Типология культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:05, доклад

Описание работы

1. Типология культур.
2. Этническая и национальная культура.
3. Восточный тип культуры.
4. Западный тип культуры.
5. Синтез Западной и Восточной культур в российской цивилизации.

Файлы: 1 файл

Типология культур.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Конструктивный подход - в синтезе культурно-цивилизационных комплексов, как органическом единстве человеческого рода вида и индивида, способности различных культур быть открытыми другим, оставаясь собою. Это объективная тенденция к цивилизационному единству в культурном многообразии.

В современных исследованиях оба  понятия используются для обозначения  двух цивилизационных типов развития: восточного, где преобладает традиция, и западного, в котором доминирует новаторство.

Таким образом, традиционным называется общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени.

Для взаимоотношений человека и  социума в обществах традиционного  типа характерны следующие черты:

традиционализм, т.е. отсутствие исторического  динамизма, неизменность социально-экономического уклада;

связь человека со своей социальной группой и подчинение ей;

неотделимость мировосприятия человека, как от окружающей природы, так и  от собственной телесной природы. В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта;

обусловленность мировосприятия человека существующим типом мировоззрения (мифология, религия). Основой духовной культуры восточных цивилизаций  является миф.

Западная культура (европейская) в своем основном значении - это культурная общность стран и народов Европы, сохраняющаяся с эпохи Древней Греции по настоящее время. Термин "западная" говорить о ее отличиях от восточной культуры в плане как внутренних импульсов и культурных установок, так и в плане их исторических последствий, результатов, прежде всего в технологической области. Поэтому еще называют - Техногенная культура. Исторически европейская культура базируется на экспериментальной науке и на соответствующей системе образования. Европейская наукоемкая культура предполагает постоянное обновление и модернизацию производства.

 

3. Типология культур: этническая  и национальная; элитарная и массовая  культуры.

Типология означает определенную классификацию  явлений по общности каких-либо признаков. Под типом культуры можно понимать общность черт, характеристик, проявлений, отличающую данные культуры (культуру) от других, или фиксацию определенных, качественно однородных этапов развития культуры. Типология культуры - это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу.

Главное условие типологизации - единство критерия, на основе которого выделяются типы культур. Примеры критериев  типологизации:

способ трансляции культуры (традиционные и нетрадиционные);

специфика социальной структуры или  деление общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, маргинальная и т.д.);

уровень технологии материального, социального  и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры).

Для построения типологии культуры представляются принципиальными следующие  соображения.

тип, типология культуры производны от понимания, трактовки, определения  самого понятия "культура".

типология культуры зависит от понимания природы культурно-исторического развития и многообразия;

возможна типология культуры с  учетом фактора времени (синхронная) или без учета времени (диахронная);

для создания типологии культуры необходимо ясное представление о критериях  обобщения феноменов культурного  многообразия.

В основе выделения этнической культуры лежит этническая общность: она изначально имеет биологическую природу, самые  древние восходят к доисторическим временам. В их основе лежат общие наследственные психофизиологические особенности людей, связанные единством происхождения, а на ранних этапах и определенной областью обитания. В этнической культуре самосознание (осознание принадлежности к общности) "этнониме" определяет "границы" данного этноса. Что выражается в установке сознания "мы - они", "свое - чужое". Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижений, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Этнос - социокультурная общность людей.

 Таким образом, культура этническая - культура определенного этноса, творческая форма его жизни деятельности по воспроизведению и обновлению бытия. Формирование этнической культуры происходит в процессе:

синтеза первичных факторов: языка, освоения территории, местоположения, климатических условий, особенностей ведения хозяйства и быта;

синтеза вторичных генеративных факторов: системы межличностной коммуникации, эволюции городов, преобладания той  или иной религии; становления определенного  хозяйственно-культурного типа в  экономике; создания системы образования, идеологии, пропаганды; влияние политических факторов;

психологических особенностей, стереотипов  поведения, привычек, ментальных установок; внешних взаимодействий с другими  этносами в рамках национального  государства и за его пределами.

Национальная культура имеет соционормативную структуру, которая обеспечивает координацию  поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности; предохраняет от распада и способствует адаптации членов общества к внешним  и внутренним условиям.

Понятие национальной культуры невозможно определить вне существования в  этой культуре государственных структур. Таким образом, нации могут быть моноэтничными и полиэтничными. Следует отличать понятия "нация" и "народ". Нация - территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуру и политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А так как нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших социальных групп. Этнические культуры входят в состав национальной культуры.

 

В зависимости от того, что создает культуру и какой ее уровень, социологи различают 3 ее формы - элитарную, народную и массовую.

Элитарная (высокая) культура создается  и потребляется привилегированной  частью общества - элита (от фр. Elite - лучшее отборное, избранное), либо по ее заказу профессиональными творцами. Элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества. К высокой культуре относится изящное искусство, классическая музыка и литература. Она трудна для понимания неподготовленного человека. Круг потребителей высокой культуры - это высокообразованная часть общества (критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты). Этот круг расширяется, когда уровень образования на селения растет. Разновидностями элитарной культуры считаются светское искусство и салонная музыка. Формулой элитарной культуры является "искусство для искусства" и практика "чистого искусства".

Народная культура включает в себя два вида - популярную (песни Аллы Пугачевой) и фольклорную (колядные праздники, русские причитания) культуры. По этому в народной культуре можно выделить два уровня - высокий (связан с фольклором, включает народные предания, сказки, эпос, старинные танцы, которые сегодня существуют как историческое наследие, и постоянно пополняются новообразованиями - со временным городским фольклором) и сниженный (ограничен так называемой поп-культурой).

Авторы фольклорных произведений обычно неизвестны. Анонимность авторов  не позволяет отнести эти творения к элитарной культуре. В отличие  от элитарного искусства (нового искусства, которое отчуждает людей от реальной жизни) функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (рассказ легенды), групповыми (исполнение песни или танца), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры в индустриальном обществе - большинство общества. Но в постиндустриальном обществе ситуация меняется

Массовая культура (от лат massa - ком, кусок и cultural - возделывание, воспитание) не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она появилась в середине ХХ в., когда СМИ (радио печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Термин "массовая культура" впервые был введен нем философом М. Хоркхаймером в 1941 г. И американским ученым Д. Макдональдом в 1944 г.

Массовая культура может быть интернациональной  и национальной. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. У  нее самая широкая аудитория и она является авторской. Эстрадная музыка понятна и доступна всем возрастам всем слоям населения независимо от уровня образования, т к массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей.

 Поэтому образцы ее (шлягеры)  быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды. Этого не происходит с произведениями элитарной и народной культуры.

Высокая культура обозначает пристрастия  и привычки горожан аристократов богатых правящей элиты, а массовая - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре (классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой). Некоторые жанры литературы (детективы, комиксы, фантастика) относят только к популярной или массовой культуре.

Различие между высокой и народной культурой такое же, как между национальной и этнической. Высокая и национальная культура может быть только письменной, а этническая и народная - любой.

Элитарная культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая - преимущественно необразованным. Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью общества. Эта культура поначалу носит экспериментальный или авангардный характер, т. к. высокие образцы художественной культуры опережают свое время иногда на 50 лет (они оказываются восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов намного позже, чем эти художественные приемы были впервые приняты). С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается.

Элитарная культура сохраняет в культуре творческое начало и пафос. Высокая культура создается привилегированной частью общества. Смысл элитарной культуры - в поиске красоты, истины, воспитании нравственных качеств личности. У Гераклита и Платона человеческое познание делится на: знание (доступное интеллекту) и мнение (толпы). Элитарное искусство ориентировано на элиту - часть общества, обладающую особой художественной восприимчивостью (необходимо воспитывать эстетический вкус; восприятие красоты требует специальной подготовки, работы ума и души; независимости мировоззрения, философствования и т.д.). Т.е. если ты чувствуешь прекрасное, испытываешь эстетический восторг и наслаждение от увиденного или услышанного, то ты уже принадлежишь к элите. Элитарная культура существует в определенных социальных группах.

Элитарная культура присуща привилегированным  слоям общества, отличается углубленностью, сложностью, иногда изощренностью форм. Элитарная культура исторически  формировалась в сословиях, классах, иных социальных группах, имевших благоприятные условия приобщения к культуре, особый культурный статус. Элитарная культура противостоит массовым стереотипам, тяготеет к индивидуальному, в крайнем виде индивидуалистическому; имеет несколько замкнутый характер. Для элитарной культуры характерны нетривиальность подходов к устоявшимся нормам, настойчивое освоение мало изученных областей; некоторые из них впоследствии могут войти в общекультурное достояние, что наблюдается, в частности, в культуре художественной

Массовая культура в противопоставление элитарной культуре, обозначилась в условиях появления массового производства, крупных городов, развития СМИ.

Для рубежа XIX-XX веков стала характерна всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все сферы жизни. Философы XX в. Проанализировали активную роль людских масс в социальных сферах.

Х. Ортега-и-Гассет в работе "Восстание  масс" (1930 г.) выводит понятие "масса" из определения ╚толпа╩. Толпа в  количественном и визуальном отношении - это множество, а множество с  точки зрения социологии и есть масса. "Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Таким образом количественное определение - "многие" - переходит в качественное". Причина выдвижения масс на авансцену истории в низком качестве культуры, когда человек данной культуры "не отличается от остальных и повторяет общий тип".

Американский социолог Д. Белл в  работе "Конец идеологии" (1960 г.) Определяет особенности современного общества возникновением массового производства и массового потребления. Он формулирует следующие значения понятия "масса": 1) недифференцированное множество (противоположность понятию класс); 2) синоним невежественности (как Х. Ортега-и-Гассет); 3) механизированное общество (человек воспринимается как придаток техники); 4) бюрократизированное общество (в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности); 5) толпа (в психологическом смысле толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Человек сам по себе может быть культурным, но в толпе - это варвар! Вывод: массы - это воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

Информация о работе Типология культур