Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:04, контрольная работа
Во время рождения слова «цивилизация» другое понятие - «культура» - выступало как его компонент. Но постепенно эти два термина приобретают разное содержание. «Цивилизацию» стали относить к целым народам и странам в их развитом состоянии; «культуру» - к форме и степени духовности, выражающим высшие достижения цивилизации. Безусловно, подразумевались общества, которые «цивилизовались» первыми (как правило, Англия и Франция). Только в 1819 г. слово «цивилизация» впервые появилось во множественном числе, что свидетельствует о начале признания исследователями многообразия и различий в цивилизационном устройстве народов на протяжении тысячелетий мировой истории.
Введение
1. Понятие «цивилизация». Цивилизационная теория
2. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского
3. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби
Заключение
Список использованной литературы
Становление теории цивилизаций. Труды Н.Я. Данилевского, А. Тойнби.
Содержание
Введение |
3 |
1. Понятие «цивилизация». Цивилизационная теория |
4 |
2. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского |
13 |
3. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби |
16 |
Заключение |
24 |
Список использованной литературы |
26 |
Введение
Термин «цивилизация» произошёл от латинского слова, означавшего «гражданский». Можно указать, по крайней мере, несколько смыслов термина цивилизация. Слово предполагает движение мира от расколотого к единому, а также возможно и иное значение - плюрализм отдельных разрозненных цивилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходящее к христианству видение общечеловеческой перспективы. Впервые термин цивилизация появился в общественной мысли во Франции.
Во время рождения слова «цивилизация» другое понятие - «культура» - выступало как его компонент. Но постепенно эти два термина приобретают разное содержание. «Цивилизацию» стали относить к целым народам и странам в их развитом состоянии; «культуру» - к форме и степени духовности, выражающим высшие достижения цивилизации. Безусловно, подразумевались общества, которые «цивилизовались» первыми (как правило, Англия и Франция). Только в 1819 г. слово «цивилизация» впервые появилось во множественном числе, что свидетельствует о начале признания исследователями многообразия и различий в цивилизационном устройстве народов на протяжении тысячелетий мировой истории.
В наше время слово «цивилизация» употребляется довольно часто в научном, политическом, разговорном лексиконе; но по-прежнему в него вкладывается различный смысл.
А. Тойнби дает простое и
ясное определение, включающее в
понятие системность: «Цивилизации
- это единые организмы, все части
которых взаимосвязаны и
Понятие цивилизация - это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:
- культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),
- смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),
- взаимозависимость
- логику эстетического развития (Бродель).
Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:
1. Первобытнообщинное общество
- средние века. Культура и цивилизация
не разведены, культура
2. Возрождение. Культура
впервые связалась с
3. Просвещение - новое
время. Культура - индивидуально-личностная,
и общественно-гражданское
4. Новейшее время. Культура
и цивилизация разведены, не
случайно уже в концепции
Типы цивилизаций (в зависимости от основания классификаций можно выделить):
1. По типу хозяйственной деятельности
Земледельческая
Индустриальная
2. В зависимости от
контакта с другими
Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся к расширению своих пределов
Закрытые (интравертные)
3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории
Восточная
Западная
Промежуточная
4. В зависимости от способа производства
Первобытная
Рабовладельческая
Феодальная
Буржуазная
Социалистическая
В настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.
Для техногенной цивилизации характерно:
1. Особое представление о природе, природа - это сфера приложения сил человека («природа - не храм, а мастерская и человек в ней работник»);
2. Человек рассматривается
как активное существо, призван
преобразовать мир, наиболее
3. Направленность деятельности
человека вовне, то есть
4. Акцент на технико-
Для традиционной:
1. Невмешательство в природу,
человек - созерцатель, он не
навязывает свою волю миру, не
преобразовывает его, а
2. Направленность человека на самосовершенствование;
3. Направленность развития
техники и технологии на
Таким образом, современная
техногенная цивилизация, которая
все более приобретает
Большинство исследователей все же не сводят различие между культурой и цивилизацией к особенностям национальных языков. В научных и справочных изданий цивилизация понимается как определенная стадия развития общества, связанная с определенной культурой и имеющая ряд признаков, отличающих цивилизации от доцивилизованной стадии развития общества.
Чаще всего выделяют следующие признаки цивилизации:
Эти признаки цивилизации возникают не обязательно сразу все вместе. Какой-то может сформироваться в конкретных условиях позднее или раньше. Но отсутствие этих признаков ведёт к упадку определенного общества. Эти признаки обеспечивают минимум защищенности человека, обеспечивают эффективное использование способностей человека, а значит, обеспечивают эффективность хозяйственной и политической системы обеспечивает расцвет духовной культуры.
Обычно исследователи
цивилизаций указывают на трудности
истолкования: сложность внутреннего
состава каждой из цивилизаций; напряженную
внутреннюю борьбу в рамках цивилизаций
за господство над природными и людскими
ресурсами; напряженную борьбу за гегемонию
в символической сфере в виде
идеологии и религии. Трудность
для исследования цивилизаций представляет
и их внутренняя динамичность. Их облик
формируется не только многовековыми
историческими предпосылками. Развертывает
себя драматический процесс
Все это свидетельствует
о том, что трудно дать строгое
определение понятию
Можно выделить два направления: теория стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций. К первому из них можно отнести американского антрополога Ф. Нортропа, А. Крёбера и П.А. Сорокина. Ко втором у - Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби.
Стадиальные теории изучают
цивилизацию как единый процесс
прогрессивного развития человечества,
в котором выделяются определенные
стадии (этапы). Этот процесс начался
в глубокой древности, когда стало
распадаться первобытное
Теории локальных цивилизаций
изучают большие исторически
сложившиеся общности, которые занимают
определенную территорию и имеют
свои особенности социально-
Как указывает П.А. Сорокин, между обоими направлениями есть ряд точек соприкосновения, и выводы, к которым пришли представители обоих направлений, очень близки. Те и другие признают наличие сравнительно небольшого числа культур, не совпадающих ни с нациями, ни с государствами и различных по своему характеру. Каждая такая культура является целостностью, холистическим единством, в котором части и целое взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя реальность целого не соответствует сумме реальностей отдельных частей. Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процессия. Таким образом, обе теории имеют преимущества и взаимно дополняют друг друга.
Существует несколько вариантов цивилизационного подхода к изучению мировой истории. Выделим некоторые из них.
Известно, что Ф. Энгельс вслед за Л. Морганом выделил трехзвенную схему: варварство - цивилизация - коммунизм. Этот «марксистский» вариант поддерживают те, кто считает, что социализм может стать реальностью. Подавляющее большинство ученых не разделяет такую точку зрения, отмечая, что подобная трактовка - как ранее марксистская теория формаций - дает жесткий одновариантный тип развития, что не подтверждается ходом мировой истории.
Информация о работе Становление теории цивилизаций. Труды Н.Я. Данилевского, А. Тойнби