Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:33, реферат
Целью моего реферата является раскрытие специфики и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития культуры, следующей после античности. Анализ культурной специфики (в данном случае средневековой) чрезвычайно важен не только в плане ознакомления, но и всеобщего понимания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД, НАЗЫВАЕМЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ…………….. 5
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ…………………………………………... 6
ИСКУССТВО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ…… 12
ЦЕРКОВЬ И НАУКА…………………………………………………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………. 20
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………... 21
С другой стороны христианство, ставшее в IV в. государственной религией, оказывало огромное воздействие на культурную жизнь общества, формировало государственную идеологию. При организации монастырских школ, необходимых для обучения духовенства, церковь использовала некоторые достижения античности. В VI в. мыслители Боэций и Кассиодор разделили "семь свободных искусств", составлявших основу образования в античной школе, на две части: тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). В любой стране Западной Европы детей обучали на латинском языке, для счета использовали римские цифры. Источником знания считалось Священное Писание. Явления природы толковались как символы, как проявление Божественной мудрости.
Для управления обширным государством Карлу Великому нужны были грамотные люди. Этот государь, сам не получивший должного образования, стал инициатором подъема культуры, названного в исторической литературе 'каролингское возрождение". К своему двору император пригласил видных ученых из разных стран, таких, как Павел Диакон из Италии, гот Теодульф из Испании. Особо значительную роль сыграл англосакс Алкуин, который не только организовал школьное обучение, но и сам писал учебники. Большой заслугой Карла было собирание античных рукописей и налаживание работы переписчиков. При дворе Карла был создан придворный кружок — Академия, члены которой сочиняли стихи, философствовали, изучали труды античных авторов и отцов церкви.
Средоточием
средневековой европейской
Основными
жанрами средневековой
В деревнях и замках, на дорогах и постоялых дворах выступали странствующие артисты — жонглеры.
На градостроительство
и архитектуру раннего
Жители покоренных Римом земель были вынуждены изучать язык своих завоевателей, т.к. все дела, связанные с управлением и судопроизводством, велись на латыни. Этот язык отличался от того, на котором выступали ораторы и создавались литературные произведения. Это была народная латынь - разговорный язык горожан, крестьян, торговцев и воинов. Диалекты народной латыни, обогащенные словами других наречий, легли в основу ряда современных европейских языков (итальянского, французского, испанского, португальского, румынского и др.). Они относятся к т.н. романской группе и имеют общего прародителя - латинский язык, который долгое время служил основным средством общения между образованными людьми разных национальностей. Латинский язык был важнейшим средством межгосударственных отношений: на нем на протяжении почти всей эпохи Средних веков составлялись государственные документы, международные договоры.
В эпоху раннего средневековья христианской церкви приходилось бороться с античной религией. Борьба с ней приносила ряд негативных явлений: разрушались великолепные памятники искусства, формировались каноны, запрещающие изображение красоты человеческого тела. Заметим, что иудейская религия, лежащая в истоках христианства, вообще запрещает живопись. То, что христианская церковь отменила этот запрет, явилось шагом вперед, однако по сравнения с античной живописной, а, главным образом – скульптурной традицией, отставание оказалось огромным. Примером разрушительного влияния церкви на сокровища человеческой культуры является уничтожение "языческого" научного центра в Александрии и сожжение знаменитой Александрийской библиотеки в 415 г.
Эпоха переходного периода и
раннего средневековья в
Архитектура этого периода сохраняет формы античной, применительно к культовым зданиям. С течением времени эти формы терпят изменения. Так, христианские церкви приобретают вид удлиненных прямоугольников, разделенных рядами колонн на три или пять нефов. В IV-V веках церкви (базилики) выглядели весьма скромна снаружи, внутри же украшались мозаиками, живописью, скульптурой. Наиболее типичными образцами христианских базилик являются базилики св. Петра и св. Агнессы в Риме. Этот период характерен для Западной Римской империи отходом от реалистических изображений в стороны формализма и стилизации. С одной стороны этот отход можно трактовать, как деградацию, по сравнению с античным искусством, с другой – как развитие новых форм, значительно предвосхитившее искусство художников и скульпторов конца XIX начала XX в.
Раннее средневековье
Период раннего средневековья
все же более характерен общим
упадком искусства. Пришедшим на
территорию распавшейся Римской
империи варварам требовалось время,
чтобы перейти от кочевого образа
жизни к оседлому, создать и
возродить города, являющиеся ядрами
культурной и духовной жизни. Церкви
же требовалось так же сформироваться
структурно, определить свое место
во вновь формирующихся
Подъем в развитии западноевропейского искусства приходится на эпоху "Каролингского возрождения" (VIII - IX вв.). К этому моменту духовенство становится единственным образованным классом (хотя неграмотные монахи попадались, они были скорее исключением, чем правилом). Привлекаемое Карлом духовенство выполняло просветительские функции. В литературе, хотя и носившей главным образом компиляционный характер, появляется довольно четкое начертание букв, давшее основу будущему латинскому алфавиту. Большая работа была проведена в то время по переписыванию книг, в том числе и книг светского содержания и античных авторов. Переписчиками, однако, являлись лица духовного звания. Переписчики украшали рукописи миниатюрами на библейские темы. Благодаря этим трудам удалось сохранить часть литературных памятников. В этот же период появляется народный эпос, влияние на который оказывает и традиция и церковь, которая сама все более становится частью традиции. До нас дошли впоследствии доработанные и сохраненные письменно "Песнь о нибелунгах", "Песнь о Роланде" – полководце и родственнике Карла Великого и др.
Другая сторона деятельности относится к архитектуре. С одной стороны, в империи Карла возводились дворцы и соборы (например, церковь Сен-Жан в Пуатье). С другой – при возведении этих построек нередко использовался материал, вывезенный из Италии, памятники культуры при этом уничтожались. Из-за несовершенства строительной техники большая часть построек делалась деревянной и не дошла до наших дней.
Тогда же появляется художественная миниатюра, сохранившаяся в виде украшений церковных зданий или предметов, употреблявшихся во время церковных служб: подсвечники, чаши, раки для хранения мощей. В качестве элементов украшений появляются орнаменты растительного и "звериного" вида, элементы искусства, пришедшего от народа, но сохраненного в церковных предметах.
После "Каролингского возрождения" наблюдается серьезный упадок культуры. Только высшие церковные иерархи остаются ее хранителями. Вспомним аббата Рабан Мавра, впоследствии майнцского архиепископа, автора компиляций в прозе и стихах на богословские темы. В X и начале XI в. наблюдается подъем культурной жизни в Германии, известный под названием "оттоновского возрождения". [Тайна власти. Сборник исторических статей. Харьков, Фортуна-Пресс, 2008].
Как и прежде, архитектура остается
одним из важнейших элементов
церковной культуры. Форма зданий
существенно усложняется по сравнению
с римской базиликой. Над скрещением
продольного и поперечного
Если в Западной Европе на раннем
этапе развития феодальных отношений
становление государства и
Церковь в эпоху средневековья являлась единственным местом, где занимались наукой. Подавляющее большинство ученых являлись одновременно духовными лицами. Светские государи, поощряющие развитие науки, все равно должны были искать ученых среди церковных деятелей.
Основными науками были гуманитарные.
Естественно, богословие, заменяющее философию
стояло на первом месте. Богословские
трактаты в эпоху раннего средневековья
носили компилятивный характер. Оценивать
христианскую философию можно двояко:
с одной стороны, ортодоксальная
церковь активно боролась с ересями,
уничтожая самые попытки
Другой формой взаимодействия церкви
и науки являлось ведение летописей,
создание архивов. Источником основных
исторических знаний являются церковные
записи. Философские и летописные
документы принадлежат
Одной из гуманитарных наук, существовавших
во все времена, являлась юриспруденция.
Церковь с одной стороны
Церкви нередко приходилось
исполнять судебные функции. В частности,
гражданский процесс
Информация о работе Средневековье - специфическая культурная эпоха