Стили современного русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

Слово стиль происходит от греческого стилос — палочка. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заострённым, им писали (на сырых глиняных плитках, на вощеных дощечках, на берёсте); другой — в виде лопаточки, им, повернув стержень — “стиль”, “стирали” неудачно написанное. Чем чаще поворачивали стиль, чем чаще стирали неудачно написанное, т. е. чем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось. Отсюда — выражение “Часто перевёртывай стиль” (Горации), т. е. исправляй, “отделывай сочинение” (Н. Кошанский).

Содержание работы

Функциональный стиль языка.
Стили русского литературного языка.
Разговорный стиль.
Научный и официально-деловой стили речи.
Публицистический и художественный стили речи.
Литература.

Файлы: 1 файл

СТИЛИ РЕЧИ.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 

24.12.2002                                                           Алексеева

 

     Однако даже в таких  ситуациях форма написания многих  документов клиширована и ориентирована  на безличность. Напомним, как  пишется заявление о предоставлении отпуска:

                                                                              Заведующему кафедрой физики          

проф. И. С. Петрову

преподавателя С. И. Андреева

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

   

 

     Прошу предоставить  мне очередной отпуск за 2001/2002 учебный год с 25.12.02.

 

24.12.01                                                                                            Андреев

   

     В жизни любой организации  или предприятия деловой стиль  речи занимает важное место.  Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого – вот лишь некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода. Между собой их сближают такие моменты, как ориентация на интересы работы, спланированность, некоторый формализм языка, то есть все то, что придает деловой характер этим речевым взаимодействиям. Вместе с тем деловые беседы, деловые совещания и телефонные разговоры можно рассматривать как самостоятельные виды деловой коммуникации. Они отличаются друг от друга не только целями, ради которых проводятся, формой контакта, но и числом участников, что предопределяет социально-психологические             особенности их организации и проведения.

     Для каждого из  нас, очевидно, что разговор между  сотрудниками одной и той же  организации, обсуждающими деловой  вопрос, или разговор между руководителем  и подчиненным принципиально  отличаются от разговоров между  этими же людьми вне служебных рамок.

     Деловое общение –  это такое взаимодействие людей,  которое подчинено решению определенной  задачи (производственной, научной,  коммерческой и т. д.), т. е.  Цель делового взаимодействия  лежит за пределами процесса  общения (в отличие от личностно ориентированного общения,  предметом которого выступает именно характер отношений между его участниками).

     Деловая беседа –  это разговор преимущественно  между двумя собеседниками, соответственно  ее участники могут и должны  принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т. е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга.

     В теории управления беседа рассматривается как вид делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. В отличие от деловых переговоров, которые значительно более жестко структурированы и, как правило, ведутся между представителями разных организаций (или подразделений одной организации), деловая беседа, хотя всегда имеет конкретный предмет, более личностно ориентирована и чаще происходит между представителями одной организации.

     К числу целей,  требующих проведения деловой беседы, можно отнести, во – первых, стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого, вызвать желание у другого человека или группы к действию, с тем, чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения, другими словами, создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; во – вторых, необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников.

     В сравнении с другими видами речевой коммуникации деловая беседа обладает следующими преимуществами:

Быстрота реагирования на высказывания собеседников, способствующая достижению целей.

Повышение компетентности руководителя благодаря учету, критической проверке и оценке мнений, предложений, идей, возражений и критических замечаний, высказанных в беседе.

Возможность более гибкого, дифференцированного  подхода к предмету обсуждения как  следствие понимания контекста  проведения беседы, а также целей  каждой из сторон.               

     Деловая беседа благодаря  эффекту обратной связи, который  наиболее ярко проявляется именно  в непосредственном межличностном  взаимодействии, позволяет руководителю  реагировать на высказывания  партнера в соответствии с  конкретной ситуацией, т. е. с учетом цели, предмета и интересов партнеров.

     В то же время  деловую беседу как непосредственное  взаимодействие двух ее участников  нужно строить на основе следующих  важных принципов:

Сознательная настройка на уровень  собеседника, учет содержания выполняемых им задач, его полномочий и сферы ответственности, жизненного и трудового опыта, интересов, особенностей его мышления и речи.

Рациональная организация процесса беседы, что прежде всего означает краткое изложение собеседниками  содержания информации по обсуждаемой теме, ибо пространное изложение и избыточная информация усложняют усвоение самого существенного.

Простота, образность, четкость языка  как условие доходчивости информации, следовательно, ориентации на собеседника. 

     Беседа не монолог, а диалог, т. е. двустороннее общение, целью которого является либо стремление лучше понять характер возникшей проблемы, либо воздействие на одного из собеседников с учетом его интересов и мнения по обсуждаемому вопросу. Поэтому необходимо так формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или косвенно приглашали собеседника выразить свое отношение к изложенному мнению.

     Так как диалог  контролирует спрашивающий, то с  помощью вопросов он может  направить процесс передачи информации  в русло, соответствующее его планам и пожеланиям; перехватить и удержать инициативу в беседе; активизировать собеседника, переходя от монолога к диалогу, дать возможность собеседнику проявить себя. Следовательно, умение задавать вопросы становится ключевым инструментом для быстрого и точного получения необходимой информации.

     Вопросы можно классифицировать  по разным основаниям. В управленческой  деятельности проводить различия  между следующими категориями  вопросов: по характеру ожидаемых  ответов; по заключенному в них содержанию; по функциям, которые они выполняют.

     По такому основанию,  как цели и методы ведения  разговора, принято выделять в  качестве самостоятельных видов:  собеседование при приеме на  работу, собеседование при увольнении  с работы, проблемные и дисциплинарные беседы.

     Проведение беседы  предполагает наличие ряда обязательных  этапов: подготовительный этап; начало  беседы; обсуждение проблемы; принятие  решения; завершение беседы.

     Деловое совещание  – это деятельность, связанная  с принятием решений группой заинтересованных лиц, соответственно такие особенности группового поведения, как распределение ролей в группе, отношения между членами группы, групповое давление, оказывают серьезное влияние на характер выступлений участников совещания и его результаты. В теории управления деловое совещание определяется как форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Это своеобразный форум по выработке ключевых решений и способ координации активности людей и подразделений. Ясно, что непродуктивные совещания – дорогое удовольствие, как в материальном, так и в психологическом смысле. Неудачное совещание может вызвать материальные потери в результате принятых неправильных решений. Необходимо помнить, что совещания не более чем средство управления и, как любое средство, оно должно быть использовано для правильных целей и надлежащим образом, чтобы достичь желаемого результата.

     Успех совещания зависит  не только от поставленной  цели, но и от того, как его участники приходят к пониманию задачи. Тщательное планирование таких элементов, как цели, состав участников, повестка дня и место проведения, - ключ к продуктивному совещанию. На этапе определения цели важно продумать, действительно ли требуется принятие группового решения.

     Проблемное совещание  может включать такую форму  группового принятия решений,  как дискуссия , которая предполагает  общение на основе доводов  и аргументов с целью найти  истину путем всестороннего сопоставления  различных мнений. Суть действий в дискуссии состоит в защите или опровержении тезиса. При выдвижении тезиса участники обязаны соблюдать ряд правил: тезис должен быть четко сформулирован и ясен оппоненту, он должен оставаться неизменным в ходе всего диалога и не должен содержать в себе логических противоречий.

     Проблемное совещание  может включать мозговой штурм  – способ работы группы, при  котором первоочередной целью  является нахождение новых альтернативных  вариантов решения проблемы. Отправным  моментом мозгового штурма является проблема, которая не нашла приемлемого решения.

 

Список литературы

«1000 экзаменационных билетов и  готовых ответов», В. И. Капинос, 9 класс, Москва, Издательский дом «Дрофа», 1999.

«Русский язык и культура речи», В. И. Максимов, Москва, «Гардарики», 2001.

«Как развить навыки делового общения», Майкл Бенни, «Урал LTD», 1999.

«Умеете ли вы общаться?», И. Н. Горелов, Москва, «Просвещение», 1991.

 

 

Публицистический  и художественный стили речи.

В латинском языке  есть глагол publicare — “сделать общим достоянием, открыть для всех” или “объяснить всенародно, обнародовать”. С ним и связано по происхождению слово публицистика. Публицистика — это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы. Публицистический стиль сочетает функцию сообщения с функцией воздействия, т.е. открывает возможности оценки изложенного, для того чтобы повлиять на мысли и чувства читателей.

Наиболее известные  жанры публицистики: информация, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия (на новую книгу, фильм, спектакль), зарисовка, очерк, фельетон.

Пример: высказывание известного русского философа и литературоведа.

Журналист — прежде всего  современник. Он обязан им быть. Он живёт в сфере вопросов, которые могут быть разрешены в современности (или, во всяком случае, в близком времени). (М. М. Бахтин.)

 

Пример художественного  стиля: Отрывок из автобиографической повести В Астафьева “Последний поклон” 

...Вскорости бабушка  умерла.

Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник  отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал:

— Не положено. Мать или  отца другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей...

Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом  и матерью — всем, что есть на этом свете дорогого для меня! Мне надо бы послать того начальника куда следует, бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого.

Я ещё не осознал тогда  всю огромность потери, постигшей  меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтоб закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, печальная. Виноватый перед бабушкою, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта,— да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею.

Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне  прощала. Но её нет. И никогда не будет.

И некому прощать.

 

Стиль художественной литературы может включать в себя элементы других стилей, однако не в их собственной функции, а в эстетической, как средство выразительности речи.

 

 

 

Литература.

 

 

  1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. М., Просвещение, 1968г.
  2. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной речи для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/Науч. ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.

Стиль речи


Известный лингвист Е. Н. Ширяев так  определяет понятие «культура речи»: «Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач [5, с. 57]. Наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком, также называется культура речи. Она содержит в себе три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы:

1.Является ли речь правильной, построена ли по литературным  нормам?

2.Является ли речь «хорошей»,  уместной в определенной ситуации, действенной, искусной?

3.Соответствует ли речь правилам этики общения (речевому этикету)?

Культура речи - часть более широкого понятия - речевой культуры, которая, в свою очередь, входит в культуру речевой деятельности, общения, в  общую гуманитарную культуру.

По мнению В. Е. Гольдина и О. Б. Сиротининой, речевая культура «включает в себя язык, формы воплощения речи, совокупность общезначимых речевых произведений на данном языке, обычаи и правила общения, соотношение словесных и несловесных компонентов коммуникации, закрепление в языке картины мира, способы передачи, сохранения и обновления языковых традиций, языковое сознание народа в бытовых и профессиональных формах, науку о языке» [6, с. 413-414].

Информация о работе Стили современного русского языка