Становление теории цивилизаций. Труды Н.Я. Данилевского, А. Тойнби

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:04, контрольная работа

Описание работы

Во время рождения слова «цивилизация» другое понятие - «культура» - выступало как его компонент. Но постепенно эти два термина приобретают разное содержание. «Цивилизацию» стали относить к целым народам и странам в их развитом состоянии; «культуру» - к форме и степени духовности, выражающим высшие достижения цивилизации. Безусловно, подразумевались общества, которые «цивилизовались» первыми (как правило, Англия и Франция). Только в 1819 г. слово «цивилизация» впервые появилось во множественном числе, что свидетельствует о начале признания исследователями многообразия и различий в цивилизационном устройстве народов на протяжении тысячелетий мировой истории.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «цивилизация». Цивилизационная теория
2. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского
3. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кр мир цивилизаций.docx

— 48.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Становление теории цивилизаций. Труды Н.Я. Данилевского, А. Тойнби.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 

3

1. Понятие «цивилизация».  Цивилизационная теория

4

2. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского

13

3. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби

16

Заключение

24

Список использованной литературы

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Термин «цивилизация»  произошёл от латинского слова, означавшего  «гражданский». Можно указать, по крайней  мере, несколько смыслов  термина  цивилизация. Слово предполагает движение мира от расколотого к единому, а также возможно и иное значение  - плюрализм отдельных разрозненных цивилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходящее к христианству видение общечеловеческой перспективы. Впервые термин цивилизация появился в общественной мысли во Франции.

Во время рождения слова  «цивилизация» другое понятие - «культура» - выступало как его компонент. Но постепенно эти два термина  приобретают разное содержание. «Цивилизацию»  стали относить к целым народам  и странам в их развитом состоянии; «культуру» - к форме и степени  духовности, выражающим высшие достижения цивилизации. Безусловно, подразумевались  общества, которые «цивилизовались» первыми (как правило, Англия и Франция).  Только в 1819 г. слово «цивилизация»  впервые появилось во множественном  числе, что свидетельствует о  начале признания исследователями  многообразия и различий в цивилизационном  устройстве народов на протяжении тысячелетий  мировой истории.

В наше время слово «цивилизация»  употребляется довольно часто в  научном, политическом, разговорном  лексиконе; но по-прежнему в него вкладывается различный смысл.

А. Тойнби дает простое и  ясное определение, включающее в  понятие системность: «Цивилизации - это единые организмы, все части  которых взаимосвязаны и находятся  в постоянном взаимодействии». Таким  образом, цивилизация - это система, которая имеет внутренний механизм функционирования.

 

 

  1. Понятие «цивилизация». Цивилизационная теория

 

Понятие цивилизация - это  одно из самых ключевых понятий современной  социально-гуманитарной науки. Это  понятие многогранно и на сегодняшний  день осмысление его неполно. В обыденной  жизни термин цивилизация употребляется  эквивалентом слова культурный и  чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации  связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той  области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:

- культурно-исторический  тип (Данилевский, Тойнби),

- смену культурной парадигмы,  проявляющуюся через форму и  стиль (Шпенглер),

- взаимозависимость ментальности  и хозяйственного уклада (Вебер),

- логику эстетического  развития (Бродель).

Этапы становления соотношения  между цивилизацией и культурой:

1. Первобытнообщинное общество - средние века. Культура и цивилизация  не разведены, культура рассматривается  как следование человека за  космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

2. Возрождение. Культура  впервые связалась с индивидуально-личностным  творчеством человека, а цивилизация  - с историческим процессом гражданского  общества, но несовпадений еще  не возникло.

3. Просвещение - новое  время. Культура - индивидуально-личностная, и общественно-гражданское устройство  общества наложились друг на  друга. Европейские просветители  использовали термин «цивилизация»  для обозначения гражданского  общества, в котором царит свобода,  равенство, образование, просвещение,  то есть цивилизация использовалась  для обозначения культурного качества общества, понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.

4. Новейшее время. Культура  и цивилизация разведены, не  случайно уже в концепции Шпенглера  культура и цивилизация выступают  как антиподы.

Типы цивилизаций (в зависимости  от основания классификаций можно  выделить):

1. По типу хозяйственной  деятельности

Земледельческая

Индустриальная

2. В зависимости от  контакта с другими цивилизациями

Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся к расширению своих пределов

Закрытые (интравертные)

3. В зависимости от  двух главных противостояний  в мировой истории

Восточная

Западная

Промежуточная

4. В зависимости от  способа производства

Первобытная

Рабовладельческая

Феодальная

Буржуазная

Социалистическая

В настоящее время все  чаще современные исследователи  кладут в основу классификации цивилизации  культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.

Для техногенной цивилизации  характерно:

1. Особое представление  о природе, природа - это сфера  приложения сил человека («природа - не храм, а мастерская и человек  в ней работник»);

2. Человек рассматривается  как активное существо, призван  преобразовать мир, наиболее ярко  в марксистской идеологии, не  случайно один из критиков  марксизма Р. Арон назвал марксизм  не идеологией пролетариата, а  доктриной промышленного прогресса;

3. Направленность деятельности  человека вовне, то есть соответственно  на преобразование предметов,  а не самого себя;

4. Акцент на технико-технологическую  оптимальность развития техники  и технологий.

Для традиционной:

1. Невмешательство в природу,  человек - созерцатель, он не  навязывает свою волю миру, не  преобразовывает его, а пытается  слиться с ритмами;

2. Направленность человека  на самосовершенствование;

3. Направленность развития  техники и технологии на автономию  личности и т.д.

Таким образом, современная  техногенная цивилизация, которая  все более приобретает самодовлеющий  характер, сопровождается утратой человеком  власти над техническим прогрессом и его последствиями. Агрессивность  технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших  проблем современной цивилизации - глобальный экологический кризис.

Большинство исследователей все же не сводят различие между  культурой и цивилизацией к   особенностям национальных языков. В  научных и справочных изданий  цивилизация понимается как определенная стадия развития общества, связанная  с определенной культурой и имеющая  ряд признаков, отличающих цивилизации  от доцивилизованной стадии развития общества.

Чаще всего выделяют следующие  признаки цивилизации:

  • наличие государства как определённой организации, управленческой структуры, координирующей хозяйственную, военную и некоторые другие сферы жизнедеятельности всего общества;
  • наличие письменности, без которой затруднены многие виды управленческой и хозяйственной деятельности;
  • наличие совокупности законов, правовых норм, пришедших на смену родовым обычаям. Система законов исходит из равной ответственности каждого жителя цивилизационного общества независимо от его родоплеменной принадлежности. С течением времени цивилизации приходят к письменной фиксации свода законов. Писанное право – отличительный признак цивилизованного общества. Обычаи – признак нецивилизационного общества. Следовательно, отсутствие чётких законов и норм – рудимент клановых, родовых отношений;
  • определенный уровень гуманизма. Даже в ранних цивилизациях, если там и не господствуют представления о праве каждого человека на жизнь и достоинство, то, как правило, в них не приемлют людоедства и человеческих жертвоприношений. Разумеется, и в современном цивилизационном обществе у каких-то людей с больной психикой или с преступными наклонностями есть побуждения к каннибализму или ритуальным кровавым действиям. Но общество в целом и законы не допускают варварских бесчеловечных действий. Недаром переход к цивилизационной стадии у многих народов был связан с распространением религии, несущих гуманистические нравственные ценности, - буддизма, христианства, ислама, иудаизма.

Эти признаки цивилизации  возникают не обязательно сразу  все вместе. Какой-то может сформироваться в конкретных условиях позднее или раньше. Но отсутствие этих признаков ведёт к упадку определенного общества. Эти признаки обеспечивают минимум защищенности человека, обеспечивают эффективное использование способностей человека, а значит, обеспечивают эффективность хозяйственной и политической системы обеспечивает расцвет духовной культуры.

Обычно исследователи  цивилизаций указывают на трудности  истолкования: сложность внутреннего  состава каждой из цивилизаций; напряженную  внутреннюю борьбу в рамках цивилизаций  за господство над природными и людскими ресурсами; напряженную борьбу за гегемонию  в символической сфере в виде идеологии и религии.  Трудность  для исследования цивилизаций представляет и их внутренняя динамичность. Их облик  формируется не только многовековыми  историческими предпосылками. Развертывает себя драматический процесс взаимодействия западнических и почвеннических импульсов, рационализма и традиционализма. Это взаимодействие прослеживается как одна из определяющих характеристик  культурной динамики в незападных обществах. Она составляет на протяжении двух-трех веков лейтмотив истории России. То же можно сказать о Турции, Японии, Латинской Америке, об Индии и Ближнем Востоке. Такое взаимодействие противоположно направленных импульсов остается универсальным.

Все это свидетельствует  о том, что трудно дать строгое  определение понятию цивилизации. Фактически под цивилизацией понимается культурная общность людей, обладающих некоторым социальным генотипом, социальным стереотипом, освоившая большое, достаточно автономное, замкнутое мировое пространство и в силу этого получившая прочное место в мировом развитии.

Можно выделить два направления: теория стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций. К первому из них можно отнести американского антрополога Ф. Нортропа, А. Крёбера и П.А. Сорокина. Ко втором у - Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби.

Стадиальные теории изучают  цивилизацию как единый процесс  прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался  в глубокой древности, когда стало  распадаться первобытное общество, и часть человечества перешла  в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это  время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры.

Теории локальных цивилизаций  изучают большие исторически  сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют  свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Как указывает П.А. Сорокин, между обоими направлениями есть ряд точек соприкосновения, и  выводы, к которым пришли представители  обоих направлений, очень близки. Те и другие признают наличие сравнительно небольшого числа культур, не совпадающих  ни с нациями, ни с государствами  и различных по своему характеру. Каждая такая культура является целостностью, холистическим единством, в котором части и целое взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя реальность целого не соответствует сумме реальностей отдельных частей. Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процессия. Таким образом, обе теории имеют преимущества и взаимно дополняют друг друга.

Существует несколько  вариантов цивилизационного подхода к изучению мировой истории. Выделим некоторые из них.

Известно, что Ф. Энгельс  вслед за Л. Морганом выделил трехзвенную  схему: варварство - цивилизация - коммунизм. Этот «марксистский» вариант поддерживают те, кто считает, что социализм  может стать реальностью. Подавляющее  большинство ученых не разделяет такую точку зрения, отмечая, что подобная трактовка - как ранее марксистская теория формаций - дает жесткий одновариантный тип развития, что не подтверждается ходом мировой истории.

Информация о работе Становление теории цивилизаций. Труды Н.Я. Данилевского, А. Тойнби