Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа
Театр (от греч. theatron – места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д. Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром, где именно так назывались места в зрительном зале (от греческого глагола «теаомай» – смотрю) . Однако сегодня значение этого термина чрезвычайно многообразно.
Ведение.
Театр в эпоху Просвещения в Англии.
Французский театр XVIII века.
Формирование немецкого театра.
Итальянский театр.
Датский театр эпохи Просвещения.
Заключение
Список использованной литературы
Библиография
Тема: Театр эпох просвещения.
Курсовая работа по культурологи
2013г.
Содержание
Введение
Театр (от
греч. theatron – места для зрелища,
зрелище), основной род зрелищного
искусства. Родовое понятие
Театральное
искусство обладает
С начала XVIII века западноевропейский театр вступает в новую эпоху, называемую в истории эпохой Просвещения. Основным содержанием этой эпохи во всех странах Европы является идеологическая борьба с феодализмом и его проявлениями в различных областях общественной жизни. Просветительство XVIII века было явлением общеевропейским, но наиболее полное и законченное выражение оно получило во Франции, где подготовило первую французскую буржуазную революцию, явившуюся великим рубежом в мировой истории. Основной задачей европейского Просвещения в целом и была подготовка этой крупнейшей буржуазной революции, единственной доведенной до конца, до полной победы буржуазии над господствующим классом феодального общества. Это обстоятельство определяет ведущую роль Франции в культуре европейского Просвещения.
Будучи широким идейным
движением против феодализма, Просвещение
было связано многими нитями с
Возрождением, впервые поставившим
проблему идеологической борьбы с феодализмом
и с феодально-религиозной
XVIII в. дал
мировой культуре таких
Основной задачей просветительской реформы сценического искусства было освобождение театра от условностей придворного классицизма, покоившегося на принципе приукрашивания жизни вместо ее правдивого отображения. Для этого было необходимо освободиться от абстрактных дворцовых декораций, в которых происходило действие всех трагедий, независимо от времени и места действия. Необходимо было освободиться также от условных «римских» костюмов с фижмами, трико-и плюмажами, в которых исполнялись все трагедии без исключения. Отходя от прежнего абстрактного метода оформления спектакля, театральные новаторы эпохи Просвещения начинают видеть в декорациях и костюмах способы правдоподобного отражения среды, в которой развертывается действие пьесы. Поскольку чувство историзма у людей XVIII века было еще мало развито, историческая конкретизация спектакля обычно заменяется этнографической. Именно на этом моменте делают упор все актеры-новаторы XVIIII века, пытающиеся реформировать сценический костюм: Гаррик, Лекен, Клерон, Фавар, Шредер, Ифланд.
Появление режиссуры поставило перед театром ряд новых задач. Прежде всего оно выдвинуло задачу создания актерского ансамбля. Далее оно поставило для пьес бытового жанра задачу создания на сцене правдоподобной обстановки. Основной задачей просветительской реформы сценического искусства было освобождение театра от условностей придворного классицизма, покоившегося на принципе приукрашивания жизни вместо ее правдивого отображения. Отходя от прежнего абстрактного метода оформления спектакля, театральные новаторы эпохи Просвещения начинают видеть в декорациях и костюмах способы правдоподобного отражения среды, в которой развертывается действие пьесы. Поскольку чувство историзма у людей XVIII века было еще мало развито, историческая конкретизация спектакля обычно заменяется этнографической. Именно на этом моменте делают упор все актеры-новаторы XVIIII века, пытающиеся реформировать сценический костюм: Гаррик, Лекен, Клерон, Фавар, Шредер, Ифланд.
Однако просветители, видевшие идеал человека в гармоничной личности, не могли пренебречь требованиями чувства, когда речь шла об искусстве. Театр эпохи Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом новый взгляд на мир, который был адекватен эпохе.
Театр в эпоху Просвещения в Англии.
Английский театр XVIIII века не создал художественных ценностей, которые равнялись бы достижениям английской драмы на рубеже XVI—XVII веков. И все же XVIIII век в Англии дал свои плоды. Почти все новые явления в области драмы, получившие развитие в эпоху Просвещения, первоначально возникли на английской почве. Английские просветители были родоначальниками ряда идейных течений (просветительского классицизма, просветительского реализма, сентиментализма) и новаторами в области художественной формы. Однако, возникнув в Англии, эти новые течения достигали своего высшего развития в других странах. Впрочем, и английское Просвещение выдвинуло ряд даровитых драматургов, но из них только один Шеридан достиг того уровня художественного мастерства, который позволяет его поставить в первый ряд европейских драматургов эпохи Просвещения.
Роль Англии как инициатора
новых течений в драме
Новый период английской социально-политической истории начинается в 1689 году, когда в стране произошла так называемая «славная революция». Династия Стюартов, восстановленная на троне после смерти Кромвеля (1660), не оправдала надежд, возлагавшихся на нее правящими классами — капитализирующимся дворянством и крупной буржуазией. Убедившись в том, что Стюарты неспособны охранять ее интересы, буржуазия свергла их.
Эта вторая английская революция, в отличие от первой, была бескровной. Буржуазные историки окрестили ее «славной», потому что она обошлась без народного восстания, вспышка которого была предотвращена сговором господствующих классов. Верхи договорились заменить одного короля другим и попутно произвели законодательные изменения, превратившие Англию в конституционную монархию с королем, который царствует, но не управляет страной.
Классическую характеристику общественно-политических условий английской жизни этой эпохи дал Энгельс. «Новый исходный пункт, — писал он, — был компромиссом между подымающейся буржуазией и бывшими феодальными землевладельцами». Английские аристократы уже с начала эпохи первоначального накопления стали на путь, приведший их в XVIII веке к тому, что они превратились в «первых буржуа нации» . Именно это и сделало возможным классовый компромисс между верхами земельного дворянства и буржуазии.
Публика театров XVIII в. стала куда более демократичной. В партере устанавливались простые скамьи для горожан. Раек заполняли слуги, студенты и мелкий ремесленный люд. Во время спектаклей зрители вели себя весьма активно, оживленно реагируя на то, что показывалось на сцене.
В создании театра просветителей выдающуюся роль играли писатели-драматурги и теоретики театра – Вольтер и Дидро во Франции и Лессинг в Германии. Создавая новый репертуар и новаторские принципы сценического искусства, они противопоставляли их оторванному от народа великосветскому театру классицизма. Благодаря просветителям в Англии и Франции, а также в Германии и Италии развился новый буржуазно-демократический театр. Его отличительной чертой была острая постановка общественных вопросов, критика отжившего феодального режима.
Так, в Англии театр эпохи Просвещения критиковал пороки нарождавшегося буржуазного строя. Возникает новая идеологическая доктрина театра: общественное и нравственное воспитание зрителя. Эта доктрина отлично вписалась в пуританские традиции Англии – в дальнейшем пуритане смягчили свою позицию по отношению к театральному искусству, и боролись уже не против театра как такового, а за его реформацию: искоренение безнравственности и превращение театра в общественно-полезное учреждение.
Программным
документом реформации театра
стал трактат богослова-
В 1731 в предисловии к своей пьесе Лондонский купец, или История Джорджа Барнвеля, драматург Джордж Лилло опубликовал манифест новой эстетической программы – реалистической теории мещанской драмы. Он выступает против сословных ограничений трагедии, выводившей в свои герои лишь высокопоставленных личностей. Не скрывая своей неприязни к аристократии, он требует, чтобы трагедия стала проводником моральных идей буржуазии. Десятью годами раньше, в 1721, в Англии появилась анонимная пьеса Роковое безумие, написанная на одну из излюбленных тем мещанской драмы – о губительных последствиях картежной страсти. Тогда пьеса осталась практически незамеченной – время нового жанра еще не подошло. Но теперь буржуазная проблематика стала пользоваться большим зрительским спросом.
Углубление демократических тенденций драматургии особенно плодотворно в этот период происходило в политической и социально-обличительной сатире, начало которой положила в 1728 Опера нищего Джона Гея, написанная в жанре т.н. «балладной оперы», прочно утвердившемся в английском театре XVIII в.
Роман оказался той художественной
формой, которая была способна в
наибольшей степени отразить общественный
и частный быт Англии XVIII века
с его конфликтами, никогда не
достигавшими большой остроты, не приобретавшими
характера неразрешимого
Но преобладание эпической формы в литературе XVIII века не означало, что развитие драмы остановилось. Английская драма XVIIII века являет интересную картину художественных исканий. Пожалуй, ни в один другой период английская сцена не пережила так много всякого рода экспериментов, как в XVIIII веке. Буржуазное драматическое искусство искало своих форм для воплощения нового содержания.
На протяжении XVIII века
в театре происходит напряженная
борьба различных идейно-
Другая тенденция английской драмы питалась недовольством демократических слоев общества и получила свое выражение в произведениях, более или менее глубоко критиковавших современный социально-политический строй. Развитие этой линии Драматургии, которая могла быть наиболее плодотворной в художественном отношении, наталкивалось на непреодолимое внешнее препятствие — на строгую театральную цензуру, введенную правящими классами для ограждения себя от критики. Эта драматургия стремилась к жизненной правде, но ее душили в самом зародыше. Фильдинга заставили отказаться от писания пьес, а Шеридану в его социально-обличительных комедиях пришлось отказаться от прямой критики английских политических порядков, ограничив себя осуждением нравственных пороков отдельных слоев господствующего класса.