Современный русский язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:58, доклад

Описание работы

Современный русский язык по происхождению связан с общеславянским. На основе общеславянского языка образовались восточнославянский( древнерусский) язык, а также языки южнославянской группы( болгарский, сербский и др.) и западнославянской( польский, словацкий, чешский и др.).
На основе восточнославянского единого языка древнерусской народности возникло три самостоятельных языка: русский, белорусский и украинский, которые с образованием нации оформились в национальные языки.

Файлы: 1 файл

русский язык и культура речи (1).docx

— 53.47 Кб (Скачать файл)

При общении в  первую очередь учитываются особенности  речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила  речевого поведения, система речевых  формул общения. Речевой этикет имеет  национальную специфику. Каждый народ  создал свою систему правил речевого поведения.

Знание особенностей национального этикета, его речевых  формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными  партнерами.

Любой акт общения  имеет начало, основную часть и  заключительную:

- знакомство;

- визитные карточки;

- приветствия;

- приглашения  и поздравления;

- формулы сочувствия  и утешения;

- выражение благодарности;

- замечание, предупреждение;

- обращение с  просьбой;

- согласие. Разрешение;

- отказ;

- комплимент.

Обращение испокон  веков выполняло несколько функций. Главная из них - привлечь внимание собеседника. Это - вокативная функция. Обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными.

Глава 4. Речевое общение

Общение дает возможность  человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение  помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать  их.

Проблемами общения  занимаются представители разных наук - философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети  состоит из речевого. Именно при  помощи речи чаще всего происходит общение между людьми.

Особенность речевой  деятельности заключается в том, что она всегда включается в более  широкую систему деятельности как  необходимый и взаимообусловленный  компонент.

Проблемами речевого общения занимаются многие лингвистические  дисциплины: когнитивная лингвистика, теория речевого воздействия, теория речевых  актов (ТРА), прагматика, психолингвистика, культура речи и др.

Отметим, что наряду с термином общение широкое распространение  получило слово коммуникация. Коммуникация - общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т.д. - специфическая форма  взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

4.1 Основные  единицы речевого общения

Исследователи выделяют и описывают основные единицы  общения - речевое событие, речевую  ситуацию, речевое взаимодействие.

Под речевым событием понимается протекающий в контексте  речевой ситуации дискурс. Речевое  событие, как следует из его определения, включает два основных компонента:

1) словесную речь  и то, что её сопровождает, т.е.  дискурс;

2) условия, обстановку, в которой происходит речевое  общение между участниками.

Речевая ситуация, т.е. ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет  важную роль в речевом общении.

Различаются канонические и неканонические речевые ситуации.

Каноническим  считаются ситуации, когда время  произнесения синхронно времени  его восприятия, т.е. определен момент речи.

Неканонические  ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время  произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т.е. временем восприятия.

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное  явление. Чтобы понять его суть, прежде всего следует уяснить, что такое  речевая деятельность.

Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку  она является частью общественной деятельности человека. В процессе ( вербального ) взаимодействия субъектов участвуют  их мышление, воля, эмоции, память - речемыслительная, модальная ( волевая ), эмоциональная, интенцианальная ( намеренческая ), когнитивная ( понятийная) сферы. Речевая деятельность, как  и любая другая деятельность, складывается из процессов, которые обеспечивают, делают возможным осуществление  акта речи. Речь, высказывание - продукт  речевой деятельности, её порождение. Речевая деятельность чаще всего  преследует какую-то цель, поэтому важен  результат. Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией.

4.3 Эффективность  речевой коммуникации

Под эффективной  речевой коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации  передаваемого сообщения.

Основные принципы сформулированные в научной и  методической литературе.

Принцип равной безопасности, предполагающий непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене.

Принцип децентрической направленности, означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны  вступили во взаимодействие.

Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, т.е. непричинение ущерба сказанному путем  намеренного искажения смысла.

Различаются два  вида слушания. Один из них называется нерефлексивным. Он состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться  в речь собеседника своими замечаниями. Другой вид слушания - рефлексивный. Суть его заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных  условий для общения, в обеспечении  правильного и точного понимания  собеседниками друг друга.

Осмысление и  применение принципов хорошего слушания поможет вам наладить контакт  с оппонентом, понять его точку  зрения, вникнуть в суть разногласий  между вами, позволит сделать диалог более плодотворным.

5.1 Понятие  об ораторском искусстве

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего  понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи с  целью оказания желаемого воздействия  на аудиторию.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся  науку о красноречии и учебную  дисциплину, излагающую основы ораторского  искусства.

В красноречии  искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных  способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально - эмоциональное творчество публичной  речи.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально - политической.

Отметим ещё одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический  характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика - вот науки, на которые опирается  ораторское искусство.

Ораторское искусство  никогда не было однородным. Исторически  в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные  роды и виды. В отечественных риториках  выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическая, академическая, судебная, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное).

К социально - политическому  красноречию относят выступление, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права и  т.д.;

к академическому - учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщение;

к судебному - речи, произносимые участниками судебного  процесса - прокурором, адвокатам, обвиняемым и др.;

к социально бытовому - приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т.п.;

к богословско - церковному - проповеди, речи на соборе.

5.2 Оратор  и его аудитория

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее  условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Контакт - это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим  и слушателями. Совместную мыслительную деятельность оратора и у аудитории  учёные называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно  так же и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время  выступления должны испытывать сходные  чувства. Контакт между оратором и аудиторией возникает в том  случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью  и испытывают сходные переживания.

Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими - положительная реакция  на слова выступающего, внешнее выражение  внимания у слушателей.

Форма преподнесения  материала существенно влияет на взаимоотношение оратора и аудитории.

Очень важно, чтобы  каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал  свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретённые  риторические навыки и умения.

5.3 Подготовка  речи: выбор темы, цель речи

Подготовка к  выступлению - очень важное и ответственное  дело в деятельности оратора.

Подготовка к  конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его  индивидуальных особенностей, от состава  аудитории, в которой предстоит  выступать и т.д.

Подготовка к  любому выступлению начинается с  определения темы речи. Выбрав тему, надо подумать, а её формулировке. Название речи должно быть ясным, чётким, по возможности  кратким.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Надо иметь  в виду, что выступающему следует  формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Чёткая формулировка целевой установки  облегчает восприятие ораторской речи, определённым образом настраивает  слушателей. Именно так и поступили  выдающиеся ораторы разных времён.

5.4 Основные  приёмы поиска материала

После определения  тематики выступления, его цели следует  этап поиска и отбора материала.

Методической  литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые  идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К  ним относятся:

- официальные  документы;

- научная, научно - популярная литература;

- справочная литература: энциклопедии, словари по различным  отраслям знаний, лингвистические  словари, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библио - графические указатели;

- художественная  литература;

- статьи из  газет и журналов;

- передачи радио  и телевидения;

- результаты социологических  опросов;

- собственные  знания и опыт;

- личные контакты, беседы, интервью;

- размышления  и наблюдения.

Чтобы выступление  получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

Важнейший этап подготовки ораторской речи - изучения отобранной литературе.

Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с  теми знаниями, которые были получены ранние. Это помогает анализировать  и систематизировать материал, делать необходимые выводы.

При подготовке к  лекции докладу нужно обязательно  делать соответствующие записи прочитанного.

Чтение - это не такое простое дело, как может  показаться на первый взгляд. При чтении появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли.

5.5 Начало, завершение и развёртывание речи

В теории ораторского  искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение  его отдельных частей и отношение  каждой части ко всему выступлению  как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие  по смыслу слова построение, структура.

Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в  котором будет излагаться материал, т. е. составить план. По определению  толкового словаря русского языка, план - это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения.

На разных этапах подготовки речи составляются различные  по цели назначению планы. Так, после  выбора темы выступления рекомендуется  составить предварительный план будущей печи. Предварительный план, который помогает более целенаправленно  подбирать литературу и отбирать фактический материал для выступления.

После того, как  изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его написании  необходимо не только выделить вопросы  выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. Рабочий план даёт возможность судить о содержании выступления, его структуре.

На основе рабочего плана оратору рекомендуется  составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Формулировки пунктов  основного плана должны быть предельно  чёткими и ясными.

По структуре  планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части  изложения темы. Простой план можно  превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также  вступление, главную часть, заключение.

Информация о работе Современный русский язык