Советская культура: специфика и основные этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:22, реферат

Описание работы

Культура России всего ХХ века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?

Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в это время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Сложность анализа советской культуры в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

Содержание работы

Введение

1 Общая оценка специфики советской культуры

2 Основные этапы развития советской культуры

2.1 Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие

2.2 Отечественная культура в период тоталитаризма

2.3 Великая Отечественная война в истории отечественной культуры

2.4 Послевоенная культура России

2.5 Советская культура в период "Оттепели"

2.6 Культурная политика периода "Застоя"

Заключение

Файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document (3).docx

— 37.93 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

Тема: Советская культура: специфика и основные этапы развития

 

Содержание

 

 

Введение

 

1 Общая оценка специфики  советской культуры

 

2 Основные этапы развития  советской культуры

 

2.1 Советская культура  в первое послеоктябрьское десятилетие

 

2.2 Отечественная культура  в период тоталитаризма

 

2.3 Великая Отечественная  война в истории отечественной  культуры

 

2.4 Послевоенная культура  России

 

2.5 Советская культура  в период "Оттепели"

 

2.6 Культурная политика  периода "Застоя"

 

Заключение

 

Введение

 

 

Культура России всего  ХХ века - неотъемлемая часть европейской  и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных  для изучения. Чем обусловлены  эти сложности?

 

Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в это время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила  на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно  ускорились культурные процессы, взаимовлияние  культур, стилевая динамика.

 

Сложность анализа советской  культуры в новейшее время состоит  еще и в том, что всегда легче  давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя  на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными  для наших потомков.

 

Культура советского периода - сложное и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать только как процесс  бездумного воспевания коммунизма и  руководящей роли Коммунистической партии. Духовная культура советского периода - это и "официально" признанная культура, и культура, находившаяся как бы "в тени", это культура диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья.

 

Россия в ХХ веке выступила  в качестве катализатора социокультурных  процессов на планете. Октябрьская  революция привела к расколу  мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей, 1917 год радикальным  образом изменил и судьбу народов  бывшей Российской империи. Это все  необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в  России советского периода.

 

Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как  в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком  ключе ее и необходимо анализировать.

Цель работы: охарактеризовать советскую культуру: ее специфику  и основные этапы развития. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1 Общая оценка специфики  советской культуры

 

 

Культура советского периода - это сложное и противоречивое явление в развитии всей отечественной  культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный  анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и  полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства.

 

XX век дал Отечеству  гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей,  музыкантов, режиссеров. Он стал  датой рождения многочисленных  творческих сообществ, художественных  школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в этот период  в России была создана тотализированная  социокультурная мифология, сопровождавшаяся  догматизацией, манипулированием  сознания, уничтожением инакомыслия,  примитивизацией художественных  оценок и физическим уничтожением  цвета российской научной и  художественной интеллигенции. Рассматривая  противоречивые взаимосвязи и  взаимодействия советской культуры  с точки зрения таких категорий  диалектики, как общее, особенное,  единичное, можно отметить следующее:

 

- общее в культуре советского  периода характеризуется тем,  что советская культура - закономерный  этап развития отечественной  культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или  привнесены в нее предшествовавшими  историко-культурными периодами;

 

- особенное в культуре  советского периода заключается  в том, что она не только  выступает в качестве наследницы  русской культуры, но и является  главным реформатором социокультурных  ценностей. Сохраняя основные  черты русской культуры, советская  культура создает новую духовность  через столкновение великорусской,  всероссийской и национальных  культурных традиций или их  искусственное объединение через  подмену одной традиции другой;

 

- единичное в советской  культуре нашло отражение в  развитии национальных культур  народов СССР, в образовании общемировой  системы социалистических ценностей,  в обогащении и развитии мировой  культуры выдающимися достижениями  в области науки, техники, искусства.

2 Основные этапы развития  советской культуры

2.1 Советская культура  в первое послеоктябрьское десятилетие

 

 

Октябрьская революция положила начало переходу к новой системе  общественных отношений, к новому типу культуры. Последствия этого перехода необычайно сложны. В его ходе была разрушена не только политическая надстройка дворянского общества, но и все  то, что составляло ее стержень - дворянская культура - гордость мировой культуры XIX и начала XX вв. Основной целью культуры является служение миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность. Культура и, в частности такая ее сфера, как искусство, должны стать "частью общепролетарского дела", выражать интересы этого класса, а значит, и общества. Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где должна была сформироваться и новая культура. Совершенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи - формированию всесторонне развитой личности. Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов. В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры.

 

Начало этого периода (1918-1921) характеризуется разрушением и  отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением  новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.

 

К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и  практический опыт социалистического  строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы  творческой деятельности, можно отнести  следующие:

 

- утверждение в качестве  первоосновы формирования новых  социокультурных ценностей учения  марксизма-ленинизма и научной  концепции дарвинизма. Марксизм  стал духовным стержнем советской  цивилизационной системы и служил  теоретическим инструментом для  формулирования доктрины, которая  отражала проблемы российской  действительности;

 

- активное использование  культуры в уничтожении социального  неравенства. "Открыть и сделать  доступными для трудящихся все  сокровища искусства, созданные  на основе эксплуатации их  труда".

 

Огромный размах приобрела  национализация культуры, в процессе которой многое от неразумения и  некультурности за ценности не принималось, многое растаскивалось, расхищалось  и уничтожалось. Вместе с тем создавались  и новые музеи.

 

Главной социокультурной  составляющей послеоктябрьской эпохи  стала культурная революция. Ее определяют как процесс коренной ломки сложившихся  стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в  поведении людей. Вместе с тем  это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с традициями культурного прошлого. В 20-е гг. она превратилась в составную часть социалистических преобразований и использовалась как средство внутрипартийной политической борьбы.

 

Коренные изменения коснулись  системы школьного образования. Положение о единой "трудовой школе" ликвидировало все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, задания  на дом, ученическую форму. Управление школой передавалось в руки "школьного  коллектива", куда входили все  ученики и школьные работники. Слово "учитель" отменялось, он становился "шкрабом".

 

Усиливается влияния идеологии  на искусство, художественное творчество. На VIII съезде партии было четко сказано, что нет таких форм искусства, которые не связаны с идеями коммунизма. Ряд художников уже в 1919 г. создали  картины, посвященные Красной Армии.

 

Происходит активное вовлечение института семьи и быта в процесс  формирования новых социокультурных  ценностей. Революция, поставившая  перед собой задачу построения нового общества и "переделку" человека, не могла не затронуть семью как  хранительницу традиционных культурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский  с упрощенной системой развода. Разрушение семьи и быта шло под знаком утверждения новой нравственности: нравственно все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует пролетариат.

 

В 20-е гг. началось планомерное  осуществление культурной политики партии, при которой любая философская  или иная система идей, которая  выходила за пределы марксизма в  его ленинском варианте, квалифицировалась  как "буржуазная", "помещичья", "клерикальная" и признавалась контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной для самого существования  нового политического строя. Идейная  нетерпимость стала основой официальной  политики советской власти в сфере  идеологии и культуры. В сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового подхода  к культуре. Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские  настроения.

 

Этот принцип еще в  большей степени и жесткой  форме распространялся и на творчество представителей интеллигенции. Утверждается политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни  общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Выдворение сотен тысяч  образованных людей из страны нанесло  невосполнимый урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня. Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались  институты профессиональной автономии  интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Проработки "несознательных" интеллигентов, а затем аресты многих из них стали практикой 20-х гг. В конечном счете это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в России.

 

Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания новой пролетарской культуры, противостоящей всей художественной культуре прошлого. В целом, в 20-е гг. большинство  культурных организаций, пресса видели задачу советского общества в том, чтобы  прийти к своей собственной культуре, вытравить культ художественного  прошлого и опереться на передовой  опыт современности. Основной задачей  пролетарского искусства считалась  не стилизация под прошлое, а созидание  будущего.

2.2 Отечественная культура  в период тоталитаризма

 

 

Это период социально-политической культуры России. С начала 30-х гг. в стране началось утверждение культа личности Сталина. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, "отца народов". Гонения политических противников, судебные процессы над  ними стали своеобразным феноменом  российской социально-политической культуры новейшего времени. Они были не только блестяще организованными театральными представлениями, но и своего рода ритуальными  действиями, где каждый играл отведенную ему роль. Основной набор ролей  таков: силы зла ("враги народа", "шпионы", "саботажники"); герои (руководители партии и правительства, не оказавшиеся в числе первых); толпа, обожествляющая своих героев и жаждущая крови сил зла.

 

В первое десятилетие советской  власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей была установка на тотальный  разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива.

 

В 30-е гг. культурная жизнь  в советской России обрела новое  измерение. Пышным цветом расцветает социальный утопизм, происходит решительный официальный  поворот культурной политики в сторону  конфронтации с "капиталистическим  окружением" и "построения социализма в отдельно взятой стране" на основе внутренних сил. Формируется "железный занавес", отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной  политики в области культуры становится формирование "социалистической культуры", предпосылкой чего стали беспощадные  репрессии по отношению к творческой интеллигенции. Пролетарское государство  относилось к интеллигенции крайне подозрительно. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная  в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение. Проработки "несознательных" интеллигентов  стали нормальной практикой с  начала революции. С конца 20-х гг. они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

Информация о работе Советская культура: специфика и основные этапы развития