Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:22, реферат
Культура России всего ХХ века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?
Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в это время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
Сложность анализа советской культуры в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.
Введение
1 Общая оценка специфики советской культуры
2 Основные этапы развития советской культуры
2.1 Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие
2.2 Отечественная культура в период тоталитаризма
2.3 Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
2.4 Послевоенная культура России
2.5 Советская культура в период "Оттепели"
2.6 Культурная политика периода "Застоя"
Заключение
Параллельно с вытеснением и прямым уничтожением прежней интеллигенции шел процесс создания интеллигенции советской. Причем новая интеллигенция мыслилась как чисто служебное подразделение, как конгломерат людей, готовых реализовать любые указания руководства независимо от чисто профессиональных возможностей или собственных убеждений. Тем самым подрубалась сама основа существования интеллигенции - возможность независимого мышления, свободного творческого проявления личности. В общественном сознании 30-х гг. вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с "вождизмом". В широких слоях общества распространились социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда.
Таким образом, советская
национальная культура к середине 30-х
гг. сложилась в жесткую систему
со своими социокультурными ценностями:
в философии, эстетике, нравственности,
языке, быте, науке. Основными чертами
этой системы были следующие: утверждение
нормативных культурных образцов в
различных видах творчества; следование
догмату и манипулирование
Среди ценностей официальной культуры доминировали беззаветная верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Системообразующими элементами официальной культуры выступали новые традиции: светлое будущее и коммунистическое равенство, примат идеологии в духовной жизни, идея сильного государства и сильного вождя. Социалистический реализм - единственный художественный метод.
Созданные творческие союзы поставили под жесткий контроль деятельность творческой интеллигенции страны. Исключение из союза вело не только к утрате определенных привилегий, но и к полной изоляции от потребителей искусства. Бюрократическая иерархия таких союзов обладала невысокой степенью самостоятельности, ей предписывалась роль исполнителя воли высшего партийного руководства. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Выступая в качестве "основного творческого метода" советской культуры - социалистический реализм предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование "нового типа сознания", которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз и навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Тем самым художественной культуре, искусству отводилась роль инструмента формирования "нового человека".
Литература и искусство
были поставлены на службу коммунистической
идеологии и пропаганде. Характерными
чертами искусства этого
Социалистический реализм постепенно внедряется и в театральную практику, особенно во МХАТ, Малый театр и другие коллективы страны. Сложнее этот процесс идет в музыке, но и здесь ЦК не дремлет, публикуя в "Правде" статью с критикой творчества Д.Д.Шостаковича, которая подводит черту под искусством авангарда, заклейменного ярлыками формализма и натурализма. Эстетическая диктатура соцарта, социалистического искусства превращается в доминанту, которая в предстоящие пять десятилетий будет господствовать в огосударствленной культуре.
Однако художественная практика
30-40-х гг. оказалась значительно
богаче рекомендуемых партийных
установок. В предвоенный период
заметно повышается роль исторического
романа, проявляется глубокий интерес
к истории отечества и наиболее
ярким историческим персонажам: "Кюхля"
Ю. Тынянова, "Емельян Пугачев"
В.Шишкова, "Петр Первый" А. Толстого.
Советская литература в 30-е гг. достигла
и других значительных успехов. Были
созданы четвертая книга "Жизни
Клима Самгина" и пьеса "Егор
Булычев и другие" А.М. Горького,
четвертая книга "Тихого Дона"
и "Поднятая целина" М.А.Шолохова,
романы "Петр Первый" А.Н.Толстого,
"Как закалялась сталь" Н.А.Островского,
"Педагогическая поэма" А.С. Макаренко
и т.п. В эти же годы наступает
расцвет советской детской
В 30-е гг. создается собственная база кинематографии. Всей стране были известны имена кинорежиссеров: С.М.Эйзенштейна, М.И.Ромма, С.А.Герасимова, Г.Н. и С.Д.Васильевых, Г.В.Александрова. Появляются замечательные ансамбли (квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр), создается Государственный джаз, проводятся международные музыкальные конкурсы.
Таким образом, вторая половина
30-х гг. - это этап формирования сталинизма,
политизации культуры. Культ личности,
его негативное влияние на развитие
культуры достигают апогея, складывается
национальная модель тоталитаризма. В
целом культуру тоталитаризма характеризовали
подчеркнутая классовость и партийность,
отказ от многих общечеловеческих идеалов
гуманизма. Сложные культурные явления
сознательно упрощались, им давались
категоричные и однозначные оценки.
В период сталинизма особенно ярко
проявились такие тенденции в
развитии духовной культуры, как манипулирование
именами и историческими
В итоге оказалось
2.3 Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были подчиняться задачам борьбы с врагом. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Свой вклад в победу вносили представители всех направлений культуры. Многие из них отдали жизнь за Родину, за победу. Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры.
На первом этапе войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР в ней. Предпочтение было отдано оперативным формам культурной работы, таким как радио, кинематография, печать. Более тысячи писателей и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами.
Делу спасения Отечества
целиком и полностью посвятило
себя советское искусство. Необыкновенного
звучания в этот период достигли советская
поэзия и песня. Подлинным гимном
народной войны стала песня "Священная
война". Одним из ведущих жанров
литературы стала боевая лирическая
песня. "Землянка", "Вечер на
рейде", "Соловьи", "Темная ночь"
- эти песни вошли в золотую
сокровищницу советской песенной классики.
В годы войны было создано одно
из самых великих музыкальных
произведений XX века - 7-я симфония Д.Шостаковича,
посвященная героическим
В годы войны советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. В начальный период войны были опубликованы быстро ставшие популярными пьесы Л.Леонова "Нашествие", К.Симонова "Русские люди". Появились и такие известные и любимые многими и сегодня произведения отечественной литературы, как главы романа М.Шолохова "Они сражались за Родину", "Наука ненависти", повесть В.Василевской "Радуга". Сталинградской битве посвящены повести К.Симонова "Дни и ночи" и В.Гроссмана "Направление главного удара". О героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М.С.Шагинян и Ф.В.Гладкова. Во время войны были опубликованы первые главы романа А.Фадеева "Молодая гвардия". В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М.Исаковского, С.Щипачева, А.Твардовского, А.Ахматовой, А.Суркова, Б.Пастернака, М.Светлова, К.Симонова. Огромной популярностью пользовалась поэма А.Т.Твардовского "Василий Теркин". Начало Великой Отечественной войны возродили русскую патриотическую тему в кинематографе ("Александр Невский", "Суворов", "Кутузов"). Всего за годы войны были созданы 34 полнометражные картины и почти 500 киножурналов. На передовой линии фронта и в партизанских отрядах находилось более 150 кинооператоров.
Для культурного обслуживания фронта создавались фронтовые бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры. Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии, ансамбля песни и пляски Советской Армии, русского народного хора им.М.Пятницкого, солистов К.Шульженко, Л.Руслановой, А.Райкина, Л.Утесова, И.Козловского, С.Лемешева и мн. др.
Таким образом, несмотря на предшествующий Великой Отечественной войне период тоталитаризма в истории страны, жесткого идеологического давления на всю отечественную культуру, перед лицом трагедии, опасности чужеземного завоевания из подлинной культуры уходит идеологизированная лексика и на первый план выдвигаются вечные, глубинные, подлинно народные ценности. Отсюда поразительное единство культуры тех лет, стремление людей к защите своей Земли, ее традиций.
2.4 Послевоенная культура России
Переход от войны к миру
создавал благоприятные условия
для развития культуры, государственные
расходы на которую значительно
возрастали. В послевоенный период
многое в развитии культуры пришлось
начинать сначала. Однако уже в первую
послевоенную пятилетку было сделано
многое для восстановления и развития
системы народного образования.
Важнейшим результатом этой работы
стало введение в стране всеобщего
обязательного семилетнего
В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. В литературу вступило поколение фронтовиков, новый жизненный опыт которых нуждался в осмыслении. На документальной основе создаются роман А.Фадеева "Молодая гвардия" и "Повесть о настоящем человеке" Б.Полевого. Одним из первых попытался сказать правду о войне В.Некрасов в повести "В окопах Сталинграда". Но надеждам на освобождение культуры от давления официальной политики и идеологии в послевоенные годы не суждено было осуществиться. Литература и искусство по-прежнему рассматривались как средства воспитания масс. В искусстве была сделана установка на шедевры. Художественные музеи должны были экспонировать лишь высочайшие образцы отечественного искусства.
В кино такая политика привела к резкому сокращению числа новых фильмов. На экране значительное место заняли историко-биографические фильмы, зачастую схематичные и помпезные. Самое выдающееся кинопроизведение на историческую тему - фильм С.Эйзенштейна "Иван Грозный" был запрещен. В сложном положении оказались театры. Аншлаги военных лет сменились полупустыми залами. В большинстве театров на сцене возобладал бытовой жанр.
В целом послевоенная идейно-политическая
обстановка в стране не была вполне
благоприятной для развития культуры
и науки. Распространение получили
догматизм, цитатничество. Критерием
истины становились высказывания руководителей.
Изоляционистская политика советского
руководства подкреплялась
Первый всесоюзный съезд советских композиторов проявил стремление разделить композиторов на реалистов и формалистов. За несоответствие общим стандартам были подвергнуты критике и гонениям известные деятели культуры: режиссеры, композиторы. Наступление на формализм выключило из художественной жизни талантливых мастеров А.Осьмеркина, Р.Фалька, оставило тяжелые следы в творческой судьбе С.Герасимова, П.Корина, М.Сарьяна.
О положении в литературе
М.Шолохов говорил, что бедствием
остается серый поток бесцветных
произведений, который наводняет
последние годы книжный рынок. Расхожими
были сюжеты о конфликте новатора
с консерватором, о превращении
отсталого колхоза в передовой.
Образ зазнавшегося директора, которого
перевоспитывает новый
Хотя черты тоталитаризма долгое время продолжали существовать в культурной политике, это не означало отсутствие в художественной культуре советского периода инакомыслия. В последнее время читающей публике стали широко известны "Несвоевременные мысли" М.Горького, "Окаянные дни" И.Бунина. Протест против духовного гнета звучит в произведениях многих писателей и поэтов. Время произвело свой отбор. О многих произведениях, отмеченных в те годы Сталинской премией, ныне не вспоминают. Но остались в советской литературе "Золотая карета" Л.М.Леонова, "Далекие годы" К.Г.Паустовского, "Первые радости" и "Необыкновенное лето" К.А.Федина, "Звезда" Э.Г.Казакевича. В классику советского киноискусства вошли "Молодая гвардия" С.А.Герасимова и "Подвиг разведчика" Б.В.Барнета.
Информация о работе Советская культура: специфика и основные этапы развития