Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 20:11, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что эту «систему» используют в театральных вузах до сих пор, и не только в России, но и даже в США. Системы лучше пока что не придумано, поэтому эта методика является незаменимой в данное время.
За всё то время, что театр существует в России, было создано множество театральных школ, было воспитано много великих и хороших артистов, но среди многих выделялась Музыкально-Драматическое училище Московского филармонического общества, в нём драматический класс вёл В.И. Немирович-Данченко, обратившийся к воспитанию артистической молодежи, на которую возлагал надежды, связанные с обновлением театра.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ РОССИИ КОНЦА 19 – НАЧАЛА 20 ВЕКА 5
2.ОСНОВАНИЕ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА 10
3.СИСТЕМА К.С. СТАНИСЛАВСКОГО 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
В своих поисках К.Станиславский пришёл к выводу о том, что только действие, органические действия актёра на сцене и построения спектакля режиссером на основе вскрытия действенной линии сюжета пьесы обеспечивают верное, убедительное воплощение на сцене у драматурга.
К.С.Станиславский утверждал, что всякое живое существо действует («ориентируется») исходя из своих связей и отношений с окружающей средой, и что этот органический закон природы есть та основа, на которой необходимо строить и сценическое действие.
Под органическим действием он понимал весь сложный комплекс природы человека: его психику, физику, темперамент, волю, чувства.
В книге К.С. Станиславского «Работа актёра над собой» много страниц посвящено органическому действию актёра на сцене. Действию, которое несёт в себе полное органическое сочетание всей духовной и физической природы актёра в каждое мгновение его пребывания на сцене в предлагаемых автором пьесы обстоятельствах.
Органические действия актёра на сцене необходимы и для глубокого раскрытия и выявления характера действующего лица, поэтому К.С. Станиславский не только не разграничивал поиски органического действия от характера, но искал действия, раскрывающие типические черты характера, выявляющие его мировоззрение идеи, чувства, мысли, помогающие актёру перевоплотиться в образ. В поисках того, как помочь актёру научиться разбирать роль, определяя логические действия, заключенные в сюжете пьесы, а затем эти отобранные действия совершать,- в поисках наилучших педагогических и режиссерских приемов для создания органического действия на сцене, К.Станиславский никогда не переставал развивать и совершенствовать методику работы актёра над ролью, режиссера над пьесой.
Подобно тому, как все элементы системы К.С. Станиславского над его учением об идейно-общественном, этическом воспитании актёра, преследуют цель правдивого отображения действительности в спектакле, так и действенное построение роли актёром, спектакля режиссером является средством практического проведения в театральном искусстве основных принципов социалистического реализма – единственного метода творчества советского художника.
Создание спектакля на основе действенного воплощения событий пьесы и психофизических действий актёра в роли К.С. Станиславский считал новым этапом в развитии всех элементов своей системы.
«Действенный метод построения спектакля,- говорил он,- это не только метод решения роли актёром. Он охватывает всех участников спектакля. Режиссер, актёры, художник и композитор своим искусством решают каждый действенный эпизод, каждый момент в спектакле, подчиняя его выявлению сверхзадачи»[3,с.22].
Каждый момент сценической жизни, каждое органическое действие на сцене становится искусством только тогда, когда оно является неотъемлемой частью развития сквозного и контрсквозного действия, то есть когда оно имеет самое непосредственное отношение к выявлению идеи драматургического произведения. Идея пьесы получает своё выражение в спектакле через развитие основного конфликта пьесы, через логику главных событий.
Действенное построение спектакля – это совместное творчество актёра и режиссера, идейный, творческий прием создания спектакля, построенный на синтезе актёрского и режиссерского искусства. Это ещё один практический способ работы в театре для наилучшего овладения основными принципами социалистического реализма.
Действенное построение спектакля предъявляет к актёру и режиссеру ряд важнейших требований. К таковым относится: определение режиссером и актёром главных и второстепенных событий в пьесе, логики этих событий, определение роли и значения каждого эпизода в выявлении основной темы спектакля, определение логики поведения каждого действующего лица, воздействие и взаимодействие актёров друга на друга, «пристройка» одного актёра к другому и так далее. Все эти требования метода действенного построения спектакля подчинены раскрытию идеи пьесы, тому, ради чего осуществляется в театре данный спектакль.
К.С. Станиславский старался расширить предлагаемый им прием работы, включая в него все прежде найденные им элементы системы и добавляя то, что сразу, что, ему казалось, могло повысить действенность нового метода, в том числе и «мыслительные действия», то есть умение действенно мыслить в паузе на тексте партнера и при произношении текста своей роли. Константину Сергеевичу казалось, что это должно было развивать, совершенствовать «внутреннюю» технику актёрского мастерства.
К.С.Станиславский, предлагая актёрам пользоваться «мысленными действиями» в построении роли, никогда их не противопоставлял психофизическим действиям, считая, что «мысленное действие» является неотъемлемым, важнейшим элементом единого, органического психофизического процесса действия актера на сцене.
Чрезвычайно важное значение придавал К.С. Станиславский взаимоотношениям режиссера с актёром. Он утверждал, что режиссер должен исчерпывающе знать природу артиста-художника, её основные качества; он призывал режиссера быть неизменным другом актёра, следящим за его развитием. Помогающим ему и вместе с ним, актёром проходящим свою творческую жизнь.
«Если вы не знаете
свою труппу,- говорил он,- не знаете,
чем живет и дышит каждый
из её членов, вы никогда не
сможете использовать всё
Константин Сергеевич обращал внимание на громадное значение «словесного действия» - так называл он работу актёра и режиссера над текстом пьесы и роли.
Он утверждал, что органическое действие, как путь к перевоплощению в образ, чаще всего находит своё конкретное выражение в «действии словом», так как главным, решающим средством воздействия на зрителя в драматическом театре остается слово. Оно делает театр одним из самых сильных видов художественного творчества.
«Говорить – значит действовать!» - не уставал повторять актёрам Константин Сергеевич. – На сцене не должно быть бездушных, бесчувственных слов. Там не нужны безыдейные, так точно как и бездейственные слова. На подмостках слово должно возбуждать в артисте, в его партнёрах, а через них и в зрителей всевозможные чувствования, хотения, мысли внутренние образы воображения, зрительные, слуховые и другие ощущения пяти чувств» [3,с. 22].
Прежде всего он требовал подробного логического и психологического разбора текста актёрами и режиссурой. Это обозначало в первую очередь знание всеми участниками будущего спектакля сюжета пьесы, определения ими идей – сверхзадачи и сквозного действия.
К.Станиславский предлагал не учить текст наизусть до тех пор, пока актёрам не станут исчерпывающе понятны в действии все события, составляющие каркас-скелет интриги пьесы, определяющее поведение каждого действующего лица.
В книге К.Станиславского «Работа актёра над собой» целые главы посвящены законам логической речи на сцене. Он справедливо утверждал, что уметь логически построить – сказать фразу – это целая наука. Логический разбор текста К.С.Станиславский никогда не отделял от психологического, поскольку дело касалось не упражнений, а всей работы над ролью. Он требовал от актёра точного соблюдения в произносимой фразе знаков препинания, но одновременно настаивал, чтобы каждая запятая была осознана актёром и психологически оправдана всеми предлагаемыми обстоятельствами, характером и поведением данного персонажа.
Предлагаемые обстоятельства, действия, чувства и характерные особенности каждого персонажа пьесы он считал важнейшими элементами роли, определяющими психологический разбор текста пьесы.
Система К.С. Станиславского и её последний этап – новый идейный и творческий метод действенного построения спектакля и роли ради наилучшего воплощения идеи пьесы, это устремленность художника в будущее, а не оглядка в прошлое; это практическое руководство к действию – творчеству актёра и режиссера, а не сборник рецептов по актёрскому мастерству.
Действовать – это значит изменять что-то в окружающей тебя среде. Действовать – это значит идти верным путем к перевоплощению в образ. А перевоплощение К.С. Станиславский, как известно, считал конечной целью, вершиной актерского мастерства.
Режиссерская мысль К.С.Станиславского стремительно неслась всегда вперед, решая непосредственно стоящие перед ним, как руководителем театра, сегодня задачи, и в то же время стремилась предугадать, предвидеть задачи завтрашнего дня в искусстве.
Таким образом, система К.С. Станиславского стала новой эпохой в развитии театрального искусства, совершенно другое понимание актёров к их работе, другое отношение зрителей к театру, театр и актёры стали жить новой жизнью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность К.С.Станиславского, его идеи способствовали возникновению самых разных театральных течений, оказали огромное влияние на развитие мирового сценического искусства. К.С. Станиславский внёс огромный вклад в национальную и общечеловеческую культуру, обогатил мир новыми художественными ценностями, расширил границы человеческого познания. В ходе выполнения работы рассмотрены основные принципы сценического мастерства по К.С.Станиславскому, было проанализировано влияние К.С. Станиславского на развитие театрального искусства в России и мире.
Поиски дальнейшего развития своей системы через действенное построение роли актёром, пьесы режиссером для К.С. Станиславского имели значение, прежде всего, как средство ещё более глубокого, яркого, динамически сильного воплощения драматического произведения, спектакля.
Театр в конце 19 – начала 20 века стал совершенно иным, по сравнению с тем каким был раньше. Осталась сцена, остались актёры, но изменилось отношение, понимание, как у актеров театра так и у зрителей. Театр в России - до сих пор один из лучших в мире, так как этому способствовал огромнейший толчок в конце 19 века, который позволяет быть России на передовых позициях в театральном искусстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ