Святые отцы и церковные писатели на Западе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 17:36, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в рассмотрении Западного и Восточного христианства, и их культурных различий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проследить развитие Восточного христианства
Так же проследить развитие Западного христианства
Сравнить культуру Востока и Запада

Содержание работы

Вступление……………………………………………………………………………………………………3
I.ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО………………………………………………………………………4
1. Истоки Восточного христианства…………………………………………………………..4
2. Особенности богослужения на Востоке………………………………………………..4
3. Восточная Церковь под Османским владычеством……………………………..5
4. Духовные писатели в Восточной Церкви……………………………………………….6
II. ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО………………………………………………………………………10
1.Истоки Западного христианства……………………………………………………………..10
2.Отступление от христианского духа в Западной Церкви……………………….11
3.Особенности богослужения Западной Церкви………………………………………12
4.Капитулы в Западной Церкви………………………………………………………………….13
5. Святые отцы и церковные писатели на Западе……………………………………..14
5.1. Епископ Илларий Пиктавийский……………………………………………………….14
5.2. Святитель Амвросий Медиоланский…………………………………………………15
5.3. Блаженный Иероним Стридонский……………………………………………………17
5.4. Блаженный Августин, епископ Иппонский…………………………………………19
6.Монашество Запада…………………………………………………………………………………..20
III. Культурные различия…………………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………………………………………….26
Библиографический список…………

Файлы: 1 файл

Западное и Восточное христианство. Культурные различия..docx

— 54.47 Кб (Скачать файл)

 

6. Монашество Запада

     Западное монашество возникло под влиянием восточного, которое

20

 довольно быстро укрепилось и развилось. Восточный строй монашеской жизни, перенесенный на Запад, был основательно переработан в духе и направлении Западной Церкви. В первую очередь монашество стало на Западе громадной культурной силой как в церковной, так и в светской жизни. Первые монастыри возникли на Западе в 70-х годах IV века. Святой Мартин основал несколько монастырей в Галлии. Во внутреннем устройстве монастырской жизни на Западе подражали сначала египетским и палестинским образцам.  Первый, кто предпринял на Западе кодификацию постановлений относительно монашеской жизни, был Иоанн Кассиан. По национальности скиф, он родился в стране, расположенной по нижнему течению Дуная. Родившись в пограничной полосе между Востоком и Западом, он сначала испытывал влечение к Востоку. Последнюю треть своей жизни он провел на Западе, став там пресвитером и основав 2 монастыря в Массилии. Его сочинение, написанное около 426 года, представляет собой правила и узаконения относительно монашеской жизни,  составленные на основе трудов восточных отцов и своего практического опыта.  На Востоке его деятельность становилась все активнее. Из Вифлеемского монастыря он писал на Запад письма, в которых в самых светлых и идеальных чертах рисовал монашескую жизнь. К концу IV  века на Западе было уже большое количество монастырей. Они возникли на островах около берегов Италии, Далмации и в Галлии. Блаженный Августин положил начало монашеству в Африке. Но если восточное монашество отличалось созерцательным характером, большое значение имели там продолжительные молитвы и бдения, усиленные посты, то западное монашество не отличалось строгостью. Восточные подвижники не знали другой пищи, кроме хлеба и овощей. Вследствие такого направления монастыри на Востоке возникали в местах пустынных, вдали от мира, и чуждались сношения с миром, на Западе на монастыри смотрели как на одну из единиц феодальной системы.

21

III. Культурные различия

     Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. В современной культурологии под "Западом" подразумевается европейская, американская и австралийская культура, под "Востоком" - культура стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Запад разнообразен, Восток еще более пестр, тем не менее у этих двух "противоположных" типов культуры можно выделить присущие им черты, отличительные особенности. Западные и восточные культуры различаются динамикой развития. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. Восточные цивилизации до XIX века оставались замкнутыми, локальными, традиционными, изменялись медленно, эволюционно. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная традиция подчеркивает активное отношение человека к внешнему миру. Деятельность человека понимается как направленная вовне, на преобразование предметов. Поэтому для западной культуры характерен ускоренный прогресс техники и технологии, быстрое изменение предметного мира. Восточная культура более ориентирована на самого человека, его духовное совершенствование. А отношение к внешнему миру довольно пассивное. В отличие от западной, восточная культура скорее предпочитает доктрину "недеяния" во внешнем мире, уход в себя. В рамках восточной традиции возникает идея о поиске

22

 нирваны как подлинного  смысла бытия, которая предполагает  отрешенность от внешнего мира, отсутствие страсти, жажды жизни. Итак, если западная стратегия  развития - изменение среды обитания, восточная стратегия - изменение  самого человека. В рамках западной и восточной культуры различным было отношение к природе. В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика - более мудрым. Считалось, что человек должен максимально скоординировать свое поведение с законами природы, космоса. Он не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней. Восточное искусство также отличала близость к природе. На Востоке - в Китае и Японии - впервые появилась пейзажная живопись, садово-парковое искусство, икебана - искусство аранжировки цветов, составления букетов. Западная и восточная культура различаются пониманием человека и его отношением к обществу, государству. В европейской культуре сформировалось понимание человека как автономной, независимой личности, наделенной естественными правами (данными от рождения), которые должно гарантировать государство. Эти идеи формировались еще в античной культуре, но окончательно оформились в эпохи Возрождения и Просвещения. Само понятие о правах и свободах человека, правовом государстве возникает в рамках западной традиции. В отличие от Запада на Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение перед властью. Для восточных обществ характерны значительная роль государства и коллективистские традиции.

23

Отношения в государстве должны строится как в большой семье, т.е. подданные должны подчиняться своему государю. Государь - отец народа. Смысл жизни должен состоять в гармоничном слиянии с природой, жизни в большой и дружной семье, общении, постижении мудрости древних, исполнении всех ритуалов. Западная и восточная культура отличаются отношением к возможностям разума. В западной культуре ведущей, преобладающей была рационалистическая тенденция, отдававшая приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Она проявлялась во всех видах культуры: науке, философии, искусстве. Восток же более тяготеет к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. И этим объясняется традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу, самовнушению. Главными факторами художественного творчества считались воображение, интуиция, озарение, просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном; постижение скрытой красоты, которое требует сосредоточенного, неспешного созерцания. Считалось, что художник должен проникнуть в объект изображения до полного слияния с ним. И тогда произведение искусства создается без особых усилий, как бы само собой, мгновенно.

     Неодинаковым было соотношение разных видов культуры на Западе и Востоке. Важная черта восточной культуры - это тесное переплетение философских, научных и религиозных идей. Разные виды культуры (наука, философия, религия) существовали здесь нераздельно. Восточная культура исключает их противопоставление. На Востоке наука рассматривалась прежде всего как средство совершенствования человека. Она долгое время не выделялась в самостоятельную область знаний. На Западе разные виды

24

культуры (наука, религия, философия) существовали самостоятельно, раздельно и более конфликтно, чем на Востоке. Здесь сформировалась сильная материалистическая, рационалистическая традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, наука рассматривалась прежде всего как средство технического прогресса, развития производства.

     В отношении к Востоку в европейском сознании долгое время господство-вала идея европоцентризма. Все, что не соответствовало этому эталону, т.е. образу жизни и мышлению европейского человека, считалось варварством, дикостью. Прогресс мыслился как проникновение европейской цивилизации во все регионы мира. Крестовые походы, географические открытия, захват новооткрытых земель, колониальные войны - все это проявления европоцентризма1*. В свою очередь, западная цивилизация столкнулась со многими проблемами (мировые войны, экологический кризис). И сегодня она уже не является эталоном развития, безоговорочной ценностью для всего остального мира. В то же время восточные страны, прежде всего страны тихоокеанского региона, позаимствовав у Запада индустриальные технологии и сохранив свои культурные традиции, превратились в лидеров мировой цивилизации, научно-технического прогресса. Сегодня утверждается новый взгляд на культуру, который исходит из признания множественности культур, их качественного своеобразия и равноправия. Многие представители западной культуры приходят к осознанию того, что в моральном, духовном отношении восточная культура не уступает западной.


1 http://ya-simkina.narod.ru/R7-3.htm

* Европоцентризм - это мировоззренческая установка, согласно которой Европа, присущий ей духовный уклад является центром мировой культуры

25

Заключение

     Христианство отличается от других  религий тем, что оно объясняет  что добро и что зло, что  грех и что добродетель –  знания, на которых движется любая  культура и цивилизация. Но все  же люди продолжают грешить. Они  не видят свои ошибки-грехи  и привыкают к ним, считают  их нормальными, а потом страдают  из-за них. Проповедь и учение  Христа стали основой европейской  цивилизации в течение последних 2000лет. Это учение лучше всего сохранилось в христианском Православии, в особенности в русском. На Западе, из-за неизжитого языческого наследия, с самого начала наблюдался отход Церкви от христианского духа. Часть русской интеллигенции и полуинтеллигенции не понимала и считала, что Запад для России – эталон, и все с него нужно копировать. Но, многие духовные и светские мыслители видели у них порчу замедленного действия и считали, что она с временем углубиться. Они тоже считали, что со временем Русское Православие спасет Запад от духовной гибели.

 

 

 

 

 

 

 

 

26

Библиографический список

  1. Соколов С. «История Восточного и Западного христианства (IV – XX века)», учеб. пособие/ С. Соколов. – М.: Московский институт духовной культуры, 2007. – 257 с.
  2. Булгаков С. «Православие.  Очерки учения православной Церкви»/ С. Булгаков. – М., 1991. – 336с.
  3. Пономарев С. «Святые Отцы Церкви. Их жизнь и писания.»/ С. Пономарев. – СПб., 1901. Ч. 1. – 186 с.
  4. Поснов М. Э. «История Христианской Церкви/ М. Э. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. – 550 с.
  5. http://www.dorogadomoj.com/dr169ili.html
  6. http://www.dorogadomoj.com/dr68/dr68smi18.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27


Информация о работе Святые отцы и церковные писатели на Западе