Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:49, доклад
Поскольку общество распадается на множество групп -- национальных, демографических, социальных, профессиональных, -- постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.
Неформальные субкультуры в СССР
В СССР молодёжные субкультуры
протестного и экстремального характера
в целом были малоразвиты и
имели крайне узкий круг адептов;
широкое распространение имели
субкультуры активно-
"Стиляги" появились в СССР в 1950-е гг. Они практиковали в одежде, в поведении стиль (как тогда говорили "давили стиль"), являвшийся протестом господствовавшему, навязывавшемуся скудной жизнью и аскетической идеологией стилю серой одежды, незаметного, скромного поведения, схожести с окружающими. Стиляги носили яркие пиджаки в клетку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьянами, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали "не нашу" музыку. Это воспринималось как прямой вызов советской культуре.
Со стилягами нещадно боролись: их отлавливали комсомольские оперотряды, порою поколачивая, карикатуры на них по частоте и объему конкурировали в журнале "Крокодил" с карикатурами на империалистов.
Социолог Л. Ионин так оценивает это явление с высоты нашего времени: "Конечно, теперь нам кажутся смешными их клоунские одежды и нарочитый нонконформизм. Но их роль, можно сказать, была ролью декабристов своего времени: декабристы, говорил вождь пролетариата, разбудили Герцена, Герцен разбудил кого-то еще, и дело дошло до Октябрьской революции. Так и стиляги: они начали будить общество... Их стиль был вызовом советской серости, а вместе с тем - всей советской жизни и идеологии. Стиляг можно назвать первыми диссидентами... Их стиль - это попытка революции "снизу", причем попытка не политической революции, а революции стиля" (Ионин 1996:).
Трансформация западной контркультуры 1960-х гг. в СССР. Мода западной молодежной контркультуры вскоре проникла в СССР: сначала в столицу, а затем уже и в провинцию. В конце 1960-х гг. в СССР стали модными и джинсы, и рок-музыка, и длинные волосы. Однако сохранив исходную форму, контркультура утратила исходное содержание. Если на Западе это был вызов буржуазной культуре, то в СССР - официальной социалистической. Эти заимствованные формы сохранили после пересечения границы свое контркультурное содержание: советские власти рассматривали их как "буржуазное" влияние и всячески старались бороться, что еще более усиливало их контркультурный характер и привлекательность. Эта борьба велась вплоть до второй половины 1980-х гг. Коммерциализация же атрибутов этой культуры началась в СССР лишь с конца 1980-х гг.
Будучи изначально вызовом потребительству, в СССР контркультура стала его самым ярким символом. Джинсы в Америке олицетворяли отрицание культа богатства, в СССР - наоборот, это был изначально символ высокого достатка.
Отзвуки тех культурных потрясений 1960-х гг. и сейчас легко распознаются в культуре потребления как Запада, так и бывших республик СССР. С тех пор такого комплексного и крупномасштабного подъема контркультуры не было. Ее тенденции то и дело проявляются то в одежде, то в музыке, то в целом в образе жизни, но носят несистемный характер, захватывают своим влиянием довольно ограниченный круг людей.
Неформалы
Неформалы -- социальная группа; общее название для представителей различных субкультурных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и других, допускаемых властью. «Неформалами» в середине 80х годов сотрудники органов внутренних дел и местных организаций КПСС называли различные неофициальные, самодеятельные сообщества молодых людей -- группы социальной инициативы, клубы по интересам и подростковые банды («люберы» и т. д.). Первоначально, слово «неформал» носило ярко выраженную негативную окраску и не являлось самоназванием представителей субкультур.
В СССР молодёжные субкультуры в целом не отличались большим разнообразием. Причинами этого, вероятно, были цензура, недоступность западной музыки и периодики, невозможность создания неподконтрольных комсомолу молодежных клубов. Наиболее массовым и заметным молодежным движением с конца 70-х до начала 90-х годов XX века явилась так называемая «Система» -- контркультурное, демонстративно-карнавальное движение, субкультура которого была основана на двух контркультурных стилях: хипповском и панковском.
Характерными аксессуарами неформалов (по преимуществу хиппи) считались - фенечки (браслеты из ниток или бисера), банданы, рваные джинсы.
Кроме «Системы», к «неформалам» относили и близкие по духу движения -- КСП (клубы самодеятельной песни), «Фэндом» (КЛФ -- клубы любителей фантастики), рокеров, деятелей и поклонников неофициального искусства.
Вызывающий внешний вид
и происхождение
В начале 90-х «Система» распалась на несколько относительно независимых субкультур (панки, металисты, готы, фолкеры, ролевики и т. д.) и перестала существовать как целостное движение.
В настоящее время, термин
«неформалы» часто
Представители «Системы» вели подчеркнуто асоциальный образ жизни, характерными элементами которого являлись:
сейшены (от англ. session) -- «квартирные» или подпольные концерты;
автостоп -- путешествия;
сквоты -- самовольный захват заброшенных зданий и создание коммун;
тусовки -- традиционные места встреч
Рок-культура
Рок в России (СССР) с середины 60-х гг. -- заимствование с запада. Технические предпосылки: бытовые магнитофоны, сделавшие возможным неконтролируемое и неограниченное размножение фонограмм, вначале -- зарубежных, переписываемых с пластинок. Эстетические предпосылки: влияние западных рок-групп, прежде всего “Битлз”.
Ранний рок, чаще именовавшийся “бит”, датируется 2-й половины 60-х гг.; имел подражательный характер (критерий качества - сходство с зарубежным оригиналом); как правило, англоязычный; танцевальный. Не столько искусство (художественное творчество), сколько разновидность сферы услуг в специфической молодежной среде.
В 70-е гг. появляется “хиппи-рок” со свойственным ему организационным и творческим самоопределением при сохранении ряда архаичных черт. Происходит расширение социальной базы; самостоятельное, творчество отмечено идейным влиянием т.н. “хиппизма”: анти-реализм, эскапизм, пессимизм вплоть до крайних форм саморазрушения. В текстах -- возвышенные аллегории, нравоучения, рок дистанцируется от “советской эстрады”.
Собственно русский рок в 1980-89 выходит за рамки молодежной субкультуры. Текст получает преимущество перед музыкой, запись -- перед сэйшеном. Почти все звезды десятилетия выступают с “акустическими” бардовскими программами. Традиционное деление на рок и бардовскую песню теряет смысл: они сливаются в едином течении “народной магнитофонной культуры”. Для 1983-85 характерны репрессии, направленные на уничтожение рока как жанра: массовые облавы на сэйшенах, аресты и судебные приговоры. Карательные меры ведут к радикализации рок-подполья.
С началом перестройки на рубеже 1986/87 рок-движение вырывается на поверхность обществ, жизни. Легализация концертов явочным порядком, создание демократических рок - клубов, новые авторы, сформировавшиеся в последние годы подполья. Весной-летом 1987 г. организуется серия всесоюзных рок-фестивалей, происходит укрепление взаимодействия с др. жанрами и традиционным фольклором. Русский рок становится реальной обществественной силой, объединяющей многотысячные молодежные аудитории вокруг осознанной еще в подполье анти бюрократической и интернационалистской программы.
Хотя в 1987-88 рок-группы по-прежнему отстранены от официальных каналов распространения (ТВ, грамзапись), они теснят звезд “советской эстрады” в региональных хит-парадах. Теоретически процесс мог привести к формированию цивилизованного шоу-бизнеса, учитывающего интересы разных слоев. Однако анти бюрократическое движение (рок) оказалось не готово к позитивной самоорганизации. Октябрь 1987 -- провал попытки Свердловского рок-клуба объединить рок-музыкантов в профсоюз (1-й и последний съезд Всесоюзной рок-федерации). В течение 1988 -- быстрое разложение механизмов, обеспечивавших организационную и творческую независимость рок - движения.
К началу 90-х гг. рок как жанр в России перестает существовать. Отдельные его представители продолжают работать, порой даже успешно, в рамках той системы, с которой боролись в молодости, т.е. “советской эстрады”, принявшей в этот период откровенно суррогатные формы “попсы”.
Молодежная субкультура в
Субкультурой называют такие явления культуры, которые отличают группу от большинства общества. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Субкультуры разрабатывают свои образцы, стандарты, стиль, свой кодекс норм и правил поведения. Они могут иметь свой слэнг - т. е. специфический словарь. Уровень специфичности тех или иных субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален, так же, как и тенденция сближения или все большего размежевания с базовой культурой. Одной из субкультур является молодежная субкультура. Появление молодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов. Главными из них являются:
1.Социально-экономические
причины (безработица, скучная,
2. Недостатки системы
3. Различия между поколениями, проблема "отцов и детей", неблагополучные семьи.
4. Особенности возрастной
психологии. Молодежь эмоциональнее,
динамичнее, независимее. У большинства
еще нет семьи, профессии,
5. Стремление молодежи
создать свой особый мир
В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления:
1. Асоциальные молодежные
объединения. Они стоят в
2. Антисоциальные объединения.
Их протест может принимать
социально опасные,
3. Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. Примером такого рода объединений являются "зеленые" - экологические организации, активность и популярность которых неуклонно растет.
Байкеры
Многим людям не понять, что такое майский ветер дующий в лицо на скорости 140 верст в час. Многие из вас не видели звездного неба над ночной трассой, не слышали литрового рева мотора, готового исполнить любой каприз. Многие, но только не байкеры. Байкеры - одни из немногих людей - для которых слова “один за всех, все за одного” - не просто пустой звук, а стиль жизни. Они прошли всю эволюцию от диких орд, рассекающих по сельским дорогам бескрайней Америки, до жесткой, элитной, имеющей дело с большими деньгами организации, сетью окутавшей планету.
Проще сказать, байкер - это водитель мотоцикла, хотя всё не так просто. Байкеры - это именно субкультура. Для них байк - смысл жизни, а не просто удобный и быстрый способ передвижения. Среди байкеров, так же встречаются искренне религиозные люди. Хватает и атеистов. Но их всех объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру - СКОРОСТИ. Байкеры стремятся к запредельному. Тут они похожи на спортсменов. В определенной мере байкинг и является спортом, но спортом экстремальным. Суровый бородач, одетый в черную кожу, с ног до головы в татуировах, может оказаться мастером спорта международного класса по мотокроссу и чемпионом страны тысяча девятьсот какого-то года, и он пришел в субкультуру байкеров, для того, чтобы наслаждаться скоростью и свободой.