. Было бы упрощением,
однако, представлять массовую культуру
только негативно, как чудовище, пожирающее
в человеке все человеческое (мотив антиутопий
Дж. Оруэлла, О. Хаксли, Р. Шекли, Р. Брэдбери).
Анализируя массовую культуру, не стоит
рассматривать ее и исключительно в ключе
идеологическом, как это было еще совсем
недавно. Для того чтобы избежать подобных
ошибок, можно проанализировать следующие
аспекты проблемы:
- социальные процессы, способствующие
появлению и развитию массовой
культуры;
- отличие массовой культуры
от народной;
- влияние технологической революции;
- фактор моды в распространении
продуктов массовой культуры;
- социальные и психологические
механизмы массовой культуры;
- роль мифологем.
В работах современных исследователей
можно найти разные указания
на время появления массовой культуры:
некоторые полагают, что она существовала
даже в древнейших цивилизациях. Мы же
согласны с теми, кто считает, что массовая
культура — продукт современной цивилизации
с характерными для нее чертами урбанизации
и всеобщего образования. Почти до начала
XX века существовали достаточно четко
разделявшиеся элитарная культура и народная.
Первая была распространена в городах,
среди тех, кто имел возможности получить
соответствующее образование и воспитание.
Вторая создавалась часто людьми неграмотными,
но являющимися носителями традиций.
Процесс урбанизации, переселивший
значительные массы крестьян
и мелкой буржуазии в города,
привел к тому, что люди, оторвавшись
от природы, питавшей народную
культуру, не в состоянии были
приобщиться к городской культуре, которая
требовала не только элементарных навыков
чтения и письма, но и гораздо большей
образованности, времени и материальных
возможностей. Новая городская масса нуждалась
в доступных ей формах культуры. В ситуации
принципиально изменившихся форм трансляции
социокультурного опыта, когда на смену
передачи знания и опыта от учителя к ученику
приходит трансляция институционализированная,
содержание вынужденно унифицируется,
упрощается вследствие необходимости
его «перевода» с языка специализированного,
которым владеют немногие, на язык обыденного
понимания. Бурно развивавшиеся параллельно
с этими процессами средства массовой
коммуникации привели к созданию индустрии
массовой культуры. Выделяют следующие
сферы проявления массовой культуры: