Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 17:36, реферат
Цель работы заключается в рассмотрении Западного и Восточного христианства, и их культурных различий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проследить развитие Восточного христианства
Так же проследить развитие Западного христианства
Сравнить культуру Востока и Запада
Вступление……………………………………………………………………………………………………3
I.ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО………………………………………………………………………4
1. Истоки Восточного христианства…………………………………………………………..4
2. Особенности богослужения на Востоке………………………………………………..4
3. Восточная Церковь под Османским владычеством……………………………..5
4. Духовные писатели в Восточной Церкви……………………………………………….6
II. ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО………………………………………………………………………10
1.Истоки Западного христианства……………………………………………………………..10
2.Отступление от христианского духа в Западной Церкви……………………….11
3.Особенности богослужения Западной Церкви………………………………………12
4.Капитулы в Западной Церкви………………………………………………………………….13
5. Святые отцы и церковные писатели на Западе……………………………………..14
5.1. Епископ Илларий Пиктавийский……………………………………………………….14
5.2. Святитель Амвросий Медиоланский…………………………………………………15
5.3. Блаженный Иероним Стридонский……………………………………………………17
5.4. Блаженный Августин, епископ Иппонский…………………………………………19
6.Монашество Запада…………………………………………………………………………………..20
III. Культурные различия…………………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………………………………………….26
Библиографический список…………
Христианские постулаты
являются нормой для
11
интеллигенции и широких масс.
3. Особенности богослужения Западной Церкви
Богослужение на Западе имело свои особенности. На Западе богослужебным языком была признана исключительно латынь. На латинском языке разговаривало не только коренное римское население, но и жители всех западных провинций. После падения Западной Римской империи и создания варварских королевств, латинский язык оставался по-прежнему языком интеллигенции, особенно духовенства, и, следовательно, занимал привилегированное положение. Он был официальным языком и в сношениях между народами Запада, как язык наиболее устойчивый среди подвергавшихся быстрым изменениям наречий варваров. Этими обстоятельствами объяснялась и продолжительная устойчивость латинского языка в богослужении на Западе. Но что вызывалось и поддерживалось особыми обстоятельствами, стало потом считаться необходимым и единственно законным. Не считаясь с тем, что латинский язык уже был непонятен среди новых германских народов, а с образованием новых языков он стал забываться даже в странах с римским населением, западная иерархия упорно везде вводила в богослужение латынь. В средневековье господствовало мнение, что прославлять Господа можно только на трех языках, на которых Пилатом написано было титло на кресте Спасителя – греческом, римском, еврейском. В связи с этим апологеты Западной Церкви настаивали на отправлении богослужения на латинском языке. Несмотря на то, что против такой исключительности в употреблении богослужебного языка высказывались и некоторые папы (Иоанн VIII) и государи (Карл Великий), латинский язык утвердился в богослужении Западной Церкви.
12
Другой особенностью в богослужении Западной Церкви было введение органов. В 757 году император Константин Копроним прислал этот инструмент в подарок франкскому королю Пипину. С этого времени органы стали входить в богослужебное употребление. Само по себе введение музыки в богослужебное употребление не представляло существенного нарушения христианских порядков. В ветхозаветной Церкви музыка допускалась в богослужении. Но музыка суживала влияние богослужения на душу верующих, действуя лишь на их чувство, тогда как вокальное пение, принятое в Восточной Церкви, возбуждает не только чувство, но и питает ум, внедряя в сознание верующих те религиозные идеи, которые выражены в церковных песнопениях. Третью особенность богослужения в Западной Церкви составляло введение опресноков в таинстве евхаристии, которое в ХI веке прочно вошло в практику. Опресноки, которые были круглыми по форме и с печатью сверху, приготавливались из лучшей муки без закваски. При освящении даров была исключена молитва с призванием Духа Святого на претворение их в Тело и Кровь Христову. Как на особенность западного богослужения нужно указать на тайные литургии, или мессы. Литургии совершались тайно, шепотом, одновременно с литургией, совершаемой вслух. Эти литургии, без участия в них верующих, получили название частных месс. Наконец, особенностью Римской Церкви являлось то, что лишь епископы имели исключительное право совершать конфирмацию ⎯ миропомазание. Поэтому дети получали это таинство, когда епископу возможно было совершить его, вследствие этого многие дети умирали, не получив благодати, сообщаемой в этом таинстве.
4. Капитулы в Западной Церкви
Для поддержания нравственности западного духовенства была сделана
13
попытка установить для него особый строй жизни, сходный с монашеским. Так были выработаны особые правила, которым должны были подчиняться клирики. По этим правилам клирики известного прихода должны жить вместе в одном помещении, иметь общее содержание, собираться в определенные часы на молитву, организовывать собрания для чтения отделов Священного Писания. Такой образ жизни получил название канонического , а собрания клириков стали называться капитулами. Но этот строй не дал желаемых результатов. Каноническая форма жизни не соответствовала ее содержанию. Это было связано не только с общением с мирянами во время богослужения и исполнения треб, но и с самым главным – нереальностью исполнения канонов вне монастырских стен.
5. Святые отцы и церковные писатели на Западе
5.1. Епископ Иларий Пиктавийский
Епископ Иларий Пиктавийский был великим поборником православия на Западе. По ревности к православию и стойкости в защите никейского исповедания его по праву называют Афанасием Галлии. Иларий родился в городе Пиктавии, в Аквитании, в богатой знатной языческой семье, получил образование в школах своего города. Христианство он принял, когда убедился в суете той жизни, которой удовлетворялись его современники. Чтение священных книг произвело переворот в его душе, и он вместе с женой и дочерью принял христианство. В 353 году он был избран на епископскую кафедру своего города Пиктавии. Однако занимать ее ему пришлось недолго. За смелую и решительную защиту православия арианские епископы при Константине низложили его с кафедры, и Иларий был отправлен в ссылку во
14
Фригию, на Восток. Во время
четырехлетнего изгнания он
5.2. Святитель Амвросий Медиоланский
Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, происходил из знатного рода. Его отец занимал высокую должность префекта Галлии. Образование Амвросий получил в Риме. Благодаря своим дарованиям и связям, он быстро выдвинулся по службе и занял должность правителя Лигурии. К духовному званию Амвросий не готовился, но Промысл Божий указал ему именно на это служение. В главном городе лигурийской области Медиолане (ныне Милан) в 374 году происходили выборы епископа. На соборе были две партии –
15
арианская и православная, той и другой хотелось избрать своего кандидата. Собрание приняло бурный характер. Амвросий явился на собор со словом умиротворения. Едва он окончил свою речь, как явственно послышался детский голос: «Амвросий епископ!» . Все приняли это за указание свыше и настойчива предложили Амвросию сан епископа. Амвросий согласился. Он не готовился к этому сану и потому не получил богословского образования, а в момент избирания он не был даже крещен и проходил только степени оглашения. Но, став епископом, он основательно занялся изучением Священного Писания и сочинений церковных писателей. Особенно он прославился своим ораторским талантом. Светское красноречие, которым он прежде блистал на форуме, оказалось полезным ему и на церковной кафедре, и Амвросий считался одним из лучших проповедников Западной Церкви. Своей пастырской деятельностью Амвросий напоминает Василия Великого. Он отличался такой же сострадательностью к бедным, раздав им свое имущество, не пощадив даже церковных сосудов. Он с такой же твердостью, как и восточный святитель, боролся против еретиков и их сильных покровителей. Особенно высокий пример архипастырской твердости показал Амвросий, не допустив в храм императора Феодосия за жестокое избиение им восставших жителей Фессалоник, когда в течение трех часов было убито более 4000 человек всякого пола и возраста. Император понес епитимию, наложенную на него епископом. Амвросий Медиоланский был плодовитым писателем, но его нельзя назвать выдающимся богословом. У него не было широкой богословской эрудиции, и как следствие этого, его богословским сочинениям не достает самостоятельности. Догматические трактаты: «О вере», «Изъяснение символа веры» и «О Святом Духе» содержат мысли, почти исключительно заимствованные из творений отцов Восточной Церкви. Но как
16
проповедник и моралист Амвросий занимает видное место среди писателей Запада. Его проповеди, при всем разнообразии их содержания, отличаются жизненным, практическим характером. Их прямота и искренность вместе с личной привлекательностью и властным тоном оратора оказывали сильное психологическое воздействие на аудиторию. Своими проповедями он обратил в православие многих ариан, своим красноречием он заставил трепетать самого Феодосия, а так же содействовал обращению Августина. Красноречие его было так могущественно, что матери удерживали своих дочерей от посещения церкви из опасения, чтобы он не убедил их вступить в монашество. Как моралист Амвросий особенно сильным выступает в сочинении «О должностях служителей Церкви». Это сочинение написано по аналогии с сочинением Цицерона «О должностях». Оно содержит в себе высокие нравственные наставления и представляет попытку систематического изложения нравственного христианского учения, с указанием его превосходства над языческой моралью. Кроме того, Амвроcий был церковным поэтом. Ему принадлежит много гимнов и молитв, в том числе «Тебе Бога хвалим».
5.3. Блаженный Иероним Стридонский
Блаженный Иероним Стридонский родился около 330 года в городе Стридоне в Далмации; он был одним из ученейших писателей Западной Церкви. Общее образование Иероним получил в Риме, а богословское – на Востоке, где прожил большую часть своей жизни. В 381 году по приглашению папы Дамаса блаженный Иероним прибыл в Рим. По поручению папы он занялся исправлением латинского перевода Библии, имевшего много ошибок.
17
Как очень образованный человек он занимал влиятельное положение при папском дворе. Но своими суровыми обличениями нравов духовенства, а равно и неумеренной ревностью привлечь к монашеству сыновой и дочерей из знатных римских фамилий, он нажил себе много врагов в Риме и вследствие этого оставил Рим и уехал на Восток, где около Вифлеема основал два монастыря: мужской и женский. В мужском монастыре он был настоятелем в течение тридцати трех лет до самой своей смерти, проводя время в подвигах и
ученых трудах. В Вифлеемском монастыре началась кипучая, неутомимая ученая деятельность Иеронима. Пещера его, близ пещеры Рождества Христова, стала его научным кабинетом, где он собрал себе большую библиотеку классиков и церковных писателей. Иероним был плодовитым писателем. Особенно замечательны его труды экзегетического характера. От него остались комментарии на книгу Екклесиаст, псалмы, больших и малых пророков, на Евангелие от Матфея и некоторые послания апостола Павла. В толкованиях особенно заметно влияние на него Александрийской школы. От буквального смысла он постоянно уклонялся в аллегорию и мистический символизм. С другой стороны, его толкования отличаются и высокими достоинствами: научным подходом, филологической точностью и массой любопытных подробностей. Колоссальной работой Иеронима над священным текстом является его перевод Библии на латинский язык, известный под именем «Вульгата». Этот перевод принят в церковное употребление равно как в Западной так и Восточной Церкви. Труд Иеронима, как переводчика, остался непревзойденным. Его жизнеописания сделались образцами для агиологии средних веков. Из догматических и догматико-полемических трудов Иеронима известны его сочинения против современных ему еретиков и переводы некоторых бесед Оригена и книги Дидима о Святом Духе. Но как богослов
18
Иероним не имел большого влияния на последующее время. Он не был самобытным мыслителем. В своих богословских трудах он твердо держался церковной линии и всегда старался обосновывать свои взгляды на Священном Писании и церковном Предании. По красноречию и выразительности, по разнообразию стилистических форм Иеронима по праву называют «христианским Цицероном».
5.4. Блаженный Августин, епископ Иппонский
Блаженный Августин, епископ Иппонский, родился в 354 году в Нумидийском, городе Тагасте. У него проявились порывы к духовным поискам, стремление найти истину. В ее поисках переходил он от одной философской школы к другой, но нигде не находил себе удовлетворения. В 383 году Августин покинул Карфаген и направился в Рим, откуда вскоре переехал в Медиолан (Милан). Став учителем красноречия в Медиолане, он из любопытства стал слушать проповеди Амвросия Медиоланского и увлекся ими. Благочестивая Моника воспользовалась таким настроением своего сына и стала убеждать его принять учение Христа. Однажды Августин услышал голос: «Возьми и читай»1. В руках Августина был Новый Завет, он открыл книгу и прочел первые попавшиеся слова: «...будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти»2, которые озарили его как упрек своему поведению. Так началось его перерождение. Приняв крещение в Медиолане, он вернулся на родину в
1, 2 Соколов. С. «История Восточного и Западного христианства (IV–XX века) »/ С. Соколов. - М: Издательство Московского института духовной культуры, 2007.- 35с.
19
Нумидию, где сначала был выбран пресвитером, а потом, в 395 году епископом Иппонским. В сане епископа он все свои богатые дарования, всю пылкость своего темперамента отдал на служение Церкви. Но больше всего Августин боролся с современной ему ересью Пелагия. Как писатель Августин занимает исключительное положение среди своих современников на Западе. По своему глубокомыслию, самостоятельности и оригинальности своих богословских воззрений он как бы повторяет собой лучших писателей Восточной Церкви. Его сочинения автобиографичны, отражают события его времени. Громадный отдел составляют его нравоучительные творения, экзегетические проповеди и сочинения автобиографического характера. Классическими произведениями Августина, получившими всемирную известность, после его философско-богословских трудов, считаются автобиографическое сочинение «Исповедь» в 13 книгах и апологетическое – «О граде Божием» в 22-х книгах. В «Исповеди» он пишет о состоянии его души и объясняет причины своего обращения к Богу. Сочинение «О граде Божием», которое Августин писал 12 лет, связано со взятием Рима в 410 году. Град земной может испытывать потрясения и падать, но град Божий постепенно развивается. Результатом этого развития будет полное торжество Царства Божия. Кроме того, это сочинение заключает в себе много полемического элемента, направленного к опровержению политеизма. Августин известен и как проповедник. Его проповеди, общим числом около 400, слабее проповедей отцов Восточной Церкви, но они отличаются живым содержанием, краткостью, ясностью и назидательностью, представляя из себя прекрасные образцы проповедей, обращенных к простому народу.
Информация о работе Святые отцы и церковные писатели на Западе