Средневековье - специфическая культурная эпоха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является раскрытие специфики и уникальность средневековой культуры как целостной и качественно новой ступени развития культуры, следующей после античности. Анализ культурной специфики (в данном случае средневековой) чрезвычайно важен не только в плане ознакомления, но и всеобщего понимания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД, НАЗЫВАЕМЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ…………….. 5
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ…………………………………………... 6
ИСКУССТВО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ…… 12
ЦЕРКОВЬ И НАУКА…………………………………………………………………… 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………. 20
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………... 21

Файлы: 1 файл

средневековье - специфическая культурная эпоха2.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

С другой стороны христианство, ставшее в  IV в. государственной религией, оказывало огромное воздействие на культурную жизнь общества, формировало государственную идеологию. При организации монастырских школ, необходимых для обучения духовенства, церковь использовала некоторые достижения античности. В VI в. мыслители Боэций и Кассиодор разделили "семь свободных искусств", составлявших основу образования в античной школе, на две части: тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). В любой стране Западной Европы детей обучали на латинском языке, для счета использовали римские цифры. Источником знания считалось Священное Писание. Явления природы толковались как символы, как проявление Божественной мудрости.

Для управления обширным государством Карлу Великому нужны были грамотные люди. Этот государь, сам не получивший должного образования, стал инициатором подъема культуры, названного в исторической литературе 'каролингское возрождение". К своему двору император пригласил видных ученых из разных стран, таких, как Павел Диакон из Италии, гот Теодульф из Испании. Особо значительную роль сыграл англосакс Алкуин, который не только организовал школьное обучение, но и сам писал учебники. Большой заслугой Карла было собирание античных рукописей и налаживание работы переписчиков. При дворе Карла был создан придворный кружок — Академия, члены которой сочиняли стихи, философствовали, изучали труды античных авторов и отцов церкви.

Средоточием средневековой европейской культуры была книга. В древности книга  чаще всего имела вид свитка, а  в средние века она приобрела  современную форму — форму кодекса. Писали на пергамене — специально обработанной телячьей или овечьей коже, ук - решением книги служили инициалы (затейливо выписанные заглавные буквы), заставки, орнаменты и миниатюры.

Основными жанрами средневековой литературы были жития святых и хроники. Распространенной формой устного литературного, творчества стали эпические поэмы — сказания о героях и их подвигах. Появился новый жанр — рыцарский роман.

В деревнях и замках, на дорогах и постоялых  дворах выступали странствующие  артисты — жонглеры.

На градостроительство и архитектуру раннего Средневековья  значительное влияние оказало строительное искусство греков и римлян. Многие средневековые города располагались на месте старых построек и прямо продолжали их историю: Лондон (римский Лондиниум), Париж (Лютеция), Кельн (колония Агриппина), Вена (Виндабон). Поэтому европейские города - как сохранившиеся со времен античности, так и возникшие позднее - имеют схожую планировку. Центром их является большая площадь (соответствующая римскому форуму); улицы пересекаются под прямым углом, образуя геометрически правильные кварталы. Многие римские постройки служили образцом для подражания для многих средневековых строителей.

Жители  покоренных Римом земель были вынуждены  изучать язык своих завоевателей, т.к. все дела, связанные с управлением и судопроизводством, велись на латыни. Этот язык отличался от того, на котором выступали ораторы и создавались литературные произведения. Это была народная латынь - разговорный язык горожан, крестьян, торговцев и воинов. Диалекты народной латыни, обогащенные словами других наречий, легли в основу ряда современных европейских языков (итальянского, французского, испанского, португальского, румынского и др.). Они относятся к т.н. романской группе и имеют общего прародителя - латинский язык, который долгое время служил основным средством общения между образованными людьми разных национальностей. Латинский язык был важнейшим средством межгосударственных отношений: на нем на протяжении почти всей эпохи Средних веков составлялись государственные документы, международные договоры.

Искусство переходного периода  и раннего средневековья

В эпоху раннего средневековья  христианской церкви приходилось бороться с античной религией. Борьба с ней приносила ряд негативных явлений: разрушались великолепные памятники искусства, формировались каноны, запрещающие изображение красоты человеческого тела. Заметим, что иудейская религия, лежащая в истоках христианства, вообще запрещает живопись. То, что христианская церковь отменила этот запрет, явилось шагом вперед, однако по сравнения с античной живописной, а, главным образом – скульптурной традицией, отставание оказалось огромным. Примером разрушительного влияния церкви на сокровища человеческой культуры является уничтожение "языческого" научного центра в Александрии  и сожжение знаменитой Александрийской библиотеки в 415 г.

Эпоха переходного периода и  раннего средневековья в литературе характерна вычерностью стиля и  поиском оригинальности формы (характерные  черты и для более поздних  переходных периодов в искусстве). Среди  литераторов переходного периода  отметим писателя Сидония Аполлинария, впоследствии епископа города Клермона, автора прозаических и поэтических  описаний сельской жизни, а также  Павлина Ноланского и богослова  Иеронима, писавших на богословские темы. В Восточной Римской империи  работали выдающие историки и литераторы Прокопий Кессарийский(VI в),  Агафий Миринейский и др.

Архитектура этого периода сохраняет  формы античной, применительно к  культовым зданиям. С течением времени  эти формы терпят изменения. Так, христианские церкви приобретают вид  удлиненных прямоугольников, разделенных  рядами колонн на три или пять нефов. В IV-V веках церкви (базилики) выглядели весьма скромна снаружи, внутри же украшались мозаиками, живописью, скульптурой. Наиболее типичными образцами христианских базилик являются базилики св. Петра и св. Агнессы в Риме. Этот период характерен  для Западной Римской империи отходом от реалистических изображений в стороны формализма и стилизации. С одной стороны этот отход можно трактовать, как деградацию, по сравнению с античным искусством, с другой – как развитие новых форм, значительно предвосхитившее искусство художников и скульпторов конца XIX начала XX в.

Раннее средневековье обогатило  человечество таким архитектурным  шедевром, как храм св. Софии в  Константинополе (Исидор Милетский, Анфимий  Тральский, 532-537гг). Выдающимися памятниками  культуры являются мозаики церкви Успения  в Никее (VII в), церкви св. Дмитрия в Фессалонике (конец VI – начало VII в). В этих мозаиках уже проявляется свойственный для более позднего Византийского искусства аскетический стиль.

Период раннего средневековья  все же более характерен общим  упадком искусства. Пришедшим на территорию распавшейся Римской  империи варварам требовалось время, чтобы перейти от кочевого образа жизни к оседлому, создать и  возродить города, являющиеся ядрами культурной и духовной жизни. Церкви же требовалось так же сформироваться структурно, определить свое место  во вновь формирующихся государствах.

Подъем в развитии западноевропейского  искусства приходится на эпоху "Каролингского  возрождения" (VIII - IX вв.). К этому моменту духовенство становится единственным образованным классом (хотя неграмотные монахи попадались, они были скорее исключением, чем правилом). Привлекаемое Карлом духовенство выполняло просветительские функции. В литературе, хотя и носившей главным образом компиляционный характер, появляется довольно четкое начертание букв, давшее основу будущему латинскому алфавиту. Большая работа была проведена в то время по переписыванию книг, в том числе и книг светского содержания и античных авторов. Переписчиками, однако, являлись лица духовного звания. Переписчики украшали рукописи миниатюрами на библейские темы. Благодаря этим трудам удалось сохранить часть литературных памятников. В этот же период появляется народный эпос, влияние на который оказывает и традиция и церковь, которая сама все более становится частью традиции. До нас дошли впоследствии доработанные и сохраненные письменно "Песнь о нибелунгах", "Песнь о Роланде" – полководце и родственнике Карла Великого и др.

Другая сторона деятельности относится  к архитектуре. С одной стороны, в империи Карла возводились  дворцы и соборы (например, церковь  Сен-Жан в Пуатье). С другой –  при возведении этих построек нередко  использовался материал, вывезенный из Италии, памятники культуры при  этом уничтожались. Из-за несовершенства строительной техники большая часть  построек делалась деревянной и не дошла до наших дней.

Тогда же появляется художественная миниатюра, сохранившаяся в виде украшений церковных зданий или  предметов, употреблявшихся во время  церковных служб: подсвечники, чаши, раки для хранения мощей. В качестве элементов украшений появляются орнаменты растительного и "звериного" вида, элементы искусства, пришедшего от народа, но сохраненного в церковных  предметах.

После "Каролингского возрождения" наблюдается серьезный упадок культуры. Только высшие церковные иерархи  остаются ее хранителями. Вспомним аббата Рабан Мавра, впоследствии майнцского архиепископа, автора компиляций в  прозе и стихах на богословские темы. В X и начале XI в. наблюдается подъем культурной жизни в Германии, известный под названием "оттоновского возрождения". [Тайна власти. Сборник исторических статей. Харьков, Фортуна-Пресс, 2008].

Как и прежде, архитектура остается одним из важнейших элементов  церковной культуры. Форма зданий существенно усложняется по сравнению  с римской базиликой. Над скрещением продольного и поперечного нефов  появляется купол. С X в применение камня в качестве строительного материала становится почти повсеместным. Живопись носит исключительно церковный характер, и на романской живописи сказывается влияние византийской школы: живопись плоскостная, фигуры удлиненные, лица с большими глазами.

Если в Западной Европе на раннем этапе развития феодальных отношений  становление государства и городов  только происходило, то в Византийской империи государство оставалось централизованным, со временем утрачивая  территории и могущество. Сохранялись  и города. Центр церковной европейской  культуры этого периода приходится на Византийскую империю Выше уже  говорилось о достижениях в области  литературы, архитектуры, живописи. Необходимо отметить развитие науки, приходящееся на IX век.  В этот период делается попытка приспособить достижения античности к нуждам общества, находящегося целиком под влиянием церкви. Создаются географические и исторические описания, энциклопедии. В то же время ведется активная борьба со всеми формами нецерковной культуры. Огромное влияние оказало греко-византийское церковное искусство на страны Восточной Европы, унаследовавшие от него письменность, литературные стиль, архитектурные и живописные традиции, религию. В первую очередь это относится к Руси и южнославянским государствам, но приходятся эти события уже на XI-XII века. [С.А.Токарев. Религия в истории народов мира. Москва, Издательство политической литературы, 2012]. Несколько раньше создается Болгарское царство, в котором богослужение впервые проводится не на латинском и греческом, а на славянском языке. В то же время в болгарии оформляются и создают свои письменные документы (апокрифы) христианские течения, отличные от основной религии. В то же время в Сербии борьба за сохранение собственной культуры приводит к созданию собственной славянской азбуки – кириллицы.

Церковь и наука

Церковь в эпоху средневековья  являлась единственным местом, где  занимались наукой. Подавляющее большинство  ученых являлись одновременно духовными  лицами. Светские государи, поощряющие развитие науки, все равно должны были искать ученых среди церковных  деятелей.

Основными науками были гуманитарные. Естественно, богословие, заменяющее философию  стояло на первом месте. Богословские трактаты в эпоху раннего средневековья  носили компилятивный характер. Оценивать  христианскую философию можно двояко: с одной стороны, ортодоксальная церковь активно боролась с ересями, уничтожая самые попытки свободного, творческого размышления и поиска. Церковь уничтожила целый ряд  научных трактатов античных авторов, преследовала любое инакомыслие. С  другой стороны, само инакомыслие рождалось  в среде той же самой церкви, оформлялось в тех же богословских трактатах, обретало звучание в богословских спорах и собраниях. Схоластическая философия средневековья оставалась во многом единственным средством выражения мысли. Рассуждения о природе божественной власти, о ее влиянии на природу и человеческую жизнь в конечном итоге не могли не привести к естественнонаучному подходу.

Другой формой взаимодействия церкви и науки являлось ведение летописей, создание архивов. Источником основных исторических знаний являются церковные  записи. Философские и летописные документы принадлежат одновременно науке и искусству – литературе.

Одной из гуманитарных наук, существовавших во все времена, являлась юриспруденция. Церковь с одной стороны формировала  собственную правовую основу, с другой – давала примеры формирования правовых документов и юридические кадры  светской власти. Принцип выборности высших церковных иерархов, принцип  назначения на должность, согласование кандидатур духовных пастырей со светскими  властями, конфликты и компромиссы  духовных и светских иерархов давали основу важным юридическим принципам, на которых в конце концов стало  строится общество. Пример определенной демократии являет принцип выборности патриарха и папы. Первый к тому же выбирается не пожизненно. Принцип  единоначалия заложен в назначении на духовные должности. Интересно рассмотреть  отношение власти папы и Собора, порой достаточно конфликтные. [В.И.Гараджа. Религоведение. Москва, АО Аспект-прогресс, 2010].

Церкви нередко приходилось  исполнять судебные функции. В частности, гражданский процесс регистрации  браков, оформления разводов, регистрации  рождений и смертей (венчание, крещение, отпевание) все это делалось церковью. Поскольку церковь являлась феодалом – землевладельцем, в своем феоде  ею полностью реализовывались все  правовые полномочия, в том числе  – суд. Кроме того, церковь выступала  третейским судьей – арбитром в  межгосударственных спорах. Так, все  потенциальные колониальные владения были поделены папской буллой между Испанией и Португалией, благодаря чему последняя получила в качестве колонии, например, Бразилию. На церковь возлагался и ряд посреднических дипломатических функций. Собственно, этот институт можно считать далеким предком современной Организации Объединенных Наций.

Информация о работе Средневековье - специфическая культурная эпоха