Святые отцы и церковные писатели на Западе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 17:36, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в рассмотрении Западного и Восточного христианства, и их культурных различий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проследить развитие Восточного христианства
Так же проследить развитие Западного христианства
Сравнить культуру Востока и Запада

Содержание работы

Вступление……………………………………………………………………………………………………3
I.ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО………………………………………………………………………4
1. Истоки Восточного христианства…………………………………………………………..4
2. Особенности богослужения на Востоке………………………………………………..4
3. Восточная Церковь под Османским владычеством……………………………..5
4. Духовные писатели в Восточной Церкви……………………………………………….6
II. ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО………………………………………………………………………10
1.Истоки Западного христианства……………………………………………………………..10
2.Отступление от христианского духа в Западной Церкви……………………….11
3.Особенности богослужения Западной Церкви………………………………………12
4.Капитулы в Западной Церкви………………………………………………………………….13
5. Святые отцы и церковные писатели на Западе……………………………………..14
5.1. Епископ Илларий Пиктавийский……………………………………………………….14
5.2. Святитель Амвросий Медиоланский…………………………………………………15
5.3. Блаженный Иероним Стридонский……………………………………………………17
5.4. Блаженный Августин, епископ Иппонский…………………………………………19
6.Монашество Запада…………………………………………………………………………………..20
III. Культурные различия…………………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………………………………………….26
Библиографический список…………

Файлы: 1 файл

Западное и Восточное христианство. Культурные различия..docx

— 54.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

Вступление……………………………………………………………………………………………………3

I.ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО………………………………………………………………………4

    1. Истоки Восточного христианства…………………………………………………………..4

    2. Особенности богослужения  на Востоке………………………………………………..4

    3. Восточная Церковь  под Османским владычеством……………………………..5

    4. Духовные писатели  в Восточной Церкви……………………………………………….6

II. ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО………………………………………………………………………10

    1.Истоки  Западного христианства……………………………………………………………..10

    2.Отступление  от христианского духа в Западной  Церкви……………………….11

    3.Особенности  богослужения Западной Церкви………………………………………12

    4.Капитулы  в Западной Церкви………………………………………………………………….13

    5. Святые отцы и церковные писатели  на Западе……………………………………..14

       5.1. Епископ Илларий Пиктавийский……………………………………………………….14

       5.2. Святитель  Амвросий Медиоланский…………………………………………………15

       5.3. Блаженный  Иероним Стридонский……………………………………………………17

       5.4. Блаженный  Августин, епископ Иппонский…………………………………………19

    6.Монашество Запада…………………………………………………………………………………..20

III. Культурные различия…………………………………………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………………………………………….26

Библиографический список…………………………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

     Вера человека имеет  большое влияние на него. Его  характер, его мировоззрение и  миропонимание, его отношение к  другим людям, его поведение, все  это зависит от его религии. Всю жизнь человек имеет почти  каждодневное соприкосновение со  своей религией, и поэтому она  накладывает на него большое  влияние. Религия есть у всех  народов. Там, где безбожие насаждается  силой, религию заменяет безбожная  идеология и философия, которые  принимает многие качества религии. Секуляристы на Западе и богоборцы на Востоке отказываются это принимать во внимание, и поэтому их заключения и выводы неполноценны. В учебниках Истории Христианской Церкви есть объяснение разницы между церквями с позиции церковных правил. Мне бы хотелось рассмотреть этот вопрос с обыкновенных жизненных позиций.

     Цель работы заключается  в рассмотрении Западного и  Восточного христианства, и их  культурных различий. Для достижения  поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:

  • Проследить развитие Восточного христианства
  • Так же проследить развитие Западного христианства
  • Сравнить культуру Востока и Запада

     В этой работе рассказывается  о Восточном и Западном христианстве, о достоинствах и недостатках каждого. А так же сравнивается отношение к церкви и культуре.

 

 

3

I. ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО

1. Истоки  восточного христианства

     Восточное, Византийское, христианское Православие возникло  на Востоке, в теперешней Греции  и Турции. Там, как и в Риме, была хорошо развитая языческая  культура и религия, и христианству  пришлось бороться с ее противостоянием. Но, у них не было той гордыни, жестокости, агрессивности, как в  языческом Риме. Поэтому, христианство  принималось легче, и не было  исковеркано  как на Западе. Они  тоже приняли веру, когда учение  Церкви еще не утвердилось, и  поэтому принимали участие в  спорах и соборах.

     Константинопольские  Патриархи занимались миссионерством, делая это по-христиански, без  нажима и угроз. Греческие монахи  составили кириллицу – русский  алфавит и перевели церковные  тексты. Они крестили русских, а  так же и другие народы Восточной  Европы. Первое время они посылали  своих священников, а когда новокрещенный народ усваивал новую веру и появились местные священнослужители, тогда они отступали и давали полную волю и независимость дочери церкви. Таким образом, Константинопольская Церковь была рассадником не только истинной веры, но и просвещения и передовой культуры.

 

2. Особенности  богослужения на Востоке

     В тесной связи с богослужебным порядком стояла церковная дисциплина.  Церковь, как и прежде, строго следила за тем, чтобы поведение верующих соответствовало христианским нормам. Только благочестивые христиане могли быть участниками богослужебных собраний. Средством для очищения совести

4

согрешивших было таинство покаяния. Но по отношению к тяжким грешникам оно применялось после предварительного дисциплинарного испытания их покаянного настроения. В характере дисциплинарных мер в эту эпоху произошла перемена. Суровая дисциплинарная система первых трех веков стала значительно смягчаться. Вместо долговременного покаяния установилось покаяние краткосрочное, например, вместо десяти лет покаяния назначался один год, но с усиленными молитвами, постами, милостынями, с определенной регламентацией, в какие дни нужно ограничиваться сухоядением, сколько делать в день поклонов, сколько раз говорить  «Господи помилуй»  и т.д. Вместе со смягчением дисциплинарных требований сделано смягчение и в самом покаянии. Тайная исповедь сменила публичную, особые специальные духовники были отменены, и каждому представлено было по своему усмотрению выбирать себе духовника и каяться пред ним в своих тайных и явных грехах. Торжественное отлучение от Церкви применялось только к еретикам и раскольникам, и то после того, когда выяснялось их упорное нежелание подчиниться требованиям Церкви. 

 

3. Восточная  Церковь под Османским владычеством.

     С прекращением крестовых походов испытания для восточных  христиан не кончились. Надорванная и ослабленная империя столкнулась лицом к лицу с новыми завоевателями – турками-османами. Овладев всеми бывшими частями Византийской империи в Азии, османы проникли на ее европейскую территорию и овладели Македонией, Фессалией и Элладой. Византийская империя заключалась уже в одном Константинополе с его предместьями и должна была платить дань туркам. Единственная надежда была на Запад, туда

5

 и обратился последний византийский император Константин XI  Палеолог. Он готов был ценой свободы своей Церкви спасти остатки своей империи. В расчете получить помощь с Запада он вступил в сношения с папой Николаем V, но это обращение к папе не дало никаких результатов. Время, когда по мановению папы шли крестовые ополчения на Восток,  теперь миновало.  Из западных государей никто не протянул руку помощи погибающей Византии.  Более того, вместо материальной поддержки империи папа воспользовался бедственным положением греков, чтобы добиться введения унии с Римом, не принятой на Востоке. Однако и уния не спасла Византию. Особенно тяжело было видеть гибель святынь и памятников письменности и просвещения.  Софийский храм лишился всех своих драгоценностей;  его золотые и серебряные украшения, сосуды и церковные облачения были взяты для житейского употребления. Иконы, лишенные своих ценных украшений, разламывались, сжигались, бросались под ноги или в конюшнях и кухнях шли на самое низкое употребление. Великолепнейший памятник христианского задчества – Софийский собор – был превращен в мечеть. Кресты с него были сняты и разбиты, а стены, покрытые живописью и мозаикой,  были вымыты,  замазаны и оставлены без украшений. Таким образом, вместо христианской империи на Востоке возникла могущественная Османская империя, охватившая всю ту территорию,  которая входила в состав Византии в лучшую пору её существования. А вместе с тем и господство креста на Востоке сменилось властью полумесяца.

 

4. Духовные  писатели в Восточной Церкви

     Упадок просвещения в Восточной Церкви не помешал все-таки проявлению

6

в ней более или менее замечательных церковных писателей. Защита православия от латинской и протестантской пропаганды побуждала православных богословов к литературной богословской деятельности.  Направление их сочинений обуславливалось временем, т.е.  было по преимуществу полемически заостренным против католиков и протестантов.  Геннадий II  Схоларий, первый Константинопольский патриарх при турецком владычестве. От него осталось много сочинений по всем отраслям богословского познания: догматических, богословско-полемических, богословско-философских, нравственных, канонических, множество бесед, поучений и писем, и даже несколько церковных песнопений. Но сочинения его,  большей частью,  остаются в рукописях. Из догматических сочинений Геннадия замечательна  «История веры». В нем Геннадий излагает основательными доказательствами учение о едином Боге и Его свойствах, о Святой Троице, о воплощении Сына Божия, о воскресении мертвых и будущей жизни. Особенно много он написал сочинений полемических против латинян. Таковы,  например, четыре его сочинения по вопросу об исхождении Святого Духа.  В них Геннадий представляет всесторонний разбор латинского учения об исхождении Святого Духа  «и от Сына», излагает причины появления этого учения у латинян, приводит доказательства, почему Восточная Церковь отвергает это учение,  объясняет изречения отцов, приводимые неправильно латинянами в пользу своего учения, опровергая латинян изречениями западных учителей, принимающих только исхождение от Отца. Кроме того, против латинян Геннадий написал несколько сочинений по вопросу о чистилище. Из его богословско-философских трудов особенно значимы сочинения о душе человеческой, о состоянии души после смерти, а из сочинений нравственного содержания – о служении Богу, или Евангельском законе.

7

     Мелетий Пигас, патриарх Александрийский,  некоторое время местоблюститель патриаршего Константинопольского престола. Из его сочинений наиболее замечательны поучительные беседы, катехизис в виде диалога, т.е. в вопросах и ответах, строматы, размышление против мнения о чистилище. В своем катехизисе, излагая православное учение, Мелетий касается и латинских заблуждений. Но особенно много от Мелетия осталось посланий к частным лицам и целым народам, между прочим, и к западно-

русским христианам. В них он излагает и православное учение, и опровергает латинские нововведения. Нектарий  патриарх Иерусалимский. Он оставил замечательное полемическое сочинение против латинян о главенстве папы, в котором собрал все сказанное восточными церковными писателями в опровержение этого главенства.

     Досифей, патриарх Иерусалимский. Он написал «Историю Иерусалимских патриархов», которая составляет почти единственный источник для истории Иерусалимского патриархата. Здесь Досифей касается событий и в других патриархатах, а также латинской и протестантской пропаганды, не везде, впрочем, отличаясь точностью.

     Мелетий, митрополит Афинский. Он первый написал на греческом языке историю христианской Церкви (в 3-х томах), которая и до ХХ столетия служила руководством в греческих духовных учебных заведениях.

     Илья Минятий, епископ Керникский  (в Морее) – образованный богослов и замечательный проповедник. Его книга  «Камень соблазна или историческое пояснение о начале и причине разделения между Восточной и Западной Церквами» была переведена в конце XVIII века на русский язык.

     Константин Икономос – греческий священник, бывший во времена

8

патриаршества Григория V ритором Константинопольской патриархии.  Из его сочинений особенно замечательно  «О семидесяти толковниках», в котором он доказывает превосходство перевода семидесяти пред всеми другими переводами,  особенно протестантскими. «Священный катихизис» Икономоса несколько раз был издан в Элладской церкви. Из полемических сочинений Икономоса замечательно исследование  «О трех церковных степенях иерархии», направленное против протестантов, в частности против пресвитериан. Кроме того, Икономос составил исторический каталог Константинопольских епископов и патриархов.

     Констанций  I –  Константинопольский патриарх. Он получил образование в Киевской духовной академии, где изучал классические языки и приобрел он также любовь к археологическим исследованиям. Его  «Историческое и этнографическое описание Константинополя»  приобрело известность не только на Востоке, но и на Западе. Констанций писал сочинения против латинян и против протестантов. Известно его полемическое сочинение против иезуита Боре, автора книги  «Вопрос о святых местах». Боре доказывал, что Восточная Церковь утратила право на святые места в Палестине со времен патриарха Фотия ввиду того, что она отделилась от Западной Церкви. Опровергая эти нелепые вымыслы, Констанций доказывал, что святые места остаются достоянием христиан всего мира, несмотря на церковную разобщенность. Против протестантов Констанций написал сочинение  «О секте анабаптистов» – одной из протестантских сект.

 

 

 

9

II. ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО

 

1. Истоки Западного христианства

     Западное христианство возникло на Западе, когда там уже была хорошо установленная языческая культура, и христианству пришлось бороться с ее противостоянием. Существовали языческие религии и их капища, обычаи, право, школы, рабство и общество к ним привыкло. Поэтому, христианским пастырям пришлось много проповедовать, учить, спорить, писать и доказывать, что христианский подход лучший, более гуманный, человеколюбивый и правильный. Так как учение Церкви еще не утвердилось, было много споров и всяких затруднений. Появились пастыри-философы «апологеты», которые писали, объясняли и защищали христианскую веру.

     Западной Церкви было  трудно перебороть глубоко сидящее  в ней языческое прошлое, и  поэтому она отличалась своей  гордыней, жестокостью, агрессивностью  и т.п. С самого начала христианства  появились большие затруднения  в лице Римских пап, которые  хотели заповедовать Церковью.

     Основные отрицательные  языческие качества глубоко засели  в обществе и несмотря на многолетнюю христианскую проповедь, они изживались с большим трудом. Таким образом, как это было сказано выше, римская жизнь и культура, в особенности высшего класса, отличалась многими языческими пороками как: гордыня высокомерие, властолюбие, ксенофобия, расизм, агрессивность, жестокость, материализм, половая распущенность и т.п. не только остались в обществе, но и проникли в Церковь и с нею распространились по всему Западу.

     Конечно, все человеческие  качества, хорошие и плохие, встречаются  у 

10

каждого народа, но все-таки какие-то встречаются чаще, а какие-то реже. На Западе люди сдержанные и корректные, и поэтому трудно узнать их истинные чувства, для этого нужно жить среди них много лет.

 

2. Отступление  от христианского духа в Западной  Церкви.

     В течение всей  истории христианской эры, Римская  Церковь отличилась своей жестокостью, войнами. Это всего лишь несколько  примеров общеизвестных исторических  фактов. Широко известно их применение  лжи, полулжи и обмана для достижения своих целей.

     Само понимание Господа  Бога было исковеркано. Он у  них грозный повелитель, который  для того чтобы заслужить рай, требует от людей известного  поведения – иногда не совсем  понятно почему. В православном  понимании Он любящий и мудрый  Отец, который учит людей как  жить.

     Отступление от христианского  духа Западной Церковью в конце концов привело многих людей к недовольству. В 1517 г., знаменитая продажа индульгенции послужила поводом для католического монаха Мартина Лютер отделиться от Римской Католической Церкви и начать «реформацию». Цель движения было очищение Западной Церкви от нечистоты и приближение ее к положению, которое существовало в начале христианского периода. Таким образом и создались Протестантские Церкви.

Информация о работе Святые отцы и церковные писатели на Западе