Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:05, доклад
1. Типология культур.
2. Этническая и национальная культура.
3. Восточный тип культуры.
4. Западный тип культуры.
5. Синтез Западной и Восточной культур в российской цивилизации.
Глубокий анализ "массовой культуры" сделал канадский социолог М. Маклюэн. Он (как Д. Белл) приходит к выводу о том что СМК порождают и новый тип культуры. М. Маклюэн (работы "Галактика Гуттенберга", 1962г., "Понимание средств связи", 1964 г., "Культура наше дело", 1970 г.) считает, что отправной точкой эпохи "индустриального и типографского человека" явилось изобреение И. Гуттенбергом в XV в. печатного станка.
Современные СМИ, создав "глобальную деревню", создают и "нового племенного человека", который отличается от того "племенного" жившего когда-то на земле тем, что его мифы формирует "электронная информация". Печатная техника создала публику, электронная - массу. Маклюэн, определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, подчеркивал эскейлистскую (т. е. Уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.
Сегодня масса изменилась, массы стали образованными. Информированными субъектами масс культуры являются не просто масса, а и индивиды, объединенные различными связями. Субъект "массовой культуры" может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. Понятие "массовая культура" характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе рассчитанное на массовое потребление этой культуры.
Истоки распространения масс культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал К. Маркса ╚Капитале╩, где он рассмотрел все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе через призму понятия "товар". Перенесение в сферу художественной культуры финансово-индустриального подхода, который царит и в др. Отраслях индустриального производства, в сочетании с мощным развитием СМК привело к созданию масс культуры. Многие творческие организации связаны с банковским и промышленным капиталом, что толкает их на выпуск коммерческих кассовых, развлекательных произведений (кино, дизайн ТВ). Потребление этой продукции - это массовое потребление, т. к. аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов стадионов, миллионов зрителей ТВ и киноэкранов.
В социальном плане масс культура формирует новый общественный слой ("средний класс"). Процессы его формирования и функционирования в области культуры конкретизировал французский философ и социолог Э. Морен в книге "Дух времени" (1962 г.). Понятие "средний класс" стало основополагающим в культуре и философии. Он сделал популярной массовую культуру.
Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Целью масс культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (зрителя, слушателя, читателя), что формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.
Формируемое масс культурой массовое сознание многообразно в проявлении. Оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью, имеет специфические средства выражения. Масс культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы, где главное - формула. Такая ситуация стимулирует идолопоклонство.
Массовая культура породила феномен потребительского общества, в котором отсутствуют духовные ценности. Происходит нивелирование человека, он схож со всеми другими, как по своим желаниям, так и по образу жизни. С развитием информационного поля в планетарном масштабе происходит массовое производство и репродуцирование произведений искусства, появляется стандарт в духовной сфере. Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. Законы массового искусства одни: повторяемость, погоня за внешними эффектами, примитив с точки зрения содержания. Положительные моменты массовой культуры: развлекает, доставляет чувственное удовольствие, отдых; однако (!) массовая культура сиюминутна, имитирует приемы подлинного искусства, рассчитана на внешний эффект (шоу-бизнес, стриптиз). Массовое общество, по мнению Х. Ортеги-и-Гассета, - это "скопище посредственностей, где каждый ощущает себя таким же, как все; доволен своей неотличимостью; "массовый" человек навязывает свою заурядность всем" ("Восстание масс", 1930). Н.А. Бердяев отмечал, что демократия оказывает растлевающее влияние на культуру; культура понижается в своем качестве и ценности, она делается более дешевой, более доступной, более полезной и комфортабельной, но и более плоской и лишенной стиля ("Философия неравенства").
4. Профессиональная культура
Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной подготовки. Состояние общества безусловно влияет не качество профессиональной культуры. Поскольку для этого необходимы соответствующие учебные заведения, дающие квалифицированное образование, институты и лаборатории, студии и мастерские и т.п. поэтому высокий уровень профессиональной культуры и является показателем развитого общества.
В принципе, ею должен обладать каждый, кто занят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т. е. профессиональный опыт.