Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:06, контрольная работа
Слово стиль происходит от греческого стилос — палочка. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заострённым, им писали (на сырых глиняных плитках, на вощеных дощечках, на берёсте); другой — в виде лопаточки, им, повернув стержень — “стиль”, “стирали” неудачно написанное. Чем чаще поворачивали стиль, чем чаще стирали неудачно написанное, т. е. чем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось. Отсюда — выражение “Часто перевёртывай стиль” (Горации), т. е. исправляй, “отделывай сочинение” (Н. Кошанский).
Функциональный стиль языка.
Стили русского литературного языка.
Разговорный стиль.
Научный и официально-деловой стили речи.
Публицистический и художественный стили речи.
Литература.
Существует 4 типа речевой культуры носителей литературного языка.
Элитарная - эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.
Среднелитературная характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры является большинство образованных горожан; проникновение ее в некоторые современные средства массовой информации, художественные произведения способствует широкому распространению.
Литературно - разговорный и фамильярно - разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно - разговорный отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Используется «ты - обращение» вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним.
Риторика в своих ценностных рекомендациях всегда опиралась на элитарную культуру. К овладению ей должны стремиться участники современного делового общения.
Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного языка.
Говорящий должен владеть литературным
произношением и ударением, то есть
знать орфоэпические правила. Рассмотрим
некоторые трудности
1.Следует обратить внимание
на слова, в которых гласный
[о], обозначенный буквой «е»,
Произносится [э] |
Произносится [о] |
Афера |
белесый |
Бытие |
желчь |
Гренадер |
завороженный |
Истекший |
заселенный |
Опека |
маневры |
Оседлый |
новорожденный |
2.В связи с тем, что в
русском языке действует
Твердое произношение |
Мягкое произношение |
Альтернатива |
брюнетка |
Антенна |
бенефис |
Бизнес |
бухгалтерия |
Бестселлер |
герцог |
Генетический |
деканат |
Демиург |
декада |
Диспансер |
дезинфекция |
Индексация |
депеша |
Компьютер |
камердинер |
Кодекс |
компетенция |
Кредо |
прогресс |
Менеджер |
претензия |
Модель |
пресса |
Продюсер |
термин |
Рейтинг |
терминал |
Сервис |
техас |
Стресс |
текст |
Тезис |
шинель |
Тест |
экспресс |
Тенденция |
юриспруденция |
3.Звонкие согласные в
4.Произношение сочетания чн как [шн] требуется в женских отчествах на - ична: Ильинична, Никитична, Кузьминична и других, а также в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, очечник.
5.Сочетание «жд» в слове «
6.Не ошибайтесь в ударениях! Аудит, августовский, агент, алфавит, апостроф, асимметрия, баловать, блокировать, бомбардировать, бюрократия, вероисповедание, гастрономия, генезис, газопровод, грейпфрут, добыча, договор, донельзя, дремота, духовник, еретик, житие, завсегдатай, заговор, закупорить, звонить, избалованный, исповедание, исподволь, исчерпать, иконопись, камбала, каталог, колледж, квартал, квашение, кладовая, клала, красивее, кухонный, кета, кулинария, лубочный, маркетинг, маркировать, мастерски, менеджмент, мизерный, мытарство, намерение, некролог, нормировать, нефтепровод, обеспечение, обетованный, облегчить, оптовый, откупорить, парфюм, пасквиль, пиццерия, подростковый, поутру, предвосхитить, премирование, пломбировать, принудить, раджа, рэкетир, свекла, сосредоточение, средство, столяр, таможня, творог, толика, тяжба, тефтели, углубить, украинский, умерший, уставный (фонд), феномен, ходатайствовать, холеный, христианин, цемент, щавель, экзальтированный, языковой (относящийся к словесному выражению мыслей).
Часто речевые ошибки связаны с
нарушением грамматических норм: морфологические
требуют правильного
1.Обозначения лиц по
2.При выборе вариантного
3.Предпочтительными являются
4.Предлоги «благодаря», «вопреки», «согласно» требуют после себя имени существительного или местоимения в дательном падеже. Например, вопреки указаниям, согласно приказу.
5.Если подлежащее имеет в
составе существительное с
Например: Ряд бизнесменов направлен за рубеж. Большинство сотрудников отдела заявили, что они не согласны с позицией администрации.
6.Если в роли подлежащего
выступает количественно - именное
сочетание, то форма
Лексические нормы, или нормы словоупотребления - это правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях.
Следует избегать типичных ошибок словоупотребления.
1.Неразличение паронимов.
Паронимы - это слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение. Правильно употребляйте паронимы! (из «Словаря паронимов современного русского языка» Ю. А. Бельчикова, М. С. Панюшевой (М. , 1994).
Абонемент - документ, представляющий право на пользование чем - либо, на какое - либо обслуживание, а также само это право.
Абонент - тот, кто пользуется абонементом, а также клиент некоторых коммунальных служб.
Выплата - выдача платы за что - либо; уплаты долга частями или полностью.
Оплата - выдача, внесение денег за что - либо, в возмещение чего - либо; уплачиваемые за что - либо деньги.
Плата - расчет за что - либо, уплата; вознаграждение за труд по найму; денежное возмещение за пользование чем - либо, за услуги; вознаграждение (переносное).
2.Неуместное употребление
Автаркия - экономическое обособление страны, направленное на создание замкнутого национального хозяйства, способного обходиться без ввоза товаров из-за границы.
Брокер - посредник при заключении сделок на бирже.
Депозит - денежные средства или ценные бумаги, помещаемые в кредитные учреждения.
Дебитор - должник.
Дилер - лицо или учреждение - торговый представитель предприятия, фирмы; биржевой посредник, занимающийся куплей и продажей ценных бумаг.
Дилемма - положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен.
Дистрибьютор - лицо или учреждение, занятое размещением на рынке сбыта товаров, производимых каким - либо предприятием.
Инсинуация - клеветническое измышление.
Истеблишмент - правящие и привилегированные группы общества, а также вся система власти и управления, с помощью которой они осуществляют свое господство.
Мониторинг - систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью фиксировать соответствие результатов этого процесса первоначальным предположениям.
Нувориш - богач - выскочка, человек, разбогатевший на спекуляциях.
Реноме - установившееся (обычно благоприятное) мнение о чем - либо.
Паблисити - известность в обществе, популярность, слова; реклама, рекламирование кого-нибудь.
Сервер [сэ] - обслуживающее устройство в системах автоматической обработки информации.
Фиаско - неуспех, полная неудача.
Жесты, мимика, интонации - важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.