Советская культура: специфика и основные этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:22, реферат

Описание работы

Культура России всего ХХ века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?

Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в это время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Сложность анализа советской культуры в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

Содержание работы

Введение

1 Общая оценка специфики советской культуры

2 Основные этапы развития советской культуры

2.1 Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие

2.2 Отечественная культура в период тоталитаризма

2.3 Великая Отечественная война в истории отечественной культуры

2.4 Послевоенная культура России

2.5 Советская культура в период "Оттепели"

2.6 Культурная политика периода "Застоя"

Заключение

Файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document (3).docx

— 37.93 Кб (Скачать файл)

2.5 Советская культура  в период "Оттепели"

 

Разоблачение культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в  том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными  странами - все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о  лучшей жизни. Время с середины 50-х  до середины 60-х гг. вошло в историю  СССР под названием "оттепель. Само это понятие в социокультурном  плане имело два смысла:

 

- символический - оттепель  в культуре предшествовала и  способствовала оттепели в других  сферах общественной жизни;

 

- реальный - ослабление влияния  тотального режима на индивидуальный  процесс художественного творчества.

 

Эпоха перемен в советском  обществе совпала с глобальным социокультурным  поворотом. Во второй половине 60-х гг. активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому  философскому осмыслению и новому художественному  прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается  проблема ответственности "отцов" за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях "отцов и детей". Впервые  в истории советской культуры были поставлены вопросы: Какова роль советской интеллигенции в обществе? Каковы ее взаимоотношения с партией? Как следует оценивать культурное прошлое СССР?

 

Попытка ответа на эти вопросы  с разных историко-культурных позиций (ценностей) привела к расколу  творческой интеллигенции на традиционалистов (ориентированных на традиционные ценности советской культуры) и неоавангардистов (придерживающихся антисоциалистической направленности художественного творчества с опорой на буржуазно-либеральные  ценности постмодернизма, на разделение искусства на элитарное и массовое с идеей их диффузии).

 

В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма  нашло отражение в противостоянии консерваторов и демократов. Журналу "Новый мир", главным редактором которого был А.Т.Твардовский, принадлежит особая роль в духовной культуре этого времени. Он открыл для читателя имена многих крупных мастеров, именно в нем опубликован "Один день Ивана Денисовича" А.Солженицына.

 

Своеобразными центрами инакомыслия  стала деятельность театральных  коллективов "Современника" и "Таганки". Их постановки, всегда воспринимавшиеся с определенным подтекстом, были своего рода протестом против надвигавшегося неосталинизма. Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца 50-х гг. означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

 

Социокультурные истоки антисоциалистического  искусства имели уже собственную  основу. Характерен в этом смысле пример мировоззренческой эволюции Б.Пастернака, опубликовавшего на Западе роман "Доктор Живаго", где автор критически переосмысливает события Октябрьской  революции. Исключение Пастернака из Союза  писателей подвело черту в  отношениях между властью и художественной интеллигенцией.

 

Н.Хрущев четко сформулировал  задачу и роль интеллигенции в  общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве и быть ее "автоматчиками". Контроль за деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством "установочных" встреч руководителей  страны с ведущими деятелями культуры. Время хрущевской "оттепели" прямо  и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили  характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их "скрытного  подтекста", третьи не смогли уже  выражать коренных интересов народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов партийно-государственного аппарата. Все это вызвало неадекватные реальной действительности художественные произведения, где доминировали идеалы демократического социализма.

 

В целом "оттепель" оказалась  не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись  грубым административным вмешательством, и к середине 60-х гг. "оттепель" сошла на нет, но ее значение выходит  за рамки кратких всплесков культурной жизни. В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении  сталинизма, началось возвращение культурного  наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. В годы "оттепели" сформировались "шестидесятники", поколение интеллигенции, которое  впоследствии сыграло важную роль в  перестройке.

 

2.6 Культурная политика  периода "Застоя"

 

 

Более 20 лет в советской  истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась  противоречивыми тенденциями. С  одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства  страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов. За этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили  серьезные изменения:

 

- благодаря научно-техническому  и информационному прогрессу  произошел раскол и переориентация  общественного сознания, особенно  среди молодежи, к традиционным  ценностям русской культуры и  к западным образцам жизни;

 

- нечеткая разобщенность,  которая наблюдалась среди творческой  интеллигенции, приобрела достаточно  ясные очертания противостояния  двух культур - официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась  с высшими эшелонами власти) и  национально-демократической (появление  и развитие новой народной  интеллигенции как великорусской,  так и в союзных республиках,  автономиях и областях).

 

Существенной особенностью социокультурной модели "застоя" было начало возрождения национальных традиций "снизу". Процесс "очищения" ядра русской культуры происходит через  развитие городской культуры, объективно направленной на возрождение традиционных обрядов и ценностей, и через  художественное творчество "деревенщиков", показавших самобытность и жизнеспособность русского села.

 

С приходом нового политического  руководства (Л.И.Брежнева) ускорился  процесс размежевания интеллигенции. Важным поворотным моментом стал арест  в 1965 г. писателей А. Синявского и  Ю. Даниэля по обвинению в антисоветской  деятельности. Эта деятельность сводилась  к публикации под псевдонимами на Западе нескольких литературных произведений.

 

Усиление административного  нажима можно проследить в различных  сферах культурной жизни. Трудные, порой  невыносимые условия создавались  для работы педагогов-новаторов, вне  критики оказывались произведения или научные работы авторов, занимавших высокие посты. Росло число талантливых  произведений, не укладывавшихся в  установленные каноны и потому не дошедших до читателя или зрителя. Политическая неблагонадежность была достаточным  основанием, чтобы ученый, писатель или художник лишался возможности  заниматься творчеством. Некоторые  творческие деятели из-за невыносимых  условий работы покинули Родину. Все  это вело к разбазариванию интеллектуальных и творческих сил советского общества. В целях регулирования тематики художественных произведений с середины 70-х гг. была введена система государственных заказов, прежде всего в области кинематографии. Возросло влияние цензурного пресса.

 

Несмотря на все сложности  и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х гг. отличалась разнообразием  и богатством. В литературе и искусстве  продолжали жить идеалы гуманизма и  демократии, звучала правда о настоящем  и прошлом советского общества. Были созданы высокохудожественные произведения о Великой Отечественной войне (Ю.В.Бондарев "Горячий снег", Б.Л.Васильев "А зори здесь тихие..."). Художественные произведения тех лет не только более  смело раскрывали конфликты и  события минувшей войны, но и заостряли  свое внимание на судьбе отдельно взятого  человека на войне. Содержание большинства  произведений не оставляло равнодушным  никого, ибо речь в них шла о  проблемах общечеловеческих. Писатели-"деревенщики" не только зафиксировали глубокие изменения  в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную  сторону этих сдвигов, коснувшихся  изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений  младшим. Особое место в искусстве  заняли книги и фильмы В.М.Шукшина, выводившего образы "странных" людей из народа и отразившего  перелом в их сознании под влиянием наступления городской культуры на сельскую.

 

70-е гг. были временем  подъема советского театрального  искусства. Особенной популярностью  у передовой общественности пользовался  Московский театр драмы и комедии  на Таганке. Среди других коллективов  выделялись Театр имени Ленинского  комсомола, театр "Современник", Театр им. Е. Вахтангова. Центром  музыкальной жизни оставался  Академический Большой театр  в Москве. На весь мир гремело  имя Д.Ф.Ойстраха, одного из ведущих  скрипачей современности, создателя  советской скрипичной школы. Мировую  популярность приобрело исполнительское  искусство пианистов С.Т.Рихтера  и Э.Г.Гилельса, скрипача Л.Когана.

 

В эти годы началась так  называемая "магнитофонная революция". Песни прославленных бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки. Повсеместно возникали  молодежные клубы самодеятельной песни. Симпатии молодежи все более завоевывали  эстрадные вокально-инструментальные ансамбли.

 

Выделились два пласта в художественной культуре - официальный  и неофициальный, то есть поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная им. Узкие рамки  официально дозволенных идей, тем  и форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей. Избавление общества от страха, охватившего общество во время культа личности, и появление  технических возможностей распространения  привели к расширению неофициальной  культуры. Своеобразным феноменом неофициальной  культуры стали "кухонные" диспуты  московской интеллигенции, а также  возобновление споров западников и  славянофилов.

 

Заключение

 

 

Отечественная культура в  эпоху революции отразила всю  сложность и противоречивость переживаемого  исторического периода. Россия пыталась найти ответ на вопрос о судьбах  своей культуры. В этот период Россия обладала богатейшим культурным наследием, культурными ценностями мирового уровня, но отсутствие в российском обществе достаточно широкого среднего культурного  слоя, который являлся основой  многих цивилизационных процессов, определило одну из серьезных особенностей культурной ситуации в России начала XX века. Она выражалась в существовавшем разрыве между духовным ренессансом  и бушевавшей реальностью жизни, в которую вовлекались широкие  народные массы. Эта особенность  общественно-культурной жизни России была одной из причин, определившей отношение к культуре пролетарской власти после Октября 1917 года.

 

Таким образом, советская  культура - сложнейшее и неоднозначное  явление. С одной стороны, она  всегда определяла тенденции социокультурного процесса в мире, с другой - оказывалась  под влиянием западной культуры в  широком смысле этого слова. Отечественная  культура в эту эпоху прошла несколько  наиболее существенных этапов: первое послеоктябрьское десятилетие, период тоталитаризма, период Великой Отечественной  войны, послевоенный период, период "Оттепели" и периода "застоя". На всех этих этапах проявилась большая роль государства  в развитии культуры, относительная  пассивность населения, большой  разрыв между культурой масс и  ее наиболее выдающихся представителей. Противоречивый характер развития культуры в советский период привел к накоплению многочисленных противоречий, разрешение которых еще не завершено.

 

Русская культура издавна  играла важную роль в этом процессе. У России особая цивилизующая и организующая функция в мировом социокультурном  пространстве. Русская культура доказала свою жизнеспособность, подтвердила, что  развитие демократии, нравственное очищение невозможны без сохранения и приумножения накопленного культурного потенциала.

 

Россия - страна великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, идеальных  устремлений к общечеловеческим ценностям, не может не быть одним  из самых активных созидателей культуры мира.


Информация о работе Советская культура: специфика и основные этапы развития