Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:10, контрольная работа
В XIX веке появились теории локальных культурно-исторических типов, подчеркивающих существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицающих единство всемирно-исторического развития человечества.
Теория культурно-исторических типов - направление в философии истории, рассматривающее историю как сосуществование различных, внутренне целостных типов цивилизации. Каждая такая цивилизация развивается по собственным более или менее уникальным законам, имеет собственные источники развития; между отдельными культурно-историческими целостностями нет отношений взаимообусловленности, преемственности или устойчивых, воздействующих на их внутреннюю структуру форм культурного взаимообмена. Наиболее видные представители культурно-исторических типов - Н. Я. Данилевский, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби.
Введение…………………………………………………………………….....2
Н. Я. Данилевский. Страницы биографии..................................................... 3
Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.......................... 6
Законы культурно-исторического движения................................................. 10
Славянский культурно-исторический тип................................................... .14
Заключение...................................................................................................... 18
Литература....................................................................................................... 19
Словарь ключевых понятий…………………………………………………20
Тема 8. Теория »культурно-исторических типов» Н.Я.Данилевского.
План:
Введение…………………………………………………………
Н. Я. Данилевский. Страницы биографии.....................
Теория культурно-исторических
типов Н.Я.Данилевского..............
Законы культурно-
Славянский культурно-
Заключение....................
Литература....................
Словарь ключевых понятий…………………………………………………20
Введение
В XIX веке появились теории
локальных культурно-
Теория культурно-исторических типов
- направление в философии истории, рассматривающее
историю как сосуществование различных,
внутренне целостных типов цивилизации.
Каждая такая цивилизация развивается
по собственным более или менее уникальным
законам, имеет собственные источники
развития; между отдельными культурно-историческими
целостностями нет отношений взаимообусловленности,
преемственности или устойчивых, воздействующих
на их внутреннюю структуру форм культурного
взаимообмена. Наиболее видные представители
культурно-исторических типов - Н. Я. Данилевский,
П.А. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби.
Н. Я. Данилевский. Страницы биографии.
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) родился 27 ноября 1822 г. в селе Оберец Орловской губернии в дворянской семье. С 1837 по 1842 он обучался в Царскосельском лицее, затем стал вольнослушателем Петербургского университета. В 1847 г. он получил степень кандидата, а в 1849 г. - магистра ботаники. В 1849 г. за связи с петрашевцами был выслан в Вологду, где работал в канцелярии вологодского губернатора. В 1853 г. участвовал в научных экспедициях под руководством К. Бэра, перед которым стояла задача исследования озер и морей России для определения перспектив рыболовства. Данилевским в этот период был собран богатый естественнонаучный материал, использованный им позже, при написании книги «Дарвинизм. Критическое исследование» (1879-1885). Однако как естествоиспытатель он не оказал большого влияния на науку своего времени. Теоретически его больше интересовали философско-исторические и культурологические проблемы. Осенью 1865 г. он начал писать труд, принесший ему впоследствии известность, - «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому». В 1868 г. работа над книгой была закончена, и она была опубликована в журнале «Заря» за 1869-1871 гг. В 1871 г. было осуществлено первое издание «России и Европы», встреченное публикой весьма прохладно. Однако, последующие ее издания разошлись почти сразу, что было обусловлено изменившейся социально-политической атмосферой России 80-х гг.. Книга Данилевского с ее попыткой дать ответ на возникшие в русском обществе вопросы о дальнейших судьбах России, ее взаимоотношений с европейским миром, с оригинальной концепцией всемирной истории, перевертывавшей традиционные представления, обрела популярность. Данилевский тем временем продолжал исследование вод европейской части России, а в 1879-1880 гг. был директором Никитского ботанического сада в Крыму.
Начиная с 1879 г. он пишет объемистый труд «Дарвинизм. Критическое исследование», который вышел в свет уже после его смерти, в 1885 г., и был воспринят в научных кругах как неосновательное посягательство на авторитет Ч. Дарвина. Книга Данилевского действительно была направлена против «непогрешимого авторитета», однако естествоиспытателями того времени не были замечены ни его оригинальные идеи, ни аргументация, содержавшая в себе немало рационального и заставлявшего задуматься. Уже после смерти Данилевского в защиту его концепции выступил Н. Н. Страхов, «сразившийся» на страницах журнала с К. А. Тимирязевым, главным оппонентом Данилевского.
В 1890 г. вышел «Сборник политических
и экономических статей», которые
были написаны Данилевским в разные
годы и свидетельствовали о
Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.
Теория культурно-исторических типов Данилевского
Идеи
Данилевского (1822-1885),высказанные им
в работе «Россия и Европа», следует
рассматривать в контексте
Питирим Сорокин проанализировал теорию Данилевского в своей статье «Макросоциологическая теория цивилизации». Методологической основой теории Данилевского является органическая теория, из которой и выходят «культурно-исторические типы». Теория Данилевского - первая антиэволюционистская модель в истории социологии.
Органическое объяснение природы и общества в их специфике и целостности – «сквозная» концепция в истории русской социологии и философии. Она существует в различных вариантах, и, следовательно, приводила к несовпадающим выводам. Поэтому принципы «органицизма» в истории русской общественной мысли играли роль определенных методологической установки, способа осмысления, приемов исследования. Так, например, органистическая теория была методологической основой мыслительных построений славянофилов.
Органическая теория Данилевского содержит в себе определенные элементы провиденциализма и философского идеализма, т. к. обращаясь к историческому будущему, оценивая его с точки зрения общего идеала, он вкладывал в него духовный потенциал, логически не выводимый из теории органицизма.
Биография
творца нередко отражается и на формировании
его идей и взглядов. Данилевский
не стал исключением. Он увлекался естественными
науками и позитивистской теорией,
учась в университете, в 40 –е годы
интересовался утопическим
Работа Данилевского «Россия и Европа» необычайно содержательна как по фактическому материалу, так и по идейному содержанию.
Главная тема книги – судьба России, условия культурно- исторического развития русского народа и славян, раскрытые через призму идей славянофильства.
Многие
современники Данилевского имели прозападную
ориентацию, порой доходящую до русофобии.
Естественно, в этих кругах книга
Данилевского была встречена в штыки.
Против нее объединились все западники
– от крайне правого «Русского
вестника», до демократического народнического
«Русского богатства» Михайловского.
Отрицательно отнеслись и представители
социологической науки –
Работа Данилевского также затрагивает геополитическую сферу.
История
России рассматривается Данилевским
в неразрывной связи со странами
Европы. Он считает, что любые социальные
преобразования будут безуспешными,
более того – разрушительными, если
они будут осуществляться вопреки
национальным интересам. Историческая
ретроспектива отношений Европы
и России позволила ему выявить
основные тенденции политики, выявить
ее геополитические
Данилевский
пришел к выводу: «Европа враждебна
России». Ссылаясь на исторический опыт,
он предостерегал от политической и
культурной экспансии с Запада. По
Данилевскому, политическое равновесие
выгодно европейским
Служение
своему народу и защита его национальных
интересов всегда признавалось нормой,
если решение собственных
Данилевский был приверженцем органистической теории с ее ориентацией на натуралистические методы исследования. Он начал развивать идею о подчинении исторического бытия тем же законам, каким подчиняется природа. Он рассчитывал заменить «искусственные системы», господствующие в исторической науке на естественные, обращая внимание на разнообразие исторической жизни. Естественная модель позволяет объяснить исторический процесс максимально объективно (совокупность разнообразия индивидуальных форм жизни народов и т. д.). Данилевский исходил из теории множественности и разнокачественности человеческих культур.
Вопросы
разнообразия человеческого бытия,
которых касался Данилевский, в XIX
веке оказались на периферии социально-
По
мнению Данилевского, в истории не
было ни одного единовременного
Данилевский
выделил следующие культурно-
1)
Египетский
2) Китайский
3) Ассирийско-вавилонский, финикийский,
древнесемитский
4) Индийский
5) Иранский
6) Еврейский
7) Греческий
8) Римский
9) Аравийский
10) Германо-романский, европейский
К ним можно добавить два американских (мексиканский и перуанский), погибших насильственной смертью.
Среди этих типов Данилевский различал уединенные и преемственные.
Он
считал, что ни один из этих типов
не может прогрессировать
По теории Данилевского, на долю народа выпадает 3 роли:
1)
Положительная деятельность
2) Разрушительная деятельность, придающих
смерти одряхлевшие цивилизации
3) Служение чужим целям в качестве «этнографического
материала»
Данилевский
выделил общие черты, принадлежащие
культурно-историческим типам –
законы культурно-исторического
1)
Всякое племя или семейство
народов, характеризующееся
2) Дабы цивилизация могла зародиться и
развиваться, необходимо, чтобы народы,
принадлежащие к тому или иному культурно-историческому
типу, пользовались политической независимостью.
3) Начала цивилизаций одного типа не передается
народам другого типа, каждый тип вырабатывает
их для себя.
4) Цивилизация достигает расцвета только
при разнообразии этнографических элементов.
5) Период роста может быть сколь угодно
продолжителен, тогда как период расцвета
относительно короток и, по аналогии с
растениями, «истощает раз и навсегда
их жизненную силу».
Выделил три основных формы взаимодействия цивилизаций:
1)
Пересадка (колонизация) –
2) Прививка (ассимиляция) – форма воздействия
одного народа на другой, которая без учета
культурной особенности создает условия
для использования народа.
3) Удобрение – плодотворное воздействие
развитой цивилизации на только еще складывающийся
народ.
Данилевский делает вывод, что цивилизация тем разнообразнее и богаче, чем разнообразнее народности, входящие в образование типа.
Информация о работе Теория "культурно-исторических типов" Н.Я. Данилевского