Теория пассионарности Льва Гумилева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 20:30, реферат

Описание работы

На сегодняшний день теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева выглядит одной из наиболее убедительных концепций исторического процесса. Она объясняет не только возникновение и формирование этносов, но и всю мировую историю в целом.
Теорию пассионарности (этногенеза) в этой работе рассматривается в трех разделах:
Этнические системы (этносы)
Пассионарность
Этногенез

Содержание работы

Содержание 2
Используемая литература 2
Введение 3
Этнические системы 3
Понятие этноса с точки зрения теории Л. Гумилева 3
Этнические единицы 5
Пассионарность 6
Понятие пассионарности 6
Степени пассионарности 8
Соотношение импульсов 9
Этногенез 10
Понятие этногенеза 10
Фазы этногенеза 11
География пассионарных толчков 12
Биологическая причина этногенеза 13
Социальная причина этногенеза 15
Заключение 16

Файлы: 1 файл

gumilev.passionarnost'.docx

— 62.89 Кб (Скачать файл)

 

Наличие субпассионариев для этноса так  же важно, как и наличие пассионариев, потому что они составляют известную  часть этнической системы. Если их становится очень много, то они начинают резко  тормозить своих духовных и политических вождей, твердя им: "Что вы, что  вы, как бы чего не вышло". С такими людьми совершенно невозможно предпринять  какую-нибудь крупную акцию. Об акции  агрессивного характера здесь уже  и говорить нечего, равно как и  оборонительного: эти люди и защищать-то себя не могут.

 

Впрочем, и субпассионарии разные. Доза пассионарности может быть столь мала, что не погашает даже самых простых инстинктов и рефлексов. Носитель такой пассионарности готов пропить последний рубль, ибо его тянет к алкоголю, и  он забывает обо всем.

А если пассионарное напряжение выше инстинктивного? Тогда точка, обозначающая психологический  статус особи, сместится на отрицательную  ветвь абсциссы. Здесь будут находиться конкистадоры и землепроходцы, поэты  и ересиархи и, наконец, инициативные фигуры вроде Цезаря и Наполеона. Как правило, их очень немного, но их энергия позволяет им развивать  бешеную деятельность, фиксируемую  везде, где есть историческая литература - письменная или устная. Сравнительное  изучение кучности событий дает первое приближение определения величины пассионарного напряжения.

 

Ту  же последовательность мы наблюдаем  в сознательных импульсах, отложенных на ординате. "Разумный эгоизм", т.е. принцип "все для меня", имеет  в лимите стабильную величину. Но он умеряется аттрактивностью, которая  либо меньше единицы (за которую мы принимаем импульс себялюбия), либо равна ей, либо больше ее. В последнем  случае мы наблюдаем жертвенных ученых, художников, бросающих карьеру ради искусства, правдолюбцев, отстаивающих справедливость с риском для жизни, короче говоря - тип Дон Кихота в  разных концентрациях. Значит, реальное поведение особи, которое мы имеем  возможность наблюдать, складывается из двух постоянных положительных величин (инстинктивность и "разумный эгоизм") и двух переменных отрицательных (пассионарность и аттрактивность). Следовательно, только последние определяют наблюдаемое  в действительности разнообразие поведенческих  категорий.

Этногенез

Понятие этногенеза

Этногенез - это процесс отбора, идущего  до равновесного состояния - гомеостаза, в котором находится большинство  этносов биосферы. Процесс этот, если он не обрывается внезапно извне, идет 1200-1400 лет (от пассионарного толчка до гомеостаза), т.е. 60-70 поколений.

 

Мутационная природа пассионарного толчка явственно  следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности  Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей  контуры протяженной узкой полоски  и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Это говорит, в свою очередь, о том, что центрально-симметричные поля Земли определяют геометрию  пассионарного толчка. Таким полем, скорее всего, может быть электромагнитное поле, а, следовательно, причиной мутации должен быть внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует.

 

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и  способной к расширению популяции  с отличным от окружающих стереотипом  поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:

  • нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза,
  • сочетание двух или более ландшафтов на территории,
  • присутствие двух или более этносов на территории.

 

 

Образование нового этноса происходит в полиэтнической среде и на границе ландшафтов, где системные связи неустойчивы. На первом этапе образования этноса происходит выделение из популяции  пассионарие-мутантов, образующих системы, связанные общностью судьбы ее членов - консорции. Консорции появляются на протяжении всей жизни этноса: они  возникают и исчезают в течение  жизни ее членов. Но если консорция  одновременно становится конвиксией - системой людей, связанных общностью  жизни, то стереотип поведения, выработанный ею, может превратиться в субэтнос - подсистему этноса, противопоставляющую  себя как целостность этносу, внутри которого она возникла. Если субэтносу  удается навязать свой стереотип  поведения другим субэтносам, он превращается в этнос и даже суперэтнос, если ему удается установить системные  отношения с соседними этносами из общей этноландшафтной зоны.

 

Так произошло с консорцией жителей  г. Мекки в начале VII века, искренно поверивших Мухаммеду и сбежавших  со своими семьями в Медину. В  Медине после расправы над неверными, конвиксия превратилась в субэтнос арабов-мусульман, который после  подчинения всей Аравии превратился  в арабо-мусульманский этнос, а  после успешных войн с Византией, разгрома Персии, подчинения Средней  Азии, Северной Африки, Испании и  Закавказья - в мусульманский суперэтнос. Общим признаком этноса является стереотип поведения или, набор  стереотипов поведения. Это означает, что в сходных ситуациях члены  одного этноса ведут себя сходным  образом в пределах известного набора стереотипов (условных рефлексов). Таким  образом принадлежность к данному  этносу определяется не генотипом, а  воспитанием, хотя генотип и определяет фенотип. Вот почему новый этнос  может возникнуть на базе различных  расовых и этнических компонентов. Как, например, французами считаются  баски (гасконцы), провансальцы, кельты (бретонцы), бургунды, нормандцы и  канадские французы с индейской  примесью.

Фазы этногенеза

Стереотип поведения - функция переменная и меняется в соответствии с фазой этногенеза, которая, в свою очередь, является функцией пассионарного напряжения.

 

В зависимости от величины пассионарного  напряжения в жизни этноса Л.Н.Гумилёв  выделяет следующие фазы:

 

1. Инкубационный период, к концу которого из пассионарной популяции выделяются новые этносы. Длительность этого периода 150-160 лет, т.е. 7-8 поколений. (0 – 150 лет)

 

2. Фаза подъема, связанная с политическим оформлением этноса, усложнением его структуры увеличение числа субэтносов). Стереотип поведения этой фазы определяется императивом "Будь тем, кем ты должен быть", что связано с утверждением права на жизнь нового этноса среди своих соседей. (150–450 лет)

 

3. Акматическая фаза, в которой плотность пассионариев увеличивается настолько, что они начинают мешать друг другу и устойчивости этноса; избыток их выплескивается за пределы ареала этноса или производит аннигиляцию внутри себя. Господствующий императив: "Будь самим собой". (450–600 лет)

 

4. Фаза надлома, связанная с ростом частоты субпассионарного признака. "Мы устали от великих" - императив этой фазы, самой болезненной в этногенезе, начинающейся с демографического взрыва и кончающейся демографическим спадом. (600–750 лет)

 

5. Инерционная фаза - фаза постепенного снижения пассионарного напряжения, позволяющая этносу стабилизироваться после надлома. Пассионарии перестают мешать друг другу, и тогда расцветает культура, ибо становится возможным накопление культурных ценностей, очень часто уничтожаемых в огне предыдущих "горячих" фаз. Императив поведения - "Будь таким, как я". (750–1000 лет)

 

6. Устойчивость этноса неожиданно теряется, когда пассионариев становится настолько мало, что системные связи, поддерживаемые их энергией, ослабевают и обрываются. Субпассионарии получают недолгое преобладание в этносе, диктуя свой императив: " Будь таким, как мы". Наступает фаза обскурации, которую не всякому этносу удается пережить. (1000–1150 лет)

 

7. А если это все-таки случается, то этнос возвращается к первоначальному энергетическому уровню. Эта фаза гомеостаза, в которой изолированный этнос может существовать сколь угодно долго. Остаются только гармоничные особи, нашедшие равновесие с вмещающим и кормящим их ландшафтом, который на предыдущих двух фазах безжалостно разрушался субпассионариями. императив гемеостаза - "Будь самим собой доволен". (1150 лет – неопределённо долго)

 

Последовательность  фаз и их длительность нестолько  закономерны для известных и  закончившихся процессов этногенеза, что их знание может послужить  универсальным методом датировки  и реконструкции процессов, оставивших после себя слабый след в истории. А в совокупности с детальным  знанием механизма этногенеза, этот метод становится чутким инструментом в руках исследователя этнокультуры, позволяя из множества вариантов и гипотез исключать заведомо невозможные с точки зрения этногенеза.

География пассионарных толчков

По  известным пассионарным толчкам  можно определить их ширину на поверхности  Земли. Так, пассионарный толчок, создавший современный Западноевропейский суперэтнос, имел место в середине VIII века. Пассионарные популяции образовались на узкой полосе, протянувшейся от Южной Норвегии, через Северное море мимо Англии и Дании, Северную Германию, Иль-де-Франс, Астурию и Лузитанию. В IX веке образовались первые этносы: норвежцы, выбросившие из своих фьордов свирепых викингов, которые всю фазу подъема до XI века бороздили Балтийское и Средиземное моря, грабя побережья и устраивая там свои королевства: в Дании, Англии, Ирландии, Нормандии, Гренландии и Ньюфаундленде, где их скинули пассионарные еще в то время эскимосы, и в Сицилии. После верденской клятвы заявили о своем существовании французы и немцы (843 г.), произведя этнический раздел Священной Римской империи германской нации. Немцы (саксонцы) начали свой более чем тысячелетний Drang nach Osten, французы покончили с остатками империи Карла Великого. Испанцы из Астурии начали Реконкисту. И все они вместе всю акматическую фазу высылали избытки своих пассионариев в крестовые походы (1096-1270). Однако, существенно, что процессы этногенеза в Англии, Дании, Италии и Швеции начались только после того, как там побывали и оставили свое потомство, соответственно норвежские викинги (Англия, Дания, Швеция, Сицилия), французские феодалы (Англия и Италия), немецкие рыцари (Италия, Чехия, Пруссия). То есть произошло явление пассионарного дрейфа, доказывающее, что пассионарный признак переносится половым путем и передается по наследству. Таким образом, этногенез, вне зоны пассионарного толчка может начаться лишь в результате миграций уже пассионарных этносов. То, что пассионарный толчок не задел ни Южную Швецию, ни Англию, ни Данию позволяет нам рассчитать его ширину. Она, оказывается, не превышает 200 километров. К такому же выводу можно придти, рассмотрев пассионарный толчок VII века до н.э. Линия его проходит через Южную Галлию (кельты - галлы), центр Аппенинского полуострова, где появились римляне, самниты, латины, через Грецию от Эпира до Эвбеи, Малую Азию (Эфес, Милет - эллины), Киликию (киликийские пираты), Мидию, Персиду, Бенгалию (Магадхи, Нанды, Маурьи). Зная подробное расселение италийских племен, у которых начался процесс этногенеза, а также географию тех греческих городов, которые выплеснули своих пассионариев во вторую греческую колонизацию, можно также установить ширину пассионарного толчка, которая не превышает опять-таки 200 км. Это справедливо и для всех остальных толчков.

 

Геометрия геодезической линии такова, что, зная две ее точки, остальные можно  определить однозначно. Поэтому, если мы знаем хотя бы две этногенные области для двух этносов одного и того же пассионарного толчка, то, однозначно, определится линия, на которой располагается этногенетическая область третьего этноса, появившегося одновременно с первыми двумя  в интересующем нас ареале.

Сам пассионарный толчок, который был описан как эмпирическое обобщение, объясняющее колебания этносферы, явно неземного происхождения. Уже то, что оси зон толчков располагаются на поверхности планеты, как линии, концы которых ограничены кривизной планеты, а перпендикуляры к ним проходят через центр Земли, указывает на зависимость оси толчка от магнитного поля планеты. Предположение, что эти энергетические удары по Земле идут не от Солнца, а из рассеянной энергии галактики, нашло уточнение. Американский астроном Джон Эдди обнаружил, что деятельность Солнца варьирует настолько, что даже 11 летний цикл активности солнечных пятен не прослеживается на основе этих выводов Джон Эдди составил график солнечной активности за 5 тыс. лет. И оказалось, что все датированные пассионарные толчки хронологически совпадают с минимумами солнечной активности либо с периодами её спада. Это уже закономерность, позволяющая интерпретировать явление. При уменьшении солнечной активности защитные свойства ионосферы снижаются, и отдельные кванты или пучки излучения могут достигнуть земной поверхности. А жесткое излучение, как известно, вызывает мутации

Зоны  пассионарных толчков — это узкие  полосы шириной около 300 км при широтном направлении к несколько больше при меридианальном, примерно на 0,5 окружности планеты. Они похожи на геодезические линии. Возникают толчки редко — два или три за тысячу лет, и почти никогда не проходят по одному и тому же месту. Геодезическая линия, на не плоской поверхности, — аналог прямой на плоскости — соединяет кратчайшим путем две избранные точки. То есть по отношению к земному шару это отрезок “дуги большого круга” (картографический термин, определяющий линию пересечения поверхности земного шара и секущей плоскости, проходящей через его центр)

Удар  жестким излучением из космоса, согласно теории пассионарности, вызывает микромутации, в результате которых количество пассионариев увеличивается и они  выводят популяцию из состояния  равновесия со средой. Весь процесс  “этногенеза” — процесс колебания  доли особей всех трех категорий в  составе общей численности популяции, до восстановления балансировочного режима пребывания популяции в среде, не изменяющегося со сменой поколений.

Биологическая причина этногенеза

Внутренней  причиной этногенеза по Л.Н.Гумилеву является исключительно микромутация, которая  отражается на генетически обусловленной  совокупной матрице потенциальных  возможностей и предрасположенностей. Если обратиться к работе Г.Климова  “Протоколы советских мудрецов” (Издательство “Глобус”, Сан-Франциско, 1981 г.), посвященной роли биологического вырождения в истории культуры, то оказывается, что списки “пассионариев” и вырожденцев, оставивших свой след в культуре, науке, политике, а сверх того пословицу — “природа отдыхает на детях гениев”, — поскольку их потомство было неплодно, нежизнеспособно или дегенеративно, совпадают. Изрядная часть “пассионариев”, согласно данным Г.Климова, имела склонность к половым извращениям, нервным и психическим расстройствам. То есть они были “пассионарны” просто потому, что не могли физически или психически жить нормальной жизнью общества, т.е. семейной жизнью. Также Г.Климов приводит статистику об особой предрасположенности евреев к нервно-психическим расстройствам, основой коего является вырождение, что опять же вполне согласуется с неувядающей пассионарностью “богоизбранного народа” и ролью членовредительства (обрезания) в нарушении развития нервной системы. То есть изрядная часть “пассионариев” принадлежит к категории, характеризуемой пословицей: сила есть — ума не надо.

Информация о работе Теория пассионарности Льва Гумилева