Субкультура и контркультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:49, доклад

Описание работы

Поскольку общество распадается на множество групп -- национальных, демографических, социальных, профессиональных, -- постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 64.99 Кб (Скачать файл)

 

В 1930 году Ямайка представляла из себя гремучую смесь различных  африканских сект с трудно произносимыми названиями. 2 ноября 1930 года принц Тафари Маконен короновался императором Эфиопии. Тысячи людей посчитали пророчества сбывшимися. Так начало зарождаться растафарианство. Растафари думают, что для человечества все ценное зародилось в Африке. Африка - это рай на Земле, там живут растафари, так повилевает великий Джа. Растафари объявляют Вавилону войну. По их мнению, можно: курить траву, любить людей, постигать смысл жизни, бездельничать, философствовать, рассказывать другим о растафари, бороться с Вавилоном, играть на барабанах, слушать регги и носить дреды; нельзя: есть свинину, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, моллюсков, курить табак, носить вещи с чужого плеча, пить ром и вино, есть приготовленную другими пищу, касаться мертвых, играть в азартные игры, проповедовать недостойным.

 

Рэйверы

 

Рейв - от английского слова, rave - бред, бредить, бессвязная речь. Также - реветь, неистовствовать, бушевать, выть. Источником жизненных ориентиров рейверов стала музыка, а точнее образы стиля жизни их кумиров - музыкантов. В основном, рейверы берут пример поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой самой модели, образ жизни рейвера - ночной. Их поведение и внешность распостроняют отход человека от живой природы. Рэйв проявляется не только в музыке, но это и яркие синтетические одежды, крашеные волосы, чаще всего экзотически окрашенные в круги, квадраты, феньки, особые серьги, танец.

 

Жизнь рэйверов сплошное развлечение. Развлечение - это не только наркотики, дискотеки и прочие подобные удовольствия, но и живопись, кинематограф, иногда - театр. Идеология рэйверов базируется на невмешательстве и развлечениях. Например, они считают, что давать деньги им должны не обязательно родители. Всегда согласны подработать, но там, где не придётся много трудиться, добывая себе на пропитание. В престижной, солидной фирме, за хорошие деньги - всегда пожалуйста. Это тоже один из их стилей жизни. Этот стиль и сейчас среди молодежи очень распространен. Обычно по-простому, рейверов зовут «тусовщиками».

 

Рэперы

 

Среди многих других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, широкий размах в России получил рэп. Манера исполнения - "чтение", их действия в рэпе уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. Этот стиль носит подражательный характер, в последнее время больше входит составной частью в субкультурное поли-стилистическое образование, которое получило название - хип-хоп культура. Приоритеты, кроме рэпа: граффити как вид особого настенного рисунка, брейк-данс как форма пластики тела и танца, экстремальные виды спорта, стритбол и д.р. Эта субкультура достаточно демократична, не теряет связи с "молодежью улицы". В крупных городах много молодежи в одежде, связанной с рэпом. Хотя фанаты рэпа относятся к "крутым парням в широких штанах", изображающих из себя рэперов. Такая одежда продается на вещевых рынках - недорога. Но, всё-таки, часть молодежи сознательно ориентирована на хип-хоп культуру. Внешний вид: Широкая, на несколько размеров больше одежда. Чаще спортивная. Вид спорта - баскетбол. Из украшений носят серьги и значки. Волосы короткие. Многие рэперы не употребляют спиртных напитков, даже пива, хотя предпочитают сильные наркотики. Рэперы - это не только те, кто слушает "рэп", но и те, кто пишет рэп. В основном рэперы не агрессивны, помимо тех, кто причисляется к течению "Гангста".

 

Скинхеды

 

Самые первые скинхеды появились  осенью 68-го года в Англии. Это суровые  парни, ненавидящие расслабленных  наркоманов-хиппи и молодых буржуйских мажоров. Накаченные бицепсы и крепкие  кулаки, составили основу субкультуры  сыновей рабочего класса, детей из бедных предместий, пополняющих армию  безработных. Приезжие эмигранты отняли работу у коренных жителей, и вели себя непристойно. Росло число убийств, грабежей, изнасилований, совершаемых  эмигрантами. В городских районах, которые заселяли турки и негры, белому человеку ходить было очень  опасно днём, но особенно ночью. Могли  запросто убить или ограбить. Отряды бритоголовых зачастили в эти районы. Не редко мелкие драки превращались в погромы, в кровавые побоища. Были раненые и убитые. Все как на войне. Появилась идеология - Белая Сила, которая обязана сохранить расовое равновесие не только в Европе, а так же и во всём мире.

 

Однажды, в 69-ом году, в портовом лондонском кабаке произошла драка между морскими пехотинцами и первыми скинхедами. Первый бой для бритоголовых закончился поражением. После этого скины заузили брюки, обрезали воротники, сняли значки, а ноги обули в строительные тяжелые ботинки. Так установился стиль одежды скинхеда. В этой одежде все строго функционально, было приспособлено для уличной драки: плотные черные джинсы, прочные, дешевые, на которых плохо видны кровь и грязь, шнурованные тяжелые армейские башмаки на толстой подошве, являющиеся оружием в драке и удобные для бега, короткие куртки - "бомберы" без воротника, для того чтобы противнику не за что было ухватиться, стриженая или бритая под ноль голова - чтобы враг не мог схватить за волосы. Ничего лишнего: никаких значков, очков, никаких погончиков, сумок, ничего, что мешает увернуться от рук противника. В ботинках вместо чёрных шнурков появились белые - символ того, что скины сражаются за Белую Расу. Так образовались скинхеды - молодые люди, которые настроены бороться! Название скинхэды образовалось по внешнему виду - бритым или шарообразным головам. За последние десятилетия культура скинхэдов распространилась по всей Северной Америке, Европе и другим континентам. Одним из главных течений скинхэдов стали нацисты или «Вайт-пауэр»- в переводе с английского «белая сила». Многие скинхэды-нацисты не имеют отношения к оригинальной субкультуре, возникшей в 60-ые года из соображений стиля и интересов. Оригинальной музыкой для этого направления считается рэгги и ска, причем у них даже существует свое особое направление этой музыки. В конце 80-ых в музыкальные пристрастия был принят рок: от глэм-рока до панк-рока. Представители вайт-пауэр даже создали свою отдельную музыкальную культуру «Рок против коммунизма»

 

Фурри

 

Что означает слово "фурри"? Есть множество определений этому слову, но, чтобы дать наиболее подходящее значение, следует знать, что Фурри - иначе фёрри произошло от английского furry -- это субкультура, объединяющая людей, интересующихся антропоморфными животными в изобразительном искусстве, художественной литературе, анимациии дизайне. Особенностью этой субкультуры является стремление к воплощению образа антропоморфного животного в себе или в творчестве, посредством идентификации с ним, её представителей.

 

 

Антропоморфными животными  называются сказочные животные - вымышленные  существа, которые сочетают в себе качества животного и человека в  анатомическом и поведенческом  плане. То есть, "фурри" - это изображения животных, которые ведут себя как люди. Чаще всего человеческими качествами наделяются хищные животные, такие как львы, лисы, гепарды, волки, ну а так также грызуны. Все эти звери покрыты мехом, именно поэтому в англоязычной части субкультуры фурри их называют «пушистыми» - furries. Слово это привилось и стало названием субкультуры.

 

Cубкультура furry объединяет: - Поклонников анимационных рассказов или фильмов с участием антропоморфных животных. К примеру, цикл романов Брайана Джейкса «Рэдволл»или мультфильм «Король лев». - Художников, которые любят рисовать различных антропоморфных животных, то есть производителей фурри-арта. Фуррей, то есть всех тех, кто отождествляет себя с антропоморфными животными. Это все типичные качества, которыми может обладать представитель этой субкультуры - furry. К примеру, он может рисовать антропоморфных волков, так же воплощать в себе антропоморфного волка и просто любить мультфильмы или рисунки, на которых изображены антропоморфные волки. Если у того или иного человека выражено хотя бы одно из выше перечисленных качеств, то в принцыпе его можно отнести к субкультуре furry.

 

Субкультура фурри делется на две основные части: поклонники и художники. Между ними нередко происходят противоречия. Так сложилось, что часто представители разных частей этой субкультуры не признают друг друга. Главной особенностью субкультуры furry служит самоотождествление части её представителей с антропоморфными животными, стремление походить на животное по поведению и внешне, либо в виде предпочтения рисовать любой определённый вид животных. Каждый, кто считает себя фурри, видит образ всех животных по-своему и воплощает черты животного в зависимости от своего собственного восприятия. Многие люди отражают свой furry-идеал в разных персонажах изобразительного искусства, произведений литературы, и даже в музыке. Фан-арт - творчество последователей движения.

 

Хиппи

 

Философия хиппи повлияла на жизнь и взгляды поколения 60-80-х годов. У хиппи свои правила  поведения и своя философия. Эта  культура нашла свое отражение в  драме, литературе и изобразительном  искусстве, включая плакаты, фильмы, анонсирующие рок-концерты и обложки для альбомов.

 

Все хиппи носят длинные  распущенные волосы, обычно расчесывая их на пробор. Лоб и затылок охватывает тонкая повязка - хайратник. Присутствуют джинсы, иногда балахон непонятного цвета, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто; на шее небольшая кожаная сумочка, украшенная вышивкой или бисером. На руках «феньки», чаще всего из дерева, бисера или кожи. Многие мужчины отпускают бороду. Хиппи - романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Хотят быть независимыми от общественных условностей, свободными личностями.

 

Для ощущения свободы и  раскрепощения своего сознания в  среде хиппи распространено курение  гашиша. Увлекаются философией Востока. Из музыки предпочитают мягкий рок, группу "Аквариум", этническую музыку разных народов. Летом хиппи путешествуют автостопом, разбивают палаточные городки.

 

Эмо

 

Название эмо - произошло от слова «эмоциональный». Представители эмо хорошо известны своим стилем и идеологией, которая четко излагается в соответствующей музыке. Изначально субкультура строилась на панк-музыке с выразительными текстами, чаще всего носящими личный характер и с большой эмоциональной составляющей. Эмо-музыка строится на искренности, соответственно, субкультура тоже.

 

Эмо - это состояние души, но так же, у них есть свой особый стиль, чтобы выделяться среди других субкультур. Одежда эмо, это одежда в черно-розовой гамме, различные повязки на руках, пояса с железными бляшками, рюкзак с различными значками эмо. Эмо-макияж это подводка глаз черным карандашом. Прически эмо - челка прикрывает один глаз, черный или темно-каштановый цвет волос. Укладка или отсутствие её, все это дает свободу в выборе индивидуальности.

 

Быть эмо означает находиться в печали и писать стихи. В поэзии речь идет о таких чувствах, как смятение, подавленность, одиночество, тоска, чувство обособленности от всего окружающего мира.

 

Эмо-субкультура, под влиянием западной поп-культуры, появилась в России в начале 2000-х годов и сразу стала объектом критики. Противники её считают, что субкультура эмо культивирует депрессию и виктимность, пропагандирует самоубийство. В начале 2008 года в прессе появились сведения, что ФСБ намерена бороться с распространением эмо из-за пропаганды детского суицида.

 

2 июня 2008 в Госдуме России  состоялись парламентские слушания, на которых обсуждалась «Концепция  государственной политики в области  духовно-нравственного воспитания  детей в РФ и защиты их  нравственности». Крайнюю нетерпимость  разработчики концепции проявили  к эмо и готам. По степени общественной опасности они приравнены к скинхедам, футбольным фанатам, нацболам и антифашистам. Законопроект был встречен СМИ с иронией, а многие общественные деятели, в том числе члены партии «Единая Россия», подвергли его критике.

 

Заключение

 

Контркультура хоть и стоит  в оппозиции к господствующей культуре, культуре политической, социальной, даже элитарной, но в итоге лучшее в конткультуре вливается в общий поток не проходящей культуры и становится в один ряд с вечными, классическими ценностями.

 

Однако я задаюсь вопросом: а не являются ли достижения контркультуры, достижениями массовой культуры, не относящиеся  к элитарной культуре? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Если рассматривать контркультуру 60 годов и её достижения то на мой вопрос надо ответить утвердительно, но ели брать другие периоды, поскольку контркультура существовала и в другие времена, это например веяния и достижения в культуре нового времени или искусство Пикассо и т.д., то мы увидим что эти достижения по истечении какова-то времени стали элитарной культурой.

 

Таким образом, контркультура  это сочетание парадоксального: классической музыки с джазом, классической картины с современным искусством фотографии и т.д., но именно сочетания, поскольку через некоторое время  талантливая новизна становится классикой. Кстати так было и с великим нашим стилем Пушкина А.С., который объединил просторечную русскую речь с возвышенной французской, тогда это была контркультура, а теперь…

 

Список используемой литературы

Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973;

Гуревич П.С. Культурология.- М.:Гардарики,1999.

Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма (искусство и новые левые). М., 1975

Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: М., 1980

Кепеци Б. Идеология "новых левых". М., 1977

Кепеци Б. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980

Ковалев С.М. Воспитание и  самовоспитание. М., 1986

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е  изд.- М.: Академический проект, 2001;

Тойнби Дж. А. "Постижение истории" (сборник), Прогресс, 1991

Уоддис Дж. “Новые” теории революции (Критический анализ взглядов Ф. фанона, Р. Дебре, Г. Маркузе). М., 1975

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993;

Ясперс К. "Смысл и  назначение истории"

Список использованной литературы

1.Гмызина Э. В. Человек  в мире современной культуры.: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.32

2. Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.21-22

3. Введение в философию  / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

4. Булыгина А.А. Субкультуры  и контркультура: грани взаимодействия // Науч. зап. НГАЭиУ. - Новосибирск, 2001. - Вып. 4. - С. 19-23.

5. Гуревич П.С. Культура  и контркультура. // Свободная мысль. - 1994. - №11. - С. 86.

6. Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.20-22

Информация о работе Субкультура и контркультура