Средневековье - специфическая культурная эпоха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является раскрытие специфики и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития культуры, следующей после античности. Анализ культурной специфики (в данном случае средневековой) чрезвычайно важен не только в плане ознакомления, но и всеобщего понимания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД, НАЗЫВАЕМЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ…………….. 5
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ…………………………………………... 6
ИСКУССТВО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ…… 12
ЦЕРКОВЬ И НАУКА…………………………………………………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………. 20
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………... 21

Файлы: 1 файл

средневековье - специфическая культурная эпоха2.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

Следующий ряд наук, находившихся под патронажем церкви – медицинские  науки. Больницы при храмах давали обширную практику врачам, что в конечном итоге перерастало в развитие теории.

Являясь крупным землевладельцем, церковь вынуждена была уделять  значительное внимание сельскому хозяйству. Поэтому аграрные науки и искусство  хранения и переработки продуктов  так же были в ее ведении. У простого земледельца не хватало знаний, времени, сил для изучения агрономии. Он лишь повторял веками отработанные предками приемы. В то же время служители  церкви, занятые земледелием, как  послушным трудом, и не обремененные семейными заботами, имели возможность  думать над повышением плодородия. Примерами высокой агрокультуры являются крупные русские монастыри: Валаамский, Псковско - Печерский и  другие. В то же время необходимо признать, что именно агротехнические  науки находились в эпоху средневековья  в наиболее ущербном состоянии. Голод  и угроза голода является одной из главных характеристик этой эпохи.

Что касается развития математики и  естественных наук, то до эпохи Возрождения  в этой сфере человеческих знаний наблюдалась деградация. Да и после  эпохи возрождения, во времена Коперника, Галилея и Джордано Бруно, времена, которые с натяжкой можно отнести  к средневековью, роль церкви была, скорее, отрицательной. После победы над язычеством у христианской церкви были следующие враги:

  • Мусульманская религия,
  • Собственный раскол, сначала на православную и католическую церкви (как уже упоминалось, раскол окончательно оформился в XI в), затем в начале XVI в от католическая церковь откалывается протестантская, которая при этом совершенно не принимается православной.
  • Развитие естественных наук, разрушающих религиозные догматы и приводящих порой к возникновению атеизма, но в любом случае к критической оценке догматов. [В.И.Гараджа. Социология религии. Москва, Наука, 2010].

Поскольку церковь являлась в значительной мере политической организацией с соответствующими политическими структурами, любое  изменение идеологии грозило  положению лидеров, а потому ими  пресекалось. С другой стороны, расколы  явились результатом борьбы за власть средь самой клерикальной верхушки и дали основу для развития новых  философских течений. Естественные науки так же развивались среди  духовенства, которое просто было наблюдательнее, вдумчивее, добросовестнее своих собратьев, и для которых истина была дороже политических выгод, большей частью – чужих политических выгод.

В эпоху раннего средневековья  центр научной мысли находился  в Византии, сохранившей античные традиции там, где эти традиции не грозили восстановлением язычества. Известным деятелем науки являлся  Лев Математик, знаменитый не только математическими, но и философскими трактатами, созданием своей научной  школы. По мере развития государственности  на Западе и ее падения в Византийской Империи, центр научной мысли  смещается в католические (а затем  и протестантские) государства. Эпоха  Возрождения – это торжество  подъема культуры в Западной Европе, на много лет выводящие западноевропейские этносы в лидеры мировой цивилизации. Вместе с тем научные открытия не возникают на «ровном месте». В их основе лежат достижения предшественников. Так и развитие Западных цивилизаций  имеет в своем фундаменте находки  предшественников, а предшественники  в науке – это в первую очередь  ученые Востока: византийцы и их ближайшие  соседи.

Заключение

 

Итак, какая бы область деятельности  не рассматривалась, я наблюдал в ней существенное влияние церкви. Оно и понятно, ведь она являлась самой могущественной организацией в эпоху средневековья (сохраняя и сейчас существенную долю этого могущества).

Влияние церкви неоднозначно. Я подробно рассмотрел положительный аспект этого влияния, указал и на негативные стороны.

К сожалению, ограниченный объем места и времени  не позволяет подробнее познакомиться  с огромным числом исторических примеров, иллюстрирующих влияние церкви на духовную жизнь.

В советской  историографии принято переставлять акценты, приписывая религии влияние  негативное, а народному творчеству и искусству – позитивное. Вряд ли стоит противопоставлять их, да еще так прямолинейно. В конечном итоге, многовековое движение человечество. Происходившее именно под влиянием церкви, привело его к тому миру в котором мы живем, и переход этот однозначно называем прогрессом. Я считаю, что средневековье – это такая обширная культурная эпоха, которая требует постоянного внимания и углубленного изучения.

 

Литература

  1. Всемирная история т.III Москва, Госполитиздат, 2003.
  2. Гараджа В.И. Религоведение. Москва, АО Аспект-прогресс, 2010
  3. Гараджа В.И. Социология религии. Москва, Наука, 2010
  4. Жан Ле Гоф. Цивилизация Средневекового Запада. Москва, Прогресс, 2010
  5. Коротец И.Д., Л.А.Штомпель, О.М.Штомпель. Человек и общество. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007
  6. Любимов Лев. Искусство древней Руси. Москва, Просвещение, 2008
  7. Скрынников Р.Г. Святители и власти. Москва, Прогресс, 2006
  8. Тайна власти. Сборник исторических статей. Харьков, Фортуна-Пресс, 2008
  9. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. Москва, Издательство политической литературы, 2012
  10. Человек и общество. Культурология Энциклопедия преступлений и катастроф. Преступления в мире искусств. Автор-составитель Т.И. Ревяко. Минск, Литература, 2001

Информация о работе Средневековье - специфическая культурная эпоха