Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 22:05, контрольная работа
Цель работы – выявить особенности быта и нрава средневекового человека, определить его ментальность. При достижении данной цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть характерные признаки средневековой жизни;
- выявить типичные черты личности средневекового человека.
- показать соотношение ментальности с культурной ситуацией в средневековье.
Введение…………………………………………………………….….…..3
1 Культура быта…………………………………………………….….…..4
2 Ментальность …………………………………………………….….….17
3 Средневековая ментальность как тип культуры…………………..….21
Заключение……………………………………………………………......26
Список литературы………………………………………………….……28
Федеральное агентство по образованию
Пензенская государственная технологическая академия
Кафедра философии
Контрольная работа по культурологии
на тему «Средневековая ментальность, быт и нравы»
Выполнил: студентка группы 15УК1бзи,
Мурзабаева Л.А.,
Проживающая по адресу
Самарская область, Красноглинский район, п. Береза, квартал 3, д. 7, кв.82.
Тел. 89608151837
Проверил: Дорошин Б. А., к.и.н.,
доцент кафедры «Философия»
Пенза, 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Культура быта……………………………………………
2 Ментальность ……………………………………………
3 Средневековая ментальность
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что средневековье — пестрый конгломерат народов и стран — представляет все-таки единую цивилизацию. Его общественно-экономический строй (по крайней мере в крупных и развитых странах Европы) - феодализм; средневековые европейцы — христиане, их мировосприятие теоцентрично, т. е. сводит все сущее к промыслу всемогущего Бога. Трудно найти в истории более противоречивую, более сложную культуру, чем культура средних веков.
Мир средневековья беден и скуден, а нравы жестоки. Человек раннего средневековья сочетал в своей жизни порядки поздней античности и варварства, христианства и язычества. Каждый обряд был обращением к богам: праздничный – с восхвалением, военный – с просьбой о победе, накануне охоты – с просьбой о добыче. Обряд инсценировал миф как вариант исторической памяти. Тем самым память рода, общины, каждый раз воспроизводилась и словом и действием.
Термин «средневековье» условен. Итальянские гуманисты противопоставляли «темным» средним векам золотой век античности (культурный канон) и современность, когда происходит восстановление классики. Это идеологическое разделение стало полезным обозначением эпохи, когда язычество и монотеизм, община и государство, город и деревня, универсализм и замкнутость, книжность и неграмотность сталкивались как поляризованные и равномощные силы.
Цель работы – выявить особенности быта и нрава средневекового человека, определить его ментальность. При достижении данной цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть характерные
- выявить типичные черты
- показать соотношение ментальности с культурной ситуацией в средневековье.
1 Культура быта
Для средневекового человека тело – временное пристанище души, а дом – временное укрытие для тела. После разрушения Римской империи строительство в Европе практически замерло. Пришедшие варвары принесли простую технику строительства, использовали чуждые античности материалы – дерево, глину, солому. Нестабильность жизни приводила к постройке из таких недолговечных материалов недолговечных жилищ. Поэтому почти не сохранились свидетельства о внешнем и внутреннем убранстве жилищ простонародья. Упоминается лишь «землянка или крохотная избушка» дровосека, углежога, крестьянина. Более известны описания жилищ знати. Многокомнатные помещения были большой редкостью. Дворцы королей и знати состояли, как правило, из одного помещения – «залы», комнаты-кухни с очагом, единственным источником тепла. И хозяева, и дети, и слуги укладывались спать на полу, или сундуках и скамьях. Вождь и его дружина после пира ложились на скамьи, на которых сидели за пиршественным столом. Кровати получили распространение в Европе только к концу раннего средневековья, и то лишь в домах знати.
После 1000 года Европу охватил строительный бум. Прежде всего, это выразилось в строительстве церквей, но затронуло и другие сферы. Улучшилось качество инструментов, была возрождена техника работы со строительным камнем. Развитие городов вызвало к жизни новый тип построек – небольшие каменные дома, тесно примыкающие друг к другу. Жилые помещения, как правило, находились в задней половине дома, а переднюю половину занимала лавка хозяина и его мастерская. Внутреннее убранство городского дома в обязательном порядке включало в себя отдельную кухню со своим очагом.
Развитие феодализма и наступление эпохи рыцарства привело к изменениям в строительстве. Богатые сеньоры всех рангов начали строить в своих владениях замки, каменные дома-крепости, служившие в равной степени для жилья и для обороны от врага. Зримым символом могущества владельца замка был донжон – центральная башня замка, возвышавшаяся над толстыми крепостными стенами. Другие строения, возводившиеся в замке, были многокомнатными, хотя по-прежнему сохранялась центральная «зала» с очагом, главное жилое помещение, служившее и гостиной, и столовой.
Спальни в замках стали устраивать раздельные, но отдельными спальнями пользовались только хозяева замка и самые почетные гости. Кровати в спальнях устраивались очень широкими, и хозяева спали на них вместе с гостями. Такая практика диктовалась не только необходимостью проявить уважение, но и практическими соображениями – в каменных помещениях, лишенных системы отопления, спящие в постели согревали друг друга.
Внутреннее убранство дома было скудным. Пол – чаще всего земляной, только во дворце богатого феодала, епископа или короля можно было встретить вымощенный каменными плитами пол. Земляной или каменный пол, для избавления от сырости и холода, устилали соломой. В домах состоятельных людей солому могли заменить циновками.
Холодный климат в северной части Европы не позволял делать широкие окна. Такое окно было не рационально и с точки зрения обороны. Поэтому и в домах знати, и в домах горожан окна делались узкими. Оконные переплеты затягивались промасленной тканью, в богатых домах – слюдой. Стекло в Европе было очень дорогим и всегда небольших размеров. Так что витражные стекла, которыми знамениты дома и соборы средневековья, были не столько эстетической, сколько практической необходимостью.
В бедных домах зачастую окон не делали вообще, либо затягивали крошечное окно рыбьим пузырем. Так что солнечный свет мог проникать в окна только летом, когда рамы вынимали из оконных проемов и прятали до зимы. На юге Европы, напротив, комнаты в доме должны были обеспечить укрытие от яркого солнца, поэтому там окна очень рано стали делать с деревянными ставнями.
В больших домах центральную залу, помимо очага, освещали примитивные масляные светильники – металлические или глиняные плошки, в которых плавал фитиль. В небольших помещениях на стенах горели лучины, дававшие больше дыма, чем света. Свечи были преимущественно атрибутом богатых домов, церквей и библиотек. Воск был дорог и использовался, как правило, для освещения соборов. Свечи (как и очаги) сильно коптили, поэтому стены и потолки в средневековых домах были черны от копоти и сажи. Но это были мелочи, на которые не обращали внимания. Если личная гигиена была предметом, недостойным внимания, то понятия «гигиена дома» и вовсе не существовало.
Уборных и канализации в средневековом доме не было. Во дворе делали выгребную яму или строили отхожее место. Кухонные помои хозяйка выплескивала из окна прямо на улицу, воду носили из колодцев или из реки.
Основной мебелью в домах были скамьи, лавки, грубый стол. Шкафов не было, их место занимали огромные сундуки, которые ночью можно было использовать вместо кровати. В сундуках хранили утварь, посуду, одежду.
Главной чертой средневекового дома (до эпохи Возрождения), – и крестьянского жилища, и дома купца, ремесленника, и королевского дворца – была невозможность уединения. Отделялась только жилая часть от подсобных помещений и кухни. В единственной жилой комнате все находились на глазах у всех. Однако психологического дискомфорта никто не испытывал: в отличие от современности, средневековый человек не воспринимал себя вне семьи. Возможная изоляция тяготила его. Одиночество (и уединение как одна из его форм) – скорее проклятие, чем благо для средневекового человека, привыкшего рассчитывать на поддержку семьи, от которой нет никаких тайн. Средневековье прошло под знаком семейственности, и устройство дома лишь подтверждает это.
Внешний облик. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Одежда, кроме своей главной функции – защиты человеческого тела от неблагоприятных погодных воздействий, – выполняла и «нематериальные» функции. Одежда была «языком» культуры, демонстрировала общественные представления о целомудрии и стыдливости, роскоши и богатстве, социальном престиже, рассказывая о своем владельце очень многое.
Каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Подобный символизм продолжал традиции раннего средневековья.
Мода также диктовала свои требования в отношении цвета. Его выбор определялся иерархическими соображениями. Больше всего ценился красный – «цвет цвета». Помимо красного в одежде предпочитали белый и зеленый цвета. Желтый не отличали от золотого и употребляли очень умеренно. Голубой стал восприниматься как изысканный цвет только во времена правления Людовика Святого, а до этого он обычно предназначался для будничной одежды, так же как серый, черный, коричневый.
Вообще-то, в Средние века в цветах разбирались гораздо лучше, нежели в античную эпоху или в наше время. Каждый цвет оценивался по степени яркости. Красный, белый, желтый «излучали больше света» и поэтому считались самыми изысканными, а те краски, которые отсутствие технических знаний не позволяло сделать «светящимися», оставались в забвении. Люди средневековья в голубом цвете видели безвкусную бледность, в сером – нечто грязное или неопределенное, в коричневом – слишком темный тон, в черном – мертвое, тяжелое, отсутствие цвета как такового.
Одежде придавалось социальное значение: одевались в соответствии со своим положением или сословием. Крестьяне, как правило, носили одежду из домотканого полотна, грубого холста. Одеяние состояло из нижней рубашки, доходящей почти до колена, с узкими рукавами, а также узких штанов, которые на нижней части ног крепились повязками (если человек ходил босой или в обуви, состоящей из кусков кожи с подвязными ремнями) или заправлялись в короткие сапожки. Женщины носили нижнюю длинную (до щиколотки) рубашку и поверх нее – платье-тунику с короткими или длинными рукавами.
Одежда высших сословий (и мужская, и женская) от крестьянской отличалась качеством ткани и украшениями. Нижняя рубашка шилась, как правило из тонкого льна или шелка, верхняя одежда – из парчи, бархата, позже – сукна. Золотая вышивка, украшение драгоценными камнями, сочетание нескольких цветов в одном платье демонстрировали высокого положение обладателя одежды.
Для крепления одежды использовались золотые цепочки и специальные застежки, украшенные ценными камнями. В качестве дополнительных украшений использовались браслеты, цепочки, кольца и т.п.
Типичная обувь для мужчин – полусапоги, редко – башмаки. Башмаки в основном носили женщины, причем преимущественно красного цвета.
С XII в. распространилась мода на меха, которые внесли в общество «яд кичливой гордости и тщеславия».
Таким образом, вид и объем ткани, расцветка, разнообразие узоров и аксессуаров, количество деталей костюма – все свидетельствовало о положении личности внутри определенной группы и о месте этой группы в обществе. Одеваться богаче, чем принято в данной социальной категории, считалось проявлением гордости или признаком упадка. Для аристократии особенно важно было одеваться так, чтобы подчеркнуть сословную разницу и привилегии, полученные от рождения или связанные с принадлежностью к дворянству.
Нравы. Самые страшные пороки того времени – предательство, гордыня, зависть. Предатель – это вассал, изменивший клятве, он отождествлялся с Иудой, предавшим своего учителя. Но предательство не являлось только сеньориальным грехом, а распространялось и на другие слои общества. Клятва, приносимая бюргерами, устанавливала между ними отношения верности, а причинивший вред общине клятвопреступник изгонялся из нее. Истинно феодальным грехом считалась гордыня; заботясь о славе и престиже, рыцари без устали соперничали на поле боя и турнирах, творили кровную месть. Гордыня была и «матерью всех пороков», воспринимаемая как раздутый индивидуализм, стремление возвысится над окружением. Каждый приставлен к определенному месту и делу, принадлежит к своему сословию и должен довольствоваться тем, что имеет. Поэтому завидовать положению, состоянию, богатству другого – величайший грех, посягательство на божественные установления. Конечно, этот порок присущ в первую очередь крестьянам и бедноте. Бунтуя и поднимая восстания, они стремятся встать вровень с господами. Обвинение в зависти неизменно выносится всем вождям народных восстаний.