Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:05, доклад
1. Типология культур.
2. Этническая и национальная культура.
3. Восточный тип культуры.
4. Западный тип культуры.
5. Синтез Западной и Восточной культур в российской цивилизации.
Конструктивный подход - в синтезе культурно-цивилизационных комплексов, как органическом единстве человеческого рода вида и индивида, способности различных культур быть открытыми другим, оставаясь собою. Это объективная тенденция к цивилизационному единству в культурном многообразии.
В современных исследованиях оба
понятия используются для обозначения
двух цивилизационных типов
Таким образом, традиционным называется общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени.
Для взаимоотношений человека и
социума в обществах
традиционализм, т.е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада;
связь человека со своей социальной группой и подчинение ей;
неотделимость мировосприятия человека, как от окружающей природы, так и от собственной телесной природы. В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта;
обусловленность мировосприятия человека существующим типом мировоззрения (мифология, религия). Основой духовной культуры восточных цивилизаций является миф.
Западная культура (европейская) в своем основном значении - это культурная общность стран и народов Европы, сохраняющаяся с эпохи Древней Греции по настоящее время. Термин "западная" говорить о ее отличиях от восточной культуры в плане как внутренних импульсов и культурных установок, так и в плане их исторических последствий, результатов, прежде всего в технологической области. Поэтому еще называют - Техногенная культура. Исторически европейская культура базируется на экспериментальной науке и на соответствующей системе образования. Европейская наукоемкая культура предполагает постоянное обновление и модернизацию производства.
3. Типология культур: этническая и национальная; элитарная и массовая культуры.
Типология означает определенную классификацию явлений по общности каких-либо признаков. Под типом культуры можно понимать общность черт, характеристик, проявлений, отличающую данные культуры (культуру) от других, или фиксацию определенных, качественно однородных этапов развития культуры. Типология культуры - это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу.
Главное условие типологизации - единство критерия, на основе которого выделяются типы культур. Примеры критериев типологизации:
способ трансляции культуры (традиционные и нетрадиционные);
специфика социальной структуры или деление общества на классы и страты (культуры деревенская, городская, профессиональная, маргинальная и т.д.);
уровень технологии материального, социального
и интеллектуального
Для построения типологии культуры представляются принципиальными следующие соображения.
тип, типология культуры производны от понимания, трактовки, определения самого понятия "культура".
типология культуры зависит от понимания природы культурно-исторического развития и многообразия;
возможна типология культуры с учетом фактора времени (синхронная) или без учета времени (диахронная);
для создания типологии культуры необходимо
ясное представление о
В основе выделения этнической культуры лежит этническая общность: она изначально имеет биологическую природу, самые древние восходят к доисторическим временам. В их основе лежат общие наследственные психофизиологические особенности людей, связанные единством происхождения, а на ранних этапах и определенной областью обитания. В этнической культуре самосознание (осознание принадлежности к общности) "этнониме" определяет "границы" данного этноса. Что выражается в установке сознания "мы - они", "свое - чужое". Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизни, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижений, жилище, знания, верования, виды народного искусства.
Этнос - социокультурная общность людей.
Таким образом, культура этническая - культура определенного этноса, творческая форма его жизни деятельности по воспроизведению и обновлению бытия. Формирование этнической культуры происходит в процессе:
синтеза первичных факторов: языка, освоения территории, местоположения, климатических условий, особенностей ведения хозяйства и быта;
синтеза вторичных генеративных факторов:
системы межличностной
психологических особенностей, стереотипов поведения, привычек, ментальных установок; внешних взаимодействий с другими этносами в рамках национального государства и за его пределами.
Национальная культура имеет соционормативную структуру, которая обеспечивает координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности; предохраняет от распада и способствует адаптации членов общества к внешним и внутренним условиям.
Понятие национальной культуры невозможно определить вне существования в этой культуре государственных структур. Таким образом, нации могут быть моноэтничными и полиэтничными. Следует отличать понятия "нация" и "народ". Нация - территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуру и политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А так как нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших социальных групп. Этнические культуры входят в состав национальной культуры.
В зависимости от того, что создает культуру и какой ее уровень, социологи различают 3 ее формы - элитарную, народную и массовую.
Элитарная (высокая) культура создается и потребляется привилегированной частью общества - элита (от фр. Elite - лучшее отборное, избранное), либо по ее заказу профессиональными творцами. Элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества. К высокой культуре относится изящное искусство, классическая музыка и литература. Она трудна для понимания неподготовленного человека. Круг потребителей высокой культуры - это высокообразованная часть общества (критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты). Этот круг расширяется, когда уровень образования на селения растет. Разновидностями элитарной культуры считаются светское искусство и салонная музыка. Формулой элитарной культуры является "искусство для искусства" и практика "чистого искусства".
Народная культура включает в себя два вида - популярную (песни Аллы Пугачевой) и фольклорную (колядные праздники, русские причитания) культуры. По этому в народной культуре можно выделить два уровня - высокий (связан с фольклором, включает народные предания, сказки, эпос, старинные танцы, которые сегодня существуют как историческое наследие, и постоянно пополняются новообразованиями - со временным городским фольклором) и сниженный (ограничен так называемой поп-культурой).
Авторы фольклорных
Массовая культура (от лат massa - ком, кусок и cultural - возделывание, воспитание) не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она появилась в середине ХХ в., когда СМИ (радио печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Термин "массовая культура" впервые был введен нем философом М. Хоркхаймером в 1941 г. И американским ученым Д. Макдональдом в 1944 г.
Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. У нее самая широкая аудитория и она является авторской. Эстрадная музыка понятна и доступна всем возрастам всем слоям населения независимо от уровня образования, т к массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей.
Поэтому образцы ее (шлягеры) быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды. Этого не происходит с произведениями элитарной и народной культуры.
Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан аристократов богатых правящей элиты, а массовая - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре (классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой). Некоторые жанры литературы (детективы, комиксы, фантастика) относят только к популярной или массовой культуре.
Различие между высокой и народной культурой такое же, как между национальной и этнической. Высокая и национальная культура может быть только письменной, а этническая и народная - любой.
Элитарная культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая - преимущественно необразованным. Высокая и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью общества. Эта культура поначалу носит экспериментальный или авангардный характер, т. к. высокие образцы художественной культуры опережают свое время иногда на 50 лет (они оказываются восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов намного позже, чем эти художественные приемы были впервые приняты). С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной культурой снижается.
Элитарная культура сохраняет в культуре творческое начало и пафос. Высокая культура создается привилегированной частью общества. Смысл элитарной культуры - в поиске красоты, истины, воспитании нравственных качеств личности. У Гераклита и Платона человеческое познание делится на: знание (доступное интеллекту) и мнение (толпы). Элитарное искусство ориентировано на элиту - часть общества, обладающую особой художественной восприимчивостью (необходимо воспитывать эстетический вкус; восприятие красоты требует специальной подготовки, работы ума и души; независимости мировоззрения, философствования и т.д.). Т.е. если ты чувствуешь прекрасное, испытываешь эстетический восторг и наслаждение от увиденного или услышанного, то ты уже принадлежишь к элите. Элитарная культура существует в определенных социальных группах.
Элитарная культура присуща привилегированным слоям общества, отличается углубленностью, сложностью, иногда изощренностью форм. Элитарная культура исторически формировалась в сословиях, классах, иных социальных группах, имевших благоприятные условия приобщения к культуре, особый культурный статус. Элитарная культура противостоит массовым стереотипам, тяготеет к индивидуальному, в крайнем виде индивидуалистическому; имеет несколько замкнутый характер. Для элитарной культуры характерны нетривиальность подходов к устоявшимся нормам, настойчивое освоение мало изученных областей; некоторые из них впоследствии могут войти в общекультурное достояние, что наблюдается, в частности, в культуре художественной
Массовая культура в противопоставление элитарной культуре, обозначилась в условиях появления массового производства, крупных городов, развития СМИ.
Для рубежа XIX-XX веков стала характерна всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все сферы жизни. Философы XX в. Проанализировали активную роль людских масс в социальных сферах.
Х. Ортега-и-Гассет в работе "Восстание масс" (1930 г.) выводит понятие "масса" из определения ╚толпа╩. Толпа в количественном и визуальном отношении - это множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса. "Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Таким образом количественное определение - "многие" - переходит в качественное". Причина выдвижения масс на авансцену истории в низком качестве культуры, когда человек данной культуры "не отличается от остальных и повторяет общий тип".
Американский социолог Д. Белл в работе "Конец идеологии" (1960 г.) Определяет особенности современного общества возникновением массового производства и массового потребления. Он формулирует следующие значения понятия "масса": 1) недифференцированное множество (противоположность понятию класс); 2) синоним невежественности (как Х. Ортега-и-Гассет); 3) механизированное общество (человек воспринимается как придаток техники); 4) бюрократизированное общество (в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности); 5) толпа (в психологическом смысле толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Человек сам по себе может быть культурным, но в толпе - это варвар! Вывод: массы - это воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.