Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:22, реферат
Культура России всего ХХ века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?
Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в это время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
Сложность анализа советской культуры в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.
Введение
1 Общая оценка специфики советской культуры
2 Основные этапы развития советской культуры
2.1 Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие
2.2 Отечественная культура в период тоталитаризма
2.3 Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
2.4 Послевоенная культура России
2.5 Советская культура в период "Оттепели"
2.6 Культурная политика периода "Застоя"
Заключение
2.5 Советская культура в период "Оттепели"
Разоблачение культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Время с середины 50-х до середины 60-х гг. вошло в историю СССР под названием "оттепель. Само это понятие в социокультурном плане имело два смысла:
- символический - оттепель
в культуре предшествовала и
способствовала оттепели в
- реальный - ослабление влияния
тотального режима на
Эпоха перемен в советском
обществе совпала с глобальным социокультурным
поворотом. Во второй половине 60-х гг.
активизируется молодежное движение,
противопоставившее себя традиционным
формам духовности. Впервые глубокому
философскому осмыслению и новому художественному
прочтению подвергаются исторические
итоги XX столетия. Все чаще поднимается
проблема ответственности "отцов"
за катастрофы века, в полную мощь начинает
звучать роковой вопрос об отношениях
"отцов и детей". Впервые
в истории советской культуры
были поставлены вопросы: Какова роль
советской интеллигенции в
Попытка ответа на эти вопросы с разных историко-культурных позиций (ценностей) привела к расколу творческой интеллигенции на традиционалистов (ориентированных на традиционные ценности советской культуры) и неоавангардистов (придерживающихся антисоциалистической направленности художественного творчества с опорой на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма, на разделение искусства на элитарное и массовое с идеей их диффузии).
В художественной литературе
противоречия в рамках традиционализма
нашло отражение в
Своеобразными центрами инакомыслия стала деятельность театральных коллективов "Современника" и "Таганки". Их постановки, всегда воспринимавшиеся с определенным подтекстом, были своего рода протестом против надвигавшегося неосталинизма. Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца 50-х гг. означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.
Социокультурные истоки антисоциалистического
искусства имели уже
Н.Хрущев четко сформулировал
задачу и роль интеллигенции в
общественной жизни: отражать возрастающее
значение партии в коммунистическом
строительстве и быть ее "автоматчиками".
Контроль за деятельностью художественной
интеллигенции осуществлялся
В целом "оттепель" оказалась
не только кратковременной, но и достаточно
поверхностной, не создала гарантий
против возврата назад, к сталинской
практике. Потепление не было устойчивым,
идеологические послабления сменялись
грубым административным вмешательством,
и к середине 60-х гг. "оттепель"
сошла на нет, но ее значение выходит
за рамки кратких всплесков
2.6 Культурная политика периода "Застоя"
Более 20 лет в советской истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов. За этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные изменения:
- благодаря научно-техническому
и информационному прогрессу
произошел раскол и
- нечеткая разобщенность,
которая наблюдалась среди
Существенной особенностью социокультурной модели "застоя" было начало возрождения национальных традиций "снизу". Процесс "очищения" ядра русской культуры происходит через развитие городской культуры, объективно направленной на возрождение традиционных обрядов и ценностей, и через художественное творчество "деревенщиков", показавших самобытность и жизнеспособность русского села.
С приходом нового политического руководства (Л.И.Брежнева) ускорился процесс размежевания интеллигенции. Важным поворотным моментом стал арест в 1965 г. писателей А. Синявского и Ю. Даниэля по обвинению в антисоветской деятельности. Эта деятельность сводилась к публикации под псевдонимами на Западе нескольких литературных произведений.
Усиление административного
нажима можно проследить в различных
сферах культурной жизни. Трудные, порой
невыносимые условия
Несмотря на все сложности
и противоречия, литературно-художественная
жизнь 70-х гг. отличалась разнообразием
и богатством. В литературе и искусстве
продолжали жить идеалы гуманизма и
демократии, звучала правда о настоящем
и прошлом советского общества. Были
созданы высокохудожественные произведения
о Великой Отечественной войне
(Ю.В.Бондарев "Горячий снег", Б.Л.Васильев
"А зори здесь тихие..."). Художественные
произведения тех лет не только более
смело раскрывали конфликты и
события минувшей войны, но и заостряли
свое внимание на судьбе отдельно взятого
человека на войне. Содержание большинства
произведений не оставляло равнодушным
никого, ибо речь в них шла о
проблемах общечеловеческих. Писатели-"деревенщики"
не только зафиксировали глубокие изменения
в сознании, морали деревенского человека,
но и показали более драматичную
сторону этих сдвигов, коснувшихся
изменения связи поколений, передачи
духовного опыта старших
70-е гг. были временем
подъема советского
В эти годы началась так
называемая "магнитофонная революция".
Песни прославленных бардов записывались
в домашних условиях и передавались
из рук в руки. Повсеместно возникали
молодежные клубы самодеятельной песни.
Симпатии молодежи все более завоевывали
эстрадные вокально-
Выделились два пласта в художественной культуре - официальный и неофициальный, то есть поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная им. Узкие рамки официально дозволенных идей, тем и форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей. Избавление общества от страха, охватившего общество во время культа личности, и появление технических возможностей распространения привели к расширению неофициальной культуры. Своеобразным феноменом неофициальной культуры стали "кухонные" диспуты московской интеллигенции, а также возобновление споров западников и славянофилов.
Заключение
Отечественная культура в эпоху революции отразила всю сложность и противоречивость переживаемого исторического периода. Россия пыталась найти ответ на вопрос о судьбах своей культуры. В этот период Россия обладала богатейшим культурным наследием, культурными ценностями мирового уровня, но отсутствие в российском обществе достаточно широкого среднего культурного слоя, который являлся основой многих цивилизационных процессов, определило одну из серьезных особенностей культурной ситуации в России начала XX века. Она выражалась в существовавшем разрыве между духовным ренессансом и бушевавшей реальностью жизни, в которую вовлекались широкие народные массы. Эта особенность общественно-культурной жизни России была одной из причин, определившей отношение к культуре пролетарской власти после Октября 1917 года.
Таким образом, советская культура - сложнейшее и неоднозначное явление. С одной стороны, она всегда определяла тенденции социокультурного процесса в мире, с другой - оказывалась под влиянием западной культуры в широком смысле этого слова. Отечественная культура в эту эпоху прошла несколько наиболее существенных этапов: первое послеоктябрьское десятилетие, период тоталитаризма, период Великой Отечественной войны, послевоенный период, период "Оттепели" и периода "застоя". На всех этих этапах проявилась большая роль государства в развитии культуры, относительная пассивность населения, большой разрыв между культурой масс и ее наиболее выдающихся представителей. Противоречивый характер развития культуры в советский период привел к накоплению многочисленных противоречий, разрешение которых еще не завершено.
Русская культура издавна
играла важную роль в этом процессе.
У России особая цивилизующая и организующая
функция в мировом
Россия - страна великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, идеальных устремлений к общечеловеческим ценностям, не может не быть одним из самых активных созидателей культуры мира.
Информация о работе Советская культура: специфика и основные этапы развития