Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:05, доклад
1. Типология культур.
2. Этническая и национальная культура.
3. Восточный тип культуры.
4. Западный тип культуры.
5. Синтез Западной и Восточной культур в российской цивилизации.
Типология культур
1. Типология культур.
2. Этническая и национальная культура.
3. Восточный тип культуры.
4. Западный тип культуры.
5. Синтез Западной и Восточной
культур в российской
1. Типология культур.
Типология – это метод научного познания, который предполагает группировку культурных объектов с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.
Существует множество
2. Этническая и национальная культура.
В культуре развитой нации всегда есть этническая составляющая – культура этносов, из которых эта нация образовалась. Этническая культура – это самый древний слой национальной культуры. Она охватывает сферу быта и несет обычаи предков. Она проявляет себя в особенностях одежды, пищи, фольклоре, народных ремеслах и медицине. В этнической культуре выражается вековой опыт народа, способы ведения хозяйства, связь человека с природной средой. Этническая культура имеет свои символы (самовар, матрешка).
Но национальная культура не сводится к этнической. Она формируется на основе письменности и образования. Она воплощается в науке и искусстве, литературе и философии, социально-технологичеком развитии общества. Овладение национальной культурой не дается само собой, оно требует от человека определенных интеллектуальных усилий, самообразования.
Этническая культура – это базис,
на котором возникает национальная
культура. Она является источником
национального языка, тем, образов,
сюжетов национального
- Этническая культура
- Этническая культура закрыта, невосприимчива к влиянию других культур. Национальная культура открыта контактам с другими культурами, усваивает их лучшие достижения.
- Этническая культура стремится
сохранить локальные
Данные противоречия приводят к тому, что существует разрыв между национальной и этнической культурой.
3. Восточный тип культуры.
Восточный тип культуры представлен широко и разнообразно, включает 3 основные традиции: арабо-исламская, китайско-конфуцианская, индо-буддийская. Этот тип возник в глубокой древности, распространен и сейчас. Основные черты восточных культур:
1) Отношение ко времени.
2) Сосредоточенность на духовном. Смысл жизни человека – постижение сакрального смысла бытия, а не реализация практических прагматических целей. Восточные культуры интравертны, то есть направлены на внутренний духовный мир человека.
3) Принцип коллективизма. Личные
интересы подчинены
Данные особенности культуры определяют черты общественного устройства: вертикальный характер отношений между людьми (отношения господином и подчиненным); деспотический характер власти, огромная роль государства, отсутствие прав и свобод.
4. Западный тип культуры.
Западный тип культуры более молодой и распространенный (США, Канада, Австралия). Основные истоки ЗТК:
- возникновение теоретической
науки как рационального,
- возникновение первого опыта
демократической регуляции
- возникновение христианской
Особенности ЗТК:
1) Отношение ко времени.
2) Рационализм общественного
3) Индивидуализм. Признание
Данные особенности культуры определяют
черты общественного
Главными проблемами западной культуры сегодня являются разрушение семьи, традиций, ценностей, норм, бездуховность, потребительство.
5. Синтез Западной и Восточной
культур в российской
Помимо западного и восточного типов культур существуют специфические срединные типы, совмещающие в себе черты того и другого. Для них характерны следующие особенности:
- полиэтничность (много народов)
- поликонфессиональность
- толерантность
- открытость
- способность к культурной
К числу таких культур относится и российская культура.
Восточные черты РК:
- подавляющая роль государства
- общинно-коллективистское сознание общества
- негативное отношение к
- восприятие человека как «
- огромная роль духовных
Западные черты РК:
- доминирующая религия –
- элементы светской культуры – театр, музыка, живопись, литература
- стремление использовать
1. Историческая типология
2. Восточный и западный типы культуры.
3. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры.
4. Профессиональная культура
1. Историческая типология
В современной культурологии слож
Существенной проблемой для всякого исторически масштабного исследования является установление неких дискретных временных отрезков - периодов. Периодизация - база дальнейших типологических исследований культуры, необходимый инструмент в работе с непрерывно текущим реальным временем.
Членение времени, представление его линейно направленным от прошлого через настоящее в будущее. (Геродот, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).
"Линейная" схема в понимании
исторического развития
Другой подход связан с выделением локальных культур. Формирование этой типологии связано с одной стороны, укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности разных народов, а с другой - явное влияние со стороны биологических наук, обусловили идею представлять в культурологии и в истории социальные процессы по типу биологических. Предполагалось, что общество можно мыслить как организм с процессами рождения - развития - смерти. (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Ф Ницше, А.Тойнби, П.А. Сорокин)
2. Восточный и западный типы культуры
Культура универсальна. Но исследователи культуры зафиксировали не только ее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций позволяющих выделить различия определенных культур.
Пространственным (синхронным) членением мира культуры выступает выделение 2 регионов - Запада и Востока Это деление не территориальное и не жестко хронологическое - оно подвижно Дихотомия Восток - Запад связана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития отличием менталитета.
Эти два культурных мира основаны на несовпадающих принципах. Запад связан с частнособственнической активностью с капиталистическим уровнем товарно-рыночных отношений, а Восток не знал всеохватывающего использования частнособственнических отношений, не отстраивал систему гражданского общества. Эти обстоятельства отразились в различии духовного мира специфичности религиозных умопостроений в правилах и обычаях, в повседневной жизни динамичность продуктивность Запада и "застылось", репродуктивность Востока наложили отпечаток на все проявления их культурного бытия.
На рубеже XX-XXI вв. Обнаружился неадекватный характер представлении об основном противоречии современной эпохи как противостоянии капитализма и социализма. Они оказались лишь различными формами индустриального общества ипостасями противоборства осевых культурно-цивилизационных комплексов, которые символически обозначаются "Запад" и Восток", которые традиционно характеризуются как жизнеустроительные полярности: Запад - это материализм, активизм, индивидуализм и свобода личности, а Восток - духовность, созерцательность коллективизм и тоталитаризм.
Материализм и рационализм Запада
- такая же достоверность, как и
устойчивая идеалистическая традиция
в его научной, нравственной, эстетической,
религиозной и философской куль
Западный практицизм выявился на пороге Нового времени и в полном объеме предстал в современной западной динамике. Дело ради дела, пассионарная энергетика внешнего обустройства - поучительная ипостась западного образа жизни. Неограниченный активизм обнаруживает и негативные последствия по мере достигаемых им триумфов. Главное здесь - утрата человекотворческого смысла деятельности, превращение человека в стандартизированный товар, то есть - уничтожение самоценности и уникальности личности.
Самооценка "Запада" как колыбели
и "двигателя" свободы личности
и демократии объясняется потребностями
идеологического обеспечения ве
Эволюция "восточной" культурно-цивилизационного комплекса во многом совпадает с чертами характерными для "западного" и часто по времени и глубине воздействия опережает его, объясняя генезис ряда западных феноменов. Россия само идентифицирует себя как не Запад и не Восток, а европейский культурно-цивилизационный комплекс на евразийском континенте. Приливы и отливы деятельного активизма у нас определялись способностью творческого ответа на вызовы времени. Индивидуальное личностное начало выступало не эфемерной антитезой авторитаризма, а условием свободной соборности. В этом - свидетельство возможности личной свободы не только в западной системе координат. Общинный же принцип принудительного коллективизма, механической "сборности", неизменно приводил к вырождению авторитаризма в тоталитаризм.
Современность впервые ставит человечество перед дилеммой конвергенция или дивергенция культурно-цивилизационных комплексов "Запад" и "Восток". Выбор из них в качестве вектора взаимодействия объективно определяется нарастанием центростремительных и центробежных тенденций - к глобализации интеграции мира и вместе с тем к его дифференциации, усилению разнообразия. Концепции конвергенции (как суммы положительных черт осевых культурно цивилизационных комплексов) быстро обнаружили механицизм такого подхода абсолютизацию его общецивилизационных оснований, их индифферентность к органике различных культур. Дивергенция же тяготеет к абсолютизации самодостаточности локальных или региональных культур. Доведенная до разрыва с общечеловеческими ценностями она также контрпродуктивна.