Средневековье - специфическая культурная эпоха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является раскрытие специфики и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития культуры, следующей после античности. Анализ культурной специфики (в данном случае средневековой) чрезвычайно важен не только в плане ознакомления, но и всеобщего понимания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД, НАЗЫВАЕМЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ…………….. 5
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ…………………………………………... 6
ИСКУССТВО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ…… 12
ЦЕРКОВЬ И НАУКА…………………………………………………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………. 20
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………... 21

Файлы: 1 файл

средневековье - специфическая культурная эпоха2.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3

Исторический  период, называемый средневековьем…………….. 5

Культура  средневековой Европы…………………………………………... 6

Искусство переходного периода и раннего  средневековья…… 12

Церковь и наука…………………………………………………………………… 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………. 20

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………... 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Термин "средневековье" возник в эпоху  Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как  мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего  упадка, лежащее посередине между  блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской  культуры, возрождением античных идеалов.

Целью моего  реферата является раскрытие специфики и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития культуры, следующей после античности. Анализ культурной специфики (в данном случае средневековой) чрезвычайно важен не только в плане ознакомления, но и всеобщего понимания.

Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  эпоха средних веков характеризовалась закатом классической греко-римской культуры и резким усилением влияния церкви на всю духовную жизнь общества.

В X—XI вв. происходит важнейшее в истории  Западной Европы событие — в ней  снова начинают расти старые города и возникать новые. Рост городов  стал признаком того, что начался  новый период средних веков, что  Европа сделала большой шаг вперед.

Чтобы поднялись  средневековые города, требовались  определенные условия. Во-первых, сельское хозяйство должно так усовершенствоваться, чтобы в силах крестьянина  оказалось прокормить не только себя, свою семью и сеньора, но и горожанина. Город не может появиться там, где не хватает продовольствия. А  продовольствия будет много, только если крестьянин спокойно трудится на своей земле, не ожидая каждую минуту набегов неприятеля, если он копит  навыки деревенского труда и передает их своим сыновьям, а те — внукам. Нужно, чтобы мысли крестьянина  были заняты улучшением орудий труда, приемов обработки земли, содержания скота, а не тем, как бы побыстрее  убежать в ближайший лес при  появлении очередного супостата.

А раз  так, то возникновение слоя профессиональных воинов, образование государств, способных  отбить нападения венгров или  норманнов, тоже можно отнести к  важнейшим предпосылкам появления  городов в Европе.

Люди  неохотно меняют привычный образ  жизни, и, следовательно, нужна была какая-то сила, как бы выталкивающая  людей из деревни даже против их воли. Такими силами были малоземелье, с одной стороны, рост населения  — с другой.

В X—XI вв. возникают целые поселения, в  которых большинство жителей, не располагая должным количеством  земли, занимаются ремеслом. Они снабжают качественными изделиями всю  округу. Из таких поселений и образовались впоследствии города.

 

Исторический период, называемый средневековьем.

В отечественной, а во многом и в  зарубежной историографии принято  рассматривать средневековье, как  период доминирующих феодальных экономических  отношений. Вопрос в том, насколько  размыт период начала и конца таких  отношений. Достаточно условно можно  считать, что в странах Востока  феодальные отношения устанавливаются  в III-IV вв., а в Западной Европе – с VI века.

Принято рассматривать три периода  средневековья: ранний, средний и  поздний. В Европе, о которой и  будет главным образом идти речь в работе, ранний период заканчивается  к XI веку (для Китая, Индии этот период завершается в VIII –IX веках). Дата раздела позднего средневековья для Западной Европы определена достаточно четко: это начало эпохи Возрождения, эра Великих географических открытий – XV век. В то же время, для стран Восточной Европы этот период более размыт. Например, в России период перехода к позднему средневековью длился от правления Ивана Грозного (XVI в.) до правления Петра I (XVIII в.). [Жан Ле Гоф. Цивилизация Средневекового Запада. Москва, Прогресс, 2010]

Концом эпохи средневековья  считают время английской буржуазной революции (XVII в). Часть историков продлевает этот период на полтора столетия – до Великой французской революции. Действительно, эти события знаменовали переход к капиталистическим отношениям в Западной Европе и США. В то же время Центральная и Восточная Европа продолжали сохранять феодальную структуру до второй половины XIX века, и только первая мировая война и последовавшие за ней революции радикально изменили политический и экономический строй в этих регионах, причем таким образом, что давать ему однозначную оценку как капиталистическому или социалистическому невозможно. Еще сложнее обстоит дело с исторической периодизацией для стран Дальнего и Ближнего Востока, Средней Азии, арабского мира. Не касаемся при этом большинства африканских государств и стран Латинской Америки, явно выпадающих из предлагаемой сравнительно стройной классификации.

Ряд западных историков считает, что  средние века закончились эпохой Великих географических открытий. Однако не все тесно связывают этот временной  период с социально-экономической  формацией.

В данной работе будем придерживаться принятой советской исторической школой периодизации для понятия "средние  века", и, поскольку речь пойдет о  христианской церкви, ограничимся эпохой с VI по XVII век. В процессе изложения попытаемся рассмотреть влияние церкви на духовную жизнь в различные временные периоды в странах Западной и Восточной Европы.

Культура средневековой Европы

Термин  «Средние века» был введен гуманистами  около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности. Период культуры раннего и классического средневековья охватывает 10 вв. (V - конец XIV в.).

К раннему  средневековью относят 2 выдающиеся культуры — культуру Византии и  Каролингское возрождение. Они дали начало двум великим культурам: православной и католической. Расцвет византийского  искусства произошел при царях Юстиниане I (527— 565), Константине и правителях династии Комнинов (1057—1185), а расцвет католической культуры, давшей жизнь искусству Италии, Франции, Англии, Голландии, Испании, Германии — великих культурных европейских держав, отмечался при королях Карле I Великом (747—814) и Оттоне I (912—973).

В архитектуре  византийского крестово-купольного храма отражено представление о  цикличности времени, а не о развитии его от начала до конца, как в романской и готической сакральной архитектуре. В церковном интерьере формируются новые принципы синтеза искусств, разрабатывается иконография Священного Писания.

Термин  «Каролингское возрождение» описывает  культурный подъем в империи Карла  Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII—IX вв. (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры.

В раннее средневековье произошло организационное преобразование христианской церкви. Основной характеристикой новой структуры церкви было появление в ней монастырей.

Уже в 1-ые вв. н.э. эры в Египте, Сирии, Палестине  и Малой Азии появились люди, желавшие "послужить Богу" своим особенным  образом. Они поселялись в пещерах, пустынях, других труднодоступных местах, питались дикими плодами, кореньями  трав, съедобными насекомыми. Этих отшельников почитали как святых праведников, т.к. они отказались от жизни в грешном мире рядом с грешными людьми и выбрали самый прямой путь к спасению. Уединенная скудная жизнь монахов-отшельников была знаком истинной, непоколебимой веры.

Многие  восточные монахи придумывали для  себя дополнительные испытания на стойкость: годами не выходили из специально вырытых  ям или не сходили с особых возвышений, "столбов". Некоторые брали  на себя обязательство молчать всю  жизнь, не менять одежду и не мыться. Таких монахов называли "подвижниками" (по "подвигу" веры, который они совершали).

Подвижники  стремились избежать людского соседства и жили каждый поодиночке. На западе Европы такое монашество прививалось с трудом - климат здесь был более суровым, и привычка к общественной жизни была сильна еще с римских времен. Поэтому в западной части Римской империи (в 1-ую очередь в Италии) распространилась другая разновидность восточного монашества: монашеские общежития, монастыри.

Первоначально они были очень невелики. Несколько "братьев" (как монахи называли друг друга) объединялись для праведной жизни под руководством настоятеля ("отца"), которого выбирали все члены монашеской общины Братья, вступившие в монастырь, не порывали с миром полностью, как это делали египетские столпники и молчальники. Монашеская община лишь заменяла им большой мир, полный несправедливостей. Все имущество братьев было общим, общим было и их небольшое хозяйство. Братья совместно молились Богу, как за себя, так и за всех христиан, живущих мирской жизнью. Считалось, что молитвы монахов, людей "святой жизни", легче всего достигают Господа.

Количество  таких маленьких общежитий, обителей (5-10 человек) стало быстро увеличиваться  с 500 г., когда Западная Европа подверглась разрушительным варварским вторжениям. С этих пор обители стали использоваться как убежища, а также как место сокрытия своих богатств. В монашеских обителях появляется множество случайных людей, далеких от веры.

К нач. VI в. обители Запада нуждались в серьезной реформе, т.к. разрастающиеся монастыри вынуждены были содержать себя сами. Новшества были введены итальянским монахом святым Бенедиктом. Главным творением святого Бенедикта стал устав монашеской жизни (бенедиктинский) - правила, которыми монахи должны были руководствоваться во время труда и отдыха. В обитель вступали, чтобы служить Богу, поэтому устав организовывал всю жизнь монастыря вокруг церковных служб, в которых несколько раз в день участвовали все братья. Размеренный ритм монастырской жизни обозначался ударами колокола, сзывавшего братию то к совместной молитве, то к общей трапезе. Все они занимались хозяйством-заготовкой дров, помолом зерна, уходом за скотом, пахотой; умственный труд сводился к чтению, размышлениям над прочитанными богословскими книгами и переписыванию книг. Последнее считалось особенно угодным Богу; даже маленькие бенедиктинские монастыри обзаводились "скрипториями" (мастерскими по переписыванию книг) и библиотеками. Благодаря бенедиктинцам до нас дошли многие произведения греческих и римских авторов. Книга рассматривалась в бенедиктинских монастырях как сокровище. Устав святого Бенедикта учил братьев доброте и терпимости друг к другу.

Долгое  время монастыри оставались главными центрами науки, культуры и искусства, они задавали моду в архитектуре и книжной иллюстрации, содержали монастырские школы, в которых обучались дети знатных сеньоров. Внутренняя, эмоциональная жизнь монахов была намного богаче переживаний, доступных мирянам.

Господствующим  направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»).

В западноевропейском искусстве раннего средневековья  господствовал романский стиль (X—XII вв.). Его принято считать первым архитектурным каноном европейского средневековья.

Готика  символизирует смещение культурного  центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города, духовным центром которого становится собор, который превращается в носителя новой архитектуры. На смену культуры монастырей приходит культура соборов. Если романская скульптура сосредоточилась на воплощении идеи неизбежности Страшного Суда, то готическая отражает новую роль светской власти, являя призыв к уважению и послушанию.

Из мифологического  сказания героический эпос в классическом средневековье превращается в историческое предание. Таковы по содержанию скандинавские и древнеирландские саги (V—VIII вв.) и возникший на их основе рыцарский роман (XI—XIII вв.), который положил начало куртуазной (придворной) литературе.

Долгое  время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Но история культуры западноевропейского Общества была не столь однозначна. Одно несомненно - вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения - символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу.

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Но ход  их был далеко не гладким. В XIV - XV вв. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы, а также Столетняя война сильно замедлили развитие культуры Европы. Но, в конце концов, города возрождались, налаживалось ремесло и торговля. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы, как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с необходимостью привел к т.н. Возрождению или Ренессансу.

Информация о работе Средневековье - специфическая культурная эпоха